На глаза осторожной кошки похожи твои глаза какой троп

На глаза осторожной кошки похожи твои глаза какой троп thumbnail

Материалы к уроку русского языка в 10 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

Троп – оборот речи, в котором слово или значение употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности.

Это

  • Эпитет

  • Сравнение

  • Метафора

  • Олицетворение

  • Метонимия

  • Синекдоха

  • Перифраза

  • Гипербола

  • Литота

  • Аллегория

  • Ирония

Эпитет – образное определение:

Отговорила роща золотая березовым веселым языком. (С. Есенин)

«Словарь эпитетов русского литературного языка» – авторы К.С. Горбачевич, Е.П.Кабо:

Слово МУЗЫКА имеет 280 эпитетов: божественная, легкая, ликующая, зажигательная, задумчивая, задорная, грубая, гордая, возвышенная, беззаботная, грациозная, гармоничная…

Подберите эпитеты к словам ГЛАЗА (480 эпитетов), ЖИЗНЬ (334 эпитета), язык (324 эпитета).

Сравнение – художественный прием, основанный на уподоблении одного явления другому. В сравнительных оборотах используются сравнительные союзы КАК, СЛОВНО, КАК БУДТО и др.

Способы выражения сравнения:

Способ

пример

  1. СПП с придаточным предложением сравнения

( союзы что, как, как будто, будто, точно, словно)

Он говорил с нами так спокойно, будто ничего не произошло.

  1. Сравнительный оборот с союзами как, будто, как будто, точно,словно

Застыл, как изваяние.

  1. Существительное в Дат. падеже с предлогом подобно

Жужжало подобно пчеле.

  1. Существительное в Тв. падеже

Завертелся волчком.

  1. Наречие, соответствующее моделям по-…ому, по-…ему, по-…и.

Ходить по-утиному, сидеть по-турецки

  1. Фразеологические обороты

Бежать как на пожар.

  1. Сущ. в Им. падеже в роли сказуемого или приложения

Глаза как блюдца.

Определите способ выражения сравнений в данных отрывках:

  1. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М. Лермонтов)

  2. Морозной пылью серебрится его бобровый воротник. (А. Пушкин)

  3. На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А. Ахматова)

  4. Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. (С. Есенин)

  5. Внизу, как зеркало стальное, сияют озера струи. (Ф. Тютчев)

  6. Лед неокрепший на речке студеной слово как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов)

  7. Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы. (Н. Некрасов)

  8. Ее глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач, ее глаза – как два обмана, покрытых мглою неудач. (Н. Заболоцкий)

Отрицательные сравнения (стилистический прием): (используется в УНТ)

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит;

То мое сердечко стонет,

Как осенний лист, дрожит.

Не осенний мелкий дождичек

Брызжет, брызжет сквозь туман:

Слезы горькие льет молодец

На свой бархатный кафтан.

Метафора – образное использование переносного значения слова на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов: подошва горы, зерно истины, язык пламени, вышит звездами небосвод, улыбка природы и т. д.

  • Пустых небес прозрачное стекло;

  • Багровый костер заката;

  • Лунный серп;

  • Густеет облаков волнистое руно. (И. Бунин)

Развернутая метафора – метафора, представленная каким-либо текстом или отрывком: «Парус» Лермонтова, «Телега жизни» Пушкина, «Порог» Тургенева, «Огоньки» Короленко.

Олицетворение – разновидность метафоры, перенос свойств живого существа на неживое, на явления природы, предметы и понятия; наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление.

Метафора – отдельное словосочетание, а олицетворение – это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, имеющий в произведении отдельное предметное значение: «Ветер со стоном метался по безлюдному острову. Его печальный голос тоскливо звучал над притихшим лесом».

Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!» (С. Есенин)

Уж небо осенью … (А. Пушкин) Россия вспрянет ото сна… (А. Пушкин)

Метонимия – (с греч. Переименование) – перенос названия одного предмета на другой на основании смежности: с содержимого на содержание (Съешь еще тарелочку; весь город говорил об этом); с произведения на его творца (Пушкина читали все; Ругал Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита).

«Все мое», – сказало злато;

«Все мое», – сказал булат.

«Все куплю», – сказало злато;

«Все возьму», – сказал булат. (А. Пушкин)

Синекдоха – частный случай метонимии, перенос с части на целое: Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин) И раб судьбу благословил. (А. Пушкин) Аргентина – Ямайка – 5-0.

Перифраз – от греч. окольный оборот – замена слова (названия или явления) описательным выражением. Северная Пальмира или Северная Венеция вместо Петербург, Мать городов русских вместо Киев, царь зверей вместо лев, черное золотое вместо нефть и т. д.

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота – выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления:

Ниже тоненькой былиночки надо голу клонить. (Н.Некрасов)

Крошки во рту не было; осиная талия; мальчик с пальчик…

Аллегория – от греч. иносказание – передача одного явления через другое; часто используется в сказках, в баснях; лиса – аллегория хитрости, волк – жадности, медведь – неуклюжести, заяц – трудности… Часто целые произведения являются аллегориями: «Анчар» Пушкина. «Премудрый пескарь» Салтыкова- Щедрина…

Ирония – от греч. «скрытая насмешка» – перенос значения по противоположности: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» – (Лисица и осел. И. Крылов). Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков. (А.Пушкин)

ФИГУРЫ РЕЧИ

Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний и т. п. в художественной речи. Типы антитезных конструкций: от простых (противопоставление пары антонимов) до сложных развернутых антитез. Средство – противительные союзы А, НО и интонация или только интонация. У Лермонтова:

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем.

Смерть и бессмертье,

Жизнь и погибель

И деве и сердцу ничто.

Из груди извлечет не речь, но стон;

И не привет, упрек услышит он.

Расстаться казалось нам трудно,

Но встретиться было б трудней!

Градация – от латинского «постепенное повышение» – расположение ряда слов (обычно синонимов, языковых и контекстуальных) по степени нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)

Капнула одна слезинка, потом другая, капель усилилась, и вдруг из глаз ее хлынул ливень.

На этом приеме построена сказка А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Оксюморон – от греческого «остроумно-глупое» – соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга, а значит, часто находящихся в антонимических отношениях: честный вор, бесчувственная эмоциональность, сон наяву, больное счастье, долгий миг, звонкая тишина, горькая радость, горький мед… Оксюморон подчеркивает внутреннюю конфликтность, противоречивое психологическое состояние: чужбина-родина (М.Цветаева), смысл бессмысленных речей (Ю. Тынянов), радость-страдание (А. Блок), ласковый плач (В. Брюсов), друг без друзей (М. Цветаева), ледяной огонь вина (В. Брюсов).

Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль. (М. Лермонтов)

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг. (М.Лермонтов)

О как мучительно тобою счастлив я! (А.Пушкин)

Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья. (А.Пушкин)

В названии произведений как ведущее композиционное средство («Живой труп» Л.Н. Толстой)

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтак5сическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.Пушкин)

Дымится поле, рассвет белеет, в степи туманной кричат орлы. (И.Бунин)

И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы. (И.Бунин)

Парцелляция – экспрессивный синтаксический прием литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.

Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.

Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.

И снова . Гулливер. Стоит. Сутулясь.

Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись. (П. Антокольский)

Анафора – от греч. «единоначатие» – повторение звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале стихов или строф. Самый распространенный вид единоначатия – лексическая анафора. (Стихотворение К. Симонова «Жди меня»)

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катиться река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

Эпифора – повторение слов или словосочетаний в конце строк. Характерна для поэтической речи. (Стихотворение А. Вознесенского «Ну что тебе надо еще от меня?»)

Милый друг, и в тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (А. Блок)

Эллипсис – пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.

Пороша. Мы встаем,

И тотчас на коня,

И рысью по полю

При первом свете дня. (пропущено: садимся, скачем. А.Пушкин)

Проверочная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства», 10 класс

Вариант 1. Определить изобразительно-выразительные средства (тропы, стилистические фигуры) в предложенных для анализа примерах:

  1. Притихшая, усталая,

Заголосила, старая.

Заголосила, вспомнила

Девичество бездомное. (Твардовский А.)

  1. И я пойду, пойду опять,

Пойду бродить в густых лесах,

Степной дорогою блуждать. (Полонский Я.)

  1. Смерть и бессмертие,

Жизнь и погибель

И деве и сердцу ничто. (Лермонтов М.)

  1. О как мучительно тобою счастлив я! (Пушкин А.)

  2. Зловещий красный закат тревожил меня, бередя душу. (Тендряков В.)

  3. Меж тем вдали то грустный, то веселый

Раздался звук обычной баркаролы. (Лермонтов М.)

  1. Не дарите мне беду словно сдачу,

Словно сдачу, словно гривенник старый. (Галич А.)

  1. Агавы светлой он счастливо

Достиг зеленых берегов. (Лермонтов М.)

  1. Плачет и смеется песня лиховая.

Где ты, моя липа? Липа вековая.

  1. Заунывный рев мотора.

Сумасшедший звон жары.

Задыхаясь – в гору, в гору,

И – зажмурившись – с горы. (Рождественский Р.)

  1. Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную. (Прокофьев А.)

  1. – Идея! – издали закричал Тулин. – Есть идея! Падай мне в ноги, так и быть помилую! Я! Беру! К! Себе! В! Группу! Вот! (Гранин Д.)

  2. Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить? (Светлов М.)

  3. И казалось мне, что взор его вечен,

Неподвижен, словно солнце в зените… (Галич А.)

  1. Злой октябрь осыпает перстни

С коричневых рук берез. ( Есенин С.)

Вариант №2. Определить изобразительно-выразительные средства (тропы, стилистические фигуры) в предложенных для анализа примерах:

  1. Что-то неуловимое, восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (Солоухин В.)

  2. Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем. (Лермонтов М.)

  1. Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль. (Лермонтов М.)

  1. Зовет меня, зовет твой стон.

Зовет и гробу приближает. (Державин Г.)

  1. Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг. (Лермонтов М.)

  1. И сова перелетала по небу тихому от колокольни. (Жуковский В.)

  2. И казалось мне, что взор этот вечен,

Не подвижен, словно солнце в зените. (Галич А.)

  1. Намокшая воробушком сиреневая ветвь. (Пастернак Б.)

  2. Сначала – в упор, ну а после штыками

Добили. За что? За веснушки его? За его голубые? (Евтушенко Е.)

  1. Маленький городок.

Северный говорок.

Выцветшая луна.

Северная Двина. (Ваншенкин К.)

  1. По небу голубому

Проехал грохот грома. (Маршак С.)

  1. Спокойствие.

Будущее не ясно.

Но.

Но нужна дружба с русскими. И он действительно прекрасный человек. Грибоедов. И к тому же он молод. (Тынянов Ю.)

  1. И долго милой Мариулы

Я имя нежное твердил. (Пушкин А.)

  1. Плачет метель, как цыганская скрипка.

Милая девушка, злая улыбка. ( Есенин С.)

  1. Мечты, мечты! Где ваша сладость! (Пушкин А.)

Ответы.

1 вариант

  1. Лексическая анафора

  2. Градация, ассонанс

  3. Антитеза

  4. Оксюморон, риторическое восклицание

  5. Эпитет, олицетворение

  6. Эпитет, антитеза

  7. Сравнение

  8. Инверсия

  9. Инверсия, олицетворение, обращение

  10. Эллипсис, антитеза

  11. Ассонанс, антитеза

  12. Парцелляция

  13. Риторическое обращение, вопрос, олицетворение

  14. Сравнение

  15. Эпитет, олицетворение

2 вариант

  1. Градация

  2. Антитеза

  3. Оксюморон

  4. Анафора

  5. Оксюморон

  6. Эпитет, инверсия

  7. Сравнение

  8. Сравнение

  9. Эллипсис

  10. Синтаксический параллелизм

  11. Аллитерация, олицетворение

  12. Парцелляция

  13. Инверсия

  14. Инверсия, сравнение, эпитет

  15. Риторическое обращение, восклицание

Источник

Фото из личного архива автора

В недавней публикации я делилась своими секретиками подготовки к 26-му заданию, проверяющему умение одиннадцатиклассников различать средства выразительности.

На первом этапе прошу учеников обращать внимание на подсказки, содержащиеся в самой формулировке задания. Что мы ищем: ТРОП, ПРИЁМ, СИНТАКСИЧЕСКОЕ средство, ЛЕКСИЧЕСКОЕ средство или ФОРМУ РЕЧИ?

Сегодня поговорим о ТРОПАХ – средствах выразительности, основанных на использовании переносного значения слова. Чаще всего в 26 задании встречаются следующие виды тропов:

  • эпитет
  • сравнение
  • метафора
  • олицетворение (разновидность метафоры)
  • гипербола
  • литота
  • ирония

Разберёмся, что означает каждое из этих понятий.

С ЭПИТЕТАМИ (образными определениями) обычно проблем не возникает. Если в качестве примера вам дано прилагательное или причастие, ещё и выделенное курсивом, перед вами точно эпитет. В задании это будет выглядеть примерно так:

Чтобы описать красоту окружающей природы, автор использует троп ______________ (голубоглазые незабудки, огненные цветы шиповника).

Со СРАВНЕНИЯМИ немножко посложнее. Дело в том, что школьники прекрасно видят сравнительные обороты, начинающиеся с союзов как, будто, как будто, словно, точно ( “И заплывали в бухту медузы,
СЛОВНО звёзды, упавшие за ночь” А.Ахматова), но не подозревают, что сравнения могут быть выражены и другими способами, например:

  • с помощью творительного падежа существительного (тропинка извивалась ЗМЕЙКОЙ, пыль стоит СТОЛБОМ, “А тайная боль разлуки
    застонала белой ЧАЙКОЙ” А. Ахматова);
  • с помощью сравнительной степени прилагательного или наречия ( “Эти глаза ЗЕЛЕНЕЕ моря и кипарисов наших ТЕМНЕЕ” А.Ахматова);
  • с помощью слов “подобный”, “похожий” (заснеженные деревья ПОХОЖИ на цветущие вишни; глазки щенка ПОХОЖИ на чёрные блестящие бусинки).

МЕТАФОРУ часто называют скрытым сравнением. Что значит “скрытое”? И чем оно отличается от обычного “раскрытого”? Обычное сравнение, как видно из примеров, всегда двучленно: первый член – ЧТО сравнивается, второй – с ЧЕМ сравнивается (медузы в стихотворении А.Ахматовой сравниваются со звёздами, глаза с морем и т.д.) В метафоре отсутствует то, ЧТО сравнивается, а присутствует только то, с ЧЕМ сравнивается: Щенок смотрел на меня своими чёрными бусинками (отсутствует слово ГЛАЗА, присутствует слово БУСИНКИ). Или пример из стихотворения А.Вознесенского “Сага”: “Не мигают, слезятся от ветра безнадежные карие вишни”.

С ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ справиться легко. Если видим, что неживое наделено свойствами живого, значит, мы нашли олицетворение – разновидность метафоры: “Уж небо осенью дышало…”, “горы разговаривают между собой”, “лес уснул” и т.д

ГИПЕРБОЛА и ЛИТОТА – два противоположных по смыслу тропа: гипербола – это намеренное преувеличение, литота, наоборот, преуменьшение. Примеры художественного преувеличения мы можем встретить как в литературе (” В сто сорок солнц закат пылал…” В.Маяковский), так и в повседневной разговорной речи (“Сто лет тебя не видела”, “двадцать раз тебе всё объяснила”). Классический пример литоты видим в стихотворении Н.Некрасова:

“И, шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!”

Когда речь заходит об ИРОНИИ, ученики часто спрашивают: “Почему ирония – это троп? При чём здесь переносное значение? Ирония – это когда над кем-то смеются”. “Ирония, милые дети, – говорю я им, – это использование слова в противоположном значении (говорим одно – подразумеваем совсем другое), значит, это стопроцентный троп”. Он очень популярен, например, в баснях:

«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»
Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

А теперь для желающих попрактиковаться – отрывочек из текста С.Мизерова о Кольке Велине, который поехал в Оренбург поступать в лётное училище :

(17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак…

Отрывок насыщен средствами выразительности (возможно, даже перенасыщен). В каком предложении какие тропы вам удалось обнаружить?

На сегодня всё. В следующий раз поговорим о приёмах. Об остальных средствах выразительности можно прочитать в статье: “Просто о сложном (разбираем 26-е задание ЕГЭ)”

С сочинением в формате ЕГЭ по тексту о Кольке Велине можно ознакомиться здесь.

Если вы готовите(сь) к ЕГЭ по русскому языку, возможно, вам будут интересны следующие статьи:

Можно ли использовать литературный аргумент в сочинении ЕГЭ по русскому языку?

Откуда ноги растут у формулировки “автор ставит проблему” и является ли она единственно верной?

Речевые ошибки в сочинении ЕГЭ по русскому языку: спорные моменты.

Задание ЕГЭ на безударные гласные: в чём его сложность?

Обзор самых “проблемных” текстов, которые доставались одиннадцатиклассникам на ЕГЭ по русскому языку.

Источник

МКОУ «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа»

«Изобразительно-выразительные средства»

11 класс

Цветенберг Светлана Семёновна

учитель русского языка

высшей категории

Инструкция

В тесте «Средства выразительности. Теория» – 15 заданий.

Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Нужно выбрать один правильный.

За правильно выполненное задание – 1 балл

Тест

Средства выразительности. Теория

1. Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения (неполные предложения) с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи.

1) бессоюзие
2) параллелизм
3) эллипсис
4) умолчание

2. Какая стилистическая фигура заключается в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению, для эмоционального выделения смысловых центров текста?

1) умолчание
2) риторический вопрос
3) риторическое восклицание
4) риторическое обращение

3. Какой стилистической фигуре соответствует данное толкование: «Разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за другой». Например:

Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою. (А.Блок)

1) умолчание
2) инверсия
3) градация
4) анафора

4. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения – это …

1) парцелляция
2) антитеза
3) инверсия
4) параллелизм

5.  Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части – это…

1) парцелляция
2) градация
3) инверсия
4) параллелизм

6. Обратный порядок слов  в предложении с целью усиления выразительности речи – это …

1) аллегория
2) градация
3) инверсия
4) эпифора

7. Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия – это…

1) лексический повтор
2) инверсия
3) антитеза
4) эпифора

8. Синтаксическая конструкция ,внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака.

1) многосоюзие
2) градация
3) эллипсис
4) парцелляция

9. Какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий?

1) оксюморон
2) антитеза
3) антонимы
4) анафора

10. Фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится.

1) риторический вопрос
2) риторическое обращение
3) олицетворение
4) эпитет

11. Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли – это …

1) пословица
2) афоризм
3) поговорка
4) цитата

12. Соединение в образе или явлении несовместимых  понятий.

1) антитеза
2) антонимы
3) оксюморон
4) зевгма

13. Индивидуально- авторские неологизмы. 

1) неологизмы
2) разговорная лексика
3) окказионализмы
4) термины

14. Укажите неверное утверждение:

1) перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания.
2) градация – художественное преувеличение до невероятного, фантастического.
3) ирония – вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
4) метонимия – перенос значения (переименование) на основе смежности явлений .

15. Художественное приуменьшение.

1) литота
2) синекдоха
3) метонимия
4) метафора

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

3

2

4

4

1

3

4

2

2

2

4

3

3

2

1

Шкала оценивания

«5»

«4»

«3»

«2»

13-15 баллов

 10 -12

8 – 9

7

Тест

«Изобразительно-выразительные средства»

Инструкция

В тесте «Изобразительно-выразительные средства» 12 заданий.

1-3 задания на соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.

4-6 задания на соответствие между предложениями и тропами.

Каждое правильное соответствие – 1 балл, всего – 5 баллов за правильно выполненное задание.

7-10 задания на определение тропа в цитируемой строке. За правильно выполненное задание – 1 балл.

11-12 задания на определение средств выразительности, которые использованы в предложениях. За правильно выполненное задание – 3 балла.

 Всего 40 баллов.

Тест

«Изобразительно-выразительные средства»

I. Установите соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.

1. Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди …

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера. (К. Симонов)

2. Милый друг, и в этом тихом доме,

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне место в тихом доме

Возле мирного огня. (А. Блок)

3. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. (Лебедев – Кумач)

4. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (пословица)

5. Изумительный наш народ. (И. Эренбург)

А. инверсия                              Б. анафора                           В. эпифора

Г. антитеза                           Д. параллелизм

   (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

II. Установите соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.

1. Мужики- за топоры.

2. Нет, я хотел. .. быть может, вы … я думал,

что уж барону время умереть. (А.С. Пушкин)

3. Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С. Есенин)

4. Душа к высокому тянется.

5. Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.С. Пушкин)

А. градация    Б. инверсия    В. умолчание    Г. риторическое обращение   Д. эллипсис

 (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

III. Установите соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.

1. Знаете ли вы украинскую ночь? (Гоголь)

2. Офицер – из пистолета,

Теркин – в мягкое штыком (А. Твардовский)

3. Нам тошен был и мрак темницы, и сквозь решетки свет денницы, и стражи клик, и звон цепей, и легкий шум залетной птицы. (А.С.Пушкин)

4. Не вздумай бежать!

                    Это я вызвал.

Найду.

        Загоню.

        Доконаю.

        Зашучу.

        (В. Маяковский)

5. Я стою у высоких дверей,

    Я слежу за работай твоей.

А. многосоюзие                Б. эллипсис                   В. синтаксическая анафора

Г. риторический вопрос                                      Д. градация

     (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

IV. Установите соответствие между предложениями и тропами.

1. Быстро мелькают золотые дни беспечного, веселого детства. (Д.В. Григорович)

2. Могучий дуб стоит, как боец подле красивой липы. (И.С. Тургенев)

3. Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни. (А.С. Пушкин)

4. Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)

5. Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь)

А. метафора           Б. сравнение            В. эпитет    Г. гипербола          Д. метонимия                     

                       (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

V. Установите соответствие между предложениями и тропами.

1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов)

2. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С. Грибоедов)

3. Отколе, умная, бредешь, ты, голова. (И.А. Крылов)

4.И вот сама идет волшебница зима. (А.С. Пушкин)

5. В груди её птицею пела радость. (М. Горький)

А. сравнение              Б. литота             В. эпитет         Г. синекдоха       Д. ирония

  (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

VI. Установите соответствие между предложениями и тропами.

1. Утешится безмолвная печаль и резвая задумается радость. (А.С. Пушкин)

2. Ты знаешь край, где все обильем дышит, где реки льются чище серебра. (А.К.Толстой)

3.На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А. Ахматова)

4. Пройдет – словно солнцем осветит!

          Посмотрит – рублем подарит. (Н. Некрасов)

5. Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль. (М. Лермонтов)

 А. перифраза     Б. сравнение       В. гипербола      Г. оксюморон       Д. олицетворение

                                               (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

VII. Какой прием использован в цитируемой строке М. Лермонтова?

«Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг».

1. метонимия        2. сравнение        3. оксюморон     4.градация  5. антитеза

   (За правильный ответ – 1 балл)

VIII. Какой прием использован в цитируемой строке А.Твардовского?»

        «Полночь в мое городское окно входит с ночными дарами.

1. гипербола          2. литота          3. сравнение      4. олицетворение     5. синекдоха

                                                                                    (За правильный ответ – 1 балл)

IX. Какой прием использован в цитируемой строке А.С. Пушкина?

«Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».        

1. метафора        2. метонимия    3. эпитет     4. сравнение   5.оксюморон

 (За правильный ответ – 1 балл)

X. Какой прием использован в цитируемой строке А.С. Пушкина?

«Страна восходящего солнца – мечта каждого путешественника».

1. олицетворение  2. литота    3. перифраза   4. эпитет    5. аллегория

(За правильный ответ – 1 балл)

XI. Отметьте те средства выразительности, которые использованы в предложениях.

1. Мы все глядели в Наполеоны. (А.С. Пушкин)

2. В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)

3. Он бежал быстрее, чем лошадь. (А.С. Пушкин)

4. Мечты, мечты! Где ваша сладость?

5. Гляжу на будущность с боязнью,

    Гляжу на прошлое с тоской.

А. сравнение        Б. метафора      В. синекдоха      Г. синтаксический параллелизм

Д. эллипсис                                                    

   (За правильный ответ – 3 балла)

XII.  Отметьте те средства выразительности, которые использованы в предложениях.

1. Суша вздулась волдырями вулканов. (Ю. Овчинников)

2. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. (М.Ю. Лермонтов)

3. Кажется, какой-то великан яростно срезал лопатой и еще яростнее швырял из кратера гигантские комья глины, которые налипали друг на друга, искривлялись, корежились и твердели. (Ю. Овчинников)

4. Знакомые туи! Как вы живёте?

5. Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: «Стой!»

А. метафора        Б. умолчание    В. эпифора     Г. метонимия     Д. градация

                                                                              (За правильный ответ – 3 балла)

Ключи

I. 1Б, 2В, 3Д, 4Г, 5А

II. 1Д, 2В, 3А, 4Б, 5Г

III. 1Г, 2Б, 3А, 4Д, 5В

IV. 1В, 2Б, 3А, 4Д, 5Г

V. 1Г, 2Б, 3Д, 4В, 5А

VI. 1Д, 2А, 3Б, 4В, 5Г

VII. 3

VIII. 4

IX. 2

X. 3

XI. В, А, Г

XII. А, Д, Г

Шкала оценивания

«5»

«4»

«3»

«2»

35-40 баллов

30-34 балла

21-29 баллов

20 баллов

Источник