Порода кошек казанская кошка

Порода кошек казанская кошка thumbnail

Порода кошек казанская кошка

«Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…» именно таким пышным титулом наши предки наделяли этого героя лубочных картинок. Начиная с XVII века сюжет о том, «Как мыши кота хоронили» становится одним из любимейших у народа. Исследователи находят ему сегодня множество толкований – от простых до сложно-политических. Однако мало кто знает, что порода казанских котов действительно существовала, а одно из этих легендарных животных даже увековечено в истории Казани.

Исторические предания гласят, что в древности в Казани действительно существовала особая порода кошек. Судя по описанию, это были настоящие бойцы: крупные и сильные животные обладали круглой головой, широкой мордой, выпуклым лбом, крепкой широкой шеей, развитым плечевым поясом и коротким хвостом. Они были прекрасными мышеловами и отличались особенной сообразительностью. Существует марийская легенда об осаде Казанского кремля в 1552 году войсками царя Ивана Грозного. Согласно ей, любимый кот казанского хана стал его спасителем, так как начал беспокоиться и предупредил о подкопе, который начали рыть под кремлевской стеной. Благодаря этому хан с семьей успел покинуть осажденный город. Впрочем, от Ивана Грозного это Казань не спасло.

Казанские коты были так популярны, что в середине XVIII века о них узнали даже при дворе в Санкт-Петербурге. Дело в том, что мыши и крысы в то время были настоящим бичом недостроенного Зимнего дворца. По высочайшему указу императрицы Елизаветы Петровны от 13 (24) октября 1745 года в Казани было велено сыскать тридцать лучших котов местной породы, «удобных к ловлению мышей», и прислать их в столицу. Отвечал за эту важную операцию сам губернатор Казани.

Указ о высылке ко двору котов, 1745 год

Указ о высылке ко двору котов, 1745 год

В результате таких исключительных мер котейки действительно были доставлены в Санкт-Петербург, прижились в огромных подвалах нового дворца и прекрасно справились со своей миссией. От этих первых казанских переселенцев ведет свою историю славная братия котов Эрмитажа, которые до сих пор выполняют ту же функцию – спасают музейные ценности от грызунов. Правда, так как животных из Казани везли, согласно указу, только кладеных (т.е. стерилизованных), то, к сожалению, род этих удивительных животных в Питере не сохранился, а местные казанские разбойники за сотни лет так перемешали гены с обычными кошками, что на сегодняшний день порода казанских котов считается утерянной.

Вацлав Холлар. Подлинный портрет кота Великого князя Московского, 1663 год, Национальная библиотека Франции

Вацлав Холлар. Подлинный портрет кота Великого князя Московского, 1663 год, Национальная библиотека Франции

Однако еще задолго до XVIII века Казанский Кот стал героем народных шуток, прибауток и песенок-потешек. В качестве такого юмористического персонажа он появился в лубочном искусстве и был в нем фаворитом вплоть до начала XX века. Известнейший сюжет о похоронах этого самого кота обычно печатался на двух или трех картинках, которые затем составлялись вместе – ведь история была очень обширной. В ней участвовал сам главный герой, который обычно лежал связанным на дровнях, и мыши, которых вокруг него собиралось до 66 штук! Обычно картинка содержала и шуточные подписи, которые поясняли, что делает каждая из мышей. Такой своеобразный комикс очень смешил наших предков, хотя, по мнению некоторых исследователей, сюжет этот можно отнести скорее к черному юмору.

Мыши кота погребают, Россия, Лубок XVIII век

Мыши кота погребают, Россия, Лубок XVIII век

Сегодня русский лубок является предметом многочисленных исследований. Оказалось, что незамысловатые картинки могут много рассказать об истории и быте нашего народа. «Похороны Кота» при этом часто трактуют как политическую сатиру. В разных работах главному герою приписываются аналогии с различными историческими личностями, нелюбимыми на тот момент в массовом сознании. Возможно, что первые варианты лубков – это сатира на царя Алексея Михайловича, более поздние – карикатуры раскольников на Петра Первого, которые становились «обвинительным актом его деяний государственных и исторических». Есть мнение, что «Кот брысь, он же Алабрыс (…) Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…» – это собирательный образ татарина, ведь недаром в подписи перечисляются завоеванные к тому времени ханства.

Кот Казанской, Лубок. Россия. XVIII век

Кот Казанской, Лубок. Россия. XVIII век

Интересно, что этот народный юмор нашел свое продолжение в начале XX века в виде политических карикатур. Знаменитый сюжет с котом обыгрывался, например, вот таким необычным способом:

П. Н. Лепешинский. Как мыши кота хоронили, карикатура, 1903 год

П. Н. Лепешинский. Как мыши кота хоронили, карикатура, 1903 год

Карикатура появилась после II съезда РСДРП, где произошел раскол членов партии на большевиков и меньшевиков. После этого говорили о «политических похоронах» Ленина. На миниатюре вокруг повешенного кота пляшут торжествующие мыши – Мартов, Троцкий, Дан и прочие меньшевики, а также и «премудрая крыса Онуфрий» – Плеханов. Впрочем, это только первая картинка из трех. Следующие рассказывают о том, как внезапно оживший кот-Ленин без труда и с большой фантазией расправляется с меньшевистскими мышами.

Памятник Коту в Казани на улице Баумана

Памятник Коту в Казани на улице Баумана

Через сто лет после этих драматических событий на исторической родине решили увековечить память Кота Казанского – верного спасители от мышей и героя народных преданий. В Казани ему сегодня установлено несколько памятников. Самый любимый, ставший одной из главных туристических достопримечательностей, был создан заслуженным деятелем искусств Татарстана Игорем Башмаковым. Скульптура изображает Кота возлежащим под красивым балдахином и, судя по объемам, вполне довольного жизнью. Трехметровую композицию венчает мышка, которая, вероятно, не дает забыть откормленному герою о его славном прошлом.

Многие персонажи русской мифологии сегодня забыты или воспринимаются нами не так, как раньше, читайте дальше о том, Что обещают людям загадочные чудо-птицы Алконост, Сирин, Гамаюн и другие…

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

В XVI веке героем народных сказаний становится новый персонаж – Кот Казанский. Существовал ли этот зверь в действительности и почему он прославился?

Кот-спаситель

История легендарного кота тесно связана со взятием Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. Союзниками русских были марийские князья, пытавшиеся заслужить у сильных покровителей доверие и получить награду за лояльность. Пока шла осада города, они решили под покровом ночи сделать подкоп в покои казанского хана, захватить его вместе со всей семьей и выдать русскому царю. Хана спас верный кот по имени Алабрыс: хозяин крепко спал и не подозревал об опасности, а верный питомец почувствовал приближение беды и разбудил его. По тайному ходу казанский хан смог покинуть Кремль, выйти к реке Казанке, сесть в лодку и отправиться в Персию. Хочется верить, что и смышленого Алабрыса правитель не забыл взять с собой.

Памятник Коту Казанскому (улица Баумана в городе Казани, 2009 год).

Памятник Коту Казанскому (улица Баумана в городе Казани, 2009 год)

Источник: diary-culture.ru

Как бы то ни было, Казань была завоевана и вошла в состав Российского государства. Позднее выяснилось, что в бывшем ханстве действительно существовала особая порода котов. Животные были необыкновенно крупными и сильными, отличались широкой круглой мордой, толстой шеей и коротким хвостом. Местные жители особенно ценили своих котов за недюжинный ум и качества охотников – питомцы отлично справлялись с ловлей мышей. Легенда об особенных казанских котах оказалась на удивление живучей: в Казани установлено три памятника этому зверю.

Кот-правитель

В XVIII веке легенда о Казанском Коте получила новое прочтение. Четвероногий герой стал частым персонажем лубочной графики, а изображали его, как и положено, огромным, усатым и с вытаращенными глазами. Подпись возле своеобразного портрета гласила: «Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский». Казалось бы, отсылка к трем покоренным в XVI веке ханствам и чертам характера местных жителей очевидна, однако с такой трактовкой согласны не все. По одной из версий, лубки с котами являются пародиями на самого Петра I. Если присмотреться к изображению внимательно, некоторые сходства и вправду бросаются в глаза. Чего стоит один характерный взгляд или роскошные усы!

Кот Казанский. Лубок XVIII века.

Кот Казанский. Лубок XVIII века

Источник: theartnewspaper.ru

Любопытно, что сравнений с котом не избежал и отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович. Сохранилась гравюра чешского художника Вацлава Холлара «Подлинный портрет кота Великого князя Московского», выполненная около 1663 года. Она считается самым ранним изображением домашнего животного на территории России. Но вот что странно: почему другие живописцы XVII века ни одного произведения не посвятили питомцам? Доподлинно известно, что коты приобрели популярность среди русских правителей начиная с Петра I, поэтому гравюру чешского художника не следует воспринимать столь буквально. По всей видимости, Холлар не решился писать портрет русского государя «с натуры» (в те времена позволялось лишь создание парадных парсун), поэтому подошел к делу с иронией и создал символический образ Тишайшего царя.

Подлинный портрет кота великого князя Московии. Художник Вацлав Холлар. 1663 год.

Подлинный портрет кота великого князя Московии. Художник Вацлав Холлар. 1663 год

Источник: upload.wikimedia.org

Кот – музейный смотритель

При царском дворе кот впервые появился в годы правления Петра I. Правда, привез его государь не из Казани, а из Европы. В обязанности животного входила ловля мышей и крыс в Петербурге, но справиться с напастью в одиночку он, разумеется, не смог.

Здесь-то и получила продолжение история Казанского Кота. В 1745 году дочь Петра императрица Елизавета посетила Казань и с удивлением обнаружила, что, в отличие от Санкт-Петербурга, этот город от нашествия грызунов не страдает. Елизавета Петровна попросила казанского губернатора поделиться с ней секретом и выяснила, что Казань «охраняет» особая порода кошек. Немедленно последовал высочайший указ об отправке в столицу тридцати (по другим данным, трехсот – по числу лейб-гвардейцев, участвовавших в дворцовом перевороте 1741 года) самых лучших и больших казанских котов. Тех, кто не желал добровольно отдавать своих питомцев, ждал высокий штраф.

Кот Эрмитажа.

Кот Эрмитажа

Источник: pinterest.ru

Так казанские коты стали столичными жителями и спасли пока еще недостроенный Зимний дворец от нашествия крыс. К сожалению, династии из этих зверей не получилось: согласно указу Елизаветы Петровны, в Петербург привезли только тех животных, которые не могли иметь потомства. Нынешние Эрмитажные коты, известные как одна из самых необычных «достопримечательностей» Северной столицы, не имеют к ним прямого отношения, зато продолжают славную традицию защиты Зимнего дворца от грызунов. А настоящие казанские коты так и остались на своей исторической родине.

Обложка: vistanews.ru

Смотрите также:

Кошки, водка, башмаки: топ-5 необычных указов российских государей

Хвостатые защитники Эрмитажа

Генерал пингвин, сержант бультерьер и другие животные на военной службе

Береги шиворот от выворота. Откуда появилась фраза «шиворот-навыворот»?

Писатель и законодатель мод: как Лев Толстой «изобрел» толстовку

Источник

Сегодня совершенно невозможно представить нашу жизнь без котиков. Кто-то держит их у себя дома, как, например, наш главный редактор, а кто-то – как автор этого текста – обязан им сильнейшей аллергией и потому предпочитает любоваться котиками на расстоянии. Но даже если вы начинаете плакать и хлюпать носом уже через пять минут общения с пушистой тварью, вы всё равно её любите и восхищаетесь ею. 

Кажется, что котики были всегда. Или всё же нет? Как, например, обстояло дело в средневековой Руси?

Когда мы начали искать информацию, оказалось, что нет ни одного большого специализированного исследования о древнерусских кошках, а большая часть того, что можно найти в интернете, – это перепечатки одной (весьма неплохой) статьи, написанной около 30 лет назад. К этому материалу авторы, в меру своей фантазии, добавляют яркие подробности, которые, впрочем, обычно ничем не подтверждаются. Мы твёрдо решили разобраться и, отделив зёрна от плевел, собрали 8 главных фактов о жизни котиков на Руси.

Факт №1: в Древней Руси котиков завели в IX-X веках.

На вопрос о том, когда в Древней Руси впервые завели котиков, может ответить археология. На территории Рюрикова городища, в трёх километрах от центра Великого Новгорода, учёные обнаружили в слоях IX-X веков фрагменты скелетов шести кошек. Вероятно, в то время кошки ещё не были широко распространены (сравните количество кошачьих костей с количеством собачьих по данным таблицы). Благодаря находкам археологов можно уверенно сказать, что котейки точно обитали в домах русичей (а на Рюриковом городище жили как представители элиты – князь и его дружина, так и обслуживающий персонал) уже в период формирования Древнерусского государства – то есть во времена Вещего Олега, Ольги и Святослава. Что касается содержания этих животных крестьянами, то мы вынуждены развести руками – никаких следов жизни кошек в деревнях пока не обнаружено. Впрочем, нужно оговориться, что сельские поселения в Восточной Европе изучены достаточно слабо, и нас ещё могут ждать новые открытия.

Факт №2: первое упоминание котиков в летописи связано с тем, что их… съели.

Как это ни печально, но чаще всего в письменных источниках котики упоминаются в качестве еды. Конечно, в обычной жизни их в пищу не употребляли – это происходило только в экстренном случае: во время голода. В Новгородской первой летописи так описаны жуткие события 1230 года: «и троупию обрезающе юдахоу. а дроузии кониноу, псиноу. кошкы. нъ техъ осочивъше тако творяхоу» (НПЛ, 113 об.).

То, что горожане начали есть кошек, показывает, что у них не осталось никакой другой еды. Это страшное упоминание (вероятно, самое древнее в письменных источниках) относится к середине XIII века, когда был написан текст летописи. Вообще же, кошачье мясо считалось нечистым, и употребление его в пищу, по мнению средневековых книжников, было признаком дикости. Так, в Лаврентьевской летописи можно обнаружить следующее описание нечестивого племени: «ядяху скверну всяку. комары и мухы. коткы (такая форма слова использовалась наравне с привычной нам «кошкой». – Прим. ред.), змие. и мертвец не погребаху» (ЛЛ 1377, 85 а (1096)).

Факт №3: кошки на Руси жили в городах и были мельче современных собратьев.

Котики Древней Руси были городскими жителями. Остатки их костей найдены археологами в Киеве, Старой Рязани, Новгороде, Твери, Ярославле, Смоленске[1]и других городах. Исследователи считают, что это были довольно мелкие животные: средний рост в холке не превышал 30 см, а весили древнерусские коты не более 4 кг[2]. Хотя были и исключения: на Троицком раскопе в Новгороде найдена пяточная кость настоящего гиганта. Её размер больше среднего не только для домашней кошки, но и для дикой. Откуда в городе взялся кот-гигант, можно только гадать. Возможно, это всё-таки дикий кот, добытый новгородцами на охоте, возможно, домашний, подаренный или привезённый иностранными купцами.

Нет ясности и с тем, какие породы кошек обитали в Древней Руси. Во-первых, по словам исследователей, нельзя утверждать, что в Средние века вообще кто-то специально занимался селекцией и разведением этих животных[3]. Во-вторых, по остеологическому, т. е. костному материалу (а только он и сохраняется) невозможно судить о таких важных характеристиках породы, как цвет и густота меха, темперамент, умение ловить мышей, наконец. Скорее всего, котики в средневековых русских городах жили практически самостоятельно и сами добывали себе корм. И никаких вам деликатесов от доброго хозяина и периодических походов к ветеринару. Кошачья жизнь была наполнена голодом и опасностями – многие животные умирали (или погибали) в молодом возрасте. Судя по следам на костях, с некоторых кошек после смерти были сняты шкурки[4]– даже умершее животное можно было использовать в хозяйстве. Получается, что хозяева прагматично относились к своим питомцам и не слишком-то о них заботились. Тем удивительнее выглядит следующий факт.

Факт №4: в XIV веке котики ценились в несколько раз дороже коров и наравне с собаками.

В так называемом «Правосудье митрополичьем», правовом памятнике XIV-XV веков, перечислены следующие штрафы за кражу:

«…за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кунъ, за волъ 3 гривны, за корову 40 кунъ, за третьак 30 кунъ, за лонщину полгривны, за теля 5 кунъ, за боранъ ногата, за порося ногота, за овцу 5 кунъ, за жеребца гривна, за жеребя 6 ноготъ»[5].

Если считать куну равной 1/50 гривны[6], то 3 гривны = 150 кун, а это почти в 4 раза больше, чем требовали за корову. Даже если взять более ранний «курс» XI века – 3 гривны = 75 кун, то эта сумма почти в 2 раза больше штрафа за корову. Удивительно, но кошка ценилась так же высоко, как собака и вол, гораздо более плотно задействованные в хозяйстве человека. Тем более странным выглядит такой штраф, если учесть наше предположение, что кошки выживали в древнерусских городах самостоятельно, были «дворовыми». Может быть, у представителей церкви жили какие-то особые породистые котики? Источник ничего не говорит об этом.

Факт №5: кошки не спасали Русь от чумы.

Вопреки расхожему мнению, которое нередко можно встретить сейчас в Интернете, эпидемия чумы на Руси, где кошек якобы привечали, свирепствовала не меньше, чем в Западной Европе, где кошку действительно иногда считали спутником дьявола и ведьм. Завершая своё «турне» по Европе, великая эпидемия XIV века охватила Русь в 1352 году. В 1353 скончался великий князь Московский Симеон Иоаннович Гордый и два его малолетних сына. Существенно сократилось население Москвы, псковичи не успевали хоронить мёртвых, а в Глухове, по свидетельству летописца[7], не выжил вообще никто. Увы, ни кошки, ни всё врачебное дело Средних веков не давали никакой защиты от настигшей мир пандемии.

Факт №6: котик – это не всегда уютный домашний зверь, иногда он может быть очень опасен.

В «Соликамском летописце» можно обнаружить рассказ о странном происшествии, случившемся в Верхтагильском остроге (поселение на реке Тагил в современной Свердловской области) в конце XVI века:

«А воевода в нём был с Москвы Рюма Языков. И был у тово воеводы с собою привезён казанской кот большей. И всё де ево подле себя держал Рюма. И тот кот спящему ему горло преяде и до смерти заяде в том городке…»[8]

Так что же произошло с несчастным Рюмой Языковым? Какого размера должен был достигать казанский кот, чтобы перегрызть горло человеку? Не будем забывать, что Рюма перед назначением успел послужить в стрелецких войсках, и сражаться, без сомнений, умел очень хорошо. По одной из версий[9], «казанским котом» в летописи назван камышовый кот – крупное хищное животное, масса которого может достигать 12 килограмм. Камышовые коты обитают в низовьях Волги, где одного из них теоретически могли выловить и продать неудачливому воеводе. Что спровоцировало нападение кота на человека – отсутствие корма, плохое обращение или просто дикий нрав не до конца одомашненного зверя – мы можем только гадать.

По другой версии, виновен в гибели Рюмы представитель особой породы домашних кошек – казанских котов-мышеловов. До наших дней порода не сохранилась. По некоторым сведениям, это были крупные животные с круглой головой, широкой мордой, крепкой шеей и коротким хвостом. Казанские коты хорошо известны в связи с деятельностью «дщери Петровой» императрицы Елизаветы, издавшей знаменитый указ о высылке котов ко двору для борьбы с расплодившимися в Зимнем дворце мышами. Так возникла существующая до сих пор традиция держать в Эрмитаже котов для охраны произведений искусства. О том, какую роль казанские коты играли в русском народном фольклоре XVII-XVIII вв., рассказ ещё впереди.

Факт №7: первый русский котик, изображение которого у нас сохранилось, жил во дворце.

«Подлинный портрет кота великого князя Московии»–так называется эстамп чешского художника Вацлава Холлара, датированный 1663 годом. Сверившись с хронологией, можно сделать вывод, что перед нами котик Алексея Михайловича «Тишайшего», батюшки Петра I. Это царь вообще очень любил животных и охотничьих птиц, которых он держал в большом в количестве в своей загородной резиденции Измайлово. Гравюра Холлара сейчас хранится в Национальной библиотеке Франции. К сожалению, мы почти ничего не знаем об обстоятельствах её создания. Высказывались предположения, что изображение сделал художник, сопровождавший австрийского барона Августина Мейерберга во время его путешествия в Россию, а также, что в виде кота на эстампе изображён сам царь Алексей Михайлович, однако подтверждения эти гипотезы не находят.

Факт №8: кот – главный герой самой популярной народной картинки.

В пункте №6 мы уже говорили о казанских котах. Посмотрим на них теперь не как на искусных мышеловов и опасных убийц, а как на героев русского (и не только) фольклора. Историк Саит Фяризович Фаизов считает, что прототип легенды о казанском коте возник в середине XVI века:

« …ближе всех к герою лубка находится Кот казанского царя (хана) из марийской легенды “Как марийцы перешли на сторону Москвы”, рассказывающей об осаде Казанского кремля в 1552 г. войсками царя Ивана Грозного. Придворному коту из этой легенды удалось подслушать, как осаждающие крепость марийские цари Йыланда и Акпарсведут подкоп под кремлевской стеной, и он предупредил хана об опасности. Хан, его жена, дочь и кот по тайному ходу вышли к реке Казанке, сели в лодку и благополучно отплыли от Казани»[10].

Во второй половине XVII века в народной культуре появляются лубки – раскрашенные картинки на дереве и металле. Один из самых популярных сюжетов лубков – это похороны кота мышами. И на дровнях, в центре похоронной процессии, состоящей из мышей, – не просто кот, а именно «Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…». Что же всё это значит? Многие исследователи считают, что и мыши, и кот с картинки на самом деле олицетворяют кого-то, кого нельзя назвать напрямую. Популярная версия утверждает, что кот, которого хоронят мыши, – это царь Пётр I, а авторство картинки приписывают старообрядцам, некоторые согласия которых объявили императора антихристом. С. Ф. Фаизов считает Кота Казанского своеобразным образом татар в русской культуре, возникшим после завоевания трёх их царств (Казанского, Астраханского и Сибирского) Иваном Грозным. В течение XVIII века сюжет похорон Кота менялся, обретая всё большую антиправительственную окраску (например, мыши на лубке стали представлять различные регионы Российской империи, у многих из них появились «обиды» на кота и т.д.).

Если мы постараемся выяснить первоначальный смысл сюжета о похоронах кота мышами, то его политическую подоплёку всё же стоит отнести на второй план. Как отмечает М. А. Алексеева, в народном фольклоре события реальной жизни редко передаются напрямую. Юмор в лубке о Коте Казанском не обличительный. Это не «злой» смех над властью, а, говоря словами великого культуролога Михаила Бахтина, «скоморошество»,«смех на миру, где смеются все и надо всем, включая и самих “смехотворцев”»[11]. Так в народном сознании смешались юмор, политические коллизии и любовь к котикам, которая не покидает нас до сих пор.

Примечания:

[1] Археология древнего Ярославля. Загадки и открытия. 2-е изд. М., 2012. С.214-229.

[2] Зиновьев А. В. Кошки средневековых Новгорода Великого и Твери // Археология и история Пскова и Псковской̆ земли. Семинар имени академика В. В. Седова: Материалы 63-го заседания. М., 2018. С. 183-197.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Памятники русского права. М.: Госюриздат, 1955. Вып. 3: Памятники права периода образования Русского централизованного государства XIV–XV вв. / под ред. Л. В. Черепнина.

[6] Нумизматический словарь. 4-е издание. Зварич В.В. Львов, 1980.

[7] Полное собрание русских летописей. Т. 10. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. / Под ред. А. Ф. Бычкова. – СПб., 1885. C. 224.

[8] Сибирский летописный свод: Книга записная // Полное собрание русских летописей / под ред. А. П. Окладникова, Б. А. Рыбакова. Т. 36: Сибирские летописи; ч. 1: Группа Есиповской летописи / предисл. Н. Н. Покровского, Е. К. Ромодановской. М. 1987. С. 141.

[9] Шашков, А. Т. К истории возникновения в конце XVI в. первых русских городов и острогов на восточных склонах Урала // Уральский сборник: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1997.С. 176.

[10] Фаизов, С. Ф. Кот Казанский: татарин и царь в восприятии русского после «взятия» Казанского, Астраханского и Сибирского ханств.

[11] Алексеева, М. А. Гравюра на дереве «Мыши кота на погост волокут» — памятник русского народного творчества конца XVII — начала XVIII в. // XVIII век сб. : Русская литература XVIII — начала XIX в. в общественно-культурном контексте. Т. 14. Л., 1983. С. 45-79

Андрей Залунин

Источник