Крылов сильнее кошки зверя нет из какой басни
«Соседка, слышала ль ты добрую молву? —
Вбежавши, Крысе Мышь сказала, —
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!»
«Не радуйся, мой свет, —
Ей Крыса говорит в ответ, —
И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»
Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.
Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, – говорит, – средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок. [93]
Какой-то древний царь впал в страшное сомненье:
Не более ль вреда, чем пользы, от наук?
Не расслабляет ли сердец и рук
Ученье?
И не разумнее ль поступит он,
Когда учёных всех из царства вышлет вон?
Но так как этот царь, свой украшая трон,
Душою всей радел своих народов счастью
И для того
Не делал ничего
По прихоти иль по пристрастью, —
То приказал собрать совет,
В котором всякий бы, хоть слогом не кудрявым,
Но с толком лишь согласно здравым
Своё представил: да иль нет,
То есть учёным вон из царства убираться
Или по-прежнему в том царстве оставаться?
Однако ж как совет ни толковал:
Кто сам свой голос подавал,
Кто голос подавал работы секретарской,
Всяк только дело затемнял
И в нерешимости запутывал ум царской.
Кто говорил, что неученье тьма, —
Что не дал бы нам бог ума,
Ни дара постигать вещей небесных,
Когда бы он хотел,
Чтоб человек не боле разумел
Животных бессловесных,
И что, согласно с целью сей,
Ученье к счастию ведёт людей.
Другие утверждали,
Что люди от наук лишь только хуже стали: —
Что всё ученье бред,
Что от него лишь нравам вред
И что, за просвещеньем вслед,
Сильнейшие на свете царства пали.
Короче: с обеих сторон,
И дело выводя и вздоры,
Бумаги исписали горы,
А о науках спор остался не решён;
Царь сделал более. Созвав отвсюду он
Разумников, из них установил собранье
И о науках спор им предложил на суд.
Но способ был и этот худ,
Затем что царь им дал большое содержанье:
Так в голосах между собой разлад
Для них был настоящий клад;
И если бы им волю дали,
Они б доныне толковали
Да жалованье брали.
Но так как царь казною не шутил,
То он, приметя то, их скоро распустил.
Меж тем час от часу впадал в сомненье боле.
Вот как-то вышел он, сей мыслью занят, в поле
И видит пред собой
Пустынника, с седою бородой
И с книгою в руках большой.
Пустынник важный взор имел, но не угрюмый;
Приветливость и доброта
Улыбкою его украсили уста,
А на челе следы глубокой видны думы.
Монарх с пустынником вступает в разговор
И, видя в нём познания несчетны,
Он просит мудреца решить тот важный спор:
Науки более ль полезны или вредны?
«Царь! – старец отвечал, – позволь, чтоб пред тобой
Открыл я притчею простой,
Чтo? размышленья мне внушили многодетны».
И с мыслями собравшись, начал так:
«На берегу, близ моря,
Жил в Индии рыбак;
Проведши долгий век и бедности и горя,
Он умер и троих оставил сыновей.
Но дети, видя,
Что с нуждою они кормились от сетей,
И ремесло отцовско ненавидя
Брать дань богатее задумали с морей,
Не рыбой, – жемчугами;
И, зная плавать и нырять,
Ту подать доправлять
Пустились сами.
Однако ж был успех различен всех троих:
Один, ленивее других,
Всегда по берегу скитался;
Он даже не хотел ни ног мочить своих
И жемчугу того лишь дожидался,
Что выбросит к нему волной,
А с леностью такой
Едва-едва питался.
Другой,
Трудов нимало не жалея
И выбирать умея
Себе по силе глубину,
Богатых жемчугов нырял искать по дну
И жил, всечасно богатея.
Но третий, алчностью к сокровищам томим,
Так рассуждал с собой самим:
„Хоть жемчуг находить близ берега и можно,
Но, кажется, каких сокровищ ждать не должно,
Когда бы удалося мне
Достать морское дно на самой глубине?
Там горы, может быть богатств несчетных:
Кораллов, жемчугу и камней самоцветных,
Которы стоит лишь достать
И взять“.
Сей мыслию пленясь безумец вскоре
В открытое пустился море
И, выбрав, где была чернее глубина,
В пучину кинулся; но поглощённый ею,
За дерзость, не доставши дна,
Он жизнью заплатил своею».
«О, царь! – примолвил тут мудрец. —
Хотя в ученье зрим мы многих благ причину,
Но дерзкий ум находит в нём пучину
И свой погибельный конец,
Лишь с разницею тою,
Что часто в гибель он других влечёт с собою». [94]
Источник
Как появилось это выражение? Аналостанка 7 лет назад Выражение взято из басни Крылова “Мышь и Крыса”. Для них ведь и в самом деле хороший кот – самая большая угроза. Вот крыса и думала, что на свете кошка – самая сильная и страшная и всех победит. Ну просто потому, что других особых опасностей серьезнее кошки не знала. Вот крыса в разговоре и сказала мыши, что страшнее кошки зверя нет, даже лев не может ее победить и кошка порвет льва в клочья. А что касается реальности, то в драке кошка действительно сильный и сложный противник. У нее сильное и верткое тело,быстрые лапы, вооруженные 16-ю (!) острейшими кинжалами, острые зубы, мгновенная реакция и скорость. Даже бойцовые собаки побаиваются кошку, если та решит драться, защищая себя или котят, а уж псы послабее и подавно. Известны случаи, когда кошка спасала свою хозяйку, напав на грабителей-душителей, напавших на эту самую хозяйку. Она их просто в клочья порвала, и однажды даже сама пострадавшая хозяйка вызывала скорую своему обидчику. Или они просто сбегали. Я об этом в газетах читала. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим это они врут! страшнее человека зверя нет.))) Lita Dixi 7 лет назад Это выражение появилось, видимо, потому, что глядя на кошу ни за что не скажешь, что этот мягкий пушистый комочек может быть хищником. Кошка не вызывает ассоциации с чудовищем, способным есть других зверей. storus 2 года назад Выражение “сильнее кошки зверя нет” взято из басни Крылова “Мышь и крыса”. На самом деле лев намного сильнее других зверей, но крыса очень боится кошки и, чтобы оправдать собственную трусость, наделила своего противника ужасающей силой. Крыса внушила себе, что кошка самый страшный зверь на свете. Все люди склонны очень часто преувеличивать собственные страхи. А на самом деле кошка – это не такой уж и сильный зверь, как это видится крысе. murzilka806 7 лет назад это потому что кошки злопамятны. и не дай бог вам обидеть кошку по-настоящему, она обязательно отомстит. может и горло ночью перегрызть. Знаете ответ? |
Источник
Значение крылатые выражений и пословиц
На протяжении всей жизни человек рано или поздно обращается к поучительным произведениям Ивана Андреевича Крылова. С помощью увлекательных сюжетов с участием животных писатель раскрывает истинные черты людей или общества в целом, указывая на достоинства, высмеивая недостатки. Его помощниками становятся такие фразы, которые прочитав или услышав хотя бы раз забыть невозможно.
Одним из устойчивых сочетаний, которое встречается в басне «Лебедь, рак и щука» является — «Да только воз и ныне там». Это предложение подводит итог отношениям трех героев, которые тянули воз по своему желанию в разные стороны. На примере подобного эпизода автор указывает на важнейшее отрицательное качество – отсутствие взаимопонимания. Поэтому дело, которое могло стать выигрышным, получилось проигрышным. Их разобщенность ни привела ни к какому результату.
Басня «Стрекоза и муравей» содержит фразу – «Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом», которая характеризует людей, на которых намекает автор, как стремящихся к легкой наживе. Им свойственен такой стиль жизни, при котором они не прикладывают усилий для создания уюта, заработка денег и т.д. Однако в бездействии ждут самое лучшее. Подобное ожидание приводит к разорению или отсутствию исполнения желаний. Здесь же встречается фраза «Лето красное пропела», которая подчеркивает упущенное время, когда можно было создать все условия для дальнейшей жизни, но этого не было сделано.
«А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь» — известная фраза из басни «Квартет, которая содержит важную мысль о том, что, если нет таланта, умения выполнять что-либо, то ничто не поможет. Фраза является характеристикой тех людей, которые без навыков берутся за непосильное для себя дело.
«Зеркало и обезьяна» раскрывает истину о том, что в отражении обезьяна видела именно свой образ. Выражение «не лучше ль на себя оборотиться?» говорит об умении анализировать свои поступки. Только после этого можно с критикой относиться к окружающим, когда будешь уверен, что поступаешь правильно.
Таким образом, каждая фраза из приведенных выше и других басен И. А. Крылова, ставшая со временем устойчивым выражением, а также пословицы имеют глубокое содержание. Они переносят признаки и действия с животных на людей, доказывая поступками и диалогами житейскую мудрость, опыт, указывая на ошибки, которых необходимо избегать в будущем.
Смысл крылатых выражений из басен Крылова
У сильного всегда бессильный виноват. Этим выражением начинается басня «Волк и Ягненок» (1808 г.). Само произведение Ивана Крылова написано по популярному в мировой литературе странствующему сюжету, к которому обращались виднейшие баснописцы мира: Эзоп, Федр, Ж. де Лафонтен и др. Голодный Волк нашел в лесу Ягненка и съел его, а перед этим старался оправдать свой поступок, придумывая Ягненку разные обвинения. Их Ягненок старается опровергал как безосновательные, неправдивые, поэтому Волк приводит последний аргумент — он просто хочет есть
и поэтому использует свое право более сильного. Выражением характеризуют действия и поступки услужливых, но не очень умных людей, которые своей помощью не приносят пользы, а наносят ущерб, мешают, ухудшают ситуацию. Сильнее кошки зверя нет. Выражение своим происхождением связано с басней «Мышь и Крыса» (1816 г.). По сюжету произведения, Мышь радостно рассказывает Крысе о том, что лев поймал кошку, однако эта весть ее совсем не утешает: Ей Крыса говорит в ответ: Выражением подчеркивают несогласованность между людьми, которые выполняют общее дело, отсутствие у них совместных усилий, что не дает им качественно работать. А вы, друзья, как ни садитесь; «Услужливый дурак опаснее врага». Выражение осанок из басни «Пустынник и Медведь» (1808 г.). В произведении рассказывается о том, как между собой подружились Пустынник и Медведь. Однажды Пустынник прилег поспать, а Медведь оберегал его сон и старательно отгонял мух от друга. Одна из мух оказалась надоедливой: садилась то на щеку пустыннику, то на нос, а когда села на лоб, Медведь пришел в ярость и, схватив камень, ударил муху с такой силой, что только убил ее саму, а и раскроил череп своему товарищу. Тому в Истории мы тьму примеров слышим, «Не радуйся, мой свет», Хоть носит он кафтан такой, Но мы Истории не пишем; Что силы есть — хвать друга камнем в лоб! Пересказать тебе, ни сил. Уж подлинно, что там чудес палата! Да только воз и ныне там. И вместе трое все в него впряглись; Одни как изумруд, другие как коралл! А вы, друзья, как ни садитесь; Поклажа бы для них казалась и легка: Выражение употребляется в разных вариантах относительно людей, которые обращают внимание на мелочи, но самого существенного и важнейшего не замечают. Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам; Им отвечает Соловей,- Увесистый булыжник в лапы сгреб, Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. «Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» Обрезал фалды он и полы, И Мишин друг лежать надолго там остался! Все видел, высмотрел; от удивленья, Выражение из басни «Квартет» (1811 г.). Ее персонажи — Обезьяна, Осел, Козел и Медведь — решили образовать музыкальный квартет, но не умели играть на раздобытых инструментах и не знали толк в нотах. Предполагая, что дело не идет у них из-за того, что они неправильно сидят, звери несколько раз пересаживаются по-иному, однако все равно игра у них не получается, они идут за советом к Соловью, попросив помочь им рассесться, на что тот им отвечает: Вот Мишенька, не говоря ни слова, И уши ваших понежней,- Коль до когтей у них дойдет, Куда на выдумки природа таровата! Выражением обозначают ситуации, когда за выполнение определенного дела берутся люди некомпетентные, неподготовленные и поэтому у них ничего не получается. Я чай, подумал ты, что гору встретил?» Выражение используется в случаях, когда кого-то по ошибке, безосновательно, необъективно считают наиболее авторитетным, главнейшим, сильнейшим в чем-то, лучше других. Сам думает: «Молчи ж, уж я тебя, воструху!»- Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Какие бабочки, букашки, «Да разве там он?» — «Там». «И не надейся попустому! Какие крохотны коровки! Присел на корточки, не переводит духу, Удар так ловок был, что череп врозь раздался, У сильного всегда бессильный виноват: То, верно, льву не быть живому: Есть, право, менее булавочной головки!» А вот о том как в Баснях говорят Все в музыканты не годитесь». Слона-то я и не приметил. Своим происхождением выражение связано с басней «Любопытный» (1814 г.). В басне рассказывается о встрече двух приятелей, во время которой один из них делится впечатлениями от посещения музея, где он видел немало интересного: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Выражение из басни «Лебедь, Щука и Рак» (1816 г.), в которой речь идет о том, как главные персонажи взялись вместе везти загруженную телегу, но так и не смогли этого сделать из-за того, что каждый рвался к своей стихии и передвигался согласно своей природе: В конце произведения автор проводит параллель между Тришкой и некоторыми господами, которые подобным способом стараются улучшить свое финансовое положение. Выражение используется для образного обозначения человека, который старается улучшить или исправить одни дела или обстоятельства за счет других, что неизбежно наносит ущерб, приводит к ухудшению и одного, и второго. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье Которого длиннее и камзолы. Все в музыканты не годитесь Выражение используется как ироническое объяснение того, что более сильные физически, высшие должностями и возможностями обижают более слабых, используя свои над ними преимущества, злоупотребляя правом и возможностями более сильного. Тришкин кафтан. Фразеологизм из одноименной сатирической басни (1815 г.). У главного персонажа басни Тришки на локтях протерся кафтан, и он подрезает рукава, чтобы залатать дырки. Над ним все смеются, тогда Тришка находит другой выход: Каких зверей, каких там птиц я не видал! «В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил; Слона-то я и не приметил». «А видел ли слона? Каков собой на взгляд? Козявки, мушки, таракашки! Сильнее кошки зверя нет!». И, у друга на лбу подкарауля муху, Наставил рукава, и весел Тришка мой, «Ну, братец, виноват: Поверишь ли, не станет ни уменья
Басня «Стрекоза и Муравей».
Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле, Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает, Стрекоза уж не поет, И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!
Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето? Говорит ей Муравей.
До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас – Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило.
А, так ты…
Я без души лето целое все пела.
Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!
Крылатые выражения и пословицы из басен Крылова. Читать
1. А Васька слушает да ест. /«Кот и повар»/ 2. А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. /«Квартет»/ 3. А где пастух дурак, там и собаки дуры. /«Волк и Волчонок»/ 4. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. /«Трудолюбивый медведь»/ 5. А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом. /«Осёл и Соловей»/ 6. А ларчик просто открывался. /«Ларчик»/ 7. А он – дивит Свой только муравейник. /«Муравей»/ 8. А он украдкою кивает на Петра. /«Зеркало и Обезьяна»/ 9. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. /«Щука и Кот»/ 10. Берись за то, к чему ты сроден Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. /«Скворец»/ 11. Ведь я не здешнего прихода. /«Прихожанин»/ 12. Великий зверь на малые дела. /«Воспитание Льва»/ 13. Ворона каркнула во всё воронье горло. /«Ворона и Лисица»/ 14. Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! /«Чиж и Голубь»/ 15. Да только воз и ныне там. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 16. Если голова пуста, То голове ума не придадут места. /«Парнас»/ 17. Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. /«Музыканты»/ 18. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. /«Кукушка и Петух»/ 19. Избави Бог и нас от этих судей! /«Осёл и Соловей»/ 20. И из гостей домой Пришла свинья – свиньёй. /«Свинья»/ 21. И сделалась моя Матрёна Ни пава, ни ворона. /«Ворона»/ 22. И Щуку бросили — в реку! /«Щука»/ 23. Как белка в колесе. /«Белка»/ 24. Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. /«Стрекоза и Муравей»/ 25. Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. /«Две собаки»/ 26. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 27. Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. /«Лев и Барс»/ 28. Полают да отстанут. /«Прохожие и собаки»/ 29. Попался, как ворона в суп! /«Ворона и Курица»/ 30. Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела./ «Стрекоза и муравей»/ 31. Прощай, хозяйские горшки! /«Обоз»/ 32. Рыльце у тебя в пуху. /«Лисица и Сурок»/ 33. С разбором выбирай друзей. /«Роща и Огонь»/ 34. Сильнее кошки зверя нет! /«Мышь и Крыса»/ 35. Слона – то я и не приметил. /«Любопытный»/ 36. Скупой теряет всё, желая всё достать. /«Скупой и Курица»/ 37. Спой, светик, не стыдись! /«Ворона и Лисица»/ 38. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. /«Волк и Ягнёнок»/ 39. Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши! /«Стрекоза и Муравей»/ 40. Ты сер, а я, приятель, сед. /«Волк на псарне»/ 41. Коль выгонят в окно, так я влечу в другое. /«Муха и Пчела»/ 42. Крестьянин ахнуть не успел, Как на него медведь насел. /«Крестьянин и Работник»/ 43. Кто посмирней, так тот и виноват. /«Мор зверей»/ 44. Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку. /«Две бочки»/ 45. Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 46. Мартышка к старости слаба глазами стала. /«Мартышка и очки»/ 47. Молчи! Всё знаю я сама; Да эта крыса мне кума. /«Совет мышей»/ 48. Мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем. /«Квартет»/ 49. Навозну кучу разрывая, Петух нашёл жемчужное зерно. /«Петух и Жемчужное зерно»/ 50. Наделала Синица славы, А моря не зажгла. /«Синица»/ 51. Не презирай совета ничьего, Но прежде рассмотри его. /«Орёл и Крот»/ 52. Не плюй в колодец – пригодится Воды напиться. /«Лев и Мышь»/ 53. Но умысел другой тут был. /«Музыканты»/ 54. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 55. Одни поддельные цветы Дождя боятся. /«Цветы»/ 56. Они немножечко дерут: Зато уж в рот хмельного не берут. /«Музыканты»/ 57. Он порча, он чума, он язва здешних мест! /«Кот и Повар»/ 58. Орлам случается и ниже кур спускаться; Но курам никогда до облак не подняться! /«Орёл и Куры»/ 59. Осёл мой глупостью в пословицу вошёл, И на Осле уж возят воду. /«Осёл»/ 60. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? /«Лисица и Осёл»/ 61. От радости в зобу дыханье спёрло. /«Ворона и Лисица»/ 62. Охотно мы дарим, Что нам не надобно самим. /«Волк и Лисица»/ 63. По мне уж лучше пей, Да дело разумей. /«Музыканты»/ 64. У сильного всегда бессильный виноват. /«Волк и Ягнёнок»/ 65. Услужливый дурак опаснее врага. /«Пустынник и Медведь»/ 66. Хоть видит око, да зуб неймёт. /«Лисица и Виноград»/ 67. Хоть ты и в новой коже, Да сердце у тебя всё то же. /«Крестьянин и Змея»/ 68. Худые песни Соловью В гостях у Кошки. /«Кошка и Соловей»/ 69. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? /«Зеркало и обезьяна»/ 70. Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить. /«Кот и Повар»/ 71. Что от ворон она отстала, А к павам не пристала. /«Ворона»/ 72. Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. /«Воронёнок»/ 73. Я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. /«Слон и Моська»/ Читать все басни Крылова. Список произведений
Источник