Под какой фамилией внедрился в банду черная кошка володя шарапов
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 марта 2019;
проверки требуют 13 правок.
У этого термина существуют и другие значения, см. Шарапов.
Влади́мир Ива́нович Шара́пов — литературный персонаж, герой многих произведений советских писателей братьев Вайнеров, нескольких фильмов по их романам и песни группы «Любэ». В некоторых произведениях только упоминается как учитель главного героя Станислава Павловича Тихонова.
Биография[править | править код]
Владимир Шарапов (р. 1923; по фильму р. 1920) — старший лейтенант, фронтовик, командовал штрафной ротой и ротой разведки. За линию фронта ходил 42 раза. Был ранен пять раз. Награждён:
- двумя орденами Отечественной войны,
- двумя орденами Красной Звезды,
- орденом Красного Знамени,
- польским крестом «Виртути Милитари»,
- медалью «За храбрость» III степени
- медалью «За оборону Москвы»,
- медалью «За оборону Сталинграда»,
- медалью «За отвагу»,
- медалью «За боевые заслуги»,
- медалью «За освобождение Варшавы»,
- медалью «За взятие Берлина»,
- медалью «За победу над Германией»[1].
После войны — оперуполномоченный оперативной бригады отдела по борьбе с бандитизмом МУРа. Всю жизнь прослужил в уголовном розыске.
До конца жизни так и не создал семью. Предположительно (после смерти его любимой девушки, милиционера Варвары Синичкиной), усыновил и воспитал мальчика из детдома, найденного Варей во время службы. Однако в сериале «Следователь Тихонов» имеет дочь — лейтенанта милиции Елену Лаврову.
О. Мамонова в книге «Последняя банда: Сталинский МУР против чёрных котов Красной Горки» цитирует Георгия Вайнера[2]: «Хотя Шарапов это и собирательный образ, но у него есть прототип — Владимир Чванов, знаменитый сыщик МУРа, также ставший автором детективных книг».
Внешность[править | править код]
Памятник Жеглову и Шарапову в Киеве
В романе «Эра милосердия» упомянуто, что Шарапов — блондин с очень густыми волосами, один из передних зубов сколот или отсутствует (Шарапов говорит о своей щербатости). У него курносый нос и маленькие (по его мнению) глазки — красавцем себя не считает. В повести «Лекарство для Несмеяны» капитан Тихонов упоминает, что генерал Шарапов смеялся, блеснув светлым рядом золотых коронок.
Аркадий Вайнер рассказывает[3]: «Сделали кинопробы, посмотрели. Не понравился он (Конкин) нам решительно. И не потому, что он артист плохой или человек неважный… Он нам на экране в виде Шарапова не понравился. Мы себе Шарапова представляли, а потом описали в своём очень большом по объёму романе, а потом в сценарии, как фронтового разведчика, который двадцать два раза ходил через линию фронта и возвращался с „языком“ на плече. Не надо быть самому фронтовиком, не надо быть ветераном и иметь семь пядей во лбу, чтобы представить, что разведчик, который захватывает в плен фашиста на его территории и тащит его на плечах через линию фронта, должен быть убедительно сильным мужчиной. Володя Конкин никак таким мужчиной не мог выглядеть, он не был им рождён».
В литературе[править | править код]
- 1967 «Часы для мистера Келли» – майор, командир группы захвата.
- 1969 «Ощупью в полдень» (Право ходить по земле) — подполковник, начальник отдела МУРа
- 1972 «Визит к Минотавру» — упоминается как «наш славный шеф, подполковник милиции Шарапов» и учитель главного героя Станислава Павловича Тихонова. Вместе с тем начальник Тихонова в этом романе – безымянный «комиссар» (комиссар милиции 3, 2 и 1 ранга в то время – специальные звания высшего начсостава МВД, соответствующие воинским звания генерал-майора, генерал-лейтенанта и генерал-полковника) явно носит все черты Шарапова, в частности упоминается внедрение после войны в банду «Черная кошка».
- 1974 «Гонки по вертикали» — Шарапову 52 года, он подполковник. Упоминается жена Шарапова Варвара, с которой тот познакомился сразу после Великой Отечественной войны. Станислав Тихонов говорит, что Шарапов принимал участие в поимке знаменитого убийцы «Мосгаз»: «Про Ионесяна вы слышали много, в газетах даже читали, а о том, что его поймал, вместе с другими конечно, совсем неизвестный вам подполковник Шарапов, вы и понятия не имели».
- 1975 «Эра милосердия» — старший лейтенант, оперуполномоченный МУРа
- 1978 «Лекарство против страха» (Лекарство для Несмеяны) — генерал, начальник МУРа
В кинематографе[править | править код]
- 1971 — «Я, следователь…» — по одноимённому роману братьев Вайнеров, герой фильма, которого играет Вахтанг Кикабидзе, звонит на Петровку и разговаривает с сотрудником уголовного розыска Владимиром Шараповым.
- 1977 — «Свидетельстве о бедности» — по мотивам повести «Часы для мистера Келли», Григорий Острин, имя и роль исправлены на подполковника милиции, начальника отдела БХСС Владимира Ивановича Тарасова.
- 1978 — «Лекарство против страха» — по мотивам повести «Лекарство для Несмеяны», Георгий Жжёнов исполняет роль генерала Шарапова.
- 1979 — «Место встречи изменить нельзя» — по роману «Эра милосердия», Шарапова играет Владимир Конкин.
- 1983 — «Гонки по вертикали» — Николай Засухин в роли подполковника Шарапова.
- 1987 — «Визит к Минотавру» — Владимир Самойлов, прокурор Владимир Иванович, фамилия Шарапов в фильме изменена на Уваров. Это можно слышать в телефонном разговоре на 29 минуте 1 серии. Но в одной из сцен герой Самойлова рассказывает свою историю, повторяющую историю Шарапова — служба в полковой разведке, приход в МУР после войны, участие в операции по уничтожению банды «Чёрная кошка».
- 1989 — «Вход в лабиринт» — Юрий Горобец, роль Шарапова изменена — полковник Сергей Иванович Голицын.
- 2016 — Следователь Тихонов — сериал, основанный на нескольких романах братьев Вайнеров, Шарапова играет Сергей Шакуров.
В музыке[править | править код]
- Песня «Атас» («Глеб Жеглов и Володя Шарапов за столом засиделись не зря…») из дебютного альбома 1989-го года «Атас» группы «Любэ»
- Песня Михаила Шелега «Чёрная кошка»[4]
Примечания[править | править код]
Источник
Сценарий написали Аркадий и Георгий Вайнеры по собственному же роману “Эра милосердия”. Аркадий Вайнер сам служил в Московском уголовном розыске — то есть там же, где его герои. А значит, многие истории из опыта сыщиков знал не понаслышке (или из первых рук). В интернете можно найти много рассказов о том, кто был чьим прототипом в фильме. Например, почти везде вы прочтете, что “Черная кошка” — это знаменитая банда Митина. Но в МУРе говорят, что это неправда. Еще там уверены, что главные герои — собирательные образы, и реальных прототипов у них нет.
Мы сравнили несколько моментов из фильма с историями, описанными в книге “Московский уголовный розыск. 1918–2018. История в лицах”, которая вышла год назад ограниченным тиражом. Ей можно доверять: ее автор и составитель Юрий Федосеев возглавлял МУР в 1991–1994 годах.
История одного убийства
Помню, один бандитское нападение разыграл. Приезжаем, жена убитая, он в соседней комнате связанный, с кляпом во рту. В квартире беспорядок, все ценности похищены. Да и он сам кричит, убивается, жизни, говорит себя лишу, говорит, не могу без нее. (…) А дальше узнал я, что у него любовница имеется (…) Ну я ему и врубил прямо в лоб. За что, говорю, гражданин, убили дорогую супругу? (…) Любовницу его разговорил. Она домишко, видишь, купила, а на какие шиши — непонятно. Ну, крутила-вертела, признаться пришлось: деньги, 30 тысяч, любовник дал.
Экспонат в музее МУРа — изображение уличной сценки советских времен
© Сергей Карпухин/ТАСС
Эту историю Жеглов рассказывает Шарапову ближе к финалу первой серии, чтобы убедить, что Иван Груздев вполне мог убить свою жену.
В книге “Московский уголовный розыск. 1918–2018. История в лицах” описана очень похожая история. Она произошла примерно в конце 40-х — начале 50-х. Рано утром продавщица молока пришла к супругам Крыловым. Она нашла жену убитой, а мужа — связанным и с кляпом во рту. Он сказал, что вечером в дом ворвались грабители, требовали деньги и драгоценности. Но денег в доме не было, а вещи преступники не тронули. Телевизор, например, остался в квартире, хотя при этом стоял на полу — было непонятно, как его скинули, ухитрившись не разбить.
Несколько месяцев дело не удавалось сдвинуть с мертвой точки. А потом выяснилось, что пенсионер Крылов недавно женился на 22-летней женщине, причем они были любовниками еще при жизни его жены.
Оказалось, что мужчина попросил любовницу помочь избавиться от супруги. Та нашла исполнителя. Женщину убили, в квартире навели беспорядок. Но телевизор пожалели — не стали сбрасывать, поэтому он остался целым.
Особая прелесть этой истории в том, что за исполнителя любовница мужчины собиралась замуж. А Крылов был ей нужен сначала для подарков, а потом — чтобы получить часть его имущества после развода. В милиции она во всем созналась, сказав, что убитая ей снится каждую ночь.
“Черная кошка”
— Что это за черная кошка такая?
— Их второй год ищут, а выйти на след не удается. (…) Грабят магазины, квартиры зажиточные, склады, сберкассы. А главное — людей режут, стреляют почем зря. И где ни покажутся — там обязательно или углем черную кошку нарисуют, или котенка подбросят. (…) Для форсу бандитского. Вот будто бы смеются они над нами, издеваются. Почерк свой хотят показать.
Экспонат в музее МУРа — изображение разбойного нападения
© Сергей Карпухин/ТАСС
Банды “Черная кошка”, державшей Москву в страхе, не существовало. Но существовала “кодла “Черная кошка”. Ее придумали (и заключили письменный договор) семеро московских подростков в 1945 году. В знак принадлежности к кодле участники сделали на запястьях татуировки с изображением кошки. Ребят поймали на первом же деле.
Банда Митина, которую многие считают прототипом “Черной кошки”, орудовала в Москве в начале 50-х. Ее главарем был рабочий оборонного завода, передовик производства, “высокий белобрысый парень, в большинстве случаев он в коричневом кожаном пальто”. Все члены банды работали и были у себя на службе на хорошем счету. В том числе поэтому вычислить их было сложно — оперативники начали с “неблагонадежной публики”. Зато когда вычислили, задержали без стрельбы и жертв.
Персонаж фильма Фокс производит на окружающих впечатление благообразного человека, но передовиком производства он все же не был — что уж говорить об остальных, явных уголовниках. Как уверен бывший начальник МУРа Юрий Федосеев, между этими бандами ничего общего нет: “Но людям надо найти какой-то прототип — вот они его и находят”.
Внедрение в банду
— И не вздумай изображать из себя вора в законе! Ты маленький человек, лопушок, шестерка. (…) А велено тебе разузнать: коли они согласны брать кассу, где своя баба-наводчица, то придет с ними толковать пахан. Понял?
— А ежели спросят — зачем мы вам?
— А потому что мало нас. И всего один ствол имеется.
— А почему, спросят, сам пахан не пришел?
— А если они ему уголовку приведут на хвосте? Наш пахан ихнего не глупее.
Экспонат в музее МУРа — похоже, здесь мы видим карманника, который планирует кражу
© Сергей Карпухин/ТАСС
Так в начале первой серии Глеб Жеглов инструктирует молодого оперативника Васю Векшина. Задачей было внедриться в банду. Оперативника “раскололи” и тихо зарезали прямо на скамейке, где была назначена встреча. В финале фильма Володе Шарапову удалось попасть в “Черную кошку” (впрочем, туда, где скрывалась банда, он поехал не по своей воле) и выманить их “отбивать Фокса”.
История об удачном внедрении в банду описана в рассказе “Первый начальник МУРа” из книги “Московский уголовный розыск. 1918–2018. История в лицах”. Она произошла вскоре после основания организации, то есть в конце 10-х — начале 20-х годов прошлого века. Первый глава розыска Александр Трепалов под видом налетчика Сашки Косого из Петрограда встретился с одним из главарей бандитов Мишкой Рябым. Устроить встречу помог молодой преступник из недавно “взятой” банды.
Трепалов-Косой предложил ограбить железнодорожную кассу, где есть свой “надежный человек”. Но делать это надо большим количеством людей — иначе всех перебьют. Мишка Рябой взялся уговорить главарей других банд, и в итоге в налете должны были участвовать более 20 преступников. Все они попали в засаду. Так за одну операцию ликвидировали почти всю бандитскую верхушку Москвы тех лет.
Как видно, легенда Трепалова чем-то похожа на легенду, с которой пытались внедрить Васю Векшина. А клички Рябой и Косой напоминают кличку Горбатый. Впрочем, как говорит бывший начальник МУРа Юрий Федосеев, внедрение оперативников в банду — это известная (хоть и очень опасная) форма работы, которая применялась и в советские годы, и в 90-х, и в нулевых.
Бэлла Волкова
Источник
За образом доблестного Владимира Шарапова из культового фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия» стоял реальный человек
Ровно сто лет назад, 5 октября 1918 года, свет увидело постановление НКВД РСФСР об организации отделов уголовного розыска. В МУР, которому только предстояло заработать свою славу, пришли опытные специалисты уголовного сыска и оказали неоценимую помощь новой власти в борьбе с бандитами. Одной из легенд МУРа стал полковник милиции Владимир Чванов.
Наводил страх на бандитов
20-летний Владимир Чванов получил на фронте тяжелые ранения, после которых его комиссовали. По сути, молодой человек мог учиться да и вообще не работать. Но разве мог он спокойно сидеть дома, когда страна задыхалась от расплодившихся банд? И Владимир пошел работать оперативником в МУР. Ему достался участок, известный многочисленными воровскими шайками, — Марьина Роща.
Однажды бандиты назначили встречу бывшему фронтовику на кладбище. Чванову предстояло одному и без оружия вести переговоры. При разговоре главарь банды принялся угрожать муровцу наганом. Тот презрительно сплюнул, процедил: «Какой же ты вор в законе, если не можешь держать свое слово! Договаривались без оружия — я выполнил уговор. А ты не вор — ты шавка паршивая».
Фрагмент газеты «Очная ставка», 2007 год
После этих слов отважный оперативник повернулся к банде спиной и двинулся к выходу с кладбища. Ошеломленные бандиты не смогли в него выстрелить.
В романе братьев Вайнеров Шарапову приходится «сойти за своего» в банде «Черная кошка». Этот эпизод тоже взят из жизни: Владимир Чванов сумел внедриться в одну из самых крупных московских банд, это очень помогло обезвредить преступников.
Столичные бандиты относились к Володе Чванову с уважением, называли «справедливым ментом», считали, что он честно выполняет свои обязанности и относится к преступникам по-человечески, говорили: «У нас своя работа, у него — своя!»
Однажды местные «авторитеты» даже заступились за него перед бандитами, которые напали на Чванова в одном из «шалманов» (он пришел туда в поисках подозреваемого), и принялись избивать. «Авторитеты» приказали отпустить — работа такая у человека…
Фирменный метод Чванова
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Бывший фронтовик все глубже вникал в специфику своей новой работы. Со временем он разработал целую методику, которая заключалась в том, чтобы раскрыть преступление за первые 4 часа после совершения.
Именно с помощью своего секретного метода Владимир Чванов сумел поймать воров, ограбивших квартиры известных скульпторов — Евгения Вучетича и Веры Мухиной. Потом ему стали поручать и другие крупные дела — он раскрыл, например, кражи, совершенные у прославленной балерины Суламифи Мессерер (родственницы Майи Плисецкой – прим. ред.) и других артистов Большого театра.
Рассказывали, что однажды к Чванову обратилась даже королева Нидерландов: потеряв веру в своих сыщиков, она попросила советского милиционера найти опасного маньяка, убившего 15 жителей Амстердама. И Чванов его нашел!
Охота на маньяка по кличке «Мосгаз»
На счету Владимира Чванова также поимка опасного московского маньяка, который проникал в квартиры, представляясь сотрудником Мосгаза. Преступник по кличке «Мосгаз» в первой половине 60-х держал в страхе всю столицу, люди боялись открывать двери своих квартир.
Тщательно опросив всех свидетелей, Чванов узнал две последние цифры на номере самосвала, который увозил телевизор из квартиры последней жертвы, зарубленной топором. Проведя оперативную работу, согласно своему методу, в первые же 4 часа после убийства, Чванов сумел определить водителя самосвала. У него узнали адрес, по которому телевизор был доставлен.
Дальше все было просто — по названному водителем адресу обнаружили некую Алевтину Дмитриеву. Выяснилось, что она была сожительницей страшного Мосгаза по фамилии Ионесян. Алевтина согласилась помогать оперативникам, и вскоре маньяк был задержан.
«Преступника надо понять»
Эту фразу произносит в фильме «Место встречи изменить нельзя» Шарапов. Именно она отражает всю суть метода Чванова (впрочем, как и других талантливых сыщиков, начиная с известного Шерлока Холмса). «Влезть в шкуру» преступника — вот где ключ к разгадке его действий!
Чванов всегда придерживался этого правила: стараться мыслить, как преступник, понять его личность, его психологию. Для этого требуются годы тренировки и огромный труд.
Зато, если овладеть этим умением, любой злоумышленник станет «открытой книгой». Так считал доблестный сотрудник МУРа, обезвредивший огромное количество воров и убийц, прототип легендарного Шарапова, Владимир Чванов.
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Профессионализм и чутье Чванова не остались незамеченными. Его пригласили в центральный аппарат МВД, где поручили руководить оперативным отделом уголовного розыска. Работа стала забирать все больше времени — порой 6 месяцев из 12 Чванову приходилось проводить в сложных командировках. Но он не жаловался — любил свою работу.
Всю свою жизнь Владимир Федорович Чванов добросовестно боролся с преступностью, очищая от этой нечисти свою страну. Трудно сосчитать многочисленные награды, полученные им за свою работу. Всего его стаж работы в органах МВД составляет почти 60 лет. Жаль, что об этом человеке не знают составители Книги рекордов Гиннеса…
Источник
40 лет фильму «Место встречи изменить нельзя». В честь юбилея картины Царьград решил вспомнить судьбы прототипов главных героев и вместе с автором «Бандитского Петербурга» Андреем Константиновым представить, кем бы они стали в другое время
Ровно сорок лет назад, 11 ноября 1979-го, в честь Дня милиции на экраны вышла первая из пяти серий телефильма «Место встречи изменить нельзя», ставшего одним из самых популярных детективов советского кинематографа, который смотрят с удовольствием и сегодня.
Фразы героев стали крылатыми – от «Нет у вас методов против Кости Сапрыкина» и до «А теперь – горбатый!» (которая произносится, конечно же, в сочетании с резким движением рукой в исполнении Высоцкого в образе Жеглова) или «Не знаю, я там не был, а Фокс не рассказывал», сказанной Шараповым на «малине» у банды.
Памятник г. Жиглову и В. Шарапову. Петровка, 38. Фото: Anton Belitsky / Globallookpress
О главных героях и их прототипах сегодня и хотелось бы вспомнить – вместе с известным журналистом-расследователем, автором «Бандитского Петербурга» Андреем Константиновым.
У Шарапова было целых два прототипа
Банды «Черная кошка», за которой охотятся в фильме Глеб Жеглов и Володя Шарапов, как всем давно известно, в реальности не существовало. Вообще в послевоенной Москве было немало группировок, промышлявших разбойными нападениями и грабежами. А вот изображения чёрной кошки на самом деле оставляли на месте своих преступлений – обычно это были кражи – воровские компании, состоявшие из подростков: шалили они так.
Считается, впрочем, что за основу книги «Эра милосердия» братья Вайнеры взяли события, связанные с реальной красногорской бандой Ивана Митина, действовавшей, правда, не сразу после войны, как это происходит в фильме, а лет на 5-7 позже, в начале 1950-х. Но «митинские» были и впрямь жестокими – на их счету несколько убийств, в том числе, милиционеров.
И вот эту-то банду Митина и задерживал приятель будущих писателей Вайнеров Владимир Арапов, ставший прототипом того старшего лейтенанта-фронтовика, командира штрафной роты и разведчика, 42 раза ходившего за линию фронта, который пришел после Победы в МУР.
На самом деле, подлинный Арапов пришёл в органы в 19 лет, начинал в 37-м отделении милиции, но ещё до конца не определился на тот момент, хочет ли он всю жизнь посвятить поимке преступников.
Здание МУР. Фото: Popova Valeriya / Shutterstock.com
Но произошло одно событие, которое и привело его в легендарный Московский уголовный розыск, где позже состоялось знакомство с Аркадием Вайнером, работавшим там же, на Петровке, 38.
Представьте, послевоенная Москва. Житье нищее, голодное. И вдруг в школах, находящихся недалеко от клуба фабрики «Парижская коммуна», начали пропадать детские пальтишки. Свидетели говорили, что ворует женщина. А отец в это время познакомился с девушкой, которая сказала, что она в клубе учительницей музыки работает,
– рассказывал сын Владимира Арапова Павел.
И что-то в её поведении показалось ему странным – фальшь какая-то была.
«Однажды он переоделся в женскую одежду и выследил, как его новая знакомая вышла из дома в пальто и шляпе, которую описывали свидетели», – вспоминал Павел Арапов.
Воровку поймали, но в МУРе обратили внимание на то, как именно вычислил её молодой опер. И пригласили его работать к себе.
В. Шарапов (Конкин). Кадр из фильма. Фото: Vyacheslav Panov / Globallookpress
Впрочем, есть ещё версия (со ссылкой на Георгия Вайнера – из книги Мамонова «Последняя банда: Сталинский МУР против чёрных котов Красной Горки») о том, что «хотя Шарапов – собирательный образ, но у него есть прототип – Владимир Чванов, знаменитый сыщик МУРа, также ставший автором детективных книг.
Так что, вероятно, и тот, и другой, легенды МУРа, могли служить прототипами Шарапова.
Может быть, потому, что оба – и Арапов, и Чвалов – участвовали в поимке первого советского маньяка – Владимира Ионесяна, прозванного «Мосгазом», поскольку он представлялся сотрудником газовой службы.
Первый возглавлял, как рассказывал его сын, штаб по поиску убийцы, второй вычислил сожительницу Ионесяна, через которую вышли уже на самого изверга.
«Он же убил топориком женщину в Марьиной роще, где находилось наше отделение, – вспоминал Чвалов. – Среди похищенного им был большой телевизор «Темп»: ясно было, что в руках он телевизор не потащит, ему понадобится машина. Легковую поймать на той улице было непросто: они ходили редко. Зато грузовики – часто. Стали опрашивать водителей в автохозяйствах, один подвозил мужчину с телевизором – до Трифоновской улицы. В районе Трифоновской мы задержали сожительницу Ионесяна и нашли телевизор. А самого преступника поймали уже в Казани».
Интеллигентность Шарапова преувеличена, а Жеглов – явный карьерист
Фото: Mykhailo Koifman / Shutterstock.com
А вот про Глеба Жеглова, который как раз-таки, как считалось долгое время, не имел чёткого прототипа, рассказал в одном из поздних интервью Георгий Вайнер:
Жеглов был наш товарищ, очень смешной человек, начальник ОБХСС Дзержинского района Москвы. Он был весельчак, гуляка, замечательный оперативник и… взяточник, – говорил младший из братьев-писателей. – В конце концов, его посадили, и он один из всех, кто шёл по этому делу – а там был очень крупный процесс, около 20 человек были арестованы – ни в чём никогда не признавался и в течение трёх лет добивался и добился, чтобы его дело пересмотрели.
И ведь мало того, что его освободили – «за недоказанностью», так он ещё и два года потратил потом на то, чтобы восстановиться на службе, и не просто в МВД, а на своём месте начальника ОБХСС Дзержинского района Москвы.
«Он вышел на работу, а на другой день подал заявление об отставке. На «гражданке» он занялся более прибыльным делом – плодоовощной торговлей в Москве. Там у него были очень большие доходы, он любил жить на широкую ногу… но, в конце концов, что-то там у него случилось, и он покончил с собой», – приводит грустную историю жизни подлинного Жеглова Вайнер.
Впрочем, мы воспринимаем и Жеглова, и Шарапова больше сквозь призму фильма – в книге-то это совсем другие персонажи.
Кадр из фильма. Фото: Vyacheslav Panov / Globallookpress
А вот в картине «Место встречи изменить нельзя» – образы, созданные Высоцким и Конкиным. Один – жёсткий, принципиальный опер. И другой – интеллигентный, стремящийся к справедливости, бывший фронтовик.
«Интеллигентность Шарапова вы преувеличиваете, – считает между тем Андрей Константинов. – Он – офицер, прошедший войну, который командовал зэками в штрафной роте. Это человек, достаточно много повидавший, убивавший и которого убивали. Что касается принципиальности Жеглова, вы тоже, мне кажется, не совсем правы. Жеглов – он в фильме тёртый калач и, безусловно, карьерист. Помните, как Груздева он легко отправил в тюрьму? Если бы не Шарапов, был бы в тюрьме Груздев, а Жеглов не маялся бы совестью».
Кстати, сам Георгий Вайнер тоже признавался:
«Кто читал этот роман, те знают, что там очень осторожно и очень аккуратно, безо всяких революционных криков написано, что замечательный человек, выдающийся сыщик Глеб Жеглов является по существу сталинским палачом. Для него не существует ценности человеческой жизни, свободы, переживаний. И совершенно очевидно для тех, кто помнит немножко историю, что вслед за событиями 1945-46 годов, описанными в романе, наступила волна чудовищных репрессий, где именно Жегловы отличились в корпусе МВД-МГБ неслыханными злоупотреблениями, неслыханными злодействами, потому что искренняя убеждённость в правоте дела, которое они делают, безусловные личностные способности, отсутствие всяких моральных сомнений делало их страшным орудием».
Писатель Георгий Вайнер, декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский. Фото: Зотин Игорь / Фотохроника ТАСС
В девяностые и тот, и другой могли бы сами влиться в ОПГ
Константинов, к слову, полагает, что в сегодняшнем мире вряд ли нашлось бы место и Жеглову, и Шарапову – прежде всего потому, что оба и были как раз «идеологически мотивированными».
А вот в 1990-е могли стать кем угодно, – полагает автор «Бандитского Петербурга». – В эпоху перелома, ухода одних смыслов и прихода других, боюсь, что они могли бы либо оставаться в органах и начать заниматься какими-то не только праведными делами, либо бросить и оказаться на обочине жизни, либо попасть в банды. Но оставаться просто такими же они бы вряд ли смогли. Потому что это, во-первых, достаточно молодые люди, во-вторых, это люди действия, которые не хотят просто так сидеть и ждать, а хотят что-то совершать в этой жизни.
И сегодня они тоже, скорее всего, не смогли бы вписаться в нынешнюю систему правоохранительных органов.
«Либо это была бы какая-то кардинальная перепрошивка личности, либо они в этом времени без остатка растворились бы, и всё, – уверен Андрей Константинов. – Наше время не несёт в себе какого-то идеологического стержня. Время, где непонятно, где свои, а где чужие, что хорошо и что плохо, и как на самом деле нужно поступать, чтобы не оказаться лузером… Ведь это легко у нас – выпускать какие-то бесконечные сериалы про ментов, и там такие бедные, но честные, поэтому производящие впечатление туповатых, менты. И возникает вопрос: а на основании чего эти люди такие? Что ими движет? Воспоминания о советском детстве? Клятва пионерскому галстуку? И откуда берутся такие, как полковник Захарченко, у которого в квартире гора наличности?».
А. Константинов. Фото: Zamir Usmanov / Globallookpress
Поэтому Жеглова и Шарапова сложно представить в современной полиции.
«Вспомните, как они живут в комнате Шарапова: делят кусок сахара, у них нет ни одежды, ни какой-то собственности. Они – лохи, говоря сегодняшним языком. На них посмотрели бы и сказали: вы что, с гор спустились? Вы чего такие – пешком ходите, на трамвае ездите? Вы, вообще, офицеры МУРа или кто?».
Зато тот самый кошелек, который Глеб Жеглов засунул в карман Кирпичу, чтобы иметь основания его задержать, – это, подчёркивает Константинов, спокойно существует и сегодня, и даже процветает.
«Сейчас за счёт соцсетей и хайпов общественное мнение встаёт на сторону того, кто первый громче крикнет и при этом не пытается разобраться: а что, собственно говоря, случилось на самом деле? – не сомневается собеседник Царьграда. – Как, кто, при каких обстоятельствах, действительно подбросил или нет? История с Иваном Голуновым очень показательна в этом смысле: никто не захотел разобраться, что на самом деле там произошло. Потому что если подбросили наркотики этому Голунову, то, во-первых, кто, во-вторых, с какой целью, в-третьих, почему никто не арестован? Наркотики есть, а хозяина у них нет. Вот вам и вся история про то, «на чью сторону встает» общественное мнение».
То есть и у Кирпича был шанс перевернуть ситуацию – когда он закричал в трамвае, мол, «фронтовику руки крутят!», однако голос его был слаб и никто его не услышал.
«А если бы это «фронтовику руки крутят!» было в соцсетях, то у Кирпича имелся бы очень большой шанс. Он бы кричал: «Кровавая гэбня! Это он, мильтон поганый, кошелёк мне на входе подложил!» Но шанс был бы и у Жеглова. Знаете, как зэки говорят: «Больше всего шансов у тех, кто первым добежал до оперчасти». Кто первым добежал до оперчасти, тот и прав. А в нынешнее время роль оперчасти играет интернет-сообщество, которое поднимает волну либо в одну сторону, либо в другую, вот и всё», – уверен Андрей Константинов.
Источник