В каком сражении персы прикрылись кошками

В каком сражении персы прикрылись кошками thumbnail

В 525 году до н. э. в районе египетского города-крепости Пелузий произошло сражение, в ходе которого был использован прием «психическая атака». Можно сказать, что персидский правитель Камбиз II стал его изобретателем.

Противником Камбиза был молодой фараон Псамметих III. Уже из названия статьи можно понять, что случилось. Но, на самом деле, историки рассказывают о произошедшем по-разному.

Версия первая:

Камбиз II и его войска вышли на открытое пространство перед городом Пелузий, где их ждали Псамметих и его армия. У фараона была более выгодная позиция. Во-первых, египетские войска удобно расположились на берегу Нила. Во-вторых, за спиной был город-крепость, в который всегда можно было отступить.

Но Камбиз пошел на хитрость. Его воины отложили щиты в стороны, взяв в руки кошек.

Известно, что египтяне считали кошку священным животным, которому нельзя причинять вреда. За гибель котейки можно было серьезно ответить. Уход из жизни животного, помимо прочего, нужно было оплакивать несколько дней.

Таким образом, египтяне потеряли возможность поражать персов на расстоянии. А в ближнем бою Камбиз со товарищи быстро разделались с солдатами Псамметиха.

Версия вторая:

по большому счету, смысл тот же. Только указывается, что египтяне находились на стенах города, а войска персов стремительно подходили к Пелузию. Впереди Камбиз пустил кошек, собак и птичек – ибисов. Вся эта живность была священной для народа, которым руководил Псамметих.

Собака прочно ассоциировалась с богом Анубисом, который был судьей в загробном мире. Кошка – с дочерью Ра – Баст. Ибисы – с богом Тотом, который «заведовал» науками и был очень мудр.

Увидев такое, египтяне растерялись. Против них на бой шли сами боги. Кроме того, не было возможности атаковать персов. Слишком велик был риск попасть в какое-нибудь животное или в птицу.

В итоге, Камбиз без проблем подошел к стенам города и захватил его.

На этом «интересности» не заканчиваются.

Во-первых, правитель персов не стал грабить и разрушать крепость. Порядки в городе остались прежними. Камбиз собственноручно принес в жертву, что положено, местным богам – верил, что высшие силы ему помогли.

Но, во-вторых, как оказалось, боги были коварны. Да, они помогли персам завоевать город египтян. Но боги не бросили в беде свой народ.

Случилось следующее:

1. Большая часть солдат Камбиза, спустя какое-то время, сгинула в песках пустыни. Воины осуществляли какой-то очередной переход. И не смогли противостоять природе. Позже их останки обнаружили археологи. Хотя нельзя на сто процентов быть уверенными в том, что это были солдаты Камбиза. Но именно так говорят.

2. Сам царь персов умер, спустя 3 года с момента завоевания Пелузия. Причина до сих пор не ясна. Возможно, что за правителем пришел сам Анубис.

Позже, психические атаки начали применять многие полководцы. Неплохо получилось у русских солдат в 1915 году. Известно, что немцы активно применяли химическое оружие. Однажды они сделали это. И, казалось, все русские солдаты в округе погибли. Немцы спокойно начали продвигаться вперед. И тут из окопов стали выскакивать русские. Кайзеровцы растерялись и проиграли сражение. Эпизод стал известен как «Атака мертвецов».

Рекомендую прочитать:

Не забудьте подписаться на канал ЗАГАДКИ ИСТОРИИ и поставить лайк:)

Источник

Самый стойкий враг сдается, если умело воздействовать на его психику. Изобретение «психической атаки» можно с полным правом приписать царю древней Персии Камбизу II, который с помощью единственной военной хитрости покорил целую страну.

Итак, время – 525 г. до нашей эры, место — город-крепость Пелузий (или Пелузиум), который еще называли «воротами Египта». Город стоял на перешейке, соединявшем Африку с Аравийским полуостровом. Именно здесь встретились войска персидского царя Камбиза II, который вознамерился подчинить Египет, и молодого фараона Псамметиха III.

Пелузий на англоязычной карте достопримечательностей Египта (обведен кружком).

Битва, произошедшая в поле под стенами крепости, с тактической точки зрения ничем особенным не выделялась, поэтому о ее результатах скажу кратко: персы победили при больших потерях с обеих сторон. Но для того, чтобы открыть себе дорогу в Египет, воинам Камбиза надо было еще разобраться с гарнизоном Пелузия и остатками египетской армии, которые укрылись за стенами.

Персы понесли тяжелейшие потери в полевом сражении, а город был хорошо укреплен. Первые попытки взять Пелузий штурмом окончились провалом. И Камбиз пошел на хитрость, не имевшую до того аналогов в истории войн. Описание этого эпизода сохранилось у греческого историка II века н.э. Полиэна в книге «Стратегемы».

Как рассказывает Полиэн, защитники Пелузия, ожидавшие на стенах начала очередного штурма, увидели невероятную картину: в первых рядах на крепость шли вовсе не люди! В качестве «отряда прикрытия» персы гнали к стенам кошек, собак и стайки местных птиц — ибисов. В наше время самые чувствительные из защитников, наверно, пробормотали бы себе под нос: «Вот живодеры!» – после чего открыли бы огонь. Но египтяне были шокированы этим зрелищем и замерли в нерешительности.

Читайте также:  Какое прозвище дать кошке

Почему? Дело в том, что Камбиз учел религиозные традиции противника. Все перечисленные животные считались в Египте священными. Собака, например, была символом бога Анубиса, который судил души умерших в загробном мире (его изображали с собачьей или шакальей головой). Кошка — зверь богини Баст, дочери бога Ра и покровительницы врачей. Ибис считался символом бога Тота, «заведовавшего» письменностью и знаниями.

Бог Анубис (слева) наблюдает, как его слуги взвешивают деяния умершего. Бог Тот (справа, с головой ибиса) записывает результат. Древнеегипетское изображение.

Так что, с точки зрения египетских воинов, ситуация выглядела более чем серьезно: начнешь убивать священных животных — не будет покоя и исцеления ни в этом мире, ни в ином. Более того: в бою, даже проигранном, есть шанс уцелеть, а вот убийство «божественного» зверя — гарантированная казнь. К примеру, жизнь священной кошки Баст ценилась в Египте выше человеческой (во всяком случае, это относилось к простолюдинам), а при смерти или гибели питомца весь дом, как пишет современный историк М.Дандамаев, был обязан облачаться в траур. При этом тела кошек бальзамировали, подобно фараонам и членам их семей!

Египетская статуэтка священной кошки богини Баст (или Бастет).

«Психическая атака» персов сработала успешно. Воспользовавшись массовым замешательством среди защитников, воины Камбиза ворвались в город. Пелузий пал, а с ним надолго ушла в небытие и независимость Египта…

Воины древней Персии.

Интересно, что Камбиз II, покорив Египет, не спешил рушить местные традиции, которые невольно помогли ему завоевать страну. Он объявил себя новым фараоном, потомком Ра, приносил местным богам обильные жертвы. Но боги все равно жестоко отомстили персидскому царю. Большая часть его войска, штурмовавшего Пелузий, в том же году погибла в пустыне во время одного из переходов (останки этой армии археологи нашли уже в наше время — 2500 лет спустя!), а сам Камбиз внезапно умер в 522 г. до н.э, когда возвращался из Египта на родину.

Любопытный факт. Различные приемы, действующие на психику врага, в дальнейшем применяли многие полководцы. Лучше всех получилось у русских во время Первой мировой войны, причем совершенно ненамеренно. Летом 1915 года под Белостоком 13-я рота Землянского полка подверглась газовой атаке со стороны немцев. Противогазов у наших не было. Когда клубы хлора провисели над русскими окопами достаточно долго, чтобы никого не осталось в живых, немцы не спеша двинулись занимать позиции. Внезапно русские солдаты поднялись в контратаку! Замотанные чем попало, окровавленные, буквально выплевывающие на ходу собственные легкие, бойцы 13-й роты походили на оживших покойников. От такого зрелища кайзеровцы в ужасе побежали. В историю войн этот эпизод вошел под названием «атака мертвецов».

Легендарная “атака мертвецов” в изображении художника первой четверти XX века.

Источник

Битва при Пелузии часто рассматривается как первая крупная битва между расцветающей империей Ахеменидов и Древним Египтом. Она произошла в 525 г. до н.э. близ Пелузия, который был важным египетским поселением в восточных пределах дельты Нила. Этот город даже называли восточными воротами Египта.

Армия персидского царя Камбиза II противостояла войскам фараона Псамметиха III (также известного как Псамменит). Интересно, что, несмотря на решающий характер сражения, бОльшая часть информации о битве доступна нам только через труды древних авторов и историков, а именно Геродота и Полиэна. И согласно этим источникам, уникальная тактика, примененная в битве, придала новый смысл психологическому элементу войны, который использовался уже в древние времена.

В каком сражении персы прикрылись кошками

Порт Пелузий – ворота Египта. Источник изображения: https://jeanclaudegolvin.com

Ищите женщину!

Согласно Геродоту, вражда между двумя империями возникла, когда отец Псамметиха, Амазис, решил одурачить Камбиза, послав ему не ту женщину. Камбиз якобы попросил руки дочери Амазиса. Но Амазис, опасаясь, что его собственная дочь проживёт всю жизнь наложницей, решил послать другую женщину – по имени Нитетис, дочь бывшего правителя, Априеса. Обнаружив обман, Камбиз был настолько разъярен, что решил вторгнуться в Египет. Однако к тому времени, когда персидские войска достигли египетских границ, Амазис был уже мертв, и его сыну Псамметиху пришлось принять участие в предстоящем сражении.

Подготовка

В результате фараону, который к этому моменту успел поуправлять государством только шесть месяцев, пришлось отправиться в крайние восточные пределы своего царства. Египтяне укрепили свои позиции в устье Нила вблизи города Пелузий.

В каком сражении персы прикрылись кошками

Камбиз и Псамметих. Художник Жан-Адриан Гинье. Источник изображения: https://louvre-art.blogspot.com

Исторически персы были не единственной иностранной державой, которая пыталась вторгнуться в Египет через Пелузий. Могучие ассирийцы испытали удачу в VIII веке до н.э., когда Сеннахериб пытался завоевать Египет, но предположительно был побежден, когда стая полевых мышей уничтожила ассирийские луки, колчаны и щиты (конечно, если верить на слово Геродоту). Учитывая этот (несомненно преувеличенный) отрывок из прошлой истории, Псамметих, возможно, чувствовал себя намного увереннее.

Читайте также:  Какие окрасы у кошек бывают название фото

В каком сражении персы прикрылись кошками

Поликрат Самосский спешит на помощь. Источник изображения: https://disgustingmen.com

Но не все было хорошо «в датском королевстве»: греки из кипрских городов вместе с большим флотом тирана Поликрата Самосского (Самос – греческий остров в восточной части Эгейского моря) решили присоединиться к персам. Стратегическое затруднительное положение, возможно, еще более усугубилось, так как Фанес Галикарнасский, который был одним из лучших тактических советников Египта, уже встал на сторону вторгшихся персов.

Египтяне и кошки

Но, по мнению некоторых древних авторов, помимо грандиозных стратегий и великих армий, решающим фактором в битве при Пелузии странным образом стали кошки. Египетская мифология и религия популяризировали поклонение Бастет (или Баст). Богиня дома, любви, плодородия, радости, танцев, женщин и тайн, Бастет с ее кошачьей головой и женским телом считалась доброжелательным божеством. Но в Верхнем Египте ей также поклонялись в образе ее «альтер-эго» Сехмет – воительницы-львицы, которая покровительствовала фараонам и символически возглавляла их в сражении.

Учитывая такую склонность к кошачьей символике, кошки были священными в Египте – настолько, что наказанием за убийство кошки была смерть от удара ножом. Опять же, по словам Геродота, египтяне так любили своих кошек, что предпочитали спасать их, а не себя, оказавшись запертыми в горящем здании. Известно, что некоторые кошки были мумифицированы в торжественной манере с ювелирными украшениями – как это было принято для благородных людей.

В каком сражении персы прикрылись кошками

«Похороны египетской кошки». Художник Джон Рейнхард Вегелин, 1886. Источник изображения: https://clfrancisco.com

Хитрость Камбиза

К несчастью для египтян, Камбиз узнал о египетской одержимости в почитании кошек. Согласно Полиэну, персидский царь воспользовался этим, казалось бы, нездоровым кошачьим увлечением в культуре своего врага, разместив множество животных впереди своей собственной армии. Очаровательные твари, включая кошек, собак и даже овец, не позволяли египтянам стрелять по любимым животных стрелами, что позволило персам проявить инициативу и выиграть битву.

В каком сражении персы прикрылись кошками

Персидский царь Камбиз, берущий в плен фараона Псамметиха III. Изображение на персидской печати. VI в. до н. э. Источник изображения: https://www.avantyra.com

А вот Геродот придерживается противоположного подхода в описании сражения, упоминая очень мало деталей самой битвы, за исключением ее необычайно высоких потерь и окончательной победы персов.

С другой стороны, современные историки утверждают, что вместо того, чтобы использовать живых животных, персы, возможно, пошли символическим путем, чтобы победить египтян. С этой целью персы могли просто расписать свои щиты изображениями Бастет, тем самым психологически травмируя египтян.

На некоторых живописных полотнах более позднего времени художники предположили, что персы забрасывали несчастных кошек живыми (или их трупы) во вражеский стан.

В каком сражении персы прикрылись кошками

Персы осждают Пелузий. Художник Поль-Мари Ленуар. 1872. Источник изображения: https://www.liveinternet.ru/community/lj_thor_2006/page99.shtml

Реальность и вымысел

Если рассматривать эту тактику с нашей колокольни и с практической точки зрения, использование реальных животных персидской армией для нанесения психологической травмы египтянам кажется немного надуманным. Кроме того, существовала большая вероятность того, что египетские войска (как и их персидские противники) наняли много иностранных наемников, в том числе арабов и греков – которые, конечно, не преклонялись перед богиней Бастет. От слова совсем.

В каком сражении персы прикрылись кошками

Ничего святого у этих художников нет! Карикатура на картину, изображенную выше. Источник изображения: https://clfrancisco.com

Во всяком случае, персы наверняка могли использовать какую-то форму психологической демонстрации, которая дала им тактическое преимущество над врагами. И действительно, по свидетельствам историков, использование психологических боевых уловок не было каким-то неслыханным делом в древние времена. Именно так поступил, например, Александр Македонский, продемонстрировавший всю мощь македонской фаланги, которая одновременно впечатлила и запугала восставших иллирийцев.

Источники:

Геродот, «История» (в девяти томах)

Стратегемы Полиена / Пер. Д. Паппадопуло. СПб., 1842.

Источник

Загрузка…

Древние египтяне очень почитали жизнь. Она давалась богами не только людям, но и всем живым существам. Жители Египта конечно употребляли мясо в пищу и охотились, но в основном их еда была вегетарианской или пескатарианской. Природа для них была священной. Съедая мясо убитых животных, они всегда благодарили природу за жертву. Это почитание всего живого можно проследить по их культуре, искусству и религии.

Особенно это видно по битве 525 года до нашей эры в Пелусии. Во время этой битвы сражались армия египетского фараона Псаметика III и персидского короля Камбиса II. Победа в этом сражении должна была достаться персам. Камбис II был старше и имел больше опыта ведения войны. У египтян же был молодой неопытный в военных делах фараон. Опытный Камбис II был хорошо знаком с особенностями египетской культуры и религии. Чтобы окончательно победить Псаметика III, он взял в заложники кошек. Эта победа досталась персам не военным умением, а хитростью.

Читайте также:  Скажите какая это порода кошек

Кошки у древних египтян были священными животными

Они были тесно связаны с богиней Бастет, которая имела тело женщины, голову кошки. Египтяне изображали её сидящей в позе кошки с царской осанкой. Это была богиня дома. Она помогала женщинам во время родов, отгоняла от жилища злых духов и болезни, способствовала плодородию. Она же была связана с загробной жизнью. Эту богиню почитали не только египетские женщины, но и мужчины. Культовым городом богини Бастет был город Бурбастис. В нём она была изображена в виде женщины с головой львицы. Она была связана с богиней мести Сехмет.

Но в то же время, Бастет тоже могла вершить правосудие. Богиня считала за оскорбление нанесённый вред одной из её кошек. За убийство кошки виновный карался смертной казнью. Спасаясь от пожара, египтяне первыми выносили из огня кошек, а уж потом родных и имущество. Если в доме умирала кошка, то все домочадцы сбривали брови в знак скорби. Хоронили кошек, обрядив их в драгоценности.

Вторжение Камбиса II в Египет началось после оскорбления его Амасисом. Камбис просил руки его дочери. Но фараон прислал дочь своего предшественника вместо своей. Это оскорбило молодую женщину. По древней традиции египтянки не могли выходить замуж за иностранных правителей.

Состоялся суд, на котором раскрылась правда о подмене. Камбис заявил, что ему сосватали «поддельную жену». Он объявил Египту войну. Но историки придерживаются версии, что эта история всего лишь миф. Когда случилось сражение при Пелусии, фараоном Египта был уже Псаметик III, а не Амасис. Поэтому, если бы это было в те времена, то Египет был бы завоёван на много раньше. Но возможно к началу битвы Амасис умер, и фараоном стал его сын Псаметик III.

Молодой наследник, вступив на престол, находился ещё в тени своих предков. Он не мог противостоять грозному врагу. Но когда ему сообщили, что персы готовятся напасть на него, он решительно стал готовиться к защите страны. Он просил греков помочь ему, но они покинули Египет. Он остался без помощи друга его отца Фана Галикарнасского. Этот опытный военный переметнулся к противнику.

египтяне

Молодой фараон остался один без помощи и поддержки. Его решением было укрепить земли в Пелусии у устья Нила. Там он ожидал нападения персидской армии. Одновременно он готовил и главный город египтян Мемфис к осаде. Пелусия тоже была сильной крепостью. Это внушало ему уверенность, что она сможет выдержать натиск врага. Но молодой фараон не учёл, что перед ним будет очень хитрый противник.

Сначала египетские воины успешно отбивали атаки персов

Но хитрый Камбис II поменял тактику. Он прекрасно знал об отношении египтян к кошкам. Он изобразил на своих щитах богиню Бастет. Он выставил перед своим войском собак, кошек, баранов и других божественных животных. Камбис знал, что египетские солдаты не смогут причинить вред божественным существам. Египтяне, увидев изображение своей богини на щитах и животных, идущих впереди вражеского войска, в панике разбежались. Многие из них были убиты в спину во время бегства. Их тела даже не похоронили. Тлеющие кости лежали на земле ещё много лет.

Египтяне, которых не убили во время сражения, скрылись в Мемфисе. Персидские войска, бросившиеся вдогонку за Псаметиком III, осадили столицу египтян. Осада длилась недолго. Город был взят армией Камбиса II. Псаметик III был пленён. Победитель после битвы бросил кошек в лицо поверженных египтян. Персидский царь с презрением сказал им, что они ради животных отказались от независимости своей страны. Некоторые исторические документы свидетельствуют, что по приказу Камбиса был убит священный для египтян бык Апис. Его туша была брошена на улицу собакам. Он запретил проводить египетские религиозные обряды в порабощённой стране.

Но, возможно, греческие летописцы преувеличили жестокость и презрение Камбиса II. Есть свидетельства других писателей, что Камбис II очень ценил египетскую культуру и искусство. Он восстановил Мемфис и сделал его столицей сатрапии. Камбис обращался с пленённым фараоном хорошо, как и положено обращаться с лицами царских кровей. Но Псаметик попытался поднять восстание, за это и был казнён. Так Египет стал провинцией Персии. Он переходил от одного правителя к другому много лет. А затем Египет покорился Риму.

Из битвы при Пелусии можно сделать вывод о том, что во время боя не надо полагаться только на свою силу или доброту. Иногда надо найти компромисс своим убеждениям. Но хотя отказ египтян найти такой компромисс делает их культуру такой привлекательной, а цивилизацию – впечатляющей и изучаемой многими поколениями историков во всём мире.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.

Подписаться

Источник