Породы кошек выведенные в египте

«О чудесная кошка, дарованная навеки»
Надпись на обелиске в Небре, Древний Египет.

Нигде и никогда, ни в одной стране мира кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Воистину, это был золотой век в истории этого животного, время почитания и обожествления. Культ поклонения кошке появился в один из самый ранних периодов древнеегипетской истории. Упоминания об их божественности встречаются ещё во времена второй династии древних царств. Кошек продолжали почитать ещё очень и очень долго.

Немногим позднее, после объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью одного царя, сформировался весьма значительный и влиятельный культ богини-кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Ее изображали как женщину с головой кошки, и она входила в «священную девятку» (девять верховных богов Египта).

Баст, или Бастет, — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага

Уподобляемая солнечному и лунному свету, царственная Баст была наделена властью открывать зарю нового дня. На обелисках и основаниях статуй богини высекались священные тексты-молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца».

Была у египтян ещё одна богиня, имеющая непосредственное отношение к кошкам. Это львица Сохмет (или Муут), могучая, великая владычица пустыни. Грозная и беспощадная богиня войны и палящего солнца. В состоянии ярости она превосходила все рати врагов. Её оружием были знойные ветры самума и стрелы, которыми она поражала сердца врагов.

Сехмет, Сахмет, Сохмет («могучая») . Обладала характером, не поддающимся контролю.

В одном из древних мифов о наказании непокорных людей богом Ра Сохмет превзошла все дозволенные границы и устроила беспощадную резню людей. Испугавшись, как бы Сохмет вовсе не истребила всех людей, боги пролили на землю красное вино. Приняв его за кровь, Сохмет набросилась на него, опьянела и уснула, прекратив бойню.

Несмотря на гневливый характер, она была хранительницей мира и защитницей людей. К Сохмет возносили молитвы в минуты опасности и просили зашиты от врагов.

Религиозным центром поклонения богине-кошке был город Бубастис недалеко от дельты Нила. По описаниям древнегреческого историка Геродота, там находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Баст. А в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в ее честь был воздвигнуто главное святилище храма Баст. Там возвышалась огромная статуя богини, высеченная из дорогого ассуанского мрамора. Во время ежегодных религиозных празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила.

В подобном обожествлении проявилось восхищение египтян чистоплотностью кошки, её заботой о котятах. Кроме того, загадочный ночной образ жизни, светящиеся во мраке глаза и невероятная способность мгновенно и бесшумно исчезать и появляться, неслышно ступая мягкими лапками. Всё это вызывало удивление, смешанное со страхом. Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым характером и независимостью. Ведь она хоть и живёт рядом с человеком, но в то же время гуляет сама по себе и вхожа в иной, потусторонний мир.

Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели.

Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, чтобы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.

Почти в каждой семье простых египтян была дома кошка. За ней ухаживали, как за самым дорогим существом. Если, не допусти Боги, в доме начинался пожар, кошек выносили из огня в первую очередь, раньше, чем детей. Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями. Члены семьи, скорбя о ее утрате, надевали траурные одежды, пели погребальные песни и брили головы и брови в знак траура. Умерших кошек оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и мумифицировали, используя бальзам. Только тогда, согласно верованиям и представлениям о загробной жизни, душа их любимицы могла возродиться в новом теле после смерти. Чтобы кошка хорошо себя чувствовала в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки, любимые ею при жизни, и даже мумии мышек.

Кошки богачей заворачивались в тканое льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках.

В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенных саркофагах. Всего археологами было обнаружено около 300 тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй – четвёртой династии (III тысячелетие до н. э).

фото древней мумии кошки, найденной в Египте

Закон был так же на стороне этого священного животного. За убийство кошки, даже непредумышленное, грозило суровое наказание вплоть до смертной казни.

Поклонение кошке однажды подвело египтян. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако персидский царь Камбиз прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Им был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы каждая хорошо была видна. (По другой версии, кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах.)

Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с привязанными кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить священных животных. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего высокого положения вплоть до завоевания страны греками.

Кошка породы Египетская мау

Что интересно. Распространению кошек за пределы страны препятствовали сами египтяне. Вывозить кошку из Древнего Египта строжайше запрещалось. Это означало похитить собственность фараона и было тягчайшим преступлением. Чем оно каралось, думаю, говорить не стоит. Когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в других землях находили домашних кошек, они покупали или крали их, чтобы вернуть тех обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.

Египетские художники постарались изобразить священное животное в любых формах на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались «утчат» и являлись символом плодородия. Молодые девушки страстно молили богиню Баст об исполнении их желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.

Не забывайте лайкать и подписываться на наш канал, удачи вам и вашим котам!

Оригинал статьи: https://kotobormot.ru/bozhestvennye-koshki-v-drevnem-egipte/

Смотрите также

Источник

Кошки сфинкс — история удивительной породы

Сфинкс кошка – одна из древнейших пород на Земле. В Древнем Египте, где существовал кошачий культ, лысые кошки обитали в покоях фараонов, в то время как простые египтяне довольствовались камышовыми котами и сервалами. Египетские гены со временем затерялись на земных просторах и проявились в Канаде только пятьдесят лет назад. С этого момента началась новейшая история породы кошек сфинксов.

Кошки породы сфинкс обладают хорошо развитой мускулатурой, «одетой» в лысую нежную кожу. Небольшая голова украшена огромными ушами — локаторами и слегка раскосыми глазами. Температура тела настолько горяча, что многие хозяева спят со своими питомцами, используя их, подобно древним ацтекам, в качестве «грелки». Взрослые «грелки» достигают 30 – 40 см в высоту и весят до 5 кг. Забавные и смешные кошки сфинксы окрашены во все цвета радуги.

Встречаются белые, черные, шоколадные, голубые, кремовые, черепаховые, лиловые коты сфинкс.

К настоящему времени заводчиками выведены три вида этой породы: канадский сфинкс, донской сфинкс и петерболд или петербургский сфинкс. Все виды имеют внешние отличия.

Родооснователем канадской ветви считается лысый котенок,

рожденный в 1966 году у самой обычной шерстистой пары. «Канадцы» — средние по размеру с самой морщинистой кожей, покрытой мягким пухом, огромными ушами и большими, слегка раскосыми, глазами.

Дончане», заявившие о себе в конце 80- х годов прошлого века, отличаются самыми крупными размерами, большими, с закругленными кончиками, ушами, косо посаженными средними глазами, эластичной кожей со складками на голове, шее, области подмышек и паха.

«Петербуржцы», появившиеся в результате скрещивания кота сфинкс с ориентальной кошкой, самые элегантные, с длинными, тонкими конечностями, избыточной «замшевой» кожей, большими заостренными ушами, миндалевидными голубыми или зелеными глазами.

Представители канадской разновидности покрыты тончайшим слоем шерсти, похожей на ворсистую персиковую кожицу. Среди донских и петербургских встречаются как «гладко выбритые», так и слегка волосатые. Сфинксбраш является обладателем жестковатой, короткой, слегка извитой шерстью.

Велюровый Сфинкс отличается от своих собратьев легким велюровым покровом. В зависимости от качества и количества «одежды», велюры делятся на легких, пуховых и пойнт.

Содержание и питание.

Сфинксы чувствительны к холоду и сквознякам. Неважно, лысая это кошка сфинкс или сфинкс волосатый. Чтобы оградить бесшерстных кошек от простудной болезни, нужно позаботиться о теплом гардеробе. Одежда для кошек спасёт и от ожогов, если сфинкс надумает понежиться на солнышке или погреться возле батареи.

Описание о кошках сфинкс будет неполным, если не упомянуть об одной весьма непривлекательной особенности. Все сфинксы имеют разный нрав. Среди обычно спокойных сфинксов встречаются особи, которые постоянно проверяют свои голосовые связки на хозяйских нервах. Семья ещё не успеет проснуться утром, а кот сфинкс уже орёт, требуя завтрак, орёт в ожидании туалета, орёт, просясь на кровать, орёт, заставляя играть, орёт, потому что просто уже научился и привык орать.

Вечно орущий кот мешает отдыхать, работать, спать. Тогда раздраженные и уставшие хозяева пытаются недорого пристроить своё «сокровище»

в добрые и заботливые руки. К объявлениям подобного рода следует относиться с осторожностью, иначе «почти за бесплатно» кошачьи концерты продолжатся уже на новой территории. Лучше не искушать судьбу и взять сфинкса ещё котенком из питомника. По своей природе сфинксы – редкостные обжоры. Они готовы кушать всегда, везде и в большом количестве. Чтобы домашний любимец не превратился в огромное бесформенное чудовище и не приобрёл болезни желудочно-кишечного тракта, необходимо правильно кормить сфинкса. До 1,5 месяцев можно особо не задумываться над тем, чем кормить котенка. Никаких добавок в дополнение к материнскому молоку не требуется. 1,5 – 2 –месячным котятам вводят легкий прикорм в виде кашек, яичного желтка. С 3-х месяцев в рацион постепенно добавляют протертые вареные курятину, телятину и овощи, приучают к готовым кормам. Новые добавки могут вызвать диарею, и к этой болезни следует отнестись серьёзно, проследить какие продукты раздражают ЖКТсфинксёныша.

До 3 месяцев достаточной нормой будет 20 – 25 г пищи по 6 – 8 раз в день. Далее следует переводить кошку на 2 – 3 – разовое кормление по 40 – 50 г. Беременную кошку нужно кормить чаще. Малоактивного сфинкса преклонных лет — дважды в день. Заводчики рекомендуют применять комбинированное питание, включающее влажный и сухой корм с натуральными лакомствами. Любящий хозяин, кормящий своего питомца, должен помнить о строгих гастрономических запретах.

Беременность у здоровой кошки протекает относительно спокойно. Беременная кошка сфинкс приносит в помете 2 – 5 очаровательных «резиновых» малышей. Котята рождаются слепыми, но уже на 3 – 4 день открывают глазки. Ушки раскрываются через 7 – 10 дней и к четвертой неделе будут стоять. Котята могут родиться как абсолютно «голенькими», так ипуховенькими. Чем меньше меха у новорожденных, тем «лысее» будет сфинкс, когда вступит во взрослую жизнь. Кстати, у бесшерстной кошки могут рождаться волосатые детёныши, а у шерстистой – «голые».Беременность у здоровой кошки протекает относительно спокойно. Беременная кошка сфинкс приносит в помете 2 – 5 очаровательных «резиновых» малышей. Котята рождаются слепыми, но уже на 3 – 4 день открывают глазки. Ушки раскрываются через 7 – 10 дней и к четвертой неделе будут стоять. Котята могут родиться как абсолютно «голенькими», так ипуховенькими. Чем меньше меха у новорожденных, тем «лысее» будет сфинкс, когда вступит во взрослую жизнь. Кстати, у бесшерстной кошки могут рождаться волосатые детёныши, а у шерстистой – «голые».

Источник

Тысячи лет кошки живут рядом с человеком, из диких животных, со временем они превратились в домашних. Долгое время ученые считали, что одомашнили кошек именно в Древнем Египте, примерно 5-6 тыс. лет назад.

Сейчас уже известно, что в других уголках планеты кошки стали домашними животные еще раньше, но именно египтяне обобществляли наших пушистых любимцев, наделяя их мистической силой.

камышовый кот (слева) и африканская дикая кошка (справа)

Как кошки Древнего Египта стали домашними?

В Древнем Египте обитало 2 вида диких кошек: камышовая и африканская дикая, в последствии они и стали первыми одомашненными кошками.

Сам процесс одомашнивания происходил постепенно: Египет того времени славился своими богатыми урожаями зерна, на которые постоянно покушались мелкие грызуны, нанося урон фермерам.

Со временем люди заметили, что кошки умеют отлично охотиться на мелких вредителей, к тому же встречались случаи, когда кошки спасали человека от змей, применяя свои охотничьи навыки.

Чтобы кошки и дальше продолжали защищать запасы и самих людей от вредителей, египтяне в благодарность начали оставлять им еду, кошки постепенно привыкали и селились ближе к человеку, со временем став домашними животными, случилось это около 4-5 тыс. лет назад. Кошки Древнего Египта внешне напоминали абиссинскую породу.

Как появился культ кошки в Древнем Египте?

Примерно тогда же кошки стали неотъемлемым спутником человека: их стали изображать на различных предметах, гробницах фараонов и богатых людей.

Египтяне брали их на рыбалку и охоту за птицами. Существует ряд фресок, изображающих кошек с хозяином, как олицетворение дружбы и защиты.

Со временем кошка стала ассоциироваться с защитной силой. Так появилась богиня Бастет – дочь Осириса и Изиды, она имела особый статус в мифологии египтян.

Молодые девушки носили амулеты с кошкой и молились, чтобы Бастет послала им столько детей, сколько котят изображено на их амулетах. Дети также носили ее амулеты, для защиты от болезней.

Кстати, Бастет не единственная богиня с обликом кошки, в Книге Мертвых встречается изображение светлого кота Мату, спасающего всех людей от Апопа, змея, олицетворяющего хаос и зло.

8 любопытных фактов о культе кошки в Древнем Египте

  • Первоначально Бастет изображали с головой львицы, и уже позднее появилось изображение с головой кошки.
  • Главный храм богини Баст, находился в городе Бубастис. Именно здесь археологи обнаружили крупнейшее захоронение кошачьих мумий.
  • К священным кошкам храма был приставлен специальный человек, который на протяжении всей жизни животного ухаживал за ними, обеспечивая лучшей едой и комфортом. Профессия эта считалась почетной и передавалась по наследству.
  • Если в дома заболевала кошка, хозяин шел в храм и приносил жертву богам.
  • Если в доме умирала кошка, это было большим горем для семьи: траур по животному длился 70 дней, в знак скорби все члены семьи сбривали брови.
    Процесс похорон обязательно включал мумификацию и изготовление дорого деревянного саркофага. По этой причине бедняки не могли позволить себе содержать кошек, у них были только фигурки с изображением животных и богини Бастет.
  • Убийство кошки, даже случайное, жестоко наказывалось, вплоть до смертной казни.
  • Всех кошек считали собственностью фараона, поэтому было запрещено вывозить их из страны под страхом смерти.
  • Однажды, египтяне жестоко поплатились за свое поклонение кошкам: персидский царь Камбиз II во время осады города Пелузия в 525 году до н.э. велел солдатам использовать кошек в качестве живого щита.
    Фараон Псамметих III не смог дать приказ атаковать, ведь могли пострадать невинные кошки, город сдался без боя. А Камбиз основал 27-ю династию и завоевал Египет.

Вплоть до греческого завоевания, культ кошки в Египте не утратил своей силы.

Понравилась статья?
– Ставьте ???? и подписывайтесь на канал Про Кошек!
Впереди много историй из моей жизни с кошачьими и советов по уходу за питомцами

Читайте также:

Что приносит в дом Ваша кошка? Приметы, связанные с окрасом питомца

Источник

Ðàñïîëîæåííàÿ íà ïåðåñå÷åíèè Àôðèêè, Àçèè è Åâðîïû, çåìëÿ Åãèïòà âêëþ÷àåò â ñåáÿ ãîðÿ÷èå, ïåñ÷àíûå ïóñòûíè, ïåðåñåêàþùèåñÿ èçâèëèñòûìè õîäàìè Íèëà, êîòîðûé äåðæèò ñâîé ïóòü â Ñðåäèçåìíîå ìîðå. Äðåâíèå åãèïòÿíå îñòàâèëè îãðîìíîå íàñëåäèå, êîòîðîå ïîìîãàåò íàì ïîíÿòü ìíîæåñòâî èíòåðåñíûõ àñïåêòîâ èõ æèçíè è êóëüòóðû, îäíèì èç êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ñâîåîáðàçíîå îòíîøåíèå ê êîøêàì.

Êîøåê â Äðåâíåì Åãèïòå íàçûâàëè “Mau”, è ñ ñàìîãî íà÷àëà ýòî æèâîòíîå çàíèìàëî îñîáîå ìåñòî â êà÷åñòâå çàùèòíèêà çåðíîâûõ êóëüòóð â ñòðàíå, òàê êàê êîøêè óáèâàëè ãðûçóíîâ è çìåé. Áëàãîäàðÿ ýòîìó êîøêè ñòàëè ðàññìàòðèâàòüñÿ â êà÷åñòâå çàùèòíèêîâ è êàê ðåçóëüòàò, áûëè îäîìàøíåíû. Áîëåå òîãî, ñðàâíåíèÿ ÄÍÊ ïîêàçûâàþò, ÷òî ìíîãèå âèäû ñîâðåìåííûõ êîøåê ÿâëÿþòñÿ ïîòîìêàìè åãèïåòñêèõ.

Äðåâíèå åãèïòÿíå âîñõèùàëèñü äðóæåëþáíûìè, èãðèâûìè è èíòåëëåêòóàëüíûìè ÷åðòàìè êîøåê. Ñóùåñòâóåò äîñòàòî÷íî èñòîðè÷åñêèõ è àðõåîëîãè÷åñêèõ äîêàçàòåëüñòâ òîãî, ÷òî êîøêà áûëà íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ îáû÷íîé äðåâíååãèïåòñêîé ñåìüè.

Äðåâíåãðå÷åñêèé èñòîðèê Ãåðîäîò, ïóòåøåñòâîâàâøèé â Äðåâíèé Åãèïåò, óïîìÿíóë â îäíîì èç ñâîèõ ïóòåøåñòâèé âàæíîñòü äîìàøíèõ êîøåê. Ãåðîäîò ïèñàë, ÷òî â Äðåâíåì Åãèïòå ëþáèìàÿ êîøêà ñ÷èòàëàñü äðóãîì è ÷ëåíîì ñåìüè. Êîãäà êîøêà óìèðàëà, ñåìüÿ ïîãðóæàëàñü â ãëóáîêèé òðàóð, ïðîâîäèëèñü ïîãðåáàëüíûå ðèòóàëû, à ìóæ÷èíû áðèëè áðîâè, ÷òîáû âûðàçèòü ñâîþ ñêîðáü.

 ïóñòûíå íà îêðàèíå ãîðîäà Áåíè Õàñàí â 1888 ãîäó åãèïåòñêèé ôåðìåð íàòêíóëñÿ íà çàõîðîíåíèå íåñêîëüêèõ òûñÿ÷ êîøåê. Èõ òåëà áûëè èñêóññòâåííî ìóìèôèöèðîâàíû, ÷òî ãîâîðèò î òðåïåòíîì îòíîøåíèè ê íèì ñî ñòîðîíû õîçÿåâ.

Íåêîòîðûå äðåâíèå áîãè è áîãèíè èçîáðàæåíû â âèäå áîëüøèõ êîøåê.  îáëèêå äîìàøíåé êîøêè áûëà ïðåäñòàâëåíà áîãèíÿ Áàñòåò. Âñå êîøêè ñ÷èòàëèñü åå ïðîÿâëåíèåì, à ñàìà Áàñòåò èçîáðàæàëàñü â âèäå ìîëîäîé æåíùèíû ñ êîøà÷üåé ãîëîâîé. Ïî òîé ïðè÷èíå, ÷òî äîìàøíèå êîøêè áûëè èçâåñòíû ñâîèì òàèíñòâåííûì è ñêðûòíûì õàðàêòåðîì, à òàêæå ñïîñîáíîñòüþ âèäåòü â òåìíîòå, Áàñòåò è âñå åå çåìíûå ïðîÿâëåíèÿ ñòàëè àññîöèèðîâàòüñÿ ñ öàðñòâîì ìåðòâûõ.

Ñîãëàñíî Ãåðîäîòó, ïîïóëÿöèè êîøåê âîêðóã õðàìîâ ãîðîäà Áóáàñòèñ áûëè íàñòîëüêî áîëüøèìè, ÷òî èõ ðåãóëÿðíî ïðèíîñèëè â æåðòâó áîãèíå, à òåëà ìóìèôèöèðîâàëè è ïðîäàâàëè ïàëîìíèêàì â êà÷åñòâå ðåëèêâèé. ×òîáû êîøêè õîðîøî ñåáÿ ÷óâñòâîâàëè â çàãðîáíîì ìèðå, åå ïîãðåáàëè ñ èãðóøêàìè, ëþáèìûìè åþ ïðè æèçíè è äàæå ñ ìóìèÿìè ìûøåé. Êîøêè áîãà÷åé çàâîðà÷èâàëèñü â òêàííîå ëüíÿíîå ïîëîòíî ñ óçîðàìè è ñâÿùåííûìè òåêñòàìè, íà ãîëîâó íàêëàäûâàëàñü çîëîòàÿ ìàñêà. Ìóìèÿ ïîìåùàëàñü â äåðåâÿííûé èëè èçâåñòíÿêîâûé ñàðêîôàã, èíîãäà óêðàøåííûé â òîì ÷èñëå è çîëîòîì. Äàæå êîòÿò õîðîíèëè â ìàëåíüêèõ áðîíçîâûõ ÿùè÷êàõ.  ðåçóëüòàòå àðõåîëîãè÷åñêèõ ðàñêîïîê, ïðîâîäèâøèõñÿ íåäàëåêî îò Áóáàñòèñà â 1980 ãîäó, áûëî îáíàðóæåíî êëàäáèùå, ñâîåîáðàçíûé êîøà÷èé Ãîðîä Ìåðòâûõ, íà êîòîðîì ïîêîèëèñü ñîòíè òûñÿ÷ êîøåê. Áîëüøèíñòâî èç íèõ áûëè ïîãðåáåíû â áîãàòî óêðàøåííûå ñàðêîôàãàõ. Âñåãî àðõåîëîãàìè áûëî îáíàðóæåíî îêîëî òð¸õñîò òûñÿ÷ ìóìèé êîøåê, îòíîñÿùèõñÿ ê ïðàâëåíèþ âòîðîé – ÷åòâ¸ðòîé äèíàñòèè (òðåòüå òûñÿ÷åëåòèþ äî í. ý).

Êîøêè ñòàëè î÷åíü âàæíûì è îáùèì ñâÿùåííûì ñèìâîëîì, ñòàëè ïîÿâëÿòüñÿ íà òàêèõ îáúåêòàõ, êàê þâåëèðíûå óêðàøåíèÿ, îäåæäà, çåðêàëà è ò.ä. Èñêóññòâî äðåâíåãî ìèðà áûëî íàïîëíåíî äåðåâÿííûìè è áðîíçîâûìè ñòàòóýòêàìè êîøåê, êîòîðûå èçãîòàâëèâàëèñü è ïðîäàâàëèñü â êà÷åñòâå äåêîðàòèâíûõ óêðàøåíèé, çàùèòû îò çëûõ äóõîâ, à òàêæå äëÿ ïîãðåáàëüíûõ öåðåìîíèé.

Äðåâíåå åãèïåòñêîå çàêîíîäàòåëüñòâî çàïðåùàëî óáèéñòâî êîøåê, çà èñêëþ÷åíèåì, êîíå÷íî, êîãäà ýòî äåëàëîñü äëÿ æåðòâåííûõ öåëåé. Ýêñïîðò êîøåê áûë çàïðåùåí çàêîíîì è ïðèðàâíèâàëñÿ ê ïîõèùåíè ñîáñòâåííîñòè ôàðàîíà. Áîëåå òîãî, êîãäà åãèïòÿíå õîäèëè â ïîõîäû èëè ñíàðÿæàëè òîðãîâûå êàðàâàíû è â ÷óæèõ çåìëÿõ îáíàðóæèâàëè êîøåê, îíè ïîêóïàëè èëè ïîõèùàëè èõ, ÷òîáû âåðíóòü îáðàòíî â Åãèïåò, êîòîðîìó, ïî èõ ìíåíèþ, òå ïðèíàäëåæàëè.

Ñ êîøêàìè ñâÿçàíà ëþáîïûòíàÿ èñòîðèÿ, ïî êîòîðîé (ñîãëàñíî èñòîðèêó Ïòîëåìåþ), â 525 ã. äî í. ý. êîøêè ðåøàþùèì îáðàçîì ïîâëèÿëè íà èñõîä îñàäû ïîãðàíè÷íîãî ãîðîäà Ïåëóçèÿ âîéñêàìè ïåðñèäñêîãî öàðÿ Êàìáèçà II. Ïåðñû íå óìåëè øòóðìîâàòü óêðåïëåííûå ãîðîäà è áûëè âûíóæäåíû îñòàíîâèòüñÿ ó ñòåí ãîðîäà. Îäíàêî, ïåðñèäñêèé öàðü Êàìáèç, ïðåêðàñíî çíàë î òîì, êàêîå âëèÿíèå íà åãèïòÿí îêàçûâàåò êîøêà. Áûë îòäàí ïðèêàç íàéòè â îêðóãå êîøåê è ïðèâÿçàòü èõ ê ùèòàì âïåðåäè èäóùèõ âîèíîâ òàê, ÷òîáû îíè áûëè õîðîøî âèäíû (ïî äðóãîé âåðñèè êîøêè áûëè ïðîñòî íàðèñîâàíû ñîëäàòàìè íà ñâîèõ ùèòàõ). Êîãäà àðìèÿ ïåðñîâ äâèíóëàñü âïåðåä, çàùèùåííàÿ ùèòàìè ñ êîøêàìè, ôàðàîí íå îñìåëèëñÿ îáðàòèòü ñòðåëû è êîïüÿ âî âðàãîâ, áîÿñü óáèòü êîøåê. Âîçíèêëî çàìåøàòåëüñòâî è ñóìÿòèöà. Áîé áûë ïðîèãðàí. Òåì íå ìåíåå, êîøêè â Åãèïòå íå óòðàòèëè ñâîåãî ïîëîæåíèÿ áîãà âïëîòü äî çàâîåâàíèÿ ñòðàíû ãðåêàìè.

Источник