Какие из перечисленных органов являются гомологами легких кошки

Какие из перечисленных органов являются гомологами легких кошки thumbnail

САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: старшеклассникам и репетиторам

САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: старшеклассникам и репетиторам

Posted on by Какие из перечисленных органов являются гомологами легких кошкиБорис Садыков

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора  биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

В этой небольшой заметке, характеризующей появление у живых организмов в процессе эволюции так называемых гомологичных и аналогичных органов,  хотелось бы напомнить вам о двух  основных типах эволюционных изменений, которые были подробно  описаны еще Ч.Дарвиным.

Как репетитору ЕГЭ по биологии, мне кажется важным помнить о каких именно типах эволюционных преобразований  идет речь?

Это дивергентный и конвергентный типы преобразований организмов, приводящие к формированию надвидовых (макроэволюция) систематических единиц.

Дивергенция — это тип эволюционных изменений, основанный на постепенном расхождении тех или иных признаков организмов. Дивергенцией объясняется появление гомологичных органов, имеющих общее происхождение, но выполняющих, как правило, различные функции (пишу «как правило», потому что функции у гомологов могут быть как  различные, так и сходные).

Конвергенция — приобретение сходных признаков у не родственных организмов. Конвергенцией объясняется появление аналогичных органов, имеющих различное происхождение, но выполняющих сходные функции.

                      Почему приходится заострять на этом ваше внимание

Да все просто. Поскольку базовых понятий два (дивергенция и конвергенция), объясняющих появление в эволюции двух типов органов (гомологичных и аналогичных), то с вероятностью 50% они запоминаются неправильно.

Возможно, табличка из пособия Т.Л.Богдановой поможет кому-то не путать функции и пути образования гомологичных и аналогичных органов в процессе макроэволюции. Но привожу эту табличку без изменений: именно в таком виде она объясняет почему у учащихся возникает так много путаницы при ответах на многочисленные тестовые задания по выявлению гомологичных и аналогичных органов.

Что неверного в этой таьблице? Первый и третий отличительные признаки «Происхождение» и «Путь образования» действительно подходят для сравнительной характеристики гомологичных и аналогичных органов.

А признак «Функция» является действительным всегда лишь для характеристики аналогичных органов, потому что гомологичными могут быть не только органы, выполняющие различные функции (как написано в таблице), но и сходные.

Например, ноги лошади и ноги человека — явно гомологичные органы, так как имеют общее происхождение, но и функция то у них тоже сходная.

Какой вывод следует сделать

Как репетитор ЕГЭ по биологии, могу посоветовать всегда стараться  выделять что-то главное, а что-то второстепенное.

Ничего не запоминайте чисто механически, а выстраивайте в своей голове четкую логическую цепочку из приведенных фактов и следствий. Только тогда можно судить о том, что новый материал не просто запомнился, а именно усвоился.

Ниже приводятся 52 примера заданий из тестовых вариантов ЕГЭ на определение гомологичных и аналогичных органов, присланные мне преподавателем Владимиром Анатольевичем. Решил разместить их в этой статье. Все приводимые здесь примеры гомологичных органов — результат дивергентной эволюции, а примеры аналогичных органов — результат конвергенции.

Примеры заданий на гомологичные органы

  1. Крылья совы и крылья летучей мыши
  2. Ласты дельфина и ласты-крылья пингвина
  3. Конечности крота и конечности лошади
  4. Ласты китообразных и ластоногих
  5. Когти барсука и ногти обезьяны
  6. Киль летучей мыши и киль птицы
  7. Задние конечности кенгуру и задние конечности тушканчика
  8. Окраска крыльев бабочки павлиний глаз и бабочки крапивницы
  9. Ласты ихтиозавра и рука человека
  10. Плакоидная чешуя акулы и зубы ящерицы
  11. Лепестки розы и листья капусты
  12. Листья паслена и усы гороха
  13. Видоизмененные листья: лепестки розы, усы гороха, иголки кактуса.
  14. Шишки ели и стробила хвоща
  15. Перистосложный лист гороха и прилистники-кувшинчики непентес
  16. Стеблевые чешуи хвоща и колючки барбариса
  17. Тычинки цветка мака и почечные чешуи
  18. Бутон цветка и почка
  19. Конечности позвоночных
  20. Гомологи передней конечности шимпанзе: 1) рука человека  2)  крыло птицы 3) ласт кита
  21. Колючки кактуса и усики гороха
  22. Ловчие листья росянки и сочные чешуи репчатого лука
  23. Корневище ландыша клубни картофеля
  24. Китовый ус и усы сома
  25. Чешуя змеи и перо птицы
  26. Ноги бабочки и ноги жука
  27. Когти кошки и ногти обезьяны
  28. Нос обезьяны и хобот слона
  29. Предплечье лягушки и курицы
  30. Волосы человека и шерсть собаки
  31. Зубы кошки и зубы акулы

Примеры заданий на аналогичные органы

  1. Конечности позвоночных животных и насекомых
  2. Крылья птиц и насекомых
  3. Глаза головоногих моллюсков и глаза позвоночных животных
  4. Роговые чешуи ящерицы и панцирь черепахи – аналоги
  5. Форма тела акулы и дельфина
  6. Передние конечности насекомого медведки и крота
  7. Шипы розы и иголки кактуса
  8. Листья и шипы
  9. Семена растений и споры мхов
  10. Усики клубники и воздушные корни
  11. Жабры рака и рыбы
  12. Роющие конечности крота и медведки
  13. Аналогами передней конечности шимпанзе являются: 1) хобот слона, 2) клешня рака, 3) щупальца осьминога, 4) ногощупальца скорпиона
  14. Колючки барбариса и колючки боярышника
  15. Хорда ланцетника и позвоночник человека
  16. Панцирь черепахи  и раковина улитки
  17. Легкие амфибии и легкие пауков
  18. Усы рака и усы сома
  19. Глаза осьминога и собаки
  20. Крылья летучей мыши и стрекозы
  21. Плавник кита и хвостовой плавник рака

Считаю совершенно неправильным, когда в тесты КИМов ЕГЭ  помещают задания на определение гомологов или аналогов, по которым в разных учебниках даются противоположные ответы.

***************************************

К данной статье было довольно много полезных комментариев, касающихся не четкости в критериях дивергентного и конвергентного путей образования гомологичных и аналогичных органов, которые я поместил в отдельную статью.

Для подготовки к  сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у  меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Читайте также:  Какие симптомы от кошек на людей

Репетитор по биологии
Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.

Какие из перечисленных органов являются гомологами легких кошки
Г. Теория эволюции
|
Какие из перечисленных органов являются гомологами легких кошки
аналогичные органывидыГомологичные органыдивергенцияживоеживые организмыконвергенцияобразование видоврасхождение признаковрепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиисхождение признаковэволюция
|

  • Какие из перечисленных органов являются гомологами легких кошки

  • Комментарии
  • Восемь книг по биологии
    **********************************************

  • Популярные записи
    • Задачи на сцепленное наследование
    • Задачи на определение групп крови и резус-фактора
    • Задачи по экологии
    • Эволюция живой природы 1-15
    • Решение усложненных задач по генетике
    • Задачи по экологии – правило Линдемана
    • Клетка как биологическая система

Источник

Подборка заданий по разделу «Эволюция»

11 класс

1) Определите главные направления эволюции животных и растений. Используйте следующие обозначения: А- ароморфозы, И — идиоадаптации, Д — общая дегенерация

а) Главные направления эволюции у животных.

Приспособительные признаки, возникшие в ходе эволюции

Направление эволюции

  1. Возникновение многоклеточности.
  2. Возникновение полового процесса.
  3. Возникновение хорды.
  4. Образование позвоночника.
  5. Образование пятипалых конечностей.
  6. Образование ластов.
  7. Образование цепкого хвоста (у обезьяны)
  8. Образование у земноводных трехкамерного сердца.
  9. Образование у земноводных двух кругов кровообращения.
  10. Возникновение теплокровности.
  11. Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных.
  12. Усложнение головного мозга.
  13. Увеличение массы головного мозга.
  14. Переход к внутреннему оплодотворению  у позвоночных.
  15. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)
  16. Утрата конечностей у китов.
  17. Утрата густого шерстного покрова (у слона)
  18. Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня)
  19. Образование хобота у слона.
  20. Удлинение шеи у жирафы.

 б) Главные направления эволюции у растений.

Приспособительные признаки, возникшие в ходе эволюции.

Направление эволюции

  1. Возникновение хлорофилла.
  2. Возникновение фотосинтеза.
  3. Дифференциация слоевища (тела растения) на лист, стебель, корень.
  4. Возникновение ползучего стебля у земляники.
  5. Возникновение полового процесса.
  6. Появление проводящей ткани.
  7. Появление цветка у покрытосеменных.
  8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса)
  9. Появление плода у покрытосеменных
  10. Появление семян у голосеменных.
  11. Появление лазящего стебля у винограда и плюща.
  12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.
  13. Появление зацепок на плодах лопуха и череды
  14. Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины.
  15. Утрата листьев , развитой корневой и сосудистой систем и околоцветника у ряски
  16. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики.
  17. Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.
  18. Появление клубней у дикого картофеля.

2) Перечисляем названия организмов и биологических явлений:

А – кенгуру

Б – утконос

В – пингвин

Г – археоптерикс

Д – летучая мышь

Е – крокодил

Ж – стегоцефал

И – латимерия

К – ланцетник

Л – зверозубые ящеры

М – эвглена

Н – псилофиты

О – ехидна

П – атавизм

Р – рудимент

С – биогенетический закон

Т – ароморфоз

У – аналогичные органы

Ф – гомологичные органы

Х – идиоадаптация

Ч – регенерация

Ш – конвергенция

Щ – дегенерация

Ю – дивергенция

Я – мутация

Определите: а) к каким явлениям из перечисленных относятся:

  1. возникновение хлорофилла и фотосинтеза в процессе эволюции.
  2. образование усиков на листьях гороха.
  3. утрата листьев у кактуса
  4. образование хобота у слона
  5. возникновение теплокровности у млекопитающих
  6. утрата органов пищеварения у паразитических червей – цепней
  7. зачатки тазовых костей в толще мышц у кита
  8. рождение хвостатых людей
  9. зачатки хвостовых позвонков в скелете человека
  10. сходство внутреннего строения передних конечностей лошади и крыла птицы
  11. внешнее сходство крыла птицы и крыла бабочки
  12. сходство заростка папоротника с водорослями
  13. сходство личинки насекомого с кольчатыми червями
  14. сходство головастика лягушки с рыбой

                   б) кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам:

  1. между растениями и животными
  2. между позвоночными и беспозвоночными
  3. между рыбами и земноводными
  4. между пресмыкающимися, птицами и млекопитающими

                   в) кто из перечисленных организмов относится к ископаемым  переходным формам:

  1. между рыбами и земноводными
  2. между пресмыкающимися и птицами
  3. между пресмыкающимися и млекопитающими
  4. между водорослями и папоротникообразными.

3) Из перечня (1-28) выберите и зашифруйте наиболее полные ответы на вопросы (а-з).

  1. Рука шимпанзе.
  2. Передние ноги кошки.
  3. Хобот слона.
  4. Крыло птицы.
  5. Крыло летучей мыши.
  6. «Пятак» свиньи.
  7. Ласт пингвина.
  8. Клешня рака.
  9. Клешня скорпиона.
  10. Легкие лягушки.
  11. Легкие голубя.
  12. Трахеи плавунца.
  13. Жабры рака.
  14. Жабры беззубки.

15.Жабры рыбы.

16. Чешуйки на коже ящерицы.

17. Панцирь черепахи.

18. Перья на теле птиц.

19. Чешуйки на ногах курицы.

20. Иголки на теле ежа.

21. Волоски на теле бабочки.

22. Щупальца осьминога.

23. Волоски на теле тарантула.

24. Иголки ехидны.

25. Верхняя губа и нос лошади.

26.Ласт кита.

27. Передние ноги лошади.

28. Щупальца гидры.

а) Какие из этих органов являются гомологами руки человека?

б) Какие из них являются аналогами руки шимпанзе?

в) Какие – гомологи губы и носа кошки?

г) Какие – гомологи легких кошки?

д) Какие – аналоги легких кошки?

е) Какие – гомологи волос кошки?

ж) Какие – аналоги волос кошки?

з) Какие – гомологи панциря речного рака?

Источник

Максимальное количество баллов, которое вы можете набрать в теоретическом туре, – 83. 

Часть I

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

Выделите правильный ответ:

  1. Образовавшиеся после деления новые клетки несут:
    • а) новую наследственную информацию;
    • +б) ту же наследственную информацию, что была в материнской клетке;
    • в) в два раза меньше информации;
    • г) в два раза больше информации.
  2. Исключите лишнее:
    • а) чума;
    • б) холера;
    • +в) грипп;
    • г) тиф.
  3. Из перечисленных растений устьица на обеих сторонах листа имеют:
    • +а) пшеница;
    • б) ряска;
    • в) слива;
    • г) элодея.
  4. Наибольшее количество белка содержится в семени:
    • а) подсолнечника;
    • +б) фасоли;
    • в) пшеницы;
    • г) льна.
  5. Венчик цветка скорее всего:
    • а) защищает главные части цветка;
    • б) привлекает опылителей яркой окраской;
    • в) привлекает насекомых запахом;
    • +г) выполняет первые две функции.
  6. В каком случае систематические группы расположены в правильной последовательности:
    • а) вид – род – отдел – класс – царство — семейство;
    • б) род – семейство – вид – отдел – царство — класс;
    • +в) царство – отдел – класс – семейство – род — вид;
    • г) семейство – вид – род – класс – царство — отдел.
  7. Усики гороха – это видоизмененные:
    • а) стебли;
    • б) побеги;
    • + в) листья;
    • г) лепестки.
  8. Светочувствительный глазок хламидомонады расположен:
    • а) в оболочке;
    • б) в выделительной вакуоли;
    • в) целиком погружен в цитоплазму;
    • +г) на хроматофоре.
  9. У млекопитающих артериальная кровь течет по венам, а венозная – по артериям:
    • а) в большом круге кровообращения;
    • б) в воротной системе печени;
    • +в) в малом круге кровообращения;
    • г) при экстрасистолярном кровообращении, когда кровь начинает из желудочков сердца
    • перекачиваться в предсердия.
  10. Впервые у хордовых появляется следующая стадия эмбриогенеза:
    • а) морула;
    • б) бластула;
    • в) гаструла;
    • +г) нейрула.
  11. Нейстоном называют организмы:
    • а) пассивно парящие в толще воды;
    • +б) обитающие в поверхностной пленке воды;
    • в) активно плавающие в толще воды;
    • г) ведущие придонный образ жизни.
  12. Гомойтермия типична для представителей классов:
    • а) рыб;
    • б) амфибий;
    • в) рептилий;
    • +г) птиц.
  13. Полный метаморфоз в своем развитии не проходят:
    • а) чешуекрылые;
    • +б) прямокрылые;
    • в) веерокрылые;
    • г) ручейники.
  14. К вторичноротым относятся:
    • +а) иглокожие;
    • б) моллюски;
    • в) членистоногие;
    • г) кольчатые черви.
  15. У паукообразных нервная система представлена:
    • а) нервной трубкой;
    • б) звездообразным ганглием;
    • +в) брюшной нервной цепочкой;
    • г) брюшной и спинной нервными цепочками.
  16. В желудке начинают расщепляться:
    • а) только углеводы;
    • +б) частично жиры и белки;
    • в) только белки и углеводы;
    • г) белки, жиры и углеводы.
  17. Умеренное увеличение концентрации адреналина в крови приводит к уменьшению притока крови к:
    • а) мозгу;
    • +б) кишечнику;
    • в) мышцам;
    • г) сердцу.
  18. Для свертывания крови необходимы, помимо прочего:
    • а) ионы железа;
    • +б) ионы кальция;
    • в) ионы хлора;
    • г) аскорбиновая кислота.
  19. Парасимпатические нервы:
    • а) увеличивают частоту и силу сердечных сокращений;
    • б) усиливают в печени и мышцах расщепление гликогена с образованием молекул
    • глюкозы;
    • +в) увеличивают секрецию пищеварительных соков;
    • г) уменьшают частоту и силу сердечных сокращений.
  20. Расщепление питательных веществ завершается в:
    • а) желудке;
    • +б) толстом кишечнике;
    • в) 12-перстной кишке;
    • г) тонком кишечнике.
  21. При недостатке витамина К:
    • а) выпадают волосы;
    • б) выпадают зубы;
    • в) ухудшается зрение;
    • +г) нарушается свертываемость крови.
  22. При активации симпатической нервной системы не наблюдается:
    • а) расширение зрачков;
    • б) сужение кровеносных сосудов;
    • +в) сужение бронхов;
    • г) подавление функции пищеварения.
  23. Во время фазы общего расслабления сердца его клапаны:
    • а) полулунные – открыты, створчатые — закрыты;
    • б) полулунные – открыты, створчатые — открыты;
    • +в) полулунные – закрыты, створчатые — открыты;
    • г) полулунные – закрыты, створчатые — закрыты.
  24. У двух собак перекрестное кровообращение. Одной из них показали кусок мяса, при этом у второй собаки желудочный сок:
    • а) будет выделяться так же, как у первой;
    • +б) будет выделяться, но с опозданием;
    • в) выделяться не будет;
    • г) секреция сока второй собаки уменьшится.
  25. Торможение нервных клеток представляет собой:
    • +а) изменение потенциала клетки в сторону отрицательных значений;
    • б) изменение мембранного потенциала от отрицательных значений к положительным;
    • в) изменение знака мембранного потенциала с положительного на отрицательный;
    • г) изменение мембранного потенциала до нуля.
  26. Трение при движении костей в суставе снижается за счёт:
    • а) суставной сумки;
    • б) отрицательного давления внутри сустава;
    • +в) суставной жидкости;
    • г) суставных связок.
  27. При малокровии у человека наблюдается:
    • а) недостаток кальция в крови;
    • +б) уменьшение содержания гемоглобина в крови;
    • в) уменьшение содержание гормонов в крови;
    • г) нарушение деятельности поджелудочной железы.
  28. Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых:
    • а) образуется витамин А;
    • б) возникают зрительные образы;
    • в) черный пигмент поглощает световые лучи;
    • +г) формируются нервные импульсы.
  29. Какой из перечисленных ароморфных признаков позволил млекопитающим освоить разнообразные среды обитания?
    • +а) теплокровность;
    • б) гетеротрофное питание;
    • в) легочное дыхание;
    • г) рефлекторная нервная деятельность.
  30. Энергия солнечного света преобразуется в химическую энергию в процессе:
    • +а) фотосинтеза;
    • б) хемосинтеза;
    • в) дыхания;
    • г) брожения.
  31. Главным компонентом ядра являются:
    • а) митохондрии;
    • +б) хромосомы;
    • в) рибосомы;
    • г) лейкопласты.
  32. Какое число нуклеотидов в гене кодирует первичную структуру белка, состоявшего из 180 аминокислот?
    • а) 90;
    • б) 180;
    • в) 360;
    • +г) 540.
  33. Ферментативную функцию в клетке выполняют:
    • +а) белки;
    • б) липиды;
    • в) углеводы;
    • г) нуклеиновые кислоты.
  34. У собак черная шерсть (A) доминирует над коричневой (a), а коротконогость (B) – над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип черной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног.
    • а) AaBb;
    • б) aabb;
    • +в) AABb;
    • г) AABB.
  35. Ластообразные конечности китов и дельфинов – это пример:
    • а) дивергенции;
    • б) ароморфоза;
    • в) дегенерации;
    • +г) идиоадаптации.

Часть II

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Выделите правильный ответ:

1. Признаки, характерные для голосеменных:

  • I. В цикле развития преобладает спорофит. +
  • II. Хорошо размножаются вегетативным способом.
  • III. Эндосперм гаплоидный.+
  • IV. Эндосперм диплоидный.
  • V. Деревья, кустарники и травянистые растения.
  1. а) II, IV,;
  2. б) I, III;+
  3. в) I, II;
  4. г) IV, V.

2. Для проводящих клеток ксилемы характерны:

  • I. Крупные вакуоли.
  • II. Отсутствие цитоплазмы.+
  • III. Наличие перфораций в клеточных стенках. +
  • IV. Утолщенные клеточные стенки. +
  • V. Многоядерность.
  1. а) II, III, IV;+
  2. б) I, II, IV;
  3. в) III, IV, V;
  4. г) I, III, IV.

3. Представителей типа хордовые характеризуют:

  • I. Трехслойность;+
  • II. Вторичная полость тела;+
  • III. Вторичный рот;+
  • IV. Двусторонняя симметрия;+
  • V. Отсутствие внутреннего скелета.
  1. а) I, III, IV, V;
  2. б) I, II, III, V;
  3. в) I, II, IV, V;
  4. г) I, II, III, IV.+

4. Спорами размножаются:

  • I. Сенная палочка:
  • II. Улотрикс: +
  • III. Мукор: +
  • IV. Сальвиния; +
  • V. Хара;+
  1. а) I, II, III, IV;
  2. б) II, III, IV;
  3. в) I, II, IV;
  4. г) II, III, IV, V.+

5. Животными, ведущими прикрепленный (сидячий) образ жизни, но имеющими
свободноплавающих личинок, являются:

  • I. Кораллы. +
  • II. Губки. +
  • III. Асцидии. +
  • IV. Коловратки.
  • V. Усоногие раки. +
  1. а) I, II, III, IV;
  2. б) I, II, III, V; +
  3. в) I, III, IV;
  4. г) I, II, III, IV, V.

6. Гипофиз:

  • I. Состоит из одной доли.
  • II. Состоит из нескольких долей.+
  • III. Не связан с таламусом.+
  • IV.Не связан с гипоталамусом.
  • V. Состоит из нервной и железистой тканей.+
  1. а) I, II, III, IV;
  2. б) III, IV, V;
  3. в) II, III, V; +
  4. г) II, IV, V.

7. Содержимое глюкозы в крови животных и человека поддерживается на относительно постоянном уровне при участии:

  • I. Гипоталамуса; +
  • II. Почек; +
  • III. Надпочечников; +
  • IV. Печени; +
  • V. Поджелудочной железы; +
  1. а) I, II, III, IV, V;+
  2. б) II, III, IV, V;
  3. в) I, II, III, IV;
  4. г) I, II, III, V.

8. Показателями биологического прогресса группы организмов являются:

  • I. Усложнение организации;
  • II. Увеличение числа видов;+
  • III. Увеличение численности особей;+
  • IV. Расширение ареала; +
  • V. Снижение межвидовой конкуренции.
  1. а) I, III, IV;
  2. б) I, III, IV;
  3. в) I, II, IV, V;
  4. г) II, III, IV.+

9. В любой клетке фосфор всегда входит в состав:

  • I. Рибосом.+
  • II. Мембран.+
  • III. Белков.
  • IV. ДНК. +
  • V. РНК. +
  1. а) I, II, III, IV;
  2. б) I, II, IV, V;+
  3. в) II, IV, V;
  4. г) I, III, IV, V.

10. В защите организма от вирусной инфекции принимают участие:

  • I. Интерферон;+
  • II. Антитела;+
  • III. Т-киллеры;+
  • IV. Т-супрессоры;
  • V. Фибробласты.
  1. а) I, II, III; +
  2. б) I, IV, V;
  3. в) II, IV, V;
  4. г) II, III, IV.

Часть III

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которыхcледует либо согласиться, либо отклонить. Выделите ответ словами «да» или «нет».

Максимальное количество баллов, которое можно набрать — 20.

  1. Удаление трутовика избавляет растение от паразита. (нет)
  2. Низшие эукариоты и азотобактерии обнаруживают способность фиксироватьатмосферный азот (N2). (нет)
  3. Микоризообразующие грибы относятся к базидиомицетам.(да)
  4. Из хвойных деревьев, произрастающих в России, наибольшее число видов имеет род сосна. (да)
  5. Завершающим этапом эволюции стелы является атактостела. (да)
  6. Горизонтальный поток воды в корне контролируется клетками перицикла. (нет)
  7. У растений опадание листьев начинается в ответ на понижение температуры окружающей среды. (нет)
  8. Кислород, выделяющийся в процессе фотосинтеза, образуется из молекулы углекислого газа. (нет)
  9. Гипогликемия может являться симптомом недостатка инсулина. (нет)
  10. В нейрогипофизе синтезируются гормоны окситоцин и вазопрессин. (нет)
  11. Желтое тело сохраняется, если оплодотворенная яйцеклетка имплантируется в эндометрий. (да)
  12. Плод у гороха стручок. (нет)
  13. Гетеродонтными являются исключительно млекопитающие. (нет)
  14. С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.(нет)
  15. Крыло бабочки и крыло птицы – пример гомологичных органов. (нет)
  16. Реликтовые и эндемичные роды нередко включают один или несколько видов. (да)
  17. Женские особи медицинских пиявок крупнее мужских. (нет)
  18. Длина шеи у птиц зависит от количества позвонков. (да)
  19. Летучие мыши ориентируются в полете с помощью обоняния. (нет)
  20. Фагоцителле – общий предок всех многоклеточных животных (по И. И. Мечникову). (да)

Часть IV

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать –8.

[мах. 2,5 балла] Соотнесите различные названия плодов растений (1–5) с их родовыми названиями (А–Д):

1 – ЯблокоА) Арбуз
2 – ЯгодаБ) Лунарий
3 – БобВ) Карагада
4 – СтручокГ) Боярышник
5 – ТыквинаД) Крыжовник

Ответы

Названия плодов12345
Род растенийГДВБА

[мах. 2,5 балла] Соотнесите водоплавающих птиц (1–5), с характерными для них местами гнездования (А–Д):

1. ЧомгаА – в дуплах деревьев на различной высоте
2. КрякваБ – в норах животных
3. ПеликанВ – плавучее гнездо
4. ОгарьГ – на земле или в заломах тростника
5. МандаринкаД – в старых гнездах цапель и ворон

Ответы

Птицы12345
Места гнездованияВДГБА

[мах. 3 балла] Какие органы являются гомологами (А) и аналогами руки человека (Б):

1 –передние ноги кошки, 2 – крыло птицы, 3 – хобот слона, 4 – клешня рака, 5 – ласт пингвина, 6 – передние ноги лошади.

Органы животных123456
Гомологи или аналогиААББАА

Источник

Читайте также:  В каком возрасте кошек начинают спариваться