Рынок кормов для кошек в РоссииПо числу домашних питомцев на душу населения Россия стоит на втором месте в мире. Выше этот показательно только в  США. Исследовательская компания КОМКОН на 2008 год насчитала, что у жителей России содержится порядка 25-30 миллионов кошек и около 20 миллионов собак (из них проживают в Москве – 4,2 млн. и 2,3 млн. кошек). У 40% российских семей есть хотя бы один домашний питомец. Из них 73% держат кошку и 35% семей являются собаковладельцами (многие держат и кошку, и собаку).

Однако при этом в нашей стране сосредоточено только 2% общемирового рынка кормов для животных. Это связано с тем, что многие россияне кормят своих любимцев не готовыми промышленными кормами, а домашней пищей – заводчики и опытные кошковладельцы и собаководы – грамотно составленной «натуралкой», а большинство, не особо задумываясь над специальной диетой для четвероногих, по-старинке потчуют зверей едой с собственного стола.

По данным Ассоциации производителей кормов для домашних животных емкость сегмента кошаче – собачьего корма составил около в $800-850 миллионов, а общая емкость рынка кормов оценивается в $1 млрд. (данные по итогам 2007 года). Таким образом, кошки и собаки – основной источник доходов производителей кормов. На аквариумных рыбок, птиц, представителей отряда грызунов и прочих делаются гораздо меньшие ставки, поскольку их держат гораздо реже по сравнению с кошками и собаками, да и съедают эти питомцы гораздо меньше.

На кошачьи корма приходится до 82% российского рынка кормов в стоимостном выражении. Отчасти это связано с тем, что в нашей стране сложились определенные стереотипы в кормлении животных. Так, для кошек заводчики всегда старались готовить отдельно, поэтому они быстрее освоили готовые корма, чем владельцы собак, которые чаще кормят животных тем, что едят сами.

Согласно исследованиям, основным мотивом приобретения промышленных кормов для кошек и собак является дополнительный комфорт для владельца – готовые корма позволяют сэкономить время на приготовление еды. Другой причиной перевода домашних животных на готовый корм является  убежденность владельцев в том, что промышленный корм, лучше для животных, чем обычная еда.

Почти 90% российского рынка кормов для кошек и собак занимают крупнейшие интернациональные бренды Mars и Nestle. Компания Mars контролирует до 70% рынка в России. Далее идут Nestle Purina – 14% и российская компания “Раритет” (марки «Оскар», «Трапеза», «МонАми»).

В 2007 год больше всего кормов для кошек импортировали из Бельгии и Венгрии. Крупнейший импортер –  компания ООО «НЕСТЛЕ РОССИЯ».

Корпорации Mars, Nestle и Aller Petfood имеют свои заводы на территории России.

Датская компания Aller Petfood открыла заводы по производству сухих кормов в Тверской области (2004 год) и по производству сухих и консервированных кормов в Ленинградской области (2007 год)  для контрактного производства. Заказчиками Aller Petfood являются российские компании «Раритет», «КлинВет», розничные сети «Магнит» (марки TomCat, K9 Master), «Пятерочка» («ДелиКОТес», Katty), оптовые компании «Регион-С» (Brava), «Вестерн» («Котенок»), «СОРСО» (Cats Family).

В 2003 – 2007 годах рынок кормов для домашних животных в России стабильно рост на 15-20% ежегодно. Обеспечивали этот рост в основном новые владельцы животных, изначально настроенные на готовые корма, и в меньшей степени – люди, давно имеющие животных, которые решили перейти на промышленный корм.  Также это было вызвано постепенным переключением владельцев кошек и собак на корма более высокой категории.

Изучение ценовых сегментов рынка кормов для домашних животных в России показывает, что доля кормов супер-премиум составила  в 2007 году чуть больше 5% против 1% в 2003 году. Доминирующее положение  – около половины рынка в стоимостном выражении – занимают коммерческие (эконом) корма. Наиболее популярные марки кормов относятся именно к эконом классу. Так по данным 2007 года «КОМКОН», три лидера продаж среди кормов для кошек – это Kitekat (Mars), Whiskas (Mars), Friskies (Nestle).

В последние годы отмечается увеличение интереса к профессиональным,  лечебным и узкоспециализированным продуктам – кормам для кастратов, для беременных кошек, для пожилых животных, диетическим рационам профилактики и лечения ожирения, контроля pH мочи и др.

На рынке кормов для животных конкуренция очень высока и, по прогнозам специалистов, в ближайшие годы лишь усилится.

Для продвижения продукции эконом-класса западные корпорации используют дорогостоящую телерекламу. Во многом благодаря телевизионным роликам, до массового потребителя была донесена идея о специальном питании для животных.

Корма премиум и суперпремиум класса продвигаются в основном через клубы любителей животных, спонсорскую поддержку выставок и акции в магазинах зоотоваров. Эти же методы используют и отечественные производители, которым многомиллионные вложения в рекламу не по карману.

Другой возможный маркетинговый ход для мелких отечественных производителей – это демпинг.

Важным фактором продвижения корма на рынок является упаковка. Необходимо учитывать специфические пожелания владельцев кошек. Так, наибольшим спросом пользуется сухих кормов для кошек — 1,5–2,5 кг. Консервы после вскрытия упаковки  можно хранить только в холодильнике максимум 2 суток, в связи с этим фасовка влажных кошачьих кормов, как правило, небольшая по 45–150 грамм. Особые требования есть у владельцев питомников, которым подходит более крупная фасовка.

Исследования КОМКОН среди целевой аудитории обнаружили две возможные концепции, влияющие на выбор корма для своих питомцев: рациональная и эмоциональная.

При рациональном подходе хозяин рассматривает корм, как источник питательных веществ, витаминов и минералов для животного. Основными параметрами оценки выступают качество (состав) и цена.

Эмоциональный подход к выбору корма наблюдается, когда хозяин считает кормление источником удовольствия для питомца, формой общения с ним и возможностью добиться расположения животного. Питомец воспринимается как полноправный член семьи и зачастую наделяется человеческими качествами.

Исследователи говорят, что рациональность в большей степени характеризует владельцев собак, а эмоциональный подход чаще наблюдается у кошковладельцев.

«Это обусловлено, прежде всего, существенным различием в объеме пищи, потребляемом кошкой и собакой», – полагает Ольга Кияшко, директор по качественным исследованиям КОМКОН.- «Кошку прокормить дешевле. Вторая причина заключается в том, что взаимоотношения хозяев с кошками и собаками строятся по-разному. На фокусгруппах владельцы собак утверждают, что их любимцы психологически более зависимы от хозяев, привязаны к ним и значительно меньше, нежели кошки, привередничают в еде. Иначе характеризуют своих питомцев владельцы кошек: независимы (как правило, сами выбирают момент общения с человеком), любопытны, разборчивы в еде. Хозяева кошек склонны приписывать им собственные, человеческие установки по отношению к питанию и убеждены, что кошки нуждаются в разнообразном меню».

Согласно результатам исследования Omnibus, основными критериями для владельцев животных при выборе марок корма для кошек являются:
• «принятие» корма питомцем 89%;
• ценовая привлекательность 40%
• питательные свойства корма, заявленные изготовителем 39%

По данным КОМКОН, при выборе корма хозяева также учитывают:
• мнение знакомых владельцев, заводчиков, ветеринаров;
• популярность и репутация марки;
• наличие корма в торговых точках;
• широту ассортимента, разнообразие вкусов внутри марки, возможность выбрать разную емкость и упаковку;
• внешняя привлекательность корма для самого хозяина – цвет и форма кусочков.

Наумов Максим специально для https://www.33cats.ru

02.07.2010