С какого года кошки в россии
Многих интересует момент появления на Руси одного из самых обыкновенных животных – кошки. Даже в сказках, сложенных в давние времена, кошки присутствуют в различных образах. Это говорит о том, кошки живут на территории нашей страны уже очень давно. Так откуда же они взялись?
Считается, что животные семейства кошачьих появились в Египте, дальнейшее распространение происходило по китайской и британской территориям, а уже позже кошки «добрались» и до Руси.
Откуда появилось название и как кошки попали на Русь
Название животного происходит от латинского «каттус», означающего дикую кошку. До 16-го века на Руси принято было название «котка», которое до сих пор используется в некоторых славянских языках и означает самку кота.
По утверждению некоторых источников, первые представители кошачьих попали на территорию Руси в период со II по V века. Правда, в те времена кошка была невероятной редкостью, и ее практически нигде нельзя было встретить.
Доказательством того, что на территории Южной Украины кошки обитали в VII-VII веках, являются их останки. Хотя ученые не берутся утверждать, в каких количествах они там жили. На территории нынешней России усатые-полосатые распространились лишь в XI веке.
Основная гипотеза гласит, что необычного, но очень обаятельного зверька, на Русь завезли мореплаватели. Он моментально снискал всеобщую любовь. Пока кошек еще было не так много, за кражу такого животного у хозяев был предусмотрен такой большой штраф, что даже за похищение коровы наказание было меньше. А если кто-то убил кота, то помимо штрафа, виновный еще должен был купить потерпевшему другого кота.
Кошка «путешествует» по Руси
Распространение животного из южной части Руси на север было небыстрым. В II-V веке нашей эры на несколько поселений Одесской, Кировоградской и ближайших областей приходилось всего лишь по одной кошке. После этого кошки стали появляться в Прибалтике, Ярославле и Пскове, а затем распространились по Среднему Поволжью и Старой Ладоге.
Популярность кошки началась еще до появления христианства на Руси. Считалось, что кошка сопровождает бога Велеса, а также хранит домашний очаг и сопровождает в мир потусторонний. С возникновением христианства ситуация изменилась – Велес попал под запрет.
Кошка – роскошь или «исчадие ада»?
Изначально кошки были доступны лишь богатым людям. В Москве времен патриархата кошка символизировала семейное благополучие и достаток. Кстати, в царских покоях кошки были весьма почитаемы уже за то, что избавляли помещения от надоедливых грызунов. В простых избах крестьян пушистые любимцы стали появляться уже к концу 18-го века.
А вот католическая церковь не признавала этих животных, их считали исчадием ада и без сожаления сжигали на кострах. Зато православные священники очень уважали «котеек», ведь охрана съестных припасов от мышей и крыс полностью зависела от них. И если собаки в церковь не допускались, то кошки запросто могли туда заходить. Для этого в храмовых воротах даже прорезали специальные отверстия.
Не забывайте ставить лайки , писать свои комментарии и подписываться на наш канал. Для нас это будет очень хорошей поддержкой для выпуска новых материалов!
Так же читайте наш сайт! Там интересные и познавательные статьи!
Источник
Домашние кошки появились на Руси в X веке, скорее всего, их завезли иноземные мореплаватели. Кошка была диковинкой, великой ценностью.
Она настолько ценилась на вес серебра, за кражу кошки взимался немыслимый штраф – три серебряные гривны, это больше полкилограмма серебра, корова стоила меньше.
Убийство кошки обходилось преступнику еще дороже. К штрафу добавлялась обязанность купить потерпевшему другую кошку. А это было не только дорого, но и трудно.
Так на Руси ценили героическую борьбу с грызунами, особенно, мышами:
“Мышь есть плюгава и пакости деет человеческому роду, порты грызёт и иныя вещи; сице и человек, аще поганию учинится сиречь отступит от веры угрызует от божественного писания словеса…”.
Алексей Михайлович играет в шахматы
Царь Алексей Михайлович с большой любовью относился к своему коту, даже заказал его портрет известному художнику.
“Подлинный портрет кота великого князя Московии”, 1663.
Любимого кота Петра Первого звали Васькой. Коту позволялось абсолютно все, никто не мог даже прикрикнуть на него. Откуда Васька появился у царя точно не известно. Есть рассказ, что в 1724 году царь купил его у голландского купца. Васька жил в Вологде на строительной верфи, принадлежавшей голландцу. Когда Петр приехал на верфь, он пришел к голландцу на обед, там увидел кота и пришел от него в восторг: «Славный кот! Усат, как я, и полосат!». И увез его в Петербург.
Петр был впечатлён охотничьими талантами кота и издал указ :
«Иметь при амбарах котов для охраны таковых и мышей, и крыс устрашения».
Говорили, что после смерти императора, кот стал корабельным крысоловом.
Императрица Елизавета Петровна была большой любительницей кошек, особенно больших и пушистых. Но, в то же время, считают, что именно ей обязана своим появлением порода «русская голубая».
По ее приказу, в Зимний дворец для борьбы с засильем мышей из Казани тоже прислали тридцать кошек, они стали родоначальниками династий знаменитых Эрмитажных кошек. Их потомки несут службу в Эрмитаже и по сей день.
О питании котов был написан специальный указ, в котором приказывалось бараниной не кормить, а только малыми порциями телятины, а также поставлять для них дичь – рябчиков и тетеревов.
Императорские указы:
«Ея императорское величество соизволила указать именным своего императорскаго величества указом: в Новом Зимнем дворце в камер–юнферских и прочих покоях отобрать до тридцати кошек, а ежели набрать будет невозможно, то хотя купить, которыя, посадя в коробы, отвезть в новой же Летний дворец и покормя неделю, или более времени, для переводу мышей впускать в покой ея императорскаго величества и для того от придворной конторы приставить особливых людей, по лучшему усмотрению». Марта 12 дня 1750 г.
«Ея императорское величество именным своего императорскаго величества указом изволила указать для посажения в новосделанные при Головинском ея императорскаго величества доме зимние покои набрать Дворцовой канцелярии кошек до трех–сот и посадя оных в те новосделанные покои, в немедленном времени прикармливать и как прикормлены будут, то в те покои распустить, чтоб оныя по прокормлении разбежаться не могли, которых набрать и покупкою исправить от той канцелярии и то число кошек содержать всегда при дворе ея императорскаго величества непременно, которым для прикормки и содержания сделать от гоф–интендантской конторы по близости Головинскаго дворца особливый покой». Октября 27 дня, 1753 г.
«Ея императорское величество именным своего императорскаго величества указом изволила указать: для находящихся в апартаментах ея императорскаго величества котов — говядину и баранину не отпускать, а отпускать дичь. Того ради Придворная контора во исполнение онаго ея императорскаго величества именнаго указа приказали: обретающихся на кормовом погребу офицерам дать ордер и велеть для помянутых котов доныне отпускаемую говядину и баранину в отпуск не производить, а вместо онаго отпускать в каждой день рябчиков и тетеревей по одному». Октября 16 дня, 1754 г.
Екатерина II не считалась особенной любительницей кошек, она предпочитала маленьких собачек. Но при ней в России появились первые ангорские кошки.
Граф Потёмкин привез из Турции после окончания русско-турецкой войны подарок для императрицы, которая обожала экзотику. Белоснежные голубоглазые красавицы поселились в покоях царицы.
В 1767 году в ходе своего визита в Казань, Екатерина Вторая была удивлена отсутствию мышей в городе. После возвращения в Петербург, она повелела губернатору Казанской губернии немедленно сыскать и отправить в столицу 30 котов мышеловов. В знак благодарности, Екатерина Вторая зачислила кошек в свою лейб-гвардию.
Однажды у Екатерины пропал кот, императрица издала особый указ о поисках и возвращении «кота сераго с серыми же лапами».
Николай I тоже больше любил собак, но в юности у него был кот, которого в письмах цесаревич называл не «мой дорогой кот».
Николай II с семьей и котом на яхте “Штандарт”
Любили кошек и в семье Николая II. У великой княжны Марии был сиамский кот. Цесаревич Алексей нашел своего котенка песочного цвета с белыми пятнами в Ставке под Могилевым. Алексей назвал его Зубровкой, привез его в Санкт-Петербург, а потом в Царскосельский дворец. Он был очень непоседливым – носился, сметая все на своем пути – дорогие вазы, фарфоровые статуэтки, фотографии, дрался с бульдогом княжны Татьяны. Любимого кота княжны Ольги Николаевны звали Васька. После революции котам повезло – их не разрешили увезти в Екатеринбург, и они выжили после гибели царской семьи.Фотографии и рисунки взяты из открытого доступа сети Интернет
НАРРАТИВ
Если Вам понравилась публикация, то прошу поставить палец вверх и подписаться
Так же можете посмотреть другие публикации канала:
Был ли Николай II истребителем кошек
Как кошки поссорили кардинала Ришелье с королевой Анной Австрийской
Как погубили семейное счастье Михаила Романова
Петр I и поморский флот
Второй брак Анны Ярославны королевы Франции
Каждый патриот обязан жениться
А дева русская Гаральда презирает….
Анна Монс. История первой любви Петра I
Источник
Если кто-то нечаянно убивал чужого питомца, то приходилось компенсировать владельцу не только материальный, но и моральный ущерб. Поверх стоимости загубленной животины нужно было дать гривну — серебряный слиток весом в 205 грамм. Впрочем, столько же присуждали и за убийство домашней или охотничьей собаки.
В сборнике законов «Метрополичье правосудие», относящемся к XIII веку, о возмещении ущерба было сказано так:
Аще кто собаку убьетъ ли кошку, вины гривна, а собаку в собаки место, а кошка в кошки место.
Не удивительно, что к кошке относились в те времена особенно бережно, причем неважно к своей или чужой. В то время как в Европе кошек, особенно черных, тысячами сжигали на кострах, топили и рубили пополам как дьявольских отродий и приспешников ведьм, наши предки считали это животное исключительно позитивным и чистым.
Кошки монастырские и царские
Из всех животных только кошке разрешалось заходить в храм. Священнослужители, вообще, любили этих животных и держали при храмах и монастырях. Непритязательные и самостоятельные хищники помогали защищать от грызунов обильные запасы монастырского зерна и другие продукты, запасенные впрок.
Разумеется, не обходилось без кошек и при дворе. В 1661 году голландский живописец Фредерик Мушерон написал портрет кота, принадлежавшего государю Алексею Михайловичу. Чешский мастер Вацлав Холлар позднее создал по его мотивам гравюру, хранящуюся сейчас в Государственном Эрмитаже.
Долгое время считалось, что это портрет кота самого Ивана IV Грозного, но в 1884 году это опроверг искусствовед и коллекционер Дмитрий Ровинский. Он уделил особое внимание гравюре в своей книге «Материалы для русской иконографии»:
Лист этот очень редок. Чижев видел в Дрездене экземпляр этого кота, без года, обрезанный снизу, а потому и приписал его Царю Иоанну Грозному; Снегирев повторил эту ошибку в своих Лубочных Картинках.
Сын владельца знаменитого кота, царь Петр I считал кошек животными, которые приносят человечеству большую пользу. В одном из указов царь-реформатор повелевает: «Иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения».
Но для того чтобы завести мохнатого питомца или даже нескольких, царский указ не был нужен — все отлично знали, как коты лихо расправляются с вредителями. У самого Петра всегда жили кошки, но особенно царь любил кота по имени Василий. Это животное подарил государю в 1724 году один голландский купец, в гостях у которого в Вологде царь часто останавливался проездом.
Казанские коты-крысоловы
Царица Елизавета Петровна любила кошек не меньше чем отец. В 1745 году она приказала привезти в Зимний дворец 30 кастрированных котов-крысоловов. Выполняя волю царицы, в Санкт-Петербург привезли животных аж из Казани — считалось, что именно там живут самые искусные охотники на грызунов. Сохранившийся в архивах «Указ о высылке ко двору котов» гласит:
…Cыскав в Казани здешних пород кладеных самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловлению мышей, прислать в С.-Петербург ко двору ея императорскаго величества… И ежели кто имеет у себя таковых кладеных (кастрированных) котов, оных бы для скорейшаго отправления, объявили в губернскую канцелярию конечно от публикования в три дни, опасаясь за необъявление, кто оных имеет, а не объявит, штрафа по указам…
Далеко не все российские монархи любили кошек, но обойтись без них не мог никто. Екатерина II не слишком хорошо относилась к этим животным, но при ней их в Зимнем дворце стало еще больше. При дворе кошки жили на правах «охранников картинных галерей» и попасть в эту особую касту было непросто. Для внутренней службы отбирали особо воспитанных и красивых зверей, чаще всего породы русская голубая.
Всенародная любовь к кошкам
Постепенно хвостатые питомцы перестали быть редкостью и в конце XVIII века кошек можно было встретить не только в монастырях, купеческих хоромах и царских резиденциях, но и в крестьянских избах. В народе их очень любили, о чем свидетельствует множество упоминаний в фольклоре.
В 1853 году лингвист Владимир Даль опубликовал книгу «Пословицы русского народа», в которой кошки упоминались целых 75 раз. Такие поговорки как «Не все коту Масленица, будет и Великий пост» и «Кота убить — семь лет ни в чем удачи не видать» дошли в том или ином виде и до наших дней.
Кошки в Ленинграде
Почти все кошки, находившиеся во время блокады в Ленинграде, не пережили ее первый год. Они или были съедены или умерли от голода. Именно поэтому в 1943 году в осажденный немецкими войсками город были завезены из Ярославля 5 тысяч дымчатых кошек, а позднее — целый железнодорожный эшелон животных из Сибири. Эта мера позволила взять под контроль катастрофически расплодившуюся крысиную популяцию.
Коты в блокадном Ленинграде ценились очень высоко. Советский писатель Леонид Пантелеев писал, что за котенка просили до 500 рублей, притом что за 50 рублей с рук можно было купить килограмм хлеба, а зарплата сторожа составляла всего 120 рублей.
В Эрмитаже кошки успешно трудятся до сих пор. Вы не увидите их в выставочных залах, но они несут свою службу во дворах и обширных подвалах. Каждое животное учтено, имеет свой ветеринарный паспорт, миску и спальное место в виде корзинки.
Британское издание The Telegraph писало в 2016 году об этих кошках как о важной достопримечательности Санкт-Петербурга, которую нужно обязательно увидеть гостям города. В одном из интервью, данном прессе в 2014 году, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал о необычных сотрудниках музея следующее:
Кошек всего 50, этот лимит я сам установил. Они живут во дворе и в подвалах. «Лишних» котов мы отдаем в хорошие руки. Они знают свои места обитания в подвалах, руководить ими не надо. У нас интервью и съемки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта.
Кошки и народный фольклор
В русских народных сказках кошек очень много. При этом следует уточнить, что часто они пришли из древней языческой мифологии, как, например, известный всем кот Баюн. Этот диковинный и опасный зверь у Пушкина ходит по цепи в Лукоморье, а в старинных сказаниях сидит на железном столбе в лесной чаще, поджидая беспечных путников.
Заслуживает упоминания и другой персонаж славянской мифологии — Земляная кошка, охраняющая клады. Об этом звере рассказал в своих уральских сказах Бажов. Писатель описывает поверья уральских рудокопов и старателей, которые были уверены, что Земляная кошка охраняет подземные сокровища. На поверхности она почти никогда не появляется, но иногда над землей можно заметить ее острые уши.
Как видите, для русского человека кошка — животное особое, даже можно сказать сакральное. Стоит ли удивляться, что сегодня среди домашних питомцев именно они лидируют по популярности, причем во всех регионах страны.
Смотрите также — Как кошки участвовали в войне
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.
Источник
В русских сказках, во многом вышедших из старославянских, кошка — один из основных персонажей, причём едва ли не самый умный зверь. Всем известный Кот Баюн сам слагал сказки, обладал уникальным голосом (слышным за семь вёрст), мог своими песнями как зачаровывать до смерти, так и излечивать от болезней. Хотя у Пушкина Кот Ученый ходит вправо-влево, в русской мифологии он ходит вверх-вниз. И не по дереву, а по железному столбу.
Кот Баюн заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить». В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.
Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.
В славянской мифологии Земляная Кошка (или Подземная Кошка) охраняет клады. В сказах Бажова рассказывается о поверьях уральских золотодобытчиков, в которых Земляная Кошка охраняет подземные богатства — руды и минералы. Кошка живет под землей, иногда лишь можно заметить её уши…
На Руси самыми распространенными именами наших любимцев были Мурка и Васька. Почему Мурка — понятно, мурлычит много. Но отчего же тогда кота не называют Муром (ведь он урчит не хуже), Иваном или Петром, а именно Василием? Вот здесь заключено второе таинство кошачьего имени для нас, русских. Но оно связано уже чисто со славянской мифологией.
До введения христианства на Руси наши предки почитали всемогущего бога подземного царства, скота, богатства и всех лесных животных — Велеса. Велес мог принимать образы разных зверей, главное, чтобы тот зверь был мохнат — медведь, например. Кот являлся спутником Бога Велеса, священным животным, и с ним было связано немало обычаев и обрядов.
После введения христианства на Руси язычество долго сохранялось. Но имя Велеса было запрещено, и древний Бог стал принимать в сознании русичей образ Святого Власия или Святого Николы. Святой Власий был покровителем скота, как и Велес. Вот в честь святого Власия в деревнях и стали называть котов Васьками — в память о Велесе. Потом первопричина, конечно, забылась. Поэтому при обращении к Их Мяукающим Высочествам будем помнить, что в каждом из них есть дух великого Велеса.
На Руси образ мохнатого кота — спутника Велеса — ассоциировался с домовым. Домовые, по вере предков, были разного звания, и каждый отвечал за свой участок: кто за дом или баню, кто за конюшню, за хлев. Ко всей этой домовой братии славяне относились с трепетным уважением и страхом. Главного домового называли порой хранильником. Домовой следил за порядком, был доброжелателен, но мог и смертный конец ускорить.
Особая мистика окружало строительство нового жилья. Здесь непременно были нужны жертвы духу новостройки. Без обрядового подношения новоселов и их родственников ожидала смерть. Кто первый порог — магическую черту — пересечет, рискует с таинством судьбы столкнуться. Поэтому родился обычай впускать в дом первым кота, как зверя, связанного с могучим Велесом, повелителем душ людей и животных. Впускали кота, приговаривали: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор». И шёл кот Васька через порог, защищая людей от всех превратностей судьбы, на себя все беды брал.
За причастность к магии подземного мира много бед на голову кота падало. По славянским поверьям, если грянет мор или эпидемия, надо хутор или деревню опахать — охранительную черту провести. Потом для крепости колдовства живого кота в борозду закопать. Выручай, Вася, — замолви Велесу словечко, чтобы чуму или холеру стороной провел.
С чародейством и магией была связана и окраска кошки. Белая масть означала связь с зарею, чёрная — с ночью. Вообще черной кошке крепко не повезло. Это масть дыма, нечистой силы. Однако такая напасть на кошку обрушилась, видимо, после распространения христианства, для которого всё, что мохнатое, языческое, — ассоциируется с чертом. У славян-язычников такого рокового отношения к чёрной кошке не было.
Если ночью на грудь навалилась серая кошка — это домовой давит. Надо его сразу спросить: «К добру или к худу?» — и выслушать ответ. (Народная примета).
До сих пор сохранилась на Руси вера, что в несчастном доме коты не ведутся, а кто убьёт кота, тому семь лет ни в чём удачи не видать. Кто любит и бережёт кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой «напрасной беды».
Много других поверий связано с этим зверем, множество примет и пословиц. Без кошки не изба. На мышку и кошка зверь! Кошки дерутся — мышкам приволье! Кто кошек любит — будет жену любить! Напала на кошку спесь, не хочет и с печки слезть! Любит кошка молоко, да рыльце коротко!
Есть много поговорок, связанных с нравом, повадками кошек, применённых к всевозможным явлениям человеческой жизни: У них лады — что у кошки с собакой! — говорят о сварливой супружеской чете. Захотел от кошки лепёшки! — намекают на чью-либо сомнительную щедрость. Поклонишься и кошке в ножки! — предупреждают гордеца, которому на роду написано переломить свою спесь-гордыню.
По простонародной примете: кошка свертывается клубком — к морозу, крепко спит брюхом кверху — к теплу, скребёт лапами стену — к ветру непогожему, пол — к вьюге, умывается — к ведру, лижет хвост — к дождю, на человека тянется — обновку (корысть) сулит.
Как с огнём очага, так и с кошкою соединяются приметы о приезде гостей: если умывается кошка или загребает лапами, то ожидай гостей; если при этом лапы у неё холодные — то гости будут чужие и нежеланные, а если лапы теплые — то приедут друзья и родичи.
Бытует старинное поверье, что кошка так живуча, что только девятая смерть и может её уморить до смерти.
Источник