Слово кошка с каким словом различается с одним звуком

Слово кошка с каким словом различается с одним звуком thumbnail
Слово кошка с каким словом различается с одним звуком

Похожие словаСначала давайте я дам маленькую вводную о том, что такое фонематический слух. Фонематический слух-это способность правильно слышать и узнавать звуки. Прежде чем воспроизводить какие-то звуки, мы должны их услышать, а затем только правильно произнести. Причем фонематический слух относится только к речевым звукам, неречевые звуки и шумы в разрезе фонематики не расссматриваются.

В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Мягкие и твердые согласные-это разные звуки, а у йотированные гласные-это буквы, но не звуки.

Итого мы с вами имеем то, что очень сильно ДО изучения букв важно развивать слышание звуков. Одной из игр на слышание является произнесение пар (или цепочек) слов, различающихся одной буквой. Вот пример такой цепочки:

мак — лак — рак — как

Для тех, кто занимается с ребенком дома по нашей Программе Чудо-Чадо, я сделала презентацию по таким парам слов (естественно, тем, к которым можно подобрать картинки, так как например, к слову «как» картинку подобрать проблематично). Ссылка на скачивание под статьей.

А для тех, кто хочет позаниматься прямо сейчас-вот пары слов:

кол — пол — вол — гол

день — пень — тень — лень

соль — роль — толь — моль — боль;

шапки — тапки — папки — лапки

лук — лак — люк

мушка — мышка — мошка

стол — стал — стул — стыл

игла — игра — икра

сыр — сыч — сын

кот — кит

сын — сон

суп — сук

дом — дым

шар — жар

лук — луг

мишка — миска

фокус — фикус

шторы — шпоры

рама — мама

розы — козы

козы — косы

капля — цапля

рана — рама

небо — небо

свет — цвет

уха — ухо, юла — Юля, лиса — Лиза

белка — булка — балка — палка — скалка

стрелка — грелка — тарелка — горелка

угол — уголь, брат — брать, ел — ель

шест — шесть, хор — хорь, цел — цель

жар — жарь, стал — сталь, был — быль

горка — горько

дал — даль

полка — полька

редко — редька

мел — мель

банка — банька

зорко — зорька

ест — лесть-есть.

Вот еще слова:

ЛУК, СУК, БУК, ЖУК; МАК, БАК, РАК, ЛАК; БОЛЬ, МОЛЬ, СОЛЬ, РОЛЬ, НОЛЬ; КОЧКА, ПОЧКА, ДОЧКА, ТОЧКА, БОЧКА; ГОРА, КОРА, НОРА, ПОРА. Во всех этих цепочках меняется первая буква слова.

Можно менять и среднюю букву: БУК, БОК, БЫК, БАК.

Изменяем глухость-звонкость: ДОЧКА-ТОЧКА, ГРОТ-КРОТ, ШАГАЛ-ШАКАЛ, КОСТЬ-ГОСТЬ;  или твердость-мягкость: ПАЛЬЦЫ-ПЯЛЬЦЫ, НОС-НЁС, ПЫЛ-ПИЛ, ЛЫСЫЙ-ЛИСИЙ, ВОЗ-ВЁЗ).

Игры с омофонами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному играть лучше с детьми, которые читают: КОД-КОТ, ЛИСА-ЛЕСА, ЛУК-ЛУГ, ПРУД-ПРУТ.

Смягчение с помощью мягкого знака тоже для читающих детей: МЕЛ-МЕЛЬ, УГОЛ-УГОЛЬ, СЕМЯ-СЕМЬЯ, КОН-КОНЬ, КРОВ-КРОВЬ, ЕЛ-ЕЛЬ, ПОЛКА-ПОЛЬКА, ГАЛКА-ГАЛЬКА, ШЕСТ-ШЕСТЬ.

Можно поиграть в Рифмы.

цель:развитие слухового восприятия, развитие логического мышления.

надо объяснить ребёнку просто и доступно,  что такое рифмы. Рифмы это как в стихах, когда 2 слова звучат складно (помните, как у Незнайки?).

подбери рифму к слову: мель-…..(цель, гель, ель, и т.д.)

моль-……(ноль.соль, толь, боль, и т.д.)

зайка-….(майка),    кот-……(год)

парта-…..(карта),    лей-…..(клей, пей, вей)

сова-…….(софа),    коза-……(коса) и т.д.

Ну и на сладкое:

Игра с метаграммы хороша как семейная игра. Метаграммы – это слова, различающиеся одной буквой (звуком).

Например, мышка за два шага легко превращается в кошку: мышка ® мошка ® кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь. Можно превратить час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать.

Возможные варианты ответов: час – бас – бес – вес – век;
час – бас – бал – вал – вол – гол – год (час – чан – сан – сон – гон – год);
кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса – лист;
место – месть – масть – пасть – паста – парта;
зуб – куб – кум – ком – кот – рот;
душа – суша – сушь –суть – сеть – сень – сено – село – тело;
дочь – ночь – ноль – соль – сель – сеть – суть – муть – мать.

Скачиваем презентацию (20 пар слов):

https://yadi.sk/i/-dOYqNun3HGvK6

Милые мамы! У меня к вам две просьбы:

-Первая: нажимайте ссылки соцсетей! Делитесь. Пусть полезные материалы будут не только у вас. Не держите материалы в копилке на своем ПК, делитесь ими с теми, кто занимается с ребенком. В презентации есть Тематический план Программы Чудо-Чадо (с), он поможет вам и другим мамам систематизировать занятия.

-Вторая: я не смогла по времени (ну мало мне 24 часов в сутках!) сделать все пары слов. Если у вас есть желание, продолжите эту работу! Я с радостью опубликую ваши материалы в нашей Школе! Вот заготовки для такой презентации, как и у меня. В месте, где записан автор-составитель (на первом слайде) напишите после запятой свое имя и фамилию. Если нужно, напишите на отдельном слайде кратко о себе.

Скачать заготовку 1 ( на 20 пар слов)

https://yadi.sk/i/s5n8hOSW3HGvKh

Скачать заготовку 2 ( на 20 пар слов)

https://yadi.sk/i/eyMbUjCH3HGvKw

Только обратите внимание, чтобы на каждую картинку была ссылка в разделе Источники-это требование законодательства РФ. Без этого материалы можете использовать только вы для занятий с вашим ребенком. В Источниках уже есть две ссылки-не удаляйте их, это источники от фона для презентации и картинки с летающей книжкой.

Источник

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «КИТ» И «КОТ»

Цели: учить проводить звуковой анализ слов, составлять рассказ по сюжетным картинкам, развивать речь; воспитывать любовь к животным.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Отгадайте загадку:

Без расчески причесался и умылся без воды,

В кресло мягкое забрался и запел на все лады.

– Кто же это? (Кот.)

– Кошки – главные герои нашего урока.

– У кого из вас есть кошка или кот? Какие они у вас? (Рассказы детей о своих питомцах.)

II. Введение в тему урока.

Учитель читает начало сказки «Кит и кот» Б. Заходера.

В этой сказке нет порядка:

Что ни слово – то загадка!

Вот что сказка говорит:

Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ – огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал, КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел,

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит.

КОТ плывет по океану,

КИТ из блюдца ест сметану.

III. Работа по теме урока.

1. Звуковой анализ слов «кит», «кот».

– Определите по схеме, сколько звуков в слове «кит».

– «Прочитайте» слово, выделяя первый звук.

– Произнесите только первый звук.

– Обозначьте звук к’ фишкой желтого цвета.

– «Прочитайте» слово, выделяя второй звук.

– Произнесите только второй звук.

– Обозначьте звук и фишкой желтого цвета.

– «Прочитайте» слово, выделяя третий звук.

– Произнесите только третий звук.

– Обозначьте звук т фишкой желтого цвета.

На доске – иллюстрация с изображением кита и схема слова «кит».

Ловит КИТ мышей на суше.

КИТ любил залезть повыше,

Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его: «Кис, кис!» –

Он охотно спрыгнет вниз.

На доске – иллюстрация с изображением кота и схема слова «кот». (Аналогично проводится анализ слова «кот».)

КОТ на море бьет баклуши!

Добрый КОТ ни с кем не дрался,

От врагов уплыть старался:

Плавниками бьет волну

И уходит в глубину…

2. Сравнение слов по звуковой структуре. Работа в парах.

– «Прочитайте» слова «кит» и «кот», выделяя интонационно каждый звук. (Кккоооттт, кккиииттт.)

– Посоветуйтесь с соседом по парте и скажите, какими звуками различаются эти слова? (Первым и вторым.)

– Произнесите слова, интонационно выделяя первые звуки. Назовите их. (Звуки к – к’.)

– Назовите вторые звуки. (Звуки и – о.)

– Кто уже разгадал загадку стихотворения Б. Заходера? (Ответы детей.)

Прилетели из столицы:

Доктора,

Профессора,

Медицинская сестра,

Академик по КИТАМ,

Академик по КОТАМ,

С ними 70 студентов,

35 корреспондентов,

2 редактора с корректором,

Кинохроника с прожектором,

Юные натуралисты

И другие специалисты.

Все на палубу спустились,

Еле-еле разместились.

Разбирались целый год –

Кто тут КИТ

И где тут КОТ.

Обсуждали, не спешили

И в конце концов

Решили:

«В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка,

Опечатка:

Кто-то,

Против всяких правил,

В сказке буквы переставил,

Переправил “КИТ” на “КОТ”,

“КОТ” на “КИТ”, наоборот!»

Ну и навели порядок:

В сказке больше нет загадок.

В океан уходит КИТ,

КОТ на кухне мирно спит…

– Пусть этот кит отдыхает, а у нас в гостях другие кошки и коты, герои литературных произведений.

3. Выставка книг.

Учитель знакомит детей с выставкой книг: «Загадки», «Кот в сапогах», «Золотой ключик», «Кот-ворюга», «Усатый, полосатый», «Трое из Простоквашино» и др.

4. Работа по учебнику.

– Герои произведений приготовили для вас задания.

– Рассмотрите иллюстрацию. Определите по схеме, сколько звуков в слове? (3 звука.)

– «Прочитайте» по схеме слово. (Кот.)

– Сколько звуков в следующей схеме? (5 звуков.)

– Как еще можно сказать? Не кот, а… (кошка).

– Сколько звуков в последней схеме? (7 звуков.)

– Кто догадался, что же это за слово? (Котенок.)

– Какое определение лучше всего подходит к данному рисунку? Соедините рисунок и схему.

5. Конкурс «Знаете ли вы кошачий язык?».

– Этот серый котенок предлагает вашему вниманию конкурс «Знаете ли вы кошачий язык?».

1. Вой, рычание и урчание означают… («не подходи ко мне, не отнимай пищу, иначе я брошусь на тебя»).

2. Своим мурлыканьем кошка дает понять, что у нее… (все в порядке, она безобидна и дружелюбна).

3. Различное звучание «мяу» означает… («мне необходимо внимание по какому-либо поводу»).

4. Хвост хлещет по бокам… («я сейчас нападу, берегись»).

5. Кончик хвоста подрагивает… (кошка возмущена).

6. Любящая кошка непременно… (потрется о ваши ноги).

7. Если хвост взъерошен и опущен… (кошка испугана).

6. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».

– Определите, чем задание на этой странице отличается от предыдущих заданий? (Раньше нужно было выделить первый звук в слове, а здесь – последний звук.)

– Какие же звуки нам предстоит сегодня различать? (Звуки к – т .)

– Назовите картинки, названия которых оканчиваются на звук т. (Бегемот, бант, кот.)

– Проведите линию от этих рисунков к верхней левой схеме.

– От каких картинок проведены линии?

– Назовите картинки, названия которых оканчиваются на звук к. (Молоток, ящик, чайник.)

– Проведите линию от этих рисунков к верхней правой схеме.

– От каких картинок проведены линии?

7. Различение звуков к – т.

– Определите, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, рот, станок, портфель, торт, кисточка, тыква.

– Произнесите эти же слова, выделяя звук т.

– Определите, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, кактус, крик, парк, мак.

– Произнесите эти слова, выделяя звук к.

8. Составление звуковой цепочки слов.

– Перед нами задание, в котором нужно следить и за первым, и за последним звуками в словах. Рассмотрите условное обозначение вверху. Кто догадался, что эта схема может означать? (Последний звук одного слова должен стать первым звуком следующего слова.)

– Произнесите слово «лимон», выделяя интонационно последний звук. (Лимоннн – звук н.)

– Найдите картинку, название которой начинается со звука н.

– Соедините ровной линией точки, расположенные рядом с соответствующими картинками.

Далее учащиеся могут выполнить задание самостоятельно с проверкой. (Лимон – носки – индеец – цветок – корабль.)

hello_html_2c059725.png

Игра «Кто сказал “мяу”?»

Участники игры выбирают водящего, остальные превращаются в «кошачье семейство», каждому члену которого есть что сказать.

Ведущий становится к «семейству четвероногих» спиной и пытается угадать, какой «кот» (то есть кто из играющих) подкрался к нему и сказал «мяу». Мяукать «коты» могут на все лады: то тихо и вкрадчиво мурлыкать, то требовать еду, то истошно вопить… Если «кот» узнан, он становится водящим.

9. Работа с предложением.

– Послушайте: «Жил у нас проказник-кот, много было с ним хлопот». Что я сказала? (Это предложение.)

– Из чего состоят предложения? (Из слов.)

– Составьте схему этого предложения.

10. Работа по учебнику.

Учитель читает отрывок из стихотворения С. Маршака.

– Придумайте и расскажите, что было дальше.

Дети составляют рассказ по сюжетным картинкам.

– А С. Маршак придумал так…

Учитель читает продолжение стихотворения.

– Какие интересные случаи произошли с вашими кошками? Расскажите. (Свободные высказывания детей.)

Кошка первой входит в дом и живет подолгу в нем.

То мяучет, то играет, то куда-то исчезает…

В. Приходько

Что правда, то правда: кошка свободолюбивое животное. Ее не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. А если она захочет, чтобы вы ее погладили, приласкали, она придет к вам сама, поверьте!

Помните, кошки – дальние родственники тигров. Поэтому нельзя тянуть кота за хвост, гладить незнакомых кошек. Если человек не нравится коту, тот может прокусить ему руку, расцарапать ее, занести инфекцию, кинуться в лицо. Если кошка укусила, то надо обратиться к врачу.

А вообще, кошка – очень преданное животное.

IV. Итог урока.

– Какое «чудо» сегодня произошло?

– Как кита превратить в кота?

– Что нового вы узнали на уроке?

Источник

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Школьный этап

7-8 классы

Фамилия, имя участника ______________________________________

1. Даны пары слов: 1) код – кот, 2) нос – нёс, 3) был – бил, 4) пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?

А в 1, 2

Б во 2, 3

В во 2, 4

Г во 2, 3, 4

Д во всех

2. Подчеркните глагол, ударение в котором стоит не на том же месте, что у остальных: блокировать, пломбировать, сканировать, бомбардировать, суммировать.

3. На уроке русского языка ученикам дали задание записать 10 слов с приставкой под-. Три одноклассника – Вася, Миша и Костя – записали по 10 слов. Кто из них справился с заданием?

Вася

Миша

Костя

неподвижно

неподкупный

подача

подвеска

подводный

подземелье

подмигнуть

подросток

подхватить

самоподготовка

исподлобья

неподвластно

подданный

подмастерье

подтвердить

подчинительный

подъём

подыграть

преподнести

подражать

поднос

бесподобный

подоить

подытожить

приподнятый

подчеркнуть

подтаять

подотчётный

подкармливать

подробности

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как звали бы кота Базилио из сказки «Приключения Буратино», если бы он жил в России?

__________________

5. Укажите род имён существительных:

киви – _______________                авокадо – _____________

алоэ – ________________                брокколи – ____________

кольраби – ____________                салями – ______________

пенальти – ____________                жюри – _______________

сирота – ______________                ворота – ______________

6. Составьте все возможные фразеологизмы с использованием названий домашних животных из левой графы. Менять число и падеж существительных разрешается. Найдите «лишнее» животное. Известны ли вам фразеологизмы, в которых участвуют несколько «героев» левой графы?

баран

коза

козёл

конь

корова

кот

кошка

курица

лошадь

собака

в мешке

в огород

драная

зарыта

лапой

мокрая

на новые ворота

на сене

наплакал

не валялся

не клюют

не подъедешь

отпущения

сидорова

скребут на сердце

языком слизала

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Как называется основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение:

А предложение

Б словосочетание

В текст

Г слово

8. Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела:

лоб

туловище

ланита

рамена

глаз

правая рука

рот

шуйца

выя

длань

грудь

палец

ОТВЕТЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Школьный этап

7-8 классы

1. Даны пары слов: 1) код – кот, 2) нос – нёс, 3) был – бил, 4) пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?

А в 1, 2

Б во 2, 3

В во 2, 4

Г во 2, 3, 4

Д во всех

1) [кот] – [кот] – не различаются,

2) [нос] – [н, ос] – различаются 1 звуком,

3) [был] – [б, ил] – различаются 2 звуками,

4) [пут] – [пут,] – различаются 1 звуком

(2 балла)

2. Подчеркните глагол, ударение в котором стоит не на том же месте, что у остальных: блокировать, пломбировАть, сканировать, бомбардировать, суммировать.

(2 балла)

3. На уроке русского языка ученикам дали задание записать 10 слов с приставкой под-. Три одноклассника – Вася, Миша и Костя – записали по 10 слов. Кто из них справился с заданием?

Вася

Миша

Костя

неподвижно

неподкупный

подача

подвеска

подводный

подземелье

подмигнуть

подросток

подхватить

самоподготовка

исподлобья

неподвластно

подданный

подмастерье

подтвердить

подчинительный

подъём

подыграть

преподнести

подражать

поднос

бесподобный

подоить

подытожить

приподнятый

подчеркнуть

подтаять

подотчётный

подкармливать

подробности

__Миша______________

Вася неверно выделил приставку в словах неподвижно и подача. Костя – в словах бесподобный, подоить и подробности.

(2 балла, если указан ответ «Миша»,

+ 1 балл за каждое пояснение=

максимум 7 баллов)

4. Как звали бы кота Базилио из сказки «Приключения Буратино», если бы он жил в России?

__Василий_______                

(1 балл)

5. Укажите род имён существительных:

киви – средний

авокадо – средний

алоэ – средний

брокколи – женский

кольраби – женский

салями – женский

пенальти – мужской

жюри – средний

сирота – общий

ворота – не имеет, т. к. не имеет формы ед. ч.

(10 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ)

6. Составьте все возможные фразеологизмы с использованием названий домашних животных из левой графы. Менять число и падеж существительных разрешается. Найдите «лишнее» животное. Известны ли вам фразеологизмы, в которых участвуют несколько «героев» левой графы?

баран

коза

козёл

конь

корова

кот

кошка

курица

лошадь

собака

в мешке

в огород

драная

зарыта

лапой

мокрая

на новые ворота

на сене

наплакал

не валялся

не клюют

не подъедешь

отпущения

сидорова

скребут на сердце

языком слизала

Смотреть как

баран

на новые ворота

Ни на какой

Драть как

козе

козу

не подъедешь

сидорову

Пустить

козла

козёл

в огород

отпущения

конь

не валялся

Как

корова

языком слизала

Купить

кота

кот

в мешке

наплакал

кошка

кошки

драная

скребут на сердце

Писать как

Денег

курица

курица

куры

мокрая

лапой

не клюют

Вот где

как

собака

собака

зарыта

на сене

«Лишнее» животное – лошадь. Двое «героев» левой графы участвуют во фразеологизме «жить как кошка с собакой».

(по 1 баллу за каждый фразеологизм=16 баллов,

+ 1 балл за «лишнее» животное

+ 1 балл за совместный фразеологизм =

максимум 18 баллов)

7. Как называется основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение:

А предложение

Б словосочетание

В текст

Г слово

(1 балл)

8. Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела:

лоб

чело

туловище

стан

щека

ланита

плечи

рамена

глаз

око

правая рука

десница

рот

уста

левая рука

шуйца

шея

выя

ладонь

длань

грудь

перси

палец

перст

(12 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ)

Максимальный балл – 53 балла.

Источник