Какие боги у кошек

Какие боги у кошек thumbnail

Тысячи лет кошки жили рядом с человеком. Но до сих пор их окружают тайны, легенды и предания. Кошку считали и демоном, и божеством. Они были монстрами, хранителями, оборотнями. Так, давайте сегодня поговорим о таинственном прошлом этих, казалось бы, таких привычных пушистиков.

Источник:

Ссылки по теме:

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Источник

Культ божественных кошек существовал в Древнем Египте. Почему египтяне обожествляли пушистых животных и что получали в замен?

Вы любите кошек? Ваш пушистый питомец обожает полежать на диване с хозяином и так душевно мурлычет? Котики — просто наши любимцы?
Так было не всегда.

Когда-то много тысяч лет назад коты не были домашними, они бегали сами по себе, жили в храмах и считались богами. Им поклонялись, их боялись и у них просили милости. Так продолжалось несколько веков.

Культ кошек в Древнем Египте

Примерно 4 500 тысячи лет назад египтяне по какой-то неизвестной науке причине решили изображать своих богов в образе полуживотных. Точнее тело у них было вполне себе человеческим, а вот голова — звериная.

Так появилось очень много загадочных божественных существ, но мы остановимся на одной, интересной именно нам — богине кошке. Или Баст.

Кстати, древние египтяне пользовались иероглифическим письмом (не иероглифами), в котом не записывались гласные буквы. Так, что вероятнее всего кошку-богиню звали — Бастет.

Ее отец Атон-Солнце, а мать — Хатхор-Луна. Ее сестра богиня небес Нут, а брат Хонсу — бог Луны.

Бастет имеет два воплощения — молодая женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и женщина с львиной головой (агрессивная).

Египтянами богиня Баст почиталась, как богиня плодородия, радости, веселья и любви, женской красоты, домашнего очага и… кошек.

Это интересно!

Ученые предполагают, что первыми одомашнили кошек именно древние египтяне. Так как самые ранние свидетельства приручения кошек в Египте относятся к 2000—1900 годам до нашей эры.
Недавно они установили, что в Древний Египет первая домашняя кошка попала, как и на Кипр, из Анатолии. Как подарок.
Но они все равно приручали местных представителей фауны из семейства кошачьих и преуспели в этом. И затем египетские кошки дали то самое начало современным домашним кошечкам.

Греки переняли Бастет и в их мифологии-религии она отожествлялась с Артемидой.

Читайте также:  Какая порода кошек похожа на британскую

Богиню Баст настолько почитали древние египтяне, что возвели в ранг общенационального божества.
Кошки стали не просто питомцами, они реально стали божественными. Им посвящали храмы, служили жрецы и танцевали храмовые слуги-женщины, приносили богатые дары обычные люди и делали жертвоприношения чиновники.

Жрецы Бастет крайне внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, чтобы увидеть знаки, которые им передает богиня, через свое земное воплощение.

И даже у простых египтян была своя собственная кошка, за которой ухаживали лучше, чем за собственными детьми. Она была достоянием!

Это не выдумка, что хозяева кошек даже сбривали брови в знак траура и в память об умершей любимице.

Существовало и уголовное наказание тому, кто обидит кошку. Даже если кто-то случайно переедет кошку на колеснице или телеге, то толпа могла забросать возницу камнями.

Вывозить кошку из Древнего Египта строжайше запрещалось, так как считалась собственностью фараона и это было тягчайшим преступлением.

Чтобы получить желаемое (наследника, победу в войне, строительстве храма и пр.) фараоны совершали богатые регулярные жертвоприношение кошкам в храме Бастет.
Приплачивали также жрецам, чтобы те присматривали за храмовыми котами и подсказывали, когда те передадут весточку о благоприятном исходе дела или желания фараона.

Как долго продолжался куль кошек в Египте? Вплоть до 300 года до нашей эры. Пока в Древний Египет не пришли греки. И даже после этого в некоторых местах кошек продолжали боготворить еще долгие столетия.

Поделитесь с друзьями, чтобы и они были в курсе.

Спасибо, что дочитали до конца!

Здоровья всем!

Источник

У этого термина существуют и другие значения, см. Баст (значения).

Баст
богиня кошек, Нижнего Египта, солнца и луны, радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, рождаемости и домашнего очага, защиты от заразных болезней, злых духов и войны
Мифология Древнеегипетская
Латинское написание Bastet, Bast
Пол женский
Отец Ра
Мать Хатхор
Брат Хонсу
Сестра Нут
Дети Махес
Культовый центр Бубастис
Атрибуты систр
Животное кошка, львица
Отождествления Сехмет
В эллинизме Артемида, Афродита
 Медиафайлы на Викискладе

Баст, или Бастет (егип. bȝstt) — древнеегипетская богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага и кошек, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы. Баст — ба богини Исиды.

Имя[править | править код]

Баст — вариант произношения имени, принимаемый большинством современных египтологов. Древнеегипетское слово «bȝstt» (‘ȝ’ — алеф) состоит из «bȝst-» и женского окончания «-t». Древние египтяне не записывали гласные звуки, поэтому слово могло звучать «Баст» или «Бастет»[1]. Возможно, имя произведено от имени «Бес» — аналогичного божества мужского пола.

Мифология[править | править код]

Отец её — Солнце; мать — Хатхор-Луна. Богиня небес Нут — её сестра, а Хонсу — брат.

Атрибут Баст — музыкальный инструмент систр. Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр, а у её ног располагались четыре котёнка. Так олицетворялась египтянами богиня плодородия. Сын Баст — Махес.

Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная).

К концу Древнего царства в некоторых случаях Баст отождествлялась с Сехмет и Тефнут, в Новом царстве — с Мут и Хатхор. Бастет (греч. Бубастис) отождествлялась греками с Артемидой[2][3] (реже — с Афродитой)[4].

Культ[править | править код]

Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества. Хозяева даже сбривали брови в память об умершей кошке, а случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями. И даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Бастет[5].

Расцвет её почитания начинается со времени XXII династии (с X века до н. э.), хотя известны и более древние упоминания храма богини (начиная как минимум с Аменемхета I в XX века до н. э.), также исследователи не исключают, что поклонение самой Бастет зародилось в городе ранее II тысячелетия до н. э.

Центр культа Баст, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X—VIII веках до н. э. — город Бубастис. Верховный жрец богини Бастет носил титул Ур-суну — «Великий врачеванием»[6]:112.

Геродот описал святилище Баст следующими словами[7]:

Оно целиком, за исключением входа, лежит на острове. Ведь из Нила ведут два канала, до входа в святилище идущие отдельно. Они обтекают храм с обеих сторон. Каждый канал шириной в 100 футов и осенён деревьями. Преддверие же высотой в 10 оргий и украшено замечательными статуями в 6 локтей вышины. А святилище расположено посреди города, и вид на него открывается из всех частей города. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своём прежнем месте, то поэтому оно и доступно обозрению [из города] со всех сторон. Оно ограждено стеной, украшенной рельефами, а внутри его — роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. Длиной и шириной священный участок с каждой стороны в одну стадию. От входа ведёт дорога, мощённая камнем, около 3 стадий длиной, через городскую рыночную площадь на восток. Ширина её 4 плефра. По обеим сторонам дороги стоят высокие до небес деревья.

В Бубастисе существовал также некрополь мумифицированных кошек, посвящённых Баст (найден в 1887—1889 годах египтологом Э. Навиллем)[8]. Также немецкие археологи подтвердили наличие здесь кремационных печей для кошек[9].

  • Бастет в разных ипостасях
  • Бронзовая статуэтка кошки (ок. 664 – 610 годы до н.э.), Лувр

  • Уаджит-Баст со львиной головой, солнечным диском и уреем Уаджит, ок. 664 – 332 до н. э.

Фестиваль Баст[править | править код]

Геродот рассказывает о популярном среди прочих фестивале в честь богини-кошки Баст, когда люди плывут по реке, играют на систрах и флейтах, хлопают в ладоши и поют[7]:

Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвёртые стоят и задирают [подолы] своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700000 людей обоего пола, кроме детей.

Хотя приведённая Геродотом цифра в 700 тысяч празднующих явно преувеличена, вероятно, празднество было значительным не только для жителей города, но и для посещающих его паломников со всего Древнего Египта[10].

Читайте также:  Бешенство у кошек какие

См. также[править | править код]

  • Кошки в Древнем Египте
  • Сехмет

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Raymond Faulkner, Concise Dictionary of Middle Egyptian, David Brown Book Co.
  2. ↑ Бубастида, богиня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. ↑ «У египтян Аполлон называется Ором, Деметра — Исидой, а Артемида — Бубастис.» Геродот, 2. 137.
  4. Рак И. В. «Египетская мифология» // Именной и предметный справочник-указатель. — Издание 2-ое, переработанное и дополненное. — СПб.: «Журнал „Нева“», Летний сад, 2000. — 3000 экз. Архивная копия от 10 октября 2010 на Wayback Machine
  5. ↑ «Хотя и другие египетские города расположены высоко, однако, по-моему, самые значительные насыпи находятся у города Бубастиса. В этом городе стоит знаменитый храм [богини] Бубастис. Есть, правда, и другие ещё более обширные и великолепные святилища, но ни одно из них так не радует взор, как этот храм.» Геродот, 2. 156
  6. ↑ Древний Египет. Энциклопедия. — «Арт-Родник», 2008.
  7. 1 2 Геродот. 137, 59, 60 // Книга 2: Евтерпа / Перевод и примечания Г. А. Стратановского. — История.
  8. Naville E. Bubastis (1887—1889).
  9. ↑ «MDAIK II» (Ежегодник Германского археологического института в Каире № II).
  10. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. — М.: Наука, 1976.

Источник

Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия и солнца.

Сервал[править | править код]

Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошёрстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлинёнными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Намного крупнее, чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval) — кошка родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.

Кошки в повседневной жизни[править | править код]

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

Длительное время именно Египет считался местом одомашнивания дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек Геродот (ок. 484 — ок. 425 до н. э.). «Отец истории» писал в своей «Евтерпе»:

Хотя у египтян много домашних животных, но их было бы ещё гораздо больше, если бы с кошками не происходило вот какого странного явления. Всякий раз, как у кошек появляются на свет котята, они уже больше не идут к котам, а те, желая с ними спариться, не находят их. Поэтому коты прибегают к такой хитрости: они силой похищают котят у кошек, умерщвляют их, но не пожирают. А кошки, лишившись своих котят и желая снова иметь других, приходят тогда к котам. Ведь это животное любит детёнышей. Во время пожара с кошками творится что‑то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те всё же успевают проскользнуть между людей и, перескочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своём городе в священных гробницах.[2]

— Геродот, «Евтерпа», 66–67.

По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным»[2]. Умышленное убийство какого-нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой виры, установленной жрецами.

Читайте также:  Через какое время действуют капли от блох для кошек

Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., Диодор Сицилийский стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»[3]).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам мумификации как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Культ[править | править код]

Ра в образе кота убивает змея Апопа

С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. Со львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мёртвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст — богиня с головой кошки — изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.

Со времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби[4].

Бубастис[править | править код]

Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие, после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис, главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.

Упадок культа кошек[править | править код]

Культ Баст был официально запрещён, попав под действие ряда эдиктов Римского императора Феодосия I Великого 381-394 годов[5], направленных на борьбу с язычеством. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами поклонения.

В культуре[править | править код]

В дошедших до наших дней ряде папирусов и остраконов кошки представлены в сатирических образах. Например в Сатирическом папирусе эпохи Рамессидов (ок. 1150 год до н. э.) представлен кот, пасущий гусей, мыши, штурмующие крепость кошки. Они могут обозначать пословицы или рассказы, утраченные сегодня, но понятные древнему египтянину, либо содержат политическую или религиозную сатиру[6]. Подобные сцены повторяются на некоторых обнаруженных остраконах, сосудах, косметических принадлежностях и фигурках Нового царства.

Во II веке до н. э. Полиэн рассказал о хитрости, якобы применённой персидским царём Камбисом II во время битвы при Пелузии (525 год до н. э.): Камбис II приказал поместить кошек и других животных, почитаемых египтянами, перед персидской линией фронта. Египтяне якобы прекратили свои оборонительные операции, и тогда персы завоевали Пелузий[7].

См. также[править | править код]

  • Кошка Гайер-Андерсона
  • Кошки (род)
    • Дикая кошка (Felis silvestris)
    • Домашняя кошка (Felis silvestris catus)
  • Египетский мау
  • Зоолатрия

Примечания[править | править код]

  1. Wörterbuch der Ägytischen Sprache — Tome 2, 42.1-3.
  2. 1 2 Геродот. История. Книга вторая. Евтерпа
  3. ↑ Диодор. Историческая библиотека, книга I, 83
  4. ↑ Геродот, История, книга II, LXVI
  5. ↑ Cod. Theod., XVI. 10. 11 (от 16 июня 391 г.)
  6. M. I. Hussein, A. A. Shokeir. Sexual life in Pharaonic Egypt: towards a urological view (англ.) // International Journal of Impotence Research. — 2004-10. — Vol. 16, iss. 5. — P. 385–388. — ISSN 1476-5489. — doi:10.1038/sj.ijir.3901195.
  7. Shepherd, R. Polyænus’s Stratagems of War. — London: George Nicol, 1793. — С. 268−269. — 414 с.

Ссылки[править | править код]

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Кошки в Древнем Египте

Источник