Породы кошек и собак 2 класс

Породы кошек и собак 2 класс thumbnail

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему:

“Про кошек и собак”

Предмет: Окружающий мир, УМК: Школа России

Класс: 2 класс

Тип урока: открытия новых знаний

Тема: «Про кошек и собак».

Цель урока: расширить представление детей о домашних животных.

Задачи:

  • образовательные: систематизировать знания о домашних животных, познакомить с некоторыми породами кошек и собак, их особенностями;

  • развивающие: развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, способствовать развитию устной (монологической) речи и обогащению словарного запаса, совершенствовать общеучебные умения;

  • воспитательные: воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.

Методологическая база:

  • технология развития критического мышления с применением информационно-коммуникативных технологий. УМК «Школа России»

  • Программа: Плешаков А. А. Зеленый дом. Программа «Школа России». Москва «Просвещение» 2008г.

  • Учебники: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2015 год.

Материально-техническое оснащение учебного процесса:

Компьютер, проекционный аппарат, экран, доска, музыкальные эффекты.

Дидактический материал:  карточки для индивидуальной, самостоятельной, парной работы, мини-плакаты с породами собак, тесты, рисунки детей.

Учебные пособия: атлас-определитель «От земли до неба» А.А Плешаков (один на группу), учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться,

А учиться и учиться!

Учитель:

– А можно ли заставить кого-то учиться?

(Нет, он должен сам этого захотеть.)

– Предлагаю вам прочитать девиз нашего урока.

«Тот, кто хочет много знать, должен сам всё постигать» слайд №2

– Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? (Сам.)

 – А вы хотите учиться и постигать новые знания?

– Я желаю вам на этом уроке многому научиться.

– Что нужно, чтобы урок прошёл успешно? (Нужно быть внимательными, работать дружно и быстро.)

II. Повторение изученного материала. Слайд №3

Но прежде вспомним то, что проходили на предыдущем уроке.

  • Посмотрите на картинки и назовите животных. (Морские свинки, волнистые попугаи, аквариумные рыбки, черепаха)

  • Что их объединяет? (Животные живого уголка)

  • Для чего содержат этих животных? (Животные живого уголка радуют глаз, создают хорошее настроение, украшают жильё, лечат людей.)

III. Актуализация знаний

  1. Определение темы урока

– Мы продолжим изучать домашних животных, но прежде выполним еще одно задание.

Чтобы узнать тему нашего урока откройте рабочую тетрадь на стр.58.

Выполним задание 1.

Что же у вас получилось?

Кто догадался, какой будет тема нашего урока?

ТЕМА НАШЕГО УРОКА: ПРО КОШЕК И СОБАК. Слайд №4

– Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами.

Похлопайте в ладоши те, у кого эти животные есть дома? А на этой выставке можно посмотреть на ваших домашних питомцев.

2) Постановка цели.

– Есть такое выражение: «живут, как кошка с собакой». Что это значит? Как вы это понимаете? Подумайте сами, обговорите в парах.

Проблема:

– Как вы считаете, так ли это на самом деле и могут ли они жить дружно?

– Подумайте, что мы должны узнать об этих животных, чтобы решить нашу проблему? Обговорите в парах, предложите свои варианты.

(Узнать когда и зачем человек приручил этих животных, какие породы существуют, какую пользу приносят эти животные людям, где они могут жить.

– Каждый поставьте перед собой учебную задачу: чему вы сегодня должны научиться? Обговорите в парах.

(Узнать какие породы собак и кошек существуют, уметь их отличать, научится правильно за ними ухаживать, учится ответственному отношению к домашним животным.)

Чтобы ответить на интересующие вопросы, придётся потрудиться.

У нас сегодня будет необыкновенный урок. Я предлагаю совершить небольшое путешествие в страну кошек и собак. Слайд №5

-Мы с вами разделимся на два группы: «Кинологи»- любители и знатоки собак и «Фелинологи»- любители и знатоки кошек.

– А кто такие кинологи?( Кинолог — специалист по разведению, содержанию и дрессировке собак. Кинология- наука о собаках.)

-Кого называют фелинологом? (Фелинолог – специалист по уходу, разведению и дрессировке кошек. Фелинология – наука о домашних кошках. )

-Где можно узнать лексическое значение слова?

– Давайте обратимся к орфографическому словарю. (уч-ся читают)

Работа по теме урока

1) – Ребята, а теперь пришло время поделиться своими знаниями о кошках и собаках. Общаясь каждый день со своими питомцами, вы, наверно, много знаете о них.

Предлагаю вам объединиться группами и обсудить то, что вам известно.

Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы.

Составить рассказ по плану:

  1. Где живёт?

  2. Чем питается?

  3. Для чего держат?

  4. Какие породы известны?

О собаках

О кошках

Проверка.

Расскажите, что вам уже известно об этих домашних животных. Какие породы знаете ещё?

4) Поговорим о кошках.

Рассказ учителя

Учитель:

– Человек дружит с кошкой издавна. Как и когда появилась кошка в доме человека? Вероятно тогда, когда появился дом у самого человека. Даже не дом, а помещение, в котором хранились запасы продовольствия и зерна. Вокруг продуктовых запасов стали появляться мыши, а кошки приходили на них охотиться.

– Кошки, самые распространённые домашние животные На свете живет более 400 миллионов кошек. А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте. Слайд №6

В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один действительно прекрасный день кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна!!! Почему бы не приручить полезных животных? И кошек окружили таким вниманием, какого они раньше никогда не видали. Ушли в прошлое дни, когда они, затаившись в лесочке, приходилось часами подстерегать добычу. Все, что теперь от них требовалось, неторопливо прогуливаться вблизи амбаров, где в их распоряжении имелся целый “гастроном”, полный упитанных обнаглевших грызунов. Ну, а следующая ступень – приручение и содержание в доме – была достигнута легко и быстро, ведь она устраивала и людей, и кошек. А в дикой природе у кошек остались грозные и могучие родственники. Кто они, эти гиганты? (лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь) Они хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы вести охоту. Мощные клыки, прекрасный слух и нюх, отличное зрение, быстрый бег помогают им выслеживать и настигать добычу и на рассвете, и в сумерках.

Но вернемся к домашним кошкам. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы.

-Какие породы кошек вам знакомы?

А сколько этих пород? (…) Точный ответ на этот вопрос вы узнаете, если прочитаете второй абзац текста на странице 84 учебника (всего 60 разных пород).

Но люди вывели огромное количество ее разновидностей. Есть сибирские – крупные и пушистые. Есть ангорские – с очень тонкой пушистой шерстью. Есть порода короткохвостых кошек с кисточками на ушах. Слайд №7

-Но большинство тех кошек, которые живут в наших квартирах, ни к какой породе не относятся. Их называют просто – трёхшёрстные или домашние кошки.

Читайте также:  Порода кошки как сиамская только пушистая

Кошка очень чистоплотное животное, но за ней все равно надо ухаживать

Правила ухода. Слайд №8

  1. Расчёсывать кошку специальной щеткой или гребнем от головы к хвосту. Эти гребни служат для массажа и дыхания кожи.

  2. Должна быть специальная глубокая миска и кормить взрослых кошек нужно 2-3 раза в день, а котят около 6 раз.

  3. Систематически обращаться к ветеринару для осмотра.

Физкультминутка

Наш Барбос встаёт на зорьке

И к реке сбегает с горки.

Он весёлую зарядку

Любит делать по порядку.

Для начала: бег на месте,

Лапы врозь и лапы вместе.

Тренировка для хвоста,

А потом бегом с моста.

Продолжение темы

Поговорим о собаках

ИЗ ИСТОРИИСлайд №9

Давным – давно, 40 миллионов лет назад, человек приручил волка. В те давние времена, когда охота была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, а собака – уму и силе человека. С этого и началось. Собака пришла в пещеру человека и стала охотиться вместе с ним.

Потом уже вывели множество пород собак. Сейчас на земле более 400 пород собак.

Собака – наш верный друг, прирученный человеком ещё в каменном веке.

Собака умное животное, смышленое, обладает острым чутьём, легко дрессируется.

Собаки бывают служебные, ездовые и декоративные.

-О собаках, их преданности, красоте, уме можно рассказывать много.

Каждый человек мечтает о собаке. А у кого из вас есть собака?

Рассмотрите с 85 учебника, что еще добавите?

– какие породы собак вам известны?

-А как ухаживать за собакой?

Правила ухода слайд №10

1.У собаки должно быть своё место вдали от батареи и сквозняков. Это место должно содержаться в чистоте.

2.Надо иметь плошку для воды и миску для еды. Миску мыть после каждого кормления, а плошку – 1 раз в день.

3.Надо иметь расчёски и щётки для купания и купать 1 раз в месяц. Собаку нельзя натирать мылом.

4.Регулярно гулять с собакой, Имея ошейник, поводок, намордник.

Профессии собак.

Всем прекрасно известно, что собаки хорошо поддаются дрессировке. И если собаку хорошо натренировать, то она может помогать человеку. А что еще вы добавите?

VII. Закрепление.

  1. Учитель:

Ребята, давайте вернемся к проблеме, поставленной в начале урока. («Живут как кошка с собакой»). Решили мы нашу проблему? А могут ли они жить дружно? Но не всем животным в жизни повезло. Вот, например, этим милым животным.

Слайд №14

-почему же это произошло?

Прочитайте слова на слайде, как их понимаете?

-«Мы в ответе за тех, кого приручили», – сказал писатель в своем рассказе о тех слабых и незащищенных, которые были рядом с ним
Антуан де Сент- Экзюпери (французский писатель)
«Маленький принц»

В последнее время на улицах города много брошенных собак. Бездомная собака или – брошенный друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния.

Кошки – для нас радость, собаки – друзья. Они любят нас, помогают нам. Домашние животные нуждаются во внимании человека. Сколько радости доставляет нам общение с ними! Так давайте, ребята, и мы будем любить и заботиться о них, оказывать помощь обездоленным собакам и кошкам. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни. Помните: мы в ответе за тех, кого приручили.

А еще я советую о кошках и собаках прочитать вам следующие книги и журналы (знакомство с выставкой книг). Слайд №15

Рефлексия.

– Что нового и интересного вы узнали на нашем уроке?

– Будете ли вы пользоваться полученными знаниями?

– Хотелось бы вам еще что-то узнать о кошках и собаках?

– Что понравилось больше всего на уроке?

– Какое настроение было у вас на уроке?

– Я предлагаю вам взять листочки с изображениями кошек и собак и дорисовать им мордочки так, чтобы стало понятно состояние вашей души, сердца и мыслей во время урока. Ведь недаром говорят, какой хозяин такой у него и домашний питомец.

6. Домашнее задание.Слайд№16

Учебник с. 84-87

Рабочая тетрадь с. 59 у.5

Источник

Урок по окружающему миру “Про кошек и собак”. 2-й класс

Цели урока:

  1. Расширение представлений о кошках и собаках.
  2. Знакомство с правилами ухода за кошками и собаками.
  3. Воспитание бережного отношения к домашним питомцам и чувства ответственности за них.
  4. Воспитание милосердия, сочувствия бездомным животным.
  5. Оборудование:
  • учебник “Мир вокруг нас” А.А.Плешаков, 2 класс;
  • компьютер и медиапроекционное оборудование;
  • презентация “Кошки и собаки”
  • предметы ухода за кошками и собаками;
  • рисунки детей; карточки с тестом.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. 

На уроке я сижу.
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю
Если спросят, отвечаю.

Учитель. Скажите, пожалуйста, о ком вы говорили на предыдущих занятиях? (О животных.)

– О каких? (Свинки, попугаи…) Мы продолжим изучать домашних животных, но прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, хочу предложить вам отгадать загадки, а отгадки будем записывать в кроссворд по вертикале.

Загадки:

1) У меня есть к вам вопрос –
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья –
Как зовут её – … (Свинья.)

2) Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (Корова.)

3) Он кудрявый очень, очень,
Стать шашлыком совсем не хочет,
Среди ярок – великан,
Как зовут его? (Баран.)

4) На окошке пруд,
В нём рыбёшки живут
У стеклянных берегов 
Не бывает рыбаков. (Аквариум.)

5) С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза.)

6) Надутый, баловень двора, 
Он выступает важно. 
О красоте его пера 
Петух мечтает каждый. (Индюк.)

Важно по двору ходил
с острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
никакой не крокодил,
а индюшек лучший друг.
Удивительный … (Индюк.)

Учитель. Про кого были все загадки? (Про животных.) А теперь посмотрите на нашу запись. Какое слово мы можем прочитать по горизонтали? (Собаки.)

– Скажите, с кем собаки часто ссорятся? (С кошками.)

– Так, кто может нам сказать, про кого мы сегодня будем говорить? (Про кошек и собак.)

– Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами.

Итак, тема нашего урока «Про кошек и собак. Как ухаживать за ними?».

– Какие это животные? (Домашние.) А все ли кошки и собаки являются домашними животными? (…) Поможете решить эту проблему?

Учитель. У нас сегодня будет необыкновенный урок. Я предлагаю совершить небольшое путешествие в страну кошек и собак. Скажите, у кого дома есть кошки? А что вы знаете о кошках? (Это домашние животные, бывают разного окраса, разных пород.)

2. Работа над темой урока. Знакомство с особенностями кошек и собак.

Учитель. Кошки, самые распространенные домашние животные. На свете живет более 400 миллионов кошек. А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.

Читайте также:  Дорогие породы кошек в москве

В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных?

И кошек окружили таким вниманием, какого они раньше никогда не видали. Ушли в прошлое дни, когда они, затаившись в лесочке, приходилось часами подстерегать добычу. Все, что теперь от них требовалось, неторопливо прогуливаться вблизи амбаров, где в их распоряжении имелся целый “гастроном”, полный упитанных обнаглевших грызунов.

Ну, а следующая ступень – приручение и содержание в доме – была достигнута легко и быстро, ведь она устраивала и людей, и кошек.

А в дикой природе у кошек остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь. Это хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы вести охоту. Мощные клыки, прекрасный слух и нюх, отличное зрение, быстрый бег помогают им выслеживать и настигать добычу и на рассвете, и в сумерках.

Но вернемся к домашним кошкам. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы.

Персидские и ангорские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.

Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.

Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо-голубой плюшевой шерстке – удовольствие.

Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы – темная “маска” на мордочке и голубые глаза.

Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки. Но уж если запустят в добычу – не вырваться. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.

По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.

Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.

Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.

Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым ”будильником” может стать для вас кошка.

. Работа по учебнику.

– Как вы думаете, сколько всего пород кошек насчитывают ученые? (предположения детей)

– Точный ответ на этот вопрос вы узнаете, если прочитаете второй абзац текста на с.84 учебника. (самостоятельное чтение)

– Так сколько пород? (Всего 60 разных пород)

3. Физкультурная минутка

  1. Как умывается кошка?
  2. Как потягивается кошка?
  3. Как царапается кошка?
  4. Как шипит кошка?
  5. Как виляет хвостиком?

Учитель. Теперь поднимите руку у кого дома есть собака?

– Что вы знаете о собаках? (Домашние животные, разных размеров, разных пород.)

Учитель. Собака – самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретенный человеком еще в каменном веке. 20 тысяч лет назад, когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, приручил человек волка. Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. Первые одомашненные собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки, от которых не требовалось никакой службы.

А в дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лиса, голубой песец. Это все хищники с легким, удлиненным телом. Ноги сильные, стройные. Короткие, тупые когти не втягиваются, как у кошек, и бывают полезны при рытье нор, но не годятся для захвата жертвы. Да и по деревьям эти хищники лазать не способны. Все собачьи являются обладателями больших и острых клыков.

 Постепенно волк превратился в собаку, которая помогала на охоте. А для чего еще нужны собаки? Рассмотрите рисунки на с.85 учебника.(коллективная работа по учебнику)

– Как вы думаете, сколько всего существует пород собак? (предположения детей)

– Ответ на этот вопрос вы узнаете из последнего абзаца текста на с.84 учебника. (самостоятельное чтение)

– Так сколько пород? (около 400  пород)

Но вернемся к собакам. Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением, и предназначением.

Всех собак можно разделить на три большие группы:

  • охотничьи;
  • служебные;
  • декоративные.

Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника.

А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах.

Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в милиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью.

Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии.

Ротвейлер, благодаря своей грозной внешности и бесстрашию, великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки.

А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть! В большей части они маленького размера. Она всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.

У собак очень много профессий. Одни используются как ищейки, а другие как охотничьи.

Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики.

Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки – спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды.

До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках.

Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?

И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга!

Учитель. А теперь хотелось бы узнать, кто нужнее человеку кошка или собака?

Учитель. Как видите, ребята считают, что человеку нужны и кошки, и собаки.

Но для начала проверим, как внимательно ли вы слушали рассказ о кошках и собаках.

5. Самостоятельная работа (тест). 

1.Сколько пород кошек существует в мире?

  • Около 60 пород;
  • Около 100 пород;
  • Около 160 пород.

2.Где была одомашнена кошка?

  • В  Древнем Риме;
  • В  Древней Греции;
  • В  Древнем Египте.

3.Сколько пород собак насчитали учёные?

  • Около 200 пород;
  • Около 400 пород;
  • Около 600 пород.
Читайте также:  Кошки бирманской породы питомник

4.Кто был приручён человеком раньше?

  • Собака;
  • Кошка.

5.Какие домашние животные самые распространённые?

  • Собаки;
  • Кошки;
  • Аквариумные рыбки.

Учитель раздает ученикам листки с тестом.

Учитель. Прочитайте первый вопрос.

Дети. Кто был приручён человеком раньше?

Демонстрируется слайд с вопросом.

Учитель. Отметьте правильный на ваш взгляд ответ.

– Кто считает, что это были кошки, поднимите руки. А кто считает, что это были собаки? Проверим.

На слайде появляется изображение собаки.

Учитель. Прочитайте второй вопрос.

Дети. Какие домашние животные самые распространенные?

Демонстрируется слайд с вопросом.

Учитель. Отметьте правильный на ваш взгляд ответ.

Взаимопроверка.

Учитель. Кто считает, что это были кошки, поднимите руки. А кто считает, что это были собаки? Проверим.

Проверка со зрительной опорой.

На слайде появляется изображение кошки.

Учитель. Прочитайте третье задание.

Дети. Найдите родственников и соедините.

Инструкция по проверке.

Ученик читает вопрос и на него отвечает.

Демонстрируется слайд с заданием.

Ученики выполняют задание. Затем проводится проверка в парах. После ответа ребенка на слайде появляется правильная стрелка.

Учитель. Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! 5.

6. Продолжение работы над темой урока.

Как ухаживать за кошкой и собакой.

Учитель. У кого дома есть кошки? Как вы ухаживаете за ними?

Учитель. Для чего нужны эти предметы?

Демонстрируются средства ухода за кошками.

Учитель. Составьте рассказ о том, как нужно ухаживать за кошкой.

(Ученик к доске – рассказ по картинке.)

Учитель. У кого дома есть собаки? Как вы ухаживаете за ними?

Учитель. Для чего нужны эти предметы?

Демонстрируются средства ухода за собаками.

Учитель. Рассмотрите рисунки. Расскажите, как нужно ухаживать за собакой (ученик к доске – рассказ по картинке).

Учитель. А если ваш питомец заболел?

Учитель. Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.

7. Работа с текстом.

Учитель. Мы только что с вами узнали, как нужно заботиться о собаках и кошках. А сейчас давайте внимательно послушаем стихотворение Агнии Барто «Уехали».

Щенка кормили молоком, 
Чтоб он здоровым рос. 
Вставали ночью и тайком 
К нему бежали босиком – 
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка, 
Возились с ним в саду, 
И он, расстроенный слегка, 
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык, 
Совсем как взрослый пёс. 
И вдруг приехал грузовик, 
И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру? 
Когда зажгут костёр? 
Привык он к яркому костру, 
К тому, что рано по утру 
Труба зовёт на сбор.

И лаял он до хрипоты 
На тёмные кусты.
Он был один в саду пустом, 
Он на террасе лёг. 
Он целый день лежал пластом, 
Он не хотел махать хвостом, 
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём – 
Вернулись с полпути. 
Они войти хотели в дом, 
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо, 
Он всех подряд лизал в лицо, 
Его ласкали малыши, 
И лаял он от всей души.

Учитель. Что можно сказать об отношении ребят к щенку? Любили ли они его? Заботились о нем? Как заботились?

Дети. Кормили молоком, вставали ночью и тайком к нему бежали босиком – ему пощупать нос.

Учитель. Что случилось потом? Почему щенок остался один?

Дети. Ребята уехали.

Учитель. Как переживал щенок расставание с ребятами?

Дети. Он целый день лежал пластом, он не хотел махать хвостом, он даже есть не мог.

Учитель. Чем закончилась история с щенком?

Дети. Ребята вспомнили о нем, вернулись и, скорее всего, забрали щенка с собой.

Учитель. Какой можно сделать вывод из этого стихотворения?

Дети. Надо не забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы в ответе за тех, кого приручили.

9. Беседа «Откуда появляются бездомные животные?».

Учитель. Но не всегда так бывает. Каждый день, каждое утро, каждый вечер мы видим печальные взгляды на улицах, несчастные мордочки, дрожащие, худые спинки у подъездов, у мусорных баков, в скверах, у метро. По нашему городу Москве бегают десятки тысяч бездомных собак и кошек. У нас в Бутово их тоже очень много.

Слайд-вопрос. Скажите, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились?

(Ответы детей.)

Учитель. Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.

Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома. Каждое животное, оказавшееся на улице, рано или поздно погибает насильственной смертью от рук хулиганов, под колесами машин, при зверском отлове.

Но ведь полно и негодяев, которые не любят животных.

(Слайд) Памятник бездомной собаке установлен в вестибюле станции метро «Менделеевская», рядом с переходом. Здесь несколько лет назад жил бездомный пес по кличке Мальчик, которого опекали работники метрополитена. Мальчик долго жил на станции. Его многие успели полюбить. Он был очень добрым и ласковым псом. Но однажды произошло несчастье: психически больная женщина днем прилюдно убила собаку. Горе и возмущение охватило всех, кто знал этого пса. Люди писали об этом в газеты. Тогда-то и решили: собрать деньги и установить памятник, чтобы он напоминал всем об этом жестоком случае и призывал нас никогда не повторять этого, быть более добрыми, неравнодушными к животным.

Памятник называется «Сочувствие». Люди специально приезжают на станцию «Менделеевская» посмотреть на него не только из разных уголков Москвы, России, но и всего мира. На постаменте никогда не увядают букеты живых цветов.

Учитель. Это, к сожалению, печальная история. Но у нас, конечно, много и добрых людей, которые спасают животных, несут к себе домой, лечат, устраивают в хорошие руки.

10. Итог урока.

Учитель. В заключение нашего урока хочется обратить ваше внимание на плакат (Слайд). Чтобы в нашем городе было меньше покинутых собак и кошек, не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними. Но, прежде чем завести животное, надо подумать: сможешь ли ты за ним ухаживать, сможешь ли гулять с ним в любую погоду и всегда заботиться о нём.

Учитель. Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Что должен делать человек, если у него дома живет домашнее животное?

(Ответы детей.)

Учитель. Откуда берутся бездомные собаки и кошки?

(Ответы детей.)

Учитель. Что нужно делать, чтобы бездомных животных становилось меньше?

Резерв.Викторина:

  1. Как называется “общежитие” для собак? (Псарня.)
  2. Эти шалунишки играют в кошки-мышки? (Том и Джерри)
  3. Какая собака чаще всего мелькает на экране телевизора? (Филя из передачи “Спокойной ночи, малыши!”)
  4. Когда кот может выйти с четырьмя ногами, а вернуться с восемью? (Несет мышку в зубах.)
  5. Как звали собачку, которая помогла вытянуть из земли очень большой овощ? (Жучка в сказке “Репка”.)
  6. Как-то однажды он стал главным в лесу. Взял в жены лису. (Котофеевич.)
  7. Как называют дикую собаку? (Динго.)
  8. Какой континент является родиной кошек? (Африка.)
  9. Назовите ближайших родственников собак? (Волк и лиса.)
  10. Какой кот носит постоянно черные очки? (Кот Базилио.)
  11. Как звали собачку, которая сопровождала Элли в Изумрудный город? (Тотошка.)
  12. В какой стране кошка является священным животным? (В Египте.)

11. Домашнее задание.

  1. Прочитать о кошках и собаках. Учебник с.80-81.
  2. Составить рассказ о домашнем питомце и нарисовать рисунок.

Источник