Какие из них гомологи губы и носа кошки

САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: старшеклассникам и репетиторам

САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: старшеклассникам и репетиторам

Posted on by Какие из них гомологи губы и носа кошкиБорис Садыков

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора  биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

В этой небольшой заметке, характеризующей появление у живых организмов в процессе эволюции так называемых гомологичных и аналогичных органов,  хотелось бы напомнить вам о двух  основных типах эволюционных изменений, которые были подробно  описаны еще Ч.Дарвиным.

Как репетитору ЕГЭ по биологии, мне кажется важным помнить о каких именно типах эволюционных преобразований  идет речь?

Это дивергентный и конвергентный типы преобразований организмов, приводящие к формированию надвидовых (макроэволюция) систематических единиц.

Дивергенция — это тип эволюционных изменений, основанный на постепенном расхождении тех или иных признаков организмов. Дивергенцией объясняется появление гомологичных органов, имеющих общее происхождение, но выполняющих, как правило, различные функции (пишу «как правило», потому что функции у гомологов могут быть как  различные, так и сходные).

Конвергенция — приобретение сходных признаков у не родственных организмов. Конвергенцией объясняется появление аналогичных органов, имеющих различное происхождение, но выполняющих сходные функции.

                      Почему приходится заострять на этом ваше внимание

Да все просто. Поскольку базовых понятий два (дивергенция и конвергенция), объясняющих появление в эволюции двух типов органов (гомологичных и аналогичных), то с вероятностью 50% они запоминаются неправильно.

Возможно, табличка из пособия Т.Л.Богдановой поможет кому-то не путать функции и пути образования гомологичных и аналогичных органов в процессе макроэволюции. Но привожу эту табличку без изменений: именно в таком виде она объясняет почему у учащихся возникает так много путаницы при ответах на многочисленные тестовые задания по выявлению гомологичных и аналогичных органов.

Что неверного в этой таьблице? Первый и третий отличительные признаки «Происхождение» и «Путь образования» действительно подходят для сравнительной характеристики гомологичных и аналогичных органов.

А признак «Функция» является действительным всегда лишь для характеристики аналогичных органов, потому что гомологичными могут быть не только органы, выполняющие различные функции (как написано в таблице), но и сходные.

Например, ноги лошади и ноги человека — явно гомологичные органы, так как имеют общее происхождение, но и функция то у них тоже сходная.

Какой вывод следует сделать

Как репетитор ЕГЭ по биологии, могу посоветовать всегда стараться  выделять что-то главное, а что-то второстепенное.

Ничего не запоминайте чисто механически, а выстраивайте в своей голове четкую логическую цепочку из приведенных фактов и следствий. Только тогда можно судить о том, что новый материал не просто запомнился, а именно усвоился.

Ниже приводятся 52 примера заданий из тестовых вариантов ЕГЭ на определение гомологичных и аналогичных органов, присланные мне преподавателем Владимиром Анатольевичем. Решил разместить их в этой статье. Все приводимые здесь примеры гомологичных органов — результат дивергентной эволюции, а примеры аналогичных органов — результат конвергенции.

Примеры заданий на гомологичные органы

  1. Крылья совы и крылья летучей мыши
  2. Ласты дельфина и ласты-крылья пингвина
  3. Конечности крота и конечности лошади
  4. Ласты китообразных и ластоногих
  5. Когти барсука и ногти обезьяны
  6. Киль летучей мыши и киль птицы
  7. Задние конечности кенгуру и задние конечности тушканчика
  8. Окраска крыльев бабочки павлиний глаз и бабочки крапивницы
  9. Ласты ихтиозавра и рука человека
  10. Плакоидная чешуя акулы и зубы ящерицы
  11. Лепестки розы и листья капусты
  12. Листья паслена и усы гороха
  13. Видоизмененные листья: лепестки розы, усы гороха, иголки кактуса.
  14. Шишки ели и стробила хвоща
  15. Перистосложный лист гороха и прилистники-кувшинчики непентес
  16. Стеблевые чешуи хвоща и колючки барбариса
  17. Тычинки цветка мака и почечные чешуи
  18. Бутон цветка и почка
  19. Конечности позвоночных
  20. Гомологи передней конечности шимпанзе: 1) рука человека  2)  крыло птицы 3) ласт кита
  21. Колючки кактуса и усики гороха
  22. Ловчие листья росянки и сочные чешуи репчатого лука
  23. Корневище ландыша клубни картофеля
  24. Китовый ус и усы сома
  25. Чешуя змеи и перо птицы
  26. Ноги бабочки и ноги жука
  27. Когти кошки и ногти обезьяны
  28. Нос обезьяны и хобот слона
  29. Предплечье лягушки и курицы
  30. Волосы человека и шерсть собаки
  31. Зубы кошки и зубы акулы

Примеры заданий на аналогичные органы

  1. Конечности позвоночных животных и насекомых
  2. Крылья птиц и насекомых
  3. Глаза головоногих моллюсков и глаза позвоночных животных
  4. Роговые чешуи ящерицы и панцирь черепахи – аналоги
  5. Форма тела акулы и дельфина
  6. Передние конечности насекомого медведки и крота
  7. Шипы розы и иголки кактуса
  8. Листья и шипы
  9. Семена растений и споры мхов
  10. Усики клубники и воздушные корни
  11. Жабры рака и рыбы
  12. Роющие конечности крота и медведки
  13. Аналогами передней конечности шимпанзе являются: 1) хобот слона, 2) клешня рака, 3) щупальца осьминога, 4) ногощупальца скорпиона
  14. Колючки барбариса и колючки боярышника
  15. Хорда ланцетника и позвоночник человека
  16. Панцирь черепахи  и раковина улитки
  17. Легкие амфибии и легкие пауков
  18. Усы рака и усы сома
  19. Глаза осьминога и собаки
  20. Крылья летучей мыши и стрекозы
  21. Плавник кита и хвостовой плавник рака

Считаю совершенно неправильным, когда в тесты КИМов ЕГЭ  помещают задания на определение гомологов или аналогов, по которым в разных учебниках даются противоположные ответы.

***************************************

К данной статье было довольно много полезных комментариев, касающихся не четкости в критериях дивергентного и конвергентного путей образования гомологичных и аналогичных органов, которые я поместил в отдельную статью.

Читайте также:  Какие симптомы клеща у кошек

Для подготовки к  сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у  меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии
Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.

Какие из них гомологи губы и носа кошки
Г. Теория эволюции
|
Какие из них гомологи губы и носа кошки
аналогичные органывидыГомологичные органыдивергенцияживоеживые организмыконвергенцияобразование видоврасхождение признаковрепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиисхождение признаковэволюция
|

  • Какие из них гомологи губы и носа кошки

  • Комментарии
  • Восемь книг по биологии
    **********************************************

  • Популярные записи
    • Задачи на сцепленное наследование
    • Задачи на определение групп крови и резус-фактора
    • Задачи по экологии
    • Эволюция живой природы 1-15
    • Решение усложненных задач по генетике
    • Задачи по экологии – правило Линдемана
    • Клетка как биологическая система

Источник

Создайте Ваш сайт учителя

Курсы ПК и ППК
Видеоуроки

Олимпиады
Вебинары для учителей

  1. Главная
  2. Биология
  3. Тесты
  4. Макроэволюция

                                                           1 вариант

1 задание-тест

  1. Наука изучающая ископаемые останки ………
  2. Приобретение сходных признаков у различных неродственных групп ………
  3. Ученый занимающийся исследованием непарнокопытных животных ………
  4. Биологический закон установили ……………..
  5. Аналогичные органы это ……………………
  6. Дегенерация – это ……………………..
  7. Ароморфоз – это……………….
  8. Конвергенция – это…………………..

2 задание – укажи направление  эволюции над каждой цифрой.

  1. Возникновение хлорофилла
  2. Разделение растения на стебель, лист и корень.
  3. Возникновение полового процесса.
  4. Появление лазающего стебля у винограда.
  5. Появление зацепок на плодах лопуха.
  6. Появление плода у покрытосеменных.
  7. Утрата корней, хлорофилла, листьев у повилики.
  8. Появление крылышек на плодах клена.

3 задание – соотнеси буква+цифра.

  1. Рука шимпонзе.                       10. Передние конечности кошки
  2. Хобот слона                               11. Крыло птицы
  3. Крыло летучей мыши             12. Пятак свиньи
  4. Клешня рака                              13. Легкие лягушки
  5. Трахея плавунца                       14. Жабры беззубки
  6. Чешуйки на коже ящерицы    15. перья на теле птицы
  7. Иголки ехидны                           16. щупальца гидры
  8. Волоски на теле тарантула       17. ласты кита
  9. Чешуйки на ногах курицы        18 панцирь черепахи

А.  Какие органы являются гомологами руки человека

Б.  Какие органы гомологи легких кошки.

В.  Какие из органов аналоги волос кошки

Г. Какие из органов гомологи панциря речного рака.

                                          Макроэволюция 11 класс

                                                           2 вариант

1 задание-тест

  1. Одна функция но разное строение это органы ………..
  2. Дивергенция – это …
  3. Параллелизм – это ……………..
  4. Идиоадаптация – это …………………
  5. Установил закон зародошевого сходства………………
  6. Макроэволюция – это
  7. Ковалевский изучал …………..
  8. Филогенез – это …………………..

2 задание – укажи направление  эволюции над каждой цифрой.

  1. Возникновение фотосинтеза.
  2. Возникновение ползучего стебля у земляники.
  3. Появление проводящей ткани.
  4. Появление полового процесса.
  5. Утрата листьев и превращение их в колючки.
  6. Появление семян у голосеменных.
  7. Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины.
  8. Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.

3 задание – соотнеси буква+цифра.

  1. Рука шимпонзе.                       10. Передние конечности кошки
  2. Хобот слона                               11. Крыло птицы
  3. Крыло летучей мыши             12. Пятак свиньи
  4. Клешня рака                              13. Легкие лягушки
  5. Трахея плавунца                       14. Жабры беззубки
  6. Чешуйки на коже ящерицы    15. перья на теле птицы
  7. Иголки ехидны                           16. щупальца гидры
  8. Волоски на теле тарантула       17. ласты кита
  9. Чешуйки на ногах курицы        18 панцирь черепахи

А. Какие из органов являются аналогами руки человека.

Б. Какие из органов являются аналогами легких кошки.

 В.  Какие из органов гомологи волос кошки

Г.   Какие из органов являются гомолагами губы и носа кошки.

                                        Лист ответа

                                           1 вариант

  1. Палеонтология
  2. Паралеллизм
  3. Ковалевский
  4. Геккель и Мюллер
  5.  Одна ф-я, разное строение
  6. Упрощение
  7. Усложнение
  8. Сходные признаки у неродственных групп

2 задание

1.а                          6.а

2а                         7д

3.а                        8.и

  1.  
  2.  

3 дание

А. – 1, 3, 10, 11,

Б. – 13

В. –  8,  10

Г- 6, 7, 9, 18

                                          Лист ответа

                                           2 вариант

  1. Аналоги
  2. Расхождение приз внутри вида
  3. Одновременно одни органы
  4. Приспособление
  5. Бер
  6. Надвидовые таксоны
  7. Филогенез лошади
  8. Историческое развитие организма

2 задание                                      3 задание

  1. А                                               А-4, 16
  2. И                                              Б –5, 14,
  3. А                                               В. – нет
  4. А                                               Г – 2, 12
  5. И
  6. А
  7. А
  8. Д

Просмотр содержимого документа

«Макроэволюция »

Получите в подарок сайт учителя

Автор: Хабарова Татьяна Валерьевна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 159067

Источник

Подборка заданий по разделу «Эволюция»

11 класс

1) Определите главные направления эволюции животных и растений. Используйте следующие обозначения: А- ароморфозы, И — идиоадаптации, Д — общая дегенерация

а) Главные направления эволюции у животных.

Приспособительные признаки, возникшие в ходе эволюции

Направление эволюции

  1. Возникновение многоклеточности.
  2. Возникновение полового процесса.
  3. Возникновение хорды.
  4. Образование позвоночника.
  5. Образование пятипалых конечностей.
  6. Образование ластов.
  7. Образование цепкого хвоста (у обезьяны)
  8. Образование у земноводных трехкамерного сердца.
  9. Образование у земноводных двух кругов кровообращения.
  10. Возникновение теплокровности.
  11. Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных.
  12. Усложнение головного мозга.
  13. Увеличение массы головного мозга.
  14. Переход к внутреннему оплодотворению  у позвоночных.
  15. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)
  16. Утрата конечностей у китов.
  17. Утрата густого шерстного покрова (у слона)
  18. Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня)
  19. Образование хобота у слона.
  20. Удлинение шеи у жирафы.

 б) Главные направления эволюции у растений.

Приспособительные признаки, возникшие в ходе эволюции.

Направление эволюции

  1. Возникновение хлорофилла.
  2. Возникновение фотосинтеза.
  3. Дифференциация слоевища (тела растения) на лист, стебель, корень.
  4. Возникновение ползучего стебля у земляники.
  5. Возникновение полового процесса.
  6. Появление проводящей ткани.
  7. Появление цветка у покрытосеменных.
  8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса)
  9. Появление плода у покрытосеменных
  10. Появление семян у голосеменных.
  11. Появление лазящего стебля у винограда и плюща.
  12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.
  13. Появление зацепок на плодах лопуха и череды
  14. Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины.
  15. Утрата листьев , развитой корневой и сосудистой систем и околоцветника у ряски
  16. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики.
  17. Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.
  18. Появление клубней у дикого картофеля.

2) Перечисляем названия организмов и биологических явлений:

А – кенгуру

Б – утконос

В – пингвин

Г – археоптерикс

Д – летучая мышь

Е – крокодил

Ж – стегоцефал

И – латимерия

К – ланцетник

Л – зверозубые ящеры

М – эвглена

Н – псилофиты

О – ехидна

П – атавизм

Р – рудимент

С – биогенетический закон

Т – ароморфоз

У – аналогичные органы

Ф – гомологичные органы

Х – идиоадаптация

Ч – регенерация

Ш – конвергенция

Щ – дегенерация

Ю – дивергенция

Я – мутация

Определите: а) к каким явлениям из перечисленных относятся:

  1. возникновение хлорофилла и фотосинтеза в процессе эволюции.
  2. образование усиков на листьях гороха.
  3. утрата листьев у кактуса
  4. образование хобота у слона
  5. возникновение теплокровности у млекопитающих
  6. утрата органов пищеварения у паразитических червей – цепней
  7. зачатки тазовых костей в толще мышц у кита
  8. рождение хвостатых людей
  9. зачатки хвостовых позвонков в скелете человека
  10. сходство внутреннего строения передних конечностей лошади и крыла птицы
  11. внешнее сходство крыла птицы и крыла бабочки
  12. сходство заростка папоротника с водорослями
  13. сходство личинки насекомого с кольчатыми червями
  14. сходство головастика лягушки с рыбой

                   б) кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам:

  1. между растениями и животными
  2. между позвоночными и беспозвоночными
  3. между рыбами и земноводными
  4. между пресмыкающимися, птицами и млекопитающими

                   в) кто из перечисленных организмов относится к ископаемым  переходным формам:

  1. между рыбами и земноводными
  2. между пресмыкающимися и птицами
  3. между пресмыкающимися и млекопитающими
  4. между водорослями и папоротникообразными.

3) Из перечня (1-28) выберите и зашифруйте наиболее полные ответы на вопросы (а-з).

  1. Рука шимпанзе.
  2. Передние ноги кошки.
  3. Хобот слона.
  4. Крыло птицы.
  5. Крыло летучей мыши.
  6. «Пятак» свиньи.
  7. Ласт пингвина.
  8. Клешня рака.
  9. Клешня скорпиона.
  10. Легкие лягушки.
  11. Легкие голубя.
  12. Трахеи плавунца.
  13. Жабры рака.
  14. Жабры беззубки.

15.Жабры рыбы.

16. Чешуйки на коже ящерицы.

17. Панцирь черепахи.

18. Перья на теле птиц.

19. Чешуйки на ногах курицы.

20. Иголки на теле ежа.

21. Волоски на теле бабочки.

22. Щупальца осьминога.

23. Волоски на теле тарантула.

24. Иголки ехидны.

25. Верхняя губа и нос лошади.

26.Ласт кита.

27. Передние ноги лошади.

28. Щупальца гидры.

а) Какие из этих органов являются гомологами руки человека?

б) Какие из них являются аналогами руки шимпанзе?

в) Какие – гомологи губы и носа кошки?

г) Какие – гомологи легких кошки?

д) Какие – аналоги легких кошки?

е) Какие – гомологи волос кошки?

ж) Какие – аналоги волос кошки?

з) Какие – гомологи панциря речного рака?

Источник

Основные закономерности эволюции

Задачи:

Раскрыть общие закономерности эволюционного процесса; проанализировать явления дивергенции и конвергенции на макроэволюционном уровне; продолжить формирование навыков работы по выполнению заданий ЕГЭ. Продолжить развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать стремления к самообразованию; создавать условия для творческой реализации личности; развивать коммуникабельность.

Оборудование. Ноутбук. Экран. Мультимедийный проектор. Мультимедийная презентация. Гербарий видов лютиков (жгучий, ядовитый, золотистый, кашубский, едкий), видов овсяниц (гигантская, желобчатая, луговая). Таблицы “Схема эволюционных взаимоотношений между основными группами современных клеточных животных”, “Конвергенция”.

Изучение нового материала.

Актуализация знаний.

«Смерть, рано или поздно пересекающая всё уродливое, всё бесполезное, всё несогласованное с окружающими условиями, и есть источник и причина красоты и гармонии органического мира»: писал К.А. Тимирязев в книге «Краткий очерк теории Дарвина».

Согласны ли вы с таким высказыванием? Перечислите аргументы «за» или «против». (Высказывания учащихся).

Т.е в природе происходила и происходит эволюция.

Что такое эволюция?

Эволюция (лат. «эволюцио» – развёртывание) – необратимое и направленное историческое развитие живой природы. (Ведерникова Ксения).

Сегодня на уроке мы рассмотрим общие закономерности эволюции. Запишите тему в тетрадь.

Мотивация.

Тема важна:

  • для формирования естественнонаучного мировоззрения,

  • для понимания процессов, происходящих в природе;

  • является основой для изучения тем “История развития жизни на Земле”, “Происхождение человека”.

Задачи.

  1. Выявить общие закономерности эволюции, т.е. формы эволюции.

  2. Определить результаты дивергенции и конвергенции.

  3. Уметь определять гомологичные и аналогичные органы.

Обратитесь к учебнику Захарова В.Б. на стр. 425 – 428 и назовите закономерности эволюции, т. е. формы эволюции, запишите в виде схемы.

Формы эволюции

Дивергенция расхождение признаков в ходе эволюции у родственных групп, развивающихся в разнородных условиях.

Конвергенция

Параллелизм

— Что такое дивергенция? (Ответ ученика).

Дивергенция расхождение признаков в ходе эволюции у родственных групп, развивающихся в разнородных условиях.

Посмотрим небольшой фрагмент. (Просмотр видео.)

Понятие дивергенции введено Ч.Дарвином для объяснения многообразия видов в природе, пород домашних животных и культурных растений.

А сейчас послушаем сообщение Валентины. (Выступление ученика с презентацией).

Вывод: Именно дивергентной эволюцией обусловлено поразительное многообразие живых существ.

Парная работа с гербарием по выявлению примеров дивергенции.

Рассмотрите гербарий для доказательства дивергенции.

Яркий пример дивергенции – многообразие видов лютиков.

Исходный вид

Лютик ядовитый

Лютик кашубский

Лютик жгучий

Лютик золотистый

Лютик едкий

Произрастает в очень сырых местах

Произрастает по лесам, кустарникам, паркам

Произрастает на влажных почвах по берегам рек, на лугах

Произрастает на лугах, в садах, у дорог

Произрастает на лугах, в садах, у дорог

Исходный вид

Овсяница гигантская

Овсяница луговая

Овсяница желобчатая

Лесной мезофит

Луговой мезофит

Степной мезофит

!!!!!……Результат дивергенции – Это гомологичные органы.

Организуется парная и индивидуальная работа с книгой и наглядным материалом.

1 пара: Сравните руку человека, переднюю конечность кролика. Найдите черты сходства, определите, какие функции они выполняют?

2 пара: Сравните крыло птицы и переднюю конечность летучей мыши. Найдите черты сходства. Почему представители разных классов имеют общее внутреннее строение?

Класс: Приведите примеры гомологичных органов, и дайте определение. (Работа с учебником стр. 426 Захаров В.Б.

Гомологичные органы — органы, сходные между собой по строению, происхождению, независимо от выполняемой ими функции. (ответ ученика).

  • Передние конечности позвоночных животных.

  • Усики гороха, иглы барбариса, колючки кактуса – видоизмененные листья.

  • Корневище ландыша, клубни картофеля, луковица репчатого лука – подземные видоизменённые побеги.

  • Гомологичны ногти, когти, копыта.

  • Ядовитые железы змей гомологичны слюнным железам.

  • Молочные железы — гомологи потовых желез.

2. Конвергенция. Своеобразным феноменом эволюционного развития стала конвергенция. Конвергенция, как форма эволюции групп, характерна для эволюционного процесса на любом уровне организации систематических таксонов.

Просмотр видеофрагмента.

Организуется работа с книгой. Приведите примеры конвергенции и дайте определение.

Конвергенция – схождение признаков в ходе эволюции у неродственных групп, развивающихся в схожих условиях.

Примеры:

    В результате конвергенции возникли аналогичные органы.

    Организуется парная работа с гербарием и индивидуальная работа с книгой.

    4 пары: — Изучите гербарий верблюжьей колючки, ежевики, дурнишника колючего. Рассмотрите защитные приспособления растений от поедания животными и объясните, почему эти органы являются аналогичными.

    1 пара – Докажите, что данные органы растений являются аналогичными..

    Класс: Используя учебник Захарова В.Б., приведите примеры аналогичных органов и дайте определение.

    Аналогичные органы – органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие разное строение и происхождение.

    Аналогичные органы:

    • жабры рака, жабры рыбы и жабры личинок стрекоз;

    • крылья насекомых и птиц;

    • колючки кактусов (видоизмененные листья) и колючки барбариса (видоизмененные побеги), а также шипы шиповника (выросты кожицы);

    • у медведки (насекомого) и крота (млекопитающего) сходство форм передних ног.

    • аналогичны бивни слона (разросшиеся резцы) и бивни моржа (гипертрофированные клыки);

    • усики винограда (образующиеся из побегов) и усики гороха (видоизменённые листья)

    Аналогичные органы возникают у далеких организмов вследствие приспособлений их к одинаковым условиям среды или выполнения органами одинаковой функции.

    параллелизм.

    Организуется работа с учебником. Введите понятие параллелизма. Примеры.

    Домашнее задание. Захаров § 13.2.1 , проанализировать рисунки, привести примеры аналогичных и гомологичных органов.

    Приготовить сообщение о параллельной эволюции. Закончить тест.

    Закрепление изученного материала.

    Проводится фронтальная беседа:

    – Что такое дивергенция?

    – Что такое конвергенция?

    – Гомологичные органы?

    – Аналогичные органы?

    1. Гомологичные органы представляют собой крылья:

      1. Бабочки и птицы

      2. Бабочки и пчелы

      3. Птицы и летучей мыши

      4. Пчелы и летучей мыши

        1. Аналогичными органами у животных не являются:

    1. Крылья птицы и бабочки

    2. Лапы тигра и крота

    3. Конечности таракана и лягушки

    4. Глаза кальмара и кашалота

        1. Конвергенция признаков наблюдается у:

    1. Мыши и крысы

    2. Акулы и кита

    3. Волка и лисицы

    4. Кролика и зайца

      1. Аналогичными органами являются конечности:

    1. Крота и медведки

    2. Крота и слепыша

    3. Крота и землеройки

    4. Крота и собаки

    Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств эволюции, к которому его относят.

    пример

    вид доказательств

    1. Усы таракана и рыбы сома

    2. Чешуя ящерицы и перо птицы

    3. Глаза осьминога и собаки

    4. Крылья летучей мыши и стрекозы

    5. Ноги бабочки и жука

    6. Когти кошки и ногти обезьяны

    А. Гомологичные органы

    Б. Аналогичные органы

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Б

    А

    Б

    Б

    А

    А

    Перечисляем ряд органов животных:

      1. «Рука» шимпанзе.

      2. Передние ноги кошки

      3. Хобот слона

      4. Крыло птицы

      5. Крыло летучей мыши.

      6. «Пятак» свиньи.

      7. Ласт пингвина

      8. Клешня рака

      9. Клешня скорпиона

      10. Лёгкие лягушки.

      11. Лёгкие голубя

      12. Трахеи плавунца

      13. Жабры рака.

      14. Жабры беззубки.

      15. Жабры рыбы.

      16. Чешуйки на коже ящерицы.

      17. Панцирь черепахи.

      18. Перья на теле птицы.

      19. Чешуйки на ногах курицы.

      20. Иголки на теле ежа.

      21. Волоски на теле бабочки.

      22. Щупальца осьминога.

      23. Волоски на теле тарантула.

      24. Иголки ехидны.

      25. Верхняя губа и нос лошади.

      26. Ласт кита.

      27. Передние ноги лошади.

      28. Щупальца гидры

      1. Какие из этих органов являются гомологами руки человека? 1, 2, 4, 5, 7, 26, 27

      2. Какие из них являются аналогами «руки» шимпанзе? 3, 8, 9, 22, 28

      3. Какие – гомологи губы и носа кошки? 3, 6, 25

      4. Какие гомологи лёгких кошки? 10, 11

      5. Какие – аналоги лёгких кошки? 12, 13, 14, 15

      6. Какие – гомологи волос кошки? 16, 17, 18, 19, 20, 24

      7. Какие – аналоги волос кошки? 21, 23

      8. Какие – гомологи панциря речного рака? 21, 23

      Источник

      Читайте также:  Какие котята будут у черной кошки и рыжего кота родились