В какой религии кошка

В какой религии кошка thumbnail

Кошки и религия всегда имели неоднозначные взаимоотношения, которые зависели и от самих кошек и их поведения, и от, зачастую, не слишком понятных догм и заповедей. Сегодня, когда число религиозных людей и практикующих верующих всех конфессий растет, мы задались целью прояснить отношение различных религий к кошкам.

Кошки и религия: иуадаизм

jewishВ Торе кошка не упоминается, по-видимому, евреи-кочевники не нуждались в услугах хранителя амбаров, но также они считали кошку символом идолопоклонства из-за почестей, которые ей оказывались в соседнем Египте. В Талмуде коты ловят змей и называются образцом скромности, хотя в тоже время говорится, что они могут быть опасны для детей (приводится случай, когда кошка откусила ребенку руку).

В целом, евреям не возбраняется держать кошку дома (в отличие от собаки), за кошкой нужно ухаживать, ее нужно лечить и хорошо кормить. Запрещается жестокое обращение с кошками и их кастрация, однако не возбраняется применять к животному незначительную физическую силу, если оно слишком настойчиво мешает человеку. И главное – любовь к кошке не должна быть сильнее любви к людям, помощь человеку должна быть первична.

Только ультраортодоксальные иудеи (харедим) считают домашних животных уделом гоев, а потому легко могут забить камнями кошку или собаку, если те попадутся им на глаза.

Кошки и религия: христианство

В раннем христианстве к кошкам было исключительно позитивное отношение. Бытовала легенда, что младенец Иисус мерз в яслях, и кошка пришла к нему, чтобы согреть своим телом. В благодарность за помощь дева Мария погладила животное по лбу, оставив свой знак – букву «М». А согласно другому мифу, только кошке Бог позволил запомнить обратную дорогу в Рай, после того, как из него изгнали Адама и Еву.

catholicНо в Средневековье отношение к котам резко изменилось, правда, только у католиков. Кошек обвинили в сотрудничестве с дьяволом и ведьмами, они стали символом колдовства, похоти, греховности, ереси и даже воровства. В Германии кошек сжигали на кострах, во Фландрии – скидывали с башен, во Франции – забивали насмерть. Считается, что инквизиция истребила до 90% всех европейских котов. Такое странное отношение к охотникам на мышей и крыс привело к стремительному распространению чумы и к почти полному вымиранию Европы. В итоге, католицизм реабилитировал кошек и теперь относится к ним положительно.

orthodoxВ православии кошки никогда не подвергались гонениям и всегда считались чистыми животными. Кошка может жить дома и даже в храме, только нельзя пускать ее в красный угол и в алтарь соответственно.

Копты же вообще полагают, что кошки принимают участие в загробном суде над праведниками и грешниками. Вероятно, такое поверье – отголоски египетского поклонения кошкам.

Только у некоторых протестантов сохраняется негативное отношение к усатым-полосатым. Причем, если католики особенно не любили черных кошек, то пуританам не угодили – белые. Белые кошки у скандинавских и англо-американских протестантов считаются пособницами в супружеской неверности и разврате. Скорее всего, причиной тому кельтское поверье о богине Каридвен, которой служили белые коты.

gertИ конечно, у кошек есть святые покровители. В православии о кошках заботится Святой Власий, в то же время ветеринарам следует молиться Святым Фролу и Лавру. Католики же благословляют питомцев на день Святого Франциска Ассизского, по преданию кошка спасла его от чумной крысы, а покровительницей кошек называют Святую Гертруду Нивельскую, которой надо молиться об избавлении от мышей.

Если подвести итог, то христианин, вне зависимости от конфессии, можно быть владельцем кошки. Только не стоит забывать, что животные, хоть и божьи твари, но твари, созданные для людей, чтобы удовлетворять их нужды, а потому неправильно делать из любви к кошкам культ.

Кошки и религия: ислам

islamВ исламе кошка – самый главный зверь, почти священный. Кошке мусульманина можно все, и, разумеется, ей открыт вход и в мечеть, и в дом. Причины такого отношения к котам в исламе просты – сам Пророк ценил и обожал этих животных.

У Мохаммеда была белая разноглазая кошка по имени Муиза. Согласно хадисам, когда Муиза заснула на рукаве хозяйского кафтана, а Пророку надо было срочно уходить, он не согнал питомицу, а отрезал рукав, чтобы не будить жвотное. Также Мохаммед мог пить воду, которую лакала кошка, и считал эту жидкость пригодной для омовений перед молитвой.

Известно и то, что у Пророка был друг и сподвижник Абу Хурайра (отец кошек), и котенок, которого он воспитал, однажды спас Мохаммеда от змеи. В благодарность пророк оставил на лбу у кошки букву «М» и погладил по спинке, научив всегда падать на четыре лапы.

Кошки и религия: буддизм

buddhaИзначально кошка не входила в круг животных, подлежащих защите в буддизме. Дело в том, что она то ли не удосужилась прийти к смертному одру Будды, то ли пришла, но съела там крысу, лизавшую благовония, и таким образом нарушила запрет на войну между зверями.

Но со временем буддийские монахи подметили у кошек склонность к медитации и оценили их талант в ловле мышей, а потому рассудили, что в каждом живом существе есть Будда, и кошка тоже может обрести нирвану.

Только вот держать дома животных, ограничивая их свободу, настоящий буддист не должен. Кошек можно только прикармливать и лечить, не более того.

Кошки и религия: зороастризм

В первой в мире монотеистической религии, зороастризме все животные делились на чистых и нечистых. К чистым относились, например, собаки и ежи, а к нечистым – змеи, насекомые и, увы, кошки. Считалось, что кошек, как и прочих нечистых животных создал злой дух – Ахриман, и эти животные составляют его армию, а потому их убийство помогает борьбе добра со злом. Так что, зороастрийцам нельзя держать в доме кошку, нельзя использовать посуду или пищу, к которой она прикасалась.

Кошки и религия, как видите, весьма совместимые вещи, если вы, конечно, не харедим или зороастриец, но в этом случае вы вряд ли бы зашли на наш сайт. 

Источник

Всем известно, что кошек почитали в Древнем Египте, они были символами солнца и плодородия, их погребали и мумифицировали со всеми почестями, а те, кто наносил вред этому священному животному, мог поплатиться жизнью…

Так, в 60 году до  нашей эры один греческий историк стал свидетелем расправы толпы над виновником убийства кошки:

«Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»

Но как относятся к кошкам в других религиях?

В Торе кошки не упоминаются, а вот в Талмуде «хатуль» (то есть, кот или кошка) упоминается в различных главах, и как очень полезное домашнее животное (например, рассказывается о кошках, которые ловили мелких змей, чтобы они не заползали в дома) и как достойный пример для подражанияЕсли бы не была дана Тора, мы учились чистоплотности у кошек»).

Что касается ислама, то достаточно сказать, что кошки являются единственными животными, которым разрешен вход в мечеть.

Пророк Мухаммед любил кошек и советовал своим единоверцам заботиться о них. У Пророка была любимая кошка. Он опекал ее, никогда с ней не расставаясь, даже во время молитвы. Существует даже хадис о том, что, когда ему нужно было уйти, а кошка уснула на рукаве, он отрезал рукав, лишь бы не побеспокоить ее сон.

Известно и самое трогательное отношение к кошкам проповедника ислама по прозвищу Абу Хирр («отец кота»). Его настоящее имя было Абд ар-Рахман бин Сахр. Прозвище возникло потому, что он носил в рукаве одежды кошку…

В христианстве у кошек есть святой покровитель — Гертруда Нивельская, которая почитается как в католичестве, так и в православии…

Гертруда была очень добра к кошкам, которые приходили в монастырь, обустраивала им еду и кров. Интересно, что она одновременно является и в некотором смысле покровительницей грызунов, потому что монахиня почти всё свою недолгую жизнь провела в молитве о душах в чистилищах, которых символически изображали в виде мышей.

На Кипре, недалеко от Лимассола, находится монастырь с официальным названием «Монастырь Святого Николая Кошатника». Есть версия, что Св. Елена Константинопольская привела кошек в монастырь в 4-м веке, чтобы уменьшить популяцию змей. Так что по сей день монахини продолжают заботиться о многих кошках, живущих в монастыре.

В Евангелиях (апокрифах), которые не вошли в те четыре, которые мы почитаем сейчас, есть две истории об Иисусе и кошках…

Когда Иисус прошел через какую-то деревню, он увидел толпу бездельников низшего сорта, которые мучили найденного ими кота и постыдно относились к нему. И Иисус повелел им воздержаться и начал рассуждать с ними, но они не услышат ни одного его слова и оскорбили его. Тогда он взял кнут с узелками и отогнал их, говоря: эту землю, которую мой Отец-Мать сотворил для радости и радости, вы превратили в низший ад своими делами насилия и жестокости; и они убежали перед его лицом

…И когда Иисус вошел в какую-то деревню, он увидел молодую кошку, о которой некому было позаботиться, и она была голодна и плакала, и он поднял её, и положил ее в свою одежду, и она лежала на его груди. И когда он пришел в деревню, он поставил еду и питье перед кошкой, и она ела и пила, и поблагодарила его. И он отдал ее одной из своих учениц, которая была вдовой, по имени Лоренца, и она позаботилась о ней. И некоторые из людей сказали: этот человек заботится обо всех существах, они его братья и сестры, чтобы он любил их? И он сказал им: «Воистину, это ваши собратья из великого Дома Божьего, да, они ваши братья и сестры, имеющие одинаковое дыхание жизни в Вечном

Вот так мировые призывают заботиться о кошках и любить их как членов семьи. Даже в буддизме, где кошка скорее отрицательное животное, сегодня есть мнение, что они следуют учению Будды куда лучше людей, и достигли больших успехов в постижении нирваны и в практике медитации 😉

Этот материал подготовлен каналом Заметки Религиоведа (очень интересный канал о религиях мира, который ведут выпускники отделения религиоведения философского факультета МГУ) — призываю всех подписаться и обязательно прочитать их материал про образ медведя в русских сказках — не оторваться!

Источник

  Люди держали кошек еще со времен Древнего Египта.

Там, богиня кошачьего происхождения, Баст, являлась покровительницей домашнего очага и домашних кошек, хотя по ситуации она могла принимать и воинственный облик львицы. 

    Баст ( Бастет) была дочерью бога солнца Ра, хотя некоторые источники сообщают, что ее отцом был Амон. Ее мужем был Пта, а сыном бог-лев Михос. Центром ее культа являлось святилище в Бубастисе в дельте Нила, где находился некрополь, в котором были найдены захоронения мумифицированных кошек.

Баст также ассоциировалась с «глазом Ра», играя роль инструмента божественного отмщения. Она изображается в виде кошки или с человеческим телом, но кошачьей головой, держащей в руках волшебную колотушку (систр).

В храмах, посвященных богине Баст , содержалось много кошек, почитаемых как священные животные. Когда кошка умирала, в семье объявлялся траур, все домочадцы сбривали брови и скорбели.Трупы кошек бальзамировались и захоранивались в пышных гробницах на специальных кладбищах.

Археологами обнаружено около 300 тысяч мумий, относящихся к IV тысячелетию до н.э. Закон был также на стороне этого священного животного: за убийство кошки грозило суровое наказание вплоть до смертной казни (о несчастном греке, по незнанию убившем кошку, рассказывает Геродот).

С умершими кошками и котятами поступали так же как и с фараонами: бальзамировали. Мумии кошек приносили в дар богине Баст.

Кошек называли «добрыми духами жилища». Египтяне верили, что душа хозяйки дома после смерти переселяется в кошку.

Существуют некоторые предположения, которые еще до конца не подтверждены, что кошки кенийских островов, архипелага Ламу могут быть последними потомками священных кошек древнего Египта.

* На севере Европы кошки ассоциировались с богиней Фрейей. Ее имя означало «девушка», а сама она представлялась покровительницей магии, нередко входя в состояние транса, близкое к шаманизму. Ее именем назван день пятница в германской группе языков. Волшебную колесницу, на которой разъезжала Фрейя, везли два огромных серых кота.

* Начиная с эпохи охоты на ведьм, все домашние животные: коты, собаки и даже лошади, не говоря уже о жабах и летучих мышах, стали находиться под подозрением. Папа Григорий IX объявил черных кошек сатанинскими созданиями в своей папской булле 1223 года, что привело к массовому уничтожению кошек в поисках дьявола. Средневековье вообще было богато историями о ведьмах и колдунах, принимающих образ кошек.

* В мусульманских странах кошек считают очень чистыми животными. Пророк Мухаммед, согласно легендам, сам держал кошек, и одно из сказаний гласит, что когда пророку нужно было удалиться на молитву, он обнаружил, что кошка заснула на рукаве одежды. Он решил не будить ее, а просто оторвал рукав, оставив животное спящим, а сам отправился совершать намаз.

* Теперь продвинемся на восток. Кот входит в число двенадцати животных, имя которых носят годы китайского календаря. В Китае кошки и их изображения считались приносящими счастье. Согласно древней персидской легенде, кошки появились от чиханья льва. В зороастризме, древней религии персов, убийство кошки такое же серьезное преступление, как и убийство человека. Величественное место занимали кошки в странах Индокитая. Множество старинных и благородных пород: тайская, сиамская, ангорская — происходят из этого региона, где их разводили при королевских и княжеских дворах.

* А как же относится к кошкам буддизм? Заброшенные храмы были и местом обитания колдунов, выходивших, как правило, из среды буддийских монахов. Колдуны могли «наслать порчу», «усыпить мёртвым сном», хотя некоторые из них использовали свои чары для обычного воровства и мошенничества. 

* В разных областях Японии широко бытовали истории о том, как звери-оборотни, поселившись в буддийских храмах, становились верными друзьями настоятеля. Как правило, особой привязанностью к храму и его служителям отличались кошки.

Как полагали японцы, кошки в старости превращаются в оборотней, знаком чего было воображаемое разделение кошачьего хвоста на несколько хвостов, и становятся очень опасными.

* С кошкой в Японии связано много суеверий. Считается, например, что наибольший шанс стать оборотнем имеет трёхцветная кошка, и потому нельзя позволять ей пританцовывать — это и есть проявление её демонической силы. В народном сознании прочно закрепилось представление о том, что высоко в горах стоит Дворец кошек, где они собираются в день весеннего равноденствия — в праздник Сэцубун. Называется и месторасположение дворца — на одной из вершин огненной горы Асо — действующего вулкана с несколькими кратерами, который находится на границе префектур Кумамото и Оиты. Эта вершина так и называется — Нэкодакэ, что значит «Кошачья гора». Самое страшное, как гласит народная молва, это поддаться уговорам кошек, принявших вид неземных красавиц, и омыться в прохладном источнике — тогда тело покроется шерстью, и человек навсегда останется в свите Королевы кошек.

* В Японии Манекинеко считается воплощением богини милосердия. Легенда говорит о том, что давным-давно перед одним из храмов сидела кошка. Увидев идущего навстречу правителя, она подозвала его движением лапы, и он вошел в храм. Обернувшись, он увидел, что в то место, где он только что стоял, ударила молния. Теперь в храме Готоку-джу стоят тысячи статуэток кошек, а такое изображение в лавке призвано привлекать удачу в делах.

* Нередко, однако, именно кошки спасают фольклорных героев от козней других оборотней. Так случилось с настоятелем буддийского храма из сказки «Мальчик, который рисовал кошек». Ещё будучи ребёнком, он страстно любил рисовать кошек, за что и был изгнан из родительского дома. Судьба привела его в заброшенный храм, и, спасая своего хозяина от крысы-оборотня, одна из нарисованных кошек сошла с холста. Она сама оказалась оборотнем и помогла мальчику стать настоятелем храма. Когда же оба они состарились, и прихожане не хотели больше являться к настоятелю-старику, кошка помогла ему вернуть расположение людей: превратившись во время похорон местного богача в огненную адскую колесницу, она сделала вид, что хочет унести покойника, но старый настоятель ударил чётками по гробу, и огненная колесница исчезла. Прихожане вернулись в старый храм, решив, что святость настоятеля безмерна, поскольку ему покорны силы ада.

* В Бирме, где религией так же является буддизм, духовенство пользуется большим влиянием на население. Многие столетия назад народ Бирмы построил храм Лоа-Тзун в честь богини Тзун-Кюан-Ксе. Однажды вечером во время молитвы разбойниками был убит молодой жрец, и его тело так и осталось лежать распростёртым перед позолоченной статуей божества с сапфировыми глазами. Белая храмовая кошка Зинх, любившая бывать около жреца во время его медитаций, села на остывающее тело и, не отрываясь, смотрела на золотую статую. Свет, исходящий от богини, окрасил шерсть кошки в золотисто-кремовый цвет, глаза стали голубыми, а ноги землисто-коричневыми, так как они скрывались в тени. Но её лапки там, где они прикасались к безжизненной груди, остались белыми, как чистая душа юноши. На следующее утро все храмовые кошки получили такой же окрас, как и Зинх, которая семь дней не покидала святого места и затем сопроводила душу жреца в потусторонний мир.

* Еще один кошачий миф с Востока это легенда о Корате, серо-голубом коте. В оригинале они назывались си-суват, но правитель Сиама Раму V переименовал их в честь региона, где они обитали. Так вот, цвет их шкуры напоминал дождевую тучу, и поэтому этих кошек всегда брали собой в процессии, чтобы призвать на землю дождь.

* В Малайзии считалось, что именно кошка может помочь человеческой душе выбраться из ада и попасть в рай.

* Легенда о сиамских кошках открывает нам тайну их необычной раскраски. На Бирме считают, что спутником монаха Манн-Ха был белый кот Синх, чья мордочка стала коричневой в память о земле, на которой медитировал хозяин перед золотой богиней Цун Куан-Ксе.

Итак, все мы, европейцы и азиаты, представители разных культур и религий, вне зависимости от цвета кожи и разреза глаз, любим кошек и радуемся дружбе с ними, так же как кошки беззаветно и преданно любят нас!

Интересное о кошках:

Кошки – ангелы

Зачем мурлыкают кошки?

Гармония отношений человек-кошка ( тест)

Источник