Какой инструмент изображал кошку в сказке петя и волк

Какой инструмент изображал кошку в сказке петя и волк thumbnail

Татьяна Мартынова
Знакомство с персонажами сказки и изображающими их музыкальными инструментами C. Прокофьева «Петя и волк»

(1 слайд) Вашему вниманию предоставляется интерактивное пособие по слушанию симфонической сказки для детей «Петя и волк».

Замечательный русский композитор С. С. Прокофьев сочинил музыкальную сказку, в которой он знакомит детей с инструментами симфонического оркестра. Каждый музыкальный инструмент в сказке характеризует определенное действующее лицо, так легче почувствовать выразительные возможности каждого инструмента. Хочется отметить, что композитор нашел тембры музыкальных инструментов, которые похожи на голоса его героев. В сказке музыка передает не только тембр голоса, но и изображает движение, манеру походки. Передавая манеру двигаться, композитор использует в сказке марш, но характеры этих маршей разные.

Показывать это интерактивное пособие рекомендуется после знакомства с сюжетом и музыкой симфонической сказки, для закрепления полученной информации.

(2 слайд) Вы видите мальчика-это пионер Петя. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, веселая. С этой мелодии начинается сказка. Характер у него смелый, находчивый и добрый. Петю изображают струнные инструменты.

Тема Пети веселая, его походка подпрыгивающая, легкая, быстрая.

(3 слайд) Птичка – хлопотливая, юркая, верткая. Мелодия птички быстрая, проворная, то легкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, легкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи. Мелодия флейты-птички звучит всегда, когда речь идет о птичке. Птичка порхает быстро, беззаботно и весело.

(4 слайд) Утка – ее мелодия медленная, неторопливая. Утка ходит вперевалочку, неуклюже. Музыка изображает эту походку неторопливо, важно, мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусоватый голос и изображает кряканье утки очень похоже. Мелодия утки звучит всегда, когда о ней упоминается в сказке. Утка двигается медленно, неуклюже, переваливаясь с боку на бок. Трехдольный размер подчеркивает неуклюжесть, изображает припадание в походке утки то на одну, то на другую ногу.

(5 слайд) Кошка, мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он очень подвижный, с разными тембровыми красками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными, отрывистыми звуками с внезапными акцентами. Кошка незаметно крадется на своих бархатных лапках и всегда на – чеку. Остановки в мелодии (шагнет-осмотрится) подчеркивает ее осторожный характер. Кошка двигается крадучись, осторожно, ловко.

(6 слайд) Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия, ходит дедушка с трудом. И музыка медленная, передает его тяжелую поступь, голос у дедушки низкий.Мелодию его играет фагот: самый низкий деревянный духовой инструмент. Тема дедушки – это тоже марш, но тяжелый, сердитый, суровый, медленный.

(7 слайд) Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная, но волк дал поймать себя, да как – за хвост, и кому – безоружному мальчику и смелой птичке. Это делает его в сказке не таким уж страшным, а скорее неудачливым и смешным. Тема волкатоже немного похожа на марш: она передает его грозные шаги.

(8 слайд) У каждого героя сказки есть своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется, такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Сейчас звучит лейтмотивы Кошки, Утки и Волка.

(9 слайд) А теперь прозвучат лейтмотивы Пети, Волка и птички, характер мелодии меняется в связи с сюжетом сказки, но он всегда узнаваем.

(10 слайд) Охотники изображаются в сказке глуповатыми (они шли по следам волка и палили почем зря из ружей, их изображают ударные инструменты – литавры, барабаны. Охотники тоже появляются в сказке под марш, но марш этот шутливый, пружинящий, с неожиданными акцентами, острый, подпрыгивающий. Охотники идут молодцеватой походкой, то осторожно, то выставляя напоказ свою храбрость, которую они так и не успели продемонстрировать. В мелодии слышатся игривые украшения, а в аккомпанементе – прыгающие, разбросанные аккорды. В конце марша охотников раздается их угрожающая и никчемная пальба.

(11 слайд) Заканчивается сказка торжественным шествием всех героев.

(12 слайд) Волк в зоопарке не такой страшный, а скорее неудачливый и смешной.

(13 слайд) Таким образом, в игровой форме с помощью музыкальной сказки можно познакомить детей с инструментами симфонического оркестра.

Источник

Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Во всё мире и взрослые и дети знают и любят симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». Впервые сказка была исполнена в 1936 году в концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществлённая Детским музыкальным театром имени Наталии Сац. Тогда текст читала сама Наталия Сац.

В своей автобиографии Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному  и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку – фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов – в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Читайте также:  Какие имена подходят кошкам белым

Исполняется эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра.

Петя

Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов – скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

Темы Птички, Утки, Кошки и Дедушки представлены в исполнении деревянных духовых инструментов – флейта, гобоя, кларнета, фагота.

Птичка

Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.

Утка

В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.

Кошка

Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево.

Дедушка

Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.

Волк

Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.

Охотники

Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман. Музыка будто добродушно подсмеивается над незадачливыми стрелками. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы.

Сказка заканчивается торжественным шествием всех её участников. В последний раз звучат их темы. Ведущей становится тема Пети, превращённая в победный марш.

Прослушав сказку, мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. «Петя и волк» – одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.

Вопросы и задания:

  1. С какой целью Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк»?
  2. Какие инструменты исполняют тему Пети? Каков характер этой темы, её музыкальный язык?
  3. Объясните, почему Прокофьев избрал именно такую последовательность появления персонажей: Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, охотники.
  4. Какие медные духовые инструменты исполняют тему Волка? Чем тема Волка отличается от тем других персонажей?
  5. В какие моменты сказки и как появляются темы Утки, Кошки, Пети?
  6. Как звучит музыка Птички вначале сказки? Что появилось нового в музыке Птички в споре с Уткой; при появлении Кошки; в самом конце сказки?
  7. Сравни звучание музыки кошки при погоне за Птичкой и при появлении Волка?
  8. Чем отличается марш охотников от заключительного марша всей сказки?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация – 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Фрагменты из симфонической сказки «Петя и Волк»:
        Тема Пети, mp3;
        Тема Птички, mp3;
        Тема Утки, mp3;
        Тема Кошки, mp3;
        Тема Дедушки, mp3;
        Тема Волка, mp3;
        Тема охотников, mp3;
    Прокофьев. «Петя и Волк» (полная версия, читает Николай Литвинов), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Источник

Тип урока:

Изучение нового материала.

Задачи урока:

  • Обучающие: научить различать музыкальные
    инструменты зрительно и на слух.
  • Развивающие: развивать музыкальный слух и
    память учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать музыкальную
    культуру, эстетический вкус, эмоциональное
    восприятие музыки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний


Учитель:

С музыкой какого композитора мы
познакомились на прошлом уроке?

Дети:

С музыкой русского композитора
С.С.Прокофьева.

Приложение 1 Слайд 1

На экране – портрет С.С.Прокофьева.

У:

Что вы знаете о композиторе, какие
произведения слушали?

Д:

“Вальс” из балета “Золушка”, песня
“Болтунья”. С.Прокофьев начал сочинять музыку с
5 лет. Первую оперу “Великан” написал в 9 лет.

Проверка домашних заданий.

Рисунки к
балету “Золушка” (оформляется выставка на
доске).

3. Содержание и организация учебного занятия

Приложение 1  Слайд 2

У:

Найдите на слайде название нового
произведения С.С.Прокофьева.

Д:

“Петя и волк”.

Слайд 3  (На экране – название
сказки)

Приложение 1  Слайд 4

У:

 Как вы думаете, почему сказка
называется “симфоническая”?

Д:

Наверное, ее играет симфонический
оркестр. Симфоническая, значит, от слова
симфония. Это сказка, как симфония.

У:

Правильно! Это музыкальное произведение
для симфонического оркестра. Композитор,
создавая сказку, хотел помочь детям понять
симфоническую музыку. Даже взрослым людям
симфоническая музыка кажется сложной и
непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил
познакомить детей с инструментами
симфонического оркестра в увлекательной форме, в
виде сказки.

Приложение 1  Слайд 5

Тема урока: “Инструменты симфонического
оркестра в сказке С.С.Прокофьева “Петя и волк”.

Приложение 1  Слайд 6

У каждого героя сказки есть своя музыкальная
тема и свой инструмент с определенным
“голосом”.

У:

На уроке познакомимся с инструментами
симфонического оркестра, с музыкальными темами
героев сказки.

Приложение 1  Слайд 7

Чему будем учиться на уроке?

Дети с помощью учителя формулируют задачи:
Будем учиться различать музыкальные инструменты
по голосу, по внешнему виду,  определять героев
сказки по характеру музыки, сочинять свои
мелодии для некоторых действующих лиц.

Приложение 1  Слайд 8

У:

 Петя – главный герой сказки. Это
мальчик вашего возраста. Какую мелодию вы
сочинили бы для него, если бы были композиторами?
Попробуйте исполнить свою мелодию голосом.

Полина Б.:

“Я сочинила бы мелодию
радостную, веселую” (Исполняет мелодию).

Данил М.:

“Мне кажется Петя – озорной
мальчик, я хочу в своей мелодии показать Петю
таким:” (Поет мелодию).

Никита Б.:

 “Я сочинил бы для него
серьезную мелодию” (Исполняет мелодию).

У:

 Спасибо! Слушаем тему Пети
 С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети?
Что изображает музыка?

Дети:

Петя веселый, радостный, мальчик. Он
идет, что-то напевает. Мелодия  плавная, иногда
“скачущая”, как будто Петя подпрыгивает, может
быть танцует.

У:

В каком жанре написана тема Пети: в жанре
песни, танца или марша? (Ответы).

Приложение 1  Слайд 9

У:

Какие инструменты исполняют тему Пети?
Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети
встают, под музыку имитируют игру на скрипках).

У:

Вы показали скрипки, но тему Пети
исполняет группа струнных смычковых
инструментов: скрипка, альт, виолончель,
контрабас.

Приложение 1  Слайд 10

У:

Петя приехал отдыхать на каникулы к
Дедушке. (На экране – Дедушка). Если бы вы были
композиторами, мелодию какого характера
сочинили бы для Дедушки?

Д:

Добрую, веселую, сердитую, нежную. Дети
исполняют свои мелодии.

У:

Какой инструмент вы подобрали бы для
дедушки, если бы были композиторами? (Ответы
детей)

У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева,
определите характер. (Слушание).

Полина Б.:

“Дедушка сердитый, строгий.
Наверное, он сердится на Петю.

У:

Действительно Дедушка недоволен
поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя
ушел за калитку и не закрыл ее за собой. “:Места
опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?”

Приложение 1  Слайд 11

У:

Инструмент, исполняющий тему Дедушки –
фагот. Давайте определим, какой “голос” у
фагота: низкий или высокий?

Д:

Сердитый, ворчливый, низкий

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Приложение 1  Слайд 12

На экране – Кошка, Утка, Птичка.

У:

Как вы думаете, кого изображает эта
музыкальная тема? (Слушание).

Д:

Это – птичка. Мелодия звучала быстро,
весело. Можно было представить, как она летает,
порхает, машет крыльями.

У:

Послушайте тему Птички еще раз,
определите и покажите ее инструмент.

Приложение 1  Слайд 13

Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют
игру на инструменте).

Приложение 1 Слайд 14

У: Какой инструмент может изображать птичку? (Ответы)

Приложение 1  Слайд 14

У: Инструмент, исполняющий тему птички –
флейта. Как играют на флейте?

(Ответы)

У: Флейта – деревянный духовой инструмент.

У:

 Какое настроение у Птички?

Д:

Веселое, радостное, счастливое,
беззаботное.

Приложение 1 Слайд 15

На экране – Петя, Кошка, Дедушка, Волк.

У:

Кому из героев сказки принадлежит эта
музыка? Покажите жестами, движениями этого героя
сказки. (Под музыку изображают кошку).

У: Почему вы решили, что это кошка?

Д: Мелодия звучала осторожно, тихо. В
музыке слышны были шаги кошки, как будто она
крадется.

Приложение 1 Слайд 16

У:

Тему Кошки исполнял инструмент кларнет.
Какой “голос” у кларнета?

Д:

Низкий, мягкий, спокойный.

У: Кларнет – деревянный духовой инструмент.
Послушайте музыку и посмотрите, как играют на
кларнете.

Приложение 1  Слайд 17

На экране – Кошка, Охотники, Волк, Уточка.

У:

Кого из героев сказки изображает эта
мелодия? (Слушание, анализ).

Д:

Уточка! Мелодия неторопливая, плавная;
уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки
на лапку, крякает.

Приложение 1  Слайд 18

У:

Инструмент, исполняющий тему Уточки,
называется гобой. Какой “голос” у гобоя?

Д: Спокойный, тихий, крякающий.

У:

Гобой относится к группе деревянных
духовых инструментов. Посмотрите и послушайте
тему Утки

4. Обобщение

Приложение 1  Слайд 19

(гиперссылка – Игра “Узнай инструмент”)

У:

Проведем игру “Узнай музыкальный
инструмент”. На экране вы увидите действующих
лиц сказки  и музыкальные инструменты. Надо
назвать инструмент героя, изображенного на
экране.  Дети устно отвечают на вопросы.

5.

Закрепление. (Объяснение порядка
практической работы).

Приложение 2 (на компьютерах).

У:

Вы сегодня много узнали об инструментах
симфонического оркестра, о героях сказки
С.Прокофьева “Петя и волк”. Пришло время
проверить себя. Выполните тест “Инструменты
симфонического оркестра в сказке С.Прокофьева
“Петя и волк” (Работа в парах за компьютерами).

6. Итог урока.

Приложение 1  Слайд 20

На экране появляются все герои сказки.

У:

Найдите на экране героев сказки, с
которыми встретимся на следующем уроке.

Д:

Волк, Охотники.

Приложение 1  Слайд 21

На экране остаются  Волк, Охотники.

У:

На следующем уроке мы продолжим
знакомство с инструментами симфонического
оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем
содержание сказки.

Приложение 1 Слайд 22

У: Что нового узнали сегодня на уроке? Чему
учились на уроке?

7. Домашнее задание (Приглашения на сказку).

Подпишите свои приглашения и выполните
задание.

(Приложение 3 Песня
“Сказка гуляет по свету”)

8. Музыкальное прощание.

Приложение 4

Музыкальное сопровождение к
уроку

Источник

Вы уже знакомы с замечательным композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым. 

Специально для детей, на собственный текст, Прокофьев

в 1936 году  сочинил симфоническую сказку “Петя и Волк”. 

В остроумной, живой форме композитор знакомит ребят 

с тембрами различных инструментов симфонического оркестра. 

ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА.

Внимательно прочитайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых в нём говорится.

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под елью,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Гобой, и кларнет, и фагот. 

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако, к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери – страницы,

В нее поскорей отвори.

Сказка называется «симфонической», потому что написана для симфонического оркестра. 

В симфоническом оркестре 3 группы инструментов:

– струнно-смычковая;

– духовая;

– ударная.

В струнно-смычковую группу инструментов входят скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Духовая группа инструментов подразделяется на деревянно-духовые и медно-духовые инструменты. 

В деревянно-духовую группу инструментов входят флейта, гобой, кларнет и фагот.

В медно-духовую группу инструментов входят труба, валторна, тромбон и туба.

В группу ударных инструментов входят литавры, колокола, ксилофон (они имеют определённую высоту звука), 

а также треугольник, барабаны, там-там, кастаньеты, тарелки и другие инструменты.

Посмотрите на таблицу “Музыкальные инструменты симфонического оркестра” и найдите все группы инструментов.

Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, то есть каждый герой имеет свою музыкальную тему, 

которую исполняет определенный инструмент оркестра или группа инструментов.

Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.

Подруга Пети –  птичка, её л

ейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе.

Следующий персонаж сказки – утка, её тему исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент. Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря».

Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один инструмент из семейства деревянно-духовых инструментов.

Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, – ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?». Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато.

Еще один персонаж сказки – волк! Его лейтмотив исполняют валторны – инструменты медно-духовой группы.

И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка и стреляют. Выстрелы охотников исполняет группа ударных инструментов. 

А именно литавры и барабаны.

Послушайте, как звучат лейтмотивы (темы) героев сказки.

Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк». 

Проверим, как запомнили? 

Нам поможет ТАБЛИЦА “Симфонический оркестр”.

Покажите все инструменты, которые изображают героев сказки 

(Петю, птичку, утку, кошку, дедушку, волка, выстрелы охотников)

Надеюсь, вы смогли показать всё без ошибок!

Домашнее задание: 

1. Уметь различать на слух темы героев сказки, знать инструменты симфонического оркестра, которые их изображают.

2. Закрепить свои знания по теме поможет тест-тренажёр

3. Повторить песню “Неразлучные друзья”

4. Приготовиться решить тест по теме “Симфоническая сказка С.Прокофьева “Петя и волк” на сайте academtest.ru

5. Перенести к себе в тетрадь таблицу СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР 

А сейчас посмотрите мультипликационный фильм – 

экранизацию одноименной симфонической сказки Сергея Прокофьева. 

Постарайтесь услышать все тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки. 

Источник