Происхождение породы кошек домашняя
Ïðèâåò âñåì ïèêàáóòÿíàì è ïèêàáóòÿíêàì, ëþáèòåëÿ êîøåê è èíòåðåñóþùèìñÿ! Ñ âàìè ñíîâà Ôûòûõ è Íåñëîæíàÿ ãåíåòèêà êîøåê.
Âîò, êàê âû äóìàåòå, íà êàêîì ôîòî øèíøèëëà?
Îòâåò: íà îáîèõ ôîòî! Òîëüêî ñëåâà – çâåðåê øèíøèëëà, à ñïðàâà – êîøêà ñ îäíîèìåííûì îêðàñîì. Ïîïðîáóþ ðàññêàçàòü, êàê îí ïîëó÷àåòñÿ.
Íåñêîëüêî ïîñòîâ íàçàä ÿ ïèñàëà, êàê ïîëó÷àþòñÿ ðèñóí÷àòûå îêðàñû. Ïîä âëèÿíèåì äîìèíàíòíîãî àëëåëÿ ãåíà À âîëîñêè êîøêè îêðàøèâàþòñÿ òåìíûìè è æåëòîâàòûìè ïîëîñêàìè (è âàðèàöèÿìè â çàâèñèìîñòè îò îñâåòëåíèÿ è ïðî÷åãî). Âîò òàê ïðèìåðíî:
Ïðè ýòîì âîëîñêè íà ó÷àñòêàõ ñ ðèñóíêîì îêðàøèâàþòñÿ â öåëîì òåìíåå, ÷åì âîëîñêè íà ó÷àñòêàõ ôîíà.
Åñòü ãåí, êîòîðûé íàçûâàþò ãåíîì-èíãèáèòîðîì, ÷àùå âñåãî åãî îáîçíà÷àþò “I”, õîòÿ ìîæíî âñòðåòèòü òàêæå îáîçíà÷åíèÿ Su èëè Bl (íå ïóòàòü ñ bl – êîðèöåé, ñàìûì ñâåòëûì àëëåëåì ãåíà ÷¸ðíîãî îêðàñà B). Ýòîò ãåí ïîäàâëÿåò ïîñòóïëåíèå ïèãìåíòà â ïðèêîðíåâóþ çîíó âîëîñà è ñíèæàåò ïîÿâëåíèå æåëòîâàòîãî îêðàñà â ïîëîñêàõ âîëîñêà. È òîãäà îêðàñ êîøêè íàçûâàþò ñåðåáðèñòûì.
Äà-äà, ýòî êîòåéêà èç ðåêëàìû “Âèñêàñ”. Áëàãîäàðÿ èõ àêòèâíîìó èñïîëüçîâàíèþ êîøåê òàêîãî îêðàñà â ðåêëàìå îêðàñ “ìðàìîð íà ñåðåáðå” â íàðîäå ÷àñòî íàçûâàþò “îêðàñ âèñêàñ”. Íî, êàê ìíå êàæåòñÿ, îñîáåííî øèêàðíî ñìîòðèòñÿ ñåðåáðî ó äëèííîøåðñòíûõ êîòîâ.
Ýòî áûëè êàðòèíêè ÷¸ðíûõ ñåðåáðÿíûõ òýááè. Íî ñåðåáðî áûâàåò è â ñî÷åòàíèè ñ äðóãèìè îêðàñàìè. Âîò ãîëóáîé ìðàìîð íà ñåðåáðå:
Øîêîëàäíàÿ ÷åðåïàõîâàÿ òýááè íà ñåðåáðå:
Ãîëóáîêðåìîâàÿ òýááè íà ñåðåáðå:
À ýòî êðàñíûé. Êñòàòè, êðàñíîå ñåðåáðî íàçûâàþò “êàìåî”.
Âñå ýòî – ïðèìåðû ñåðåáðÿíûõ îêðàñîâ íà îñíîâå ðèñóí÷àòûõ, òî åñòü â ãåíîòèïå êîøåê ïðèñóòñòâóåò õîòÿ áû îäèí äîìèíàíòíûé àëëåëü ãåíà À.
Ó ñîëèäíûõ (îäíîòîííûõ) êîøåê òîæå áûâàþò îêðàñû íà áàçå ñåðåáðà, íî òàêèå îêðàñû íàçûâàþòñÿ “äûìíûå”.
Ïðè äûìíîì îêðàñå êîðíè âîëîñêîâ òîæå âûñâåòëÿþòñÿ, íî íå òàê ñèëüíî, êàê ïðè ðèñóí÷àòîì îêðàñå, ïðèìåðíî íà 1/8 ÷àñòü îò êîðíÿ. È, êàê è ñåðåáðî ó ðèñóí÷àòûõ êîøåê, äûì ñî÷åòàåòñÿ è ñ äðóãèìè îêðàñàìè. Âîò ãîëóáîé äûì:
À ýòî äûìíàÿ ÷åðåïàøêà:
Èíîãäà ó äûìíûõ êîøåê ìîæåò ïðîñìàòðèâàòüñÿ ôîíîâûé ðèñóíîê, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ïî ãåíîòèïó åãî, âðîäå áû, áûòü íå äîëæíî.
Òàêîé ðèñóíîê îáû÷íî ñèëüíåå ïðîÿâëÿåòñÿ ó êîòÿò. Èíîãäà äàæå äûìíûå è ñåðåáðÿíûå êîòÿòà áûâàþò î÷åíü ïîõîæè â ñîâñåì ìàëîì âîçðàñòå. Îòëè÷àþò èõ, â îñíîâíîì, ïî íîñèêó. Ó ñåðåáðÿíûõ êîøåê áóäåò êëàññè÷åñêèé àãóòè-íîñ: êèðïè÷íîãî öâåòà ñ ò¸ìíîé îáâîäêîé. À âîò ó êðàñíûõ êîøåê îòëè÷èòü äûì îò ñåðåáðà ÷àñòî áûâàåò ñîâñåì íå ïðîñòî, âåäü íà èõ îêðàñ ãåí À íå âëÿåò, è äàæå ñîëèäíûå êîøêè âûãëÿäÿò ðèñóí÷àòûìè.
Åñòü åùå îäèí ãåí, êîòîðûé îáîçíà÷àþò U.  äîìèíàíòíîé ôîðìå îí ðàçìûâàåò ðèñóíîê íà øåðñòêå êîøêè, äåëàåò åãî íå÷åòêèì. Èìåííî îí â ñî÷åòàíèè ñ ãåíîì I ïîçâîëÿåò ïîÿâèòüñÿ îêðàñàì “çàòóøåâàííûé” è “øèíøèëëà”. Òèï îêðàñà îïðåäåëÿåòñÿ èíòåíñèâíîñòüþ ãåíîâ I è U â ãåíîòèïå êîøêè.
Ïîëîñêè íà âîëîñêàõ ðèñóí÷àòûõ êîøåê íàçûâàþòñÿ òèêèíã. Ó øèíøèëë è çàòóøåâàííûõ êîøåê îêðàøåíû òîëüêî êîí÷èêè øåðñòèíîê, òàêîé îêðàñ íàçûâàåòñÿ “òèïèðîâàííûì”.
Íà ðèñóíêå à ïîêàçàí íåîêðàøåííûé (áåëûé) âîëîñîê. Íà ðèñóíêå b – âîëîñîê êîøêè îêðàñà øèíøèëëà (îêðàøåíà ïðèìåðíî 1/8 âîëîñêà). Íà ðèñóíêå ñ – çàòóøåâàííîé (îêðàøåíà ïðèìåðíî òðåòü âîëîñêà). D è e – âîëîñêè äûì÷àòîé è ïîëíîñòüþ îêðàøåííîé êîøåê.
Èíîãäà êîí÷èêè øåðñòèíîê øèíøèëë íàñòîëüêî ìàëî îêðàøåíû, ÷òî åå ëåãêî ñïóòàòü ñ áåëîé êîøêòé. Íàïðèìåð, âîò ýòî ÷¸ðíàÿ øèíøèëëà. Êðîìå åëå çàìåòíîãî îêðàøèâàíèÿ êîí÷èêîâ øåðñòè, åñòü åùå îòëè÷èÿ îò áåëîãî îêðàñà: ãëàçà êîøêè èìåþò ÷¸ðíóþ “ïîäâîäêó”, à íîñ êèðïè÷íîãî öâåòà.
Âîò ýòîò êîòèê – îêðàñà ÷¸ðíûé çàòóøåâàííûé. Íà åãî áî÷êàõ íå ïðîñëåæèâàåòñÿ ÷åòêîãî ðèñóíêà, íî õîðîøî âèäíî ò¸ìíîå “íàïûëåíèå”.
À âîò ýòî – êðàñíàÿ øèíøèëëà. Òî÷íåå, ïðàâèëüíåå áóäåò – øåëë êàìåî. Åñëè ïðèãëÿäåòüñÿ, ìîæíî çàìåòèòü ë¸ãêèé êðàñíîâàòûé îòòåíîê øåðñòè.
Ãîëóáîé çàòóøåâàííûé êîòèê:
À ýòî êðàñíûé çàòóøåâàííûé èëè øåéøåä êàìåî:
Ãëàçà êîøåê ñåðåáðÿíîé ãðóïïû îêðàñîâ ÷àùå âñåãî çåë¸íûå èëè äàæå èçóìðóäíûå. Íî áûâàþò è æ¸ëòîãî èëè ÿíòàðíîãî öâåòà. Äëÿ òàêîãî ñî÷åòàíèÿ åñòü îòäåëüíîå íàçâàíèå – “ïüþòåð”.
Ýòî òîëüêî îäíà èç òåîðèé ïîÿâëåíèÿ îêðàñà øèíøèëë. Ïî äðóãîé, íà íåãî âëèÿåò è ãåí çîëîòîãî îêðàñà. Íî ýòî, êàê è ñàì çîëîòîé îêðàñ, ñîâñåì äðóãàÿ èñòîðèÿ…
Источник
Мы с Вами очень любим котиков, но откуда они, такие милые, пушистые и классные появились на Земле? Оказывается, помимо научных теорий существует множество мифов и легенд о происхождении кошек, давайте перечислим все их.
поговаривают, что кошки с луны (фото из отрытых источников)
Мифы и легенды о происхождении кошек
1. Библейская
Библейская легенда гласит, что на ковчеге Ноя не было кошек, так как до потопа они еще не появились. За время плавания на корабле расплодились мыши и крысы, всем обитателям грозила голодная смерть, ведь грызуны уничтожали припасы.Ной попросил Бога о помощи, тот велел ему погладить ноздри льва, лев чихнул и появились первые кот и кошка, которые тут же переловили мышей и спасли обитателей ковчега.
Нашла еще один забавный миф о сиамских кошках. Согласно ему, на ковчеге лев полюбил обезьяну и у них родился зверь с ужимками одного и храбрым сердцем другого.
фото из открытых источников
2. Инопланетно-романтическая версия
Согласно данной теории, из далеких внеземных миров к нам прилетела лысая кошка. Она полюбила дикого степного кота и осталась на земле, а их потомство – первые домашние кошки.
3. Кошки – луняне
Древний философ Плотин (не путать с Платоном) считал, что кошки, несомненно, прилетели к нам с луны. В доказательства он приводил тот факт, что кошки отлично видят в темноте, они активны ночью, а их жизнь связана с циклом луны.
Не, ну а че? сходство налицо, они точно с одной планеты (фото из открытых источников)
4. Кошки из потустороннего мира
Богослов Августин Блаженный полагал, что кошки посланы Богом на землю с определенной миссией: он провожают души умерших в загробный мир. Отголоски этой теории есть во множестве культур, где верят, что кошки видят потустороннее и способны существовать в друх мирах одновременно.
5. Коты – дети Солнца
Египетская теория гласит, что все кошки – дети Ра, бога солнца. Так, супруг красавицы Нефертити, фараон Эхнатон, считал себя сыном Солнца, а всех котов и кошек – своими братьями и сестрами.Этой теории придерживался и сам Пифагор, вот только доказать ее не успел.
Ричи – точно дитя солнца:))
6. Буддистская версия
По легенде, кот единственное животное, которого не было рядом, когда дух Будды освобождался от тела. Зато он поймал мышь, лизавшую масло из лампады. Поэтому отношение к кошке двойственное: это и зло (приносит убийство), и добро (спасает благовония).
Научная теория происхождения кошек
Древние предки кошек (фото из открытых источников)
Итак, кошки – род млекопитающих, семейство кошачьих, отряд – хищные. Ученые считают, что древними предками кошки были креодонты, они жили примерно 70 млн. лет назад. Размерами эти хищники превосходили львов и тигров, в общем, жуткие зверюги.
Через 20 млн. лет от креодонтов отделились миациды, они были мельче, зато умнее, пластичнее и выносливей. Около 40 млн. лет назад эти хищники разделились на 2 группы. От одной из них произошли псовые, от другой, виверровые, предки современных кошек.
Ученые полагают, что древним предком котов был проаиурус, от него произошли 2 ветви: саблезубые кошки (вымерли) и современные кошачьи.
По мнению зоологов, больше всего на первых виверровых похож современный зверек Фосса, живущий на Мадагаскаре. Он выглядит, как гибрид кошки и мангуста.
Фосса, ну правда же, милый?) (фото из открытых источников)
Одомашнивание кошек
Мы с Вами уже знаем, что кошек одомашнили одними из последних животных. Когда человек начал заниматься земледелием, он обнаружил, что грызуны наносят урон запасам, тут-то и появилась кошка.
Долгое время считали, что кошек одомашнили в Египте, но последние исследования ученых показывают, что это случилось 9,5 тыс. лет назад, на территории Шумеров. Уже оттуда кошки попали в Египет и Европу.
Дикая степная африканская кошка – предок домашней (фото из открытых источников)
Примечательно, что довольно долго кошки сохраняли свой естественный полосатый окрас, по сравнению с другими животными, они “переоделись в домашнее” совсем недавно.
Вот такие необычные теории о том, откуда же все-таки появились наши пушистые друзья. А Вы в какую верите? Делитесь мнениями в комментариях!
Читайте также:
Культ кошки в Древнем Египте: 8 интересных фактов
ТОП-10 любопытных фактов о кошках, которые заставят Вас полюбить их еще больше
Источник
У древних египтян были особые отношения с кошками: их почитали как священных животных; мумифицировали, подобно людям; изображали в скульптуре и на фресках. И самый первый кошачий «портрет» написали египтяне. Это была роспись в одной из гробниц к югу от Каира, сделанная около 1950 года до н. э., то есть почти четыре тысячи лет назад. На ней кошка пристально смотрит на приближающуюся крысу.
Рисунок: Larazoni / Wikimedia Commons.org.
Предок домашней коши — степной кот, имеющий «дикий» полосатый тип окраски. Фото: Sonelle at English/Wikipedia/CC BY-SA 3.0.
Мумии кошек. Экспонаты Британского музея. Фото: www.britishmuseum.org.
Баст, или Бастет. В Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, плодородия и домашнего очага. Изображалась в виде женщины с головой кошки. Рисунок: Gunkarta/ Wikimedia/ CC BY-SA 3.0.
Египетская мау — древняя порода, прошедшая естественный отбор. Внешность её не претерпела значительных изменений на протяжении 3000 лет. На фото: египетская мау серебристого окраса. Фото: Lil Shepherd/Wikipedia/CC BY 2.0.
Современная домашняя кошка дикого окраса. Фото: Jens Nietschmann/Wikipedia/CC BY-SA 3.0.
Домашняя кошка окраски биколор. Фото Екатерины Кричмарь.
Сиамский окрас. Лапы, хвост, голова и уши кошки обычно имеют более тёмную окраску. Фото Алексея Карпушина.
Трёхцветная кошка: белый, чёрный и рыжий окрас. Фото Марины Слюсарь.
Бенгальская кошка c характерным только для данной породы леопардовым рисунком на шерсти. Такую особенность это животное унаследовало от своих диких предков благодаря длительной селекции. Фото: steveheap/ ru.depositphotos.com.
‹
›
Довольно долго считалось, что и приручили кошек египтяне. Однако в 2004 году на Кипре открыли захоронение возрастом 9500 лет до н. э., в котором вместе с человеком нашли кошку. Дикого зверя вряд ли положили бы в могилу. Выходило, что кошки жили с людьми задолго до того, как они появились в Египте. Родиной домашних кошек стали считать Ближний Восток и про Египет на некоторое время забыли. Но ненадолго: в 2008 году на юге Египта открыли захоронение, в котором нашли шесть кошек — самца, самку и четырёх котят. Хотя это захоронение было моложе кипрского (около 6000 лет), стало ясно, что в Египте кошек знали намного раньше, чем считалось до недавнего времени.
Известно, что предком домашней кошки был степной кот Felis silvestris lybica — он и сейчас обитает в степных, пустынных и отчасти горных районах Африки, Передней, Средней и Центральной Азии, в Северной Индии, Закавказье и Казахстане. В 2007 году удалось установить, что все современные кошки произошли именно от него.
Со временем у домашних кошек в геноме накапливались те или иные изменения, и, если по древним останкам животных проследить, как и когда такие изменения возникали, можно точно установить, где впервые появились домашние кошки и как они распространялись по земному шару.
Именно это попытались сделать Эва-Мария Гайгль и Тьерри Гранже из Института Жакоба Моно (Франция) вместе с коллегами из научных центров Австралии, Армении, Румынии, Германии и других стран. Они проанализировали более двухсот образцов ДНК, взятых из останков кошек возрастом от 100 до 9000 лет, которые нашли при археологических раскопках в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Для анализа использовали не обычную, ядерную, ДНК, а ту, которая содержится в митохондриях. Митохондриальная ДНК передаётся только по материнской линии, так как после оплодотворения у зародыша сохраняются лишь те митохондрии, которые были в яйцеклетке. По такой ДНК можно сравнительно легко восстановить женскую линию родословной, не отвлекаясь на отцовские гены.
У степного кота есть свой «митохондриальный портрет» — характерные особенности в ДНК митохондрий, которые отличают его от других родственных видов. В статье, опубликованной в журнале «Nature Ecology & Evolution», сообщается, что впервые домашние кошки, более всех похожие по митохондриальному геному на степного кота, появляются 9000 лет назад в захоронениях, раскопанных на территории современной Турции. И это вполне согласуется с «ближневосточной» гипотезой: именно в этих местах около 10 000 лет назад дикие кошки обнаружили, что вблизи запасов пищи, сделанных человеком, в изобилии водятся грызуны и что с людьми поэтому лучше дружить. Митохондриальный портрет таких кошек назвали «типом А». Примерно 4400 лет до н. э. кошки этого типа появляются на территории современной Болгарии, 3200 лет до н. э. — там, где сейчас Румыния, а далее они распространяются по остальной Европе, Азии и Африке. Поскольку кошкам свойственна территориальность и к долгим путешествиям они не склонны, быстро расселиться на всех континентах животные, очевидно, смогли только с помощью людей.
Но вернёмся в Египет. Оказалось, что у египетских кошачьих мумий митохондриальная ДНК отличается от ДНК кошек «типа А». «Египтянок» обозначили «типом С», и первые из них относятся примерно к 800 году до н. э. Возможно, кошки «типа С» появились в Египте и раньше, но извлечь необходимое для анализа количество ДНК из более древних захоронений не получилось.
Со временем египетские кошки стали очень популярны: к пятому веку нашей эры их можно было встретить во всей Европе и по всему Средиземноморью, а к концу первого тысячелетия в некоторых местах они полностью вытесняют кошек ближневосточного типа. Популярность кошек «типа С» можно объяснить пресловутым особым отношением египтян к этим животным: кошек в Египте становилось всё больше и больше, и здесь среди них, что особенно важно, отбирали не только хороших охотников, но и приятных «сожителей», избавившихся от дикой неуживчивости. Изменения, происходившие постепенно в египетских кошках, прослеживаются и в египетском искусстве: поначалу животных изображали за каким-нибудь полезным занятием, вроде ловли крыс, но потом кошки на росписях всё больше «одомашниваются» и становятся ближе к людям — они уже вместе с хозяевами ловят птиц, у них появляются ошейники, они сидят под стулом, пока люди заняты обедом, как на одной из фресок, датируемой около 1500 года до н. э.
Но откуда кошачий «тип С» появился в Египте? Можно предположить, что египтяне одомашнили кошек независимо от других народов, взяв за основу местную популяцию степных котов, чья митохондриальная ДНК после одомашнивания «с нуля» дала «тип С», — в этом случае местные домашние кошки именно здесь и возникли. Но могло быть и по-другому: вначале в Египте появляются ближневосточные кошки «типа А», которые позже в результате скрещивания с местными дикими котами превращаются в коша чий «тип С». И впоследствии египтяне держали дома именно таких домашних кошек с «дикими» генетическими добавками.
Как бы то ни было, все современные кошки — это смесь «типа А» и «типа С». И даже если египтяне сами никого не одомашнили, именно они сделали кошек всеобщими любимцами, научив их общению и ласке. Любопытно, что гены, контролирующие окраску, у домашних кошек очень долго оставались в неизменном виде, и только около XIV века н. э. появляются животные, у которых «дикая» полосатая окраска «расползается» в разнообразные пятна и «кляксы». Если взять для сравнения собак или лошадей, то они «переоделись в домашнее» довольно рано, а вот до внешнего вида кошек, вероятно, долго никому не было дела — главное, чтобы научились вести себя в доме.
В 2001 году во время раскопок в Центральном Китае, в местечке Цюаньхуцунь, где когда-то была ферма доисторических земледельцев, нашли несколько кошачьих костей возрастом 5300 лет. Анализ останков показал, что это были домашние кошки: они ели каких-то животных, которые, в свою очередь, питались злаками (то есть, очевидно, кошки охотились на мелких грызунов), и о них явно заботились люди (часть костей принадлежала довольно старому зверю, который, скорее всего, не дожил бы до такого возраста без человеческой помощи). Возник вопрос, откуда взялись эти животные: пришли с ближневосточными торговцами или их одомашнили прямо здесь? Исследователи из Сорбонны и Абердинского университета вместе с китайскими коллегами пришли к выводу, что все доисторические кошачьи кости, которые удалось найти на территории Китая, принадлежат бенгальской кошке — Prionailurus bengalensis. В статье, опубликованной в прошлом году в научном журнале «PLoS ONE», авторы приводят несколько доводов в пользу того, что это были не просто дикие животные, которые бродили рядом с поселением человека, а именно кошки, находящиеся на ранней стадии приручения. Перечислим эти доводы: некоторые останки принадлежали кошкам, которые были немного меньше диких особей (то есть процесс одомашнивания уже происходил), а одну из кошек похоронили целиком, что указывает на особые отношения между животным и человеком.
Однако «эксперимент» по приручению бенгальской кошки закончился ничем: со временем в Китае появились уже давно приручённые потомки степного кота, которые были более послушными, более полезными в хозяйстве и которые лучше знали, чего от них хотят люди, да и сами люди понимали, о чём мяукает их кошка.
Источник
Кирилл Стасевич, биолог
«Наука и жизнь» №8, 2017
У древних египтян были особые отношения с кошками: их почитали как священных животных; мумифицировали, подобно людям; изображали в скульптуре и на фресках. И самый первый кошачий «портрет» написали египтяне. Это была роспись в одной из гробниц к югу от Каира, сделанная около 1950 года до н. э., то есть почти четыре тысячи лет назад. На ней кошка пристально смотрит на приближающуюся крысу.
Довольно долго считалось, что и приручили кошек египтяне. Однако в 2004 году на Кипре открыли захоронение возрастом 9500 лет до н. э., в котором вместе с человеком нашли кошку. Дикого зверя вряд ли положили бы в могилу. Выходило, что кошки жили с людьми задолго до того, как они появились в Египте. Родиной домашних кошек стали считать Ближний Восток и про Египет на некоторое время забыли. Но ненадолго: в 2008 году на юге Египта открыли захоронение, в котором нашли шесть кошек — самца, самку и четырёх котят. Хотя это захоронение было моложе кипрского (около 6000 лет), стало ясно, что в Египте кошек знали намного раньше, чем считалось до недавнего времени.
Известно, что предком домашней кошки был степной кот Felis silvestris lybica — он и сейчас обитает в степных, пустынных и отчасти горных районах Африки, Передней, Средней и Центральной Азии, в Северной Индии, Закавказье и Казахстане. В 2007 году удалось установить, что все современные кошки произошли именно от него.
Со временем у домашних кошек в геноме накапливались те или иные изменения, и, если по древним останкам животных проследить, как и когда такие изменения возникали, можно точно установить, где впервые появились домашние кошки и как они распространялись по земному шару.
Именно это попытались сделать Эва-Мария Гайгль и Тьерри Гранже из Института Жакоба Моно (Франция) вместе с коллегами из научных центров Австралии, Армении, Румынии, Германии и других стран. Они проанализировали более двухсот образцов ДНК, взятых из останков кошек возрастом от 100 до 9000 лет, которые нашли при археологических раскопках в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Для анализа использовали не обычную, ядерную, ДНК, а ту, которая содержится в митохондриях. Митохондриальная ДНК передаётся только по материнской линии, так как после оплодотворения у зародыша сохраняются лишь те митохондрии, которые были в яйцеклетке. По такой ДНК можно сравнительно легко восстановить женскую линию родословной, не отвлекаясь на отцовские гены.
У степного кота есть свой «митохондриальный портрет» — характерные особенности в ДНК митохондрий, которые отличают его от других родственных видов. В статье, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution, сообщается, что впервые домашние кошки, более всех похожие по митохондриальному геному на степного кота, появляются 9000 лет назад в захоронениях, раскопанных на территории современной Турции. И это вполне согласуется с «ближневосточной» гипотезой: именно в этих местах около 10 000 лет назад дикие кошки обнаружили, что вблизи запасов пищи, сделанных человеком, в изобилии водятся грызуны и что с людьми поэтому лучше дружить. Митохондриальный портрет таких кошек назвали «типом А». Примерно 4400 лет до н. э. кошки этого типа появляются на территории современной Болгарии, 3200 лет до н. э. — там, где сейчас Румыния, а далее они распространяются по остальной Европе, Азии и Африке. Поскольку кошкам свойственна территориальность и к долгим путешествиям они не склонны, быстро расселиться на всех континентах животные, очевидно, смогли только с помощью людей.
Но вернёмся в Египет. Оказалось, что у египетских кошачьих мумий митохондриальная ДНК отличается от ДНК кошек «типа А». «Египтянок» обозначили «типом С», и первые из них относятся примерно к 800 году до н. э. Возможно, кошки «типа С» появились в Египте и раньше, но извлечь необходимое для анализа количество ДНК из более древних захоронений не получилось.
Со временем египетские кошки стали очень популярны: к пятому веку нашей эры их можно было встретить во всей Европе и по всему Средиземноморью, а к концу первого тысячелетия в некоторых местах они полностью вытесняют кошек ближневосточного типа. Популярность кошек «типа С» можно объяснить пресловутым особым отношением египтян к этим животным: кошек в Египте становилось всё больше и больше, и здесь среди них, что особенно важно, отбирали не только хороших охотников, но и приятных «сожителей», избавившихся от дикой неуживчивости. Изменения, происходившие постепенно в египетских кошках, прослеживаются и в египетском искусстве: поначалу животных изображали за каким-нибудь полезным занятием, вроде ловли крыс, но потом кошки на росписях всё больше «одомашниваются» и становятся ближе к людям — они уже вместе с хозяевами ловят птиц, у них появляются ошейники, они сидят под стулом, пока люди заняты обедом, как на одной из фресок, датируемой около 1500 года до н. э.
Но откуда кошачий «тип С» появился в Египте? Можно предположить, что египтяне одомашнили кошек независимо от других народов, взяв за основу местную популяцию степных котов, чья митохондриальная ДНК после одомашнивания «с нуля» дала «тип С», — в этом случае местные домашние кошки именно здесь и возникли. Но могло быть и по-другому: вначале в Египте появляются ближневосточные кошки «типа А», которые позже в результате скрещивания с местными дикими котами превращаются в коша чий «тип С». И впоследствии египтяне держали дома именно таких домашних кошек с «дикими» генетическими добавками.
Как бы то ни было, все современные кошки — это смесь «типа А» и «типа С». И даже если египтяне сами никого не одомашнили, именно они сделали кошек всеобщими любимцами, научив их общению и ласке. Любопытно, что гены, контролирующие окраску, у домашних кошек очень долго оставались в неизменном виде, и только около XIV века н. э. появляются животные, у которых «дикая» полосатая окраска «расползается» в разнообразные пятна и «кляксы». Если взять для сравнения собак или лошадей, то они «переоделись в домашнее» довольно рано, а вот до внешнего вида кошек, вероятно, долго никому не было дела — главное, чтобы научились вести себя в доме.
В 2001 году во время раскопок в Центральном Китае, в местечке Цюаньхуцунь, где когда-то была ферма доисторических земледельцев, нашли несколько кошачьих костей возрастом 5300 лет. Анализ останков показал, что это были домашние кошки: они ели каких-то животных, которые, в свою очередь, питались злаками (то есть, очевидно, кошки охотились на мелких грызунов), и о них явно заботились люди (часть костей принадлежала довольно старому зверю, который, скорее всего, не дожил бы до такого возраста без человеческой помощи). Возник вопрос, откуда взялись эти животные: пришли с ближневосточными торговцами или их одомашнили прямо здесь? Исследователи из Сорбонны и Абердинского университета вместе с китайскими коллегами пришли к выводу, что все доисторические кошачьи кости, которые удалось найти на территории Китая, принадлежат бенгальской кошке — Prionailurus bengalensis. В статье, опубликованной в прошлом году в научном журнале PLoS ONE, авторы приводят несколько доводов в пользу того, что это были не просто дикие животные, которые бродили рядом с поселением человека, а именно кошки, находящиеся на ранней стадии приручения. Перечислим эти доводы: некоторые останки принадлежали кошкам, которые были немного меньше диких особей (то есть процесс одомашнивания уже происходил), а одну из кошек похоронили целиком, что указывает на особые отношения между животным и человеком.
Однако «эксперимент» по приручению бенгальской кошки закончился ничем: со временем в Китае появились уже давно приручённые потомки степного кота, которые были более послушными, более полезными в хозяйстве и которые лучше знали, чего от них хотят люди, да и сами люди понимали, о чём мяукает их кошка.
Источник