Какую роль кошки в жизни людей
От любви до ненависти и обратно — именно так менялось отношение человека к кошке на протяжении истории. Пожалуй, никакое другое животное не вызывало столь противоречивых чувств. Кошку то провозглашали богиней, то уничтожали как исчадие ада.
Одно не вызывает сомнений: равнодушным к этому животному человек не был никогда. Да и возможно ли это? Красота, грация и ловкость, ласковый и в то же время независимый нрав и огромное количество загадок, которые не отгаданы до сих пор. Что же на протяжении тысячелетий удерживает рядом людей и котов, каково значение кошек в жизни человека?
Древний мир: кошка — мышелов и богиня
Нет никаких сомнений, что изначально решающую роль играло практическое значение кошек в жизни человека. Как и в случае с другими домашними животными, люди обратили внимание на то, что маленький хищник может быть очень полезен — отличный охотник, он избавляет жилище от зловредных грызунов. Удивительно, но даже сейчас, спустя немыслимое количество времени, мышеловные качества кошек для людей по-прежнему важны!
Поклонение Бастет
Но вернемся к истории. В Древнем Египте, стране земледельческой, кошку провозгласили божеством — люди оценили её ласковость, отменное здоровье и отличные репродуктивные способности. Так появилась Бастет — богиня с телом женщины и головой кошки, символизирующая любовь и плодовитость.
Главным местом её почитания был город Бубастис, который в период правления ливийских царей даже стал столицей государства. А в городе Саккаре был построен посвященный кошке храм — Бубастейон.
Священных кошек кормили рыбой и вымоченным в молоке хлебом, и время от времени выставляют на всеобщее обозрение, чтобы народ мог преподнести им свои дары.
Насильственная смерть священной мурки каралась жесточайшим образом, и даже фараон бессилен был перед этим законом. Умерших животных бальзамировали, делая мумии, а члены семьи, в чьем доме умерла кошка, в знак траура сбривали брови.
Правда, египтянам дорого обошлось такое поклонение. По легенде, в VI веке персы, осаждавшие город Пелузий, прибегли к подлой хитрости: наступавшие несли в руках кошек, и оборонявшимся пришлось сдаться, чтобы божественные животные не пострадали.На самом деле, ни в каких исторических источниках этот факт не упоминается, а основной причиной поражения является предательство одного из египетских военачальников.
Не тревожить кошку
Почитали хвостатых и на Востоке. По легенде, сам пророк Мухаммед отрезал рукав своего халата, чтобы не потревожить сон уснувшей на нём любимой кошки Муэдзы. Разводили священных кошек буддистские монахи. А в Японии символом любви к кошкам является храм, посвященный Манеки-неко — кошке, приветливо машущей лапой.
Средние века: чёрное время для чёрных котов
Но, увы, и в судьбе хвостатых баловней наступила чёрная полоса — мрачное Средневековье. Значение котов в жизни людей перевернулось с ног на голову, точнее сказать, диаметрально изменилось отношение человека к кошке. Кошачья загадочность, которая ранее считалась признаком божественной сущности, стала казаться дьявольской.
Особенно досталось в это темное время чёрным кошкам — они подвергались массовому истреблению и таким изощренным зверствам, что мы даже не будем о них писать, чтобы не ранить нежные чувства кошатников.
Даже люди искусства, прогрессивные для того времени, использовали образ кошки для изображения пороков и зла — вспомнить хотя бы триптих Босха «Сад земных наслаждений» или Цапцарапа из «Пантагрюэля» Рабле.
Фрагмент из триптиха Босха «Сад земных наслаждений»
Значение кошек в жизни человека: вдохновение для творцов
Франциско Гойя (1746-1828), «Дон Мануэль Озорио де Зуньига. Ребёнок», ок. 1787 г.Франческо Убертино (1495-1557). Портрет молодой женщины, держащей кота.
Но кошки не из тех, кто быстро сдаётся. Они продолжали находиться рядом с людьми, продолжали ловить мышей и мало-помалу вновь стали любимыми питомцами. Как заметил Даниэль Дефо, автор «Робинзона Крузо», уже в тридцатых годах XVII века кошка жила практически в каждой английской семье.
Во Франции во времена Людовика XIV и Людовика XV дамы высшего света — герцогини и маркизы — держали у себя красивых кошек: это было модно. О кошках с любовью и восхищением пишут Гюго и Бальзак, Дюма и Бодлер.
Баловни, кормильцы и вершители судеб
В наше время значение кошки в жизни человека стало всеобъемлющим. Пожалуй, так, как сейчас, не поклонялись кошкам даже в Древнем Египте.
Да, хвостатые по-прежнему ловят мышей, но уже не только в сельских домах. Они «работают» в Британском музее, Эрмитаже и ещё нескольких музеях по всему миру, охраняя произведения искусства от грызунов и привлекая туристов.
Можно сказать, что они и сами дают людям работу, ведь товары для кошек — корма и витамины, игрушки и домики, когтеточки и шампуни — это целая индустрия, в которой работают, наверное, миллионы людей по всему миру. Не говоря уже о ветеринарных врачах и грумерах, обеспечивающих питомцам здоровье и уход.
Отдельная каста — это фелинологии, люди, занятые выведением новых пород и сохранением чистокровных животных.
Кошки-компаньоны
Кошки поселились в домах многих известных людей — артистов, художников, литераторов, модельеров, вдохновляя их на творчество. Вспомнить хотя бы известных всему миру котолюбов Хемингуэя или Бродского.
Хемингуэй со своим питомцем
Кошки — баловни сильных мира сего: множество президентов и царственных особ — от кардинала Ришелье и представителей царской династии Романовых до генерала Де Голля, Линкольна, Рузвельта, Джона Кеннеди и Билла Клинтона — находили покой и гармонию души рядом с усатыми любимцами.
Но, пожалуй, всех превзошёл в своей любви к кошкам Уинстон Черчилль – премьер-министр Великобритании, завещавший часть состояния своему коту Джоку.
Но может быть, в том и заключается главный секрет кошачьей любви, что им совершенно всё равно, какое место в социальной иерархии занимают их хозяева. Кошки согревают всех своим теплом и наполняют их жизнь радостью и позитивными эмоциями. Даже те, у кого дома нет кошки, становятся «котоманами» разглядывая бесчисленные «мимимишные» картинки в Интернете и подписываясь на аккаунты хвостатых звёзд.
Кошки-хранители
Кошки не отстают от людей ни в чем: они спасают от смерти брошенных младенцев, а от преступников собственных хозяев. Многие искренне верят, что кошки лечат и диагностируют человеческие недуги.
Но, пожалуй, самое главное — своей дружбой, любовью и доверием они пробуждают в нас наши лучшие качества, делают нас добрее, светлее, а, значит, меняют к лучшему нашу жизнь.
Вспомнить хотя бы обычного лондонского кота Боба, который заставил своего хозяина отказаться от пагубной привычки и найти в себе силы для нормальной человеческой жизни. Поднявшись с самого дна, тот стал известным и уважаемым человеком — и всё благодаря появлению в доме рыжего питомца. Подобных историй на самом деле, конечно, гораздо больше, просто не все они известны на весь мир.
Что после этого можно сказать о значении кошек в жизни человека? Они просто делают людей людьми!
Источник
Много веков люди соседствуют с кошками. На протяжении длительного исторического периода домашний представитель семейства кошачьи любим людьми и является символом.
Интересно, что кошки обитают не во всех точках планеты. Например, в Австралии они считаются опасными для местной экосистемы. Нет котов и на Мадагаскаре. Современная домашняя кошка — потомок дикой степной, которая обитает в Африке. Приручением усатиков начали заниматься в Египте в далекой древности. Произошло это не менее 5 тысяч лет назад.
Бастет
Богиня радости, красоты, плодородия и кошек — это египетская Бастет. Во времена поклонения богине кошка являлась священным животным. Внешность Бастет подобна кошачьей.
Древнеегипетских кошек одаривали подношениями. Их нельзя было убивать. Всех ушедших за радугу котиков принято было бальзамировать.
Коты почитались не только как божественные создания, но и как отличные охотники. Человек, безусловно, стал близко соседствовать с кошками благодаря тому, что те замечательно могли истреблять грызунов. Выгода людей налицо.
Черная полоса
Человечество в Средневековье повернулось к кошкам спиной. Люди стали придавать отрицательное значение животным, считать их порождением нечистой силы. Черные котики пострадали сильнее всех. Суеверность людей погубила немало грациозных красавиц с черной шерстью. Однако кошки продолжали жить с людьми и ловить грызунов!
Мода
Прошли темные времена, люди не переставали держать кошек в своих домах, и настал новый период популярности этих животных, без которых качественно бороться с мышами и крысами человек не мог.
Держать в домах кошек в 17-18 веках стало модно, французская знать любила и почитала их. И эта любовь не ушла: сейчас люди так трепетно относятся к домашним кошкам, настолько ценят их красоту и самодостаточность, что будто вновь начали поклоняться усатикам.
Сегодня о кошках люди заботятся особенно. Производство вещей, нужных питомцам (или всего, что кажется нам важным для них), настолько велико, что дух захватывает. Корм, игрушки, кошачья мебель, медикаменты, одежда, шлейки, кошачья трава — это, наверное, неполный список продукции, которую человечество производит для кошек.
Новая история
Фелинологи — специалисты кошачьего мира. Селекционеры, которые следят за чистотой пород и выводят новые и новые. Ветеринары, наблюдающие кошек, занимающиеся их лечением. Грумеры, работающие над красотой. Все эти люди служат кошкам как древние почитатели в Египте.
Сегодня кошки значат много: это компаньоны, хранители уюта, друзья и охотники, которых щедро награждают за удачную ловлю мышей.
Считается, что породистых кошек намного меньше, чем беспородных. Всего в мире около сотни пород, хотя селекцией люди начали заниматься не так давно — века полтора назад.
Кошки умеют предчувствовать изменения в погоде. Они способны каким-то чудесным образом воздействовать на здоровье и состояние человека.
Грациозные создания природы благотворно влияют на нервную систему человека и работу его сердца. Даже бессонница не страшна хозяевам котов. Кошки говорить не умеют, зато здорово могут слушать.
Отметим несколько бесспорных положительных моментов:
- кошки помогают людям как психологи;
- с котами можно играть, путешествовать, а можно — просто чувствовать их присутствие;
- кошачья внешность — удивительна;
- шерсть котиков очень нежная;
- их не нужно выгуливать, как квартирный питомец кошка — отличный вариант;
- кошачья чистоплотность очень примечательна;
- нежность котов и их независимость являются почитаемыми чертами.
Да, кошки — спутники человека. Хотя, с точки зрения котов, скорее мы их сожители, нежели наоборот! Смогли бы кошки выжить без нас? Наверняка. А мы — без них?
Все фото, а также иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Также читайте:
Собака! Не тяни поводок!
Талантливый питомец Джек-рассел-терьер Тилламук Чеддар
Что делать если Вашу собаку ужалили?
Источник
Ñòî ëåò íàçàä ðîäèëñÿ Ðýé Áðýäáåðè, êîòîðûé ïî ïðàâó ñ÷èòàåòñÿ îäíèì èç âåëè÷àéøèì ôàíòàñòîâ, äà è âîîáùå ïèñàòåëåé XX âåêà. Òàêèå åãî ïðîèçâåäåíèÿ, êàê «451 ãðàäóñ ïî Ôàðåíãåéòó», «Ìàðñèàíñêèå õðîíèêè», «Âèíî èç îäóâàí÷èêîâ» èëè «Íàäâèãàåòñÿ áåäà» åäâà ëè íóæäàþòñÿ â ïðåäñòàâëåíèè. À ìû ðåøèëè â ÷åñòü þáèëåÿ ïèñàòåëÿ íåìíîãî ïîäðîáíåå ðàññêàçàòü î íåì ñàìîì, è ïîäãîòîâèëè ïåðåâîä ñòàòüè ñ ÷åðòîâîé äþæèíîé èíòåðåñíûõ ôàêòîâ î Áðýäáåðè.
1. Ìèñòåð Ýëåêòðèêî è ýíåðãèÿ âå÷íîé æèçíè
Ïèñàòåëüñêàÿ æèçíü Áðýäáåðè íà÷àëàñü ñî çíàêîìñòâà â 1932 ãîäó ñ êàðíàâàëüíûì èëëþçèîíèñòîì ìèñòåðîì Ýëåêòðèêî.  êîíöå âûñòóïëåíèÿ Ýëåêòðèêî ïðîòÿíóë ðóêó ê äâåíàäöàòèëåòíåìó Áðýäáåðè, êîñíóëñÿ åãî çàðÿæåííûì ýíåðãèåé ìå÷îì è ïðèêàçàë: «Æèâè âå÷íî!» Âïîñëåäñòâèè Áðýäáåðè ðàññêàçûâàë: «ß ðåøèë, ÷òî ýòî ñàìàÿ çàìå÷àòåëüíàÿ èäåÿ èç âñåõ, ÷òî ìíå äîâîäèëîñü ñëûøàòü. ß íà÷àë ïèñàòü êàæäûé äåíü. È ñ òåõ ïîð íèêîãäà íå îñòàíàâëèâàëñÿ».
2. Ñåêðåòíàÿ ïàíåëü
Áðýäáåðè íå òîëüêî ñîçäàâàë ôàíòàñòè÷åñêèå ìèðû ñ ïîìîùüþ ðó÷êè è áóìàãè, íî è æèë â ñþððåàëèñòè÷åñêîì ìèðå, âûäóìàííûì èì ñàìèì. Åãî îôèñ â Áåâåðëè-Õèëëç (êàê è äîìàøíèé ðàáî÷èé êàáèíåò â ïîäâàëå) áûë íàïîëíåí ïðåäìåòàìè, ïðîáóæäàþùèìè âîîáðàæåíèå: êîìèêñàìè, ñòàòóýòêàìè, ìÿãêèìè èãðóøêàìè, ìàñêàìè è âîëøåáñòâîì. Íà ñàìîì äåëå Áðýäáåðè òàê ÷àñòî òåðÿëñÿ â ñâîåì âîîáðàæàåìîì ìèðå, ÷òî çàáûâàë î ðåàëüíûõ ïîòðåáíîñòÿõ. Îí ðåãóëÿðíî çàáûâàë êëþ÷è îò ñâîåãî êàáèíåòà, îäíàêî ðàçðåøèë ýòî íåáîëüøîå íåóäîáñòâî ñ ïîìîùüþ ñåêðåòíîé ðàçäâèæíîé ïàíåëè.
3. Ðîìàí ñ êèíî
 ôåâðàëå 1924 ãîäà Áðýäáåðè óâèäåë ñâîé ïåðâûé ôèëüì åìó áûëî òðè ãîäà, êîãäà ìàòü âçÿëà åãî ïîñìîòðåòü íà Ëîíà ×åéíè â «Ãîðáóíå èç Íîòð-Äàìà». Äâà ãîäà ñïóñòÿ îí ïðèøåë, ÷òîáû ïîñìîòðåòü ñëåäóþùóþ ðàáîòó àêòåðà «Ïðèçðàê Îïåðû», ïðè÷åì äâàæäû: îäèí ðàç ñ ìàòåðüþ è åùå ðàç ñ áðàòîì Ñêèïîì. Ñ ýòèõ êàðòèí íà÷àëàñü åãî ëþáîâü ê êèíî íà âñþ æèçíü. Îí ÷àñòî ñìîòðåë îäèí è òîò æå ôèëüì ïî íåñêîëüêó ðàç.  1940 ãîäó îí ïîñìîòðåë Äèñíååâñêóþ «Ôàíòàçèþ» ñòîëüêî ðàç, ÷òî äàæå íåâîçìîæíî âñïîìíèòü. Åãî ëþáèìûå ãîëëèâóäñêèå ôèëüìû ïðèíàäëåæàëè ê ðàçíûì æàíðàì: «Êèíã Êîíã», «Ãðàæäàíèí Êåéí», «Ïîþùèå ïîä äîæäåì» è «Áëèçêèå êîíòàêòû òðåòüåé ñòåïåíè», à àíèìàöèîííûå è íåìûå ôèëüìû, êîòîðûå îí ñìîòðåë â äåòñòâå, çàíÿëè îñîáîå ìåñòî â åãî ñåðäöå íà âñþ îñòàâøóþñÿ æèçíü.
4. Ðýé, Áåðíè, Ýëòîí è êîñìîíàâò
Ðàññêàç Áðýäáåðè «Êîñìîíàâò» èç ñáîðíèêà «×åëîâåê â êàðòèíêàõ» ñòàë âäîõíîâåíèåì äëÿ îäíîèìåííîãî õèòà. Ëèðèê Áåðíè Òîïèí ãîâîðèë, ÷òî îí áûë íàñòîëüêî î÷àðîâàí òåì, êàê â èñòîðèè îïèñûâàëàñü ðàáîòà àñòðîíàâòîâ áóäòî îáû÷íûé ïîâñåäíåâíûé òðóä, ÷òî îí «âçÿë èäåþ è äîðàáîòàë åå». Åãî ïàðòíåð ïî íàïèñàíèþ ïåñåí, Ýëòîí Äæîí, âèäèìî, âëþáèëñÿ â òåêñò, è ìåëîäèÿ ðîäèëàñü áûñòðî: «Ýòî áûëà äîâîëüíî ïðîñòàÿ ïåñíÿ, ÷òîáû íàïèñàòü ê íåé ìåëîäèþ, ðàññêàçûâàë îí. Ýòî ïåñíÿ î êîñìîñå, òàê ÷òî ýòî äîâîëüíî ïðîñòîðíàÿ ïåñíÿ».
5. Õóäîæíèê
Áðýäáåðè áûë íå òîëüêî ÷ðåçâû÷àéíî òâîð÷åñêèì ÷åëîâåêîì â ñôåðå ëèòåðàòóðû, íî è âûäàþùèìñÿ õóäîæíèêîì. Îí èñïîëüçîâàë îôèñ â ïîäâàëå â êà÷åñòâå ñòóäèè: ðèñîâàë äóäëû, äåëàë íàáðîñêè, çàíèìàëñÿ æèâîïèñüþ.  îñîáåííîñòè îí ëþáèë ðèñîâàòü äüÿâîëüñêèå ëèöà, òûêâû, êîøåê è ìîíñòðîâ, è äàæå íàðèñîâàë Õýëëîóèíñêîå äåðåâî. Ïîñìîòðåâ âìåñòå ñ äî÷åðüìè íà Õýëëîóèí ìóëüòôèëüì «Ýòî îãðîìíàÿ òûêâà, ×àðëè Áðàóí», îí îêàçàëñÿ ïîëíîñòüþ ðàçî÷àðîâàí òåì, êàê òåëåøîó ïîêàçûâàåò åãî ëþáèìûé ïðàçäíèê. Òàê, Áðýäáåðè âñïîìíèë î ñâîåé ðàííåé êàðòèíå «Õýëëîóèíñêîå äåðåâî» è ðåøèë íàïèñàòü ñîáñòâåííóþ èñòîðèþ î Õýëëîóèíå, èñïîëüçóÿ ýòó êîíöåïöèþ. «Êàíóí âñåõ ñâÿòûõ» ñòàëà îäíîé èç ñàìûõ èçâåñòíûõ åãî êíèã.
6. Êíèæíûé âîðèøêà
Âïåðâûå Áðýäáåðè âñòðåòèë Ìàðãàðåò «Ìýããè» Ìàêêëþð æåíùèíó, êîòîðàÿ ñòàíåò åãî æåíîé, â êíèæíîì ìàãàçèíå «Áðàòüÿ Ôàóëåð» â öåíòðå Ëîñ-Àíäæåëåñà, ãäå îíà ðàáîòàëà êëåðêîì. Îíà íå ìîãëà îòâåñòè îò íåãî âçãëÿä, íî íå èç-çà ìãíîâåííîãî âëå÷åíèÿ. Îíà äóìàëà, ÷òî îí ñîáèðàåòñÿ ÷òî-íèáóäü óêðàñòü, ÷òî, êîíå÷íî æå, îí è ñäåëàë óêðàë åå ñåðäöå.
7. Ãàëñòóê íà Õýëëîóèí
Äàæå êîãäà äåòè ïîäðîñëè è ïåðåñòàëè äóìàòü, êàê ýòî êðóòî èãðàòü â «êîøåëåê èëè æèçíü», Áðýäáåðè ïî-ïðåæíåìó íàðÿæàëñÿ íà ïðàçäíèê è ïîëó÷àë óäîâîëüñòâèå îò õåëëîóèíñêèõ ðàçâëå÷åíèé. Ó íåãî áûëî íåñêîëüêî ãàëñòóêîâ íà Õýëëîóèí, à â ïîñëåäíèå ãîäû ñïåöèàëüíûé ñàìîäåëüíûé îðàíæåâûé ãàëñòóê, êîòîðûé îí íîñèë êðóãëûé ãîä ñ áåëîé ðóáàøêîé ñ âîðîòíèêîì, áåëûìè êðîññîâêàìè, áåëûìè íîñêàìè, ïîäòÿíóòûìè äî ãîëåíåé, áåëûìè øîðòàìè è áåëîé âåòðîâêîé.
8. Åãî òåõíîëîãèÿ
 1932 ãîäó Áðýäáåðè ïîëó÷èë íà Ðîæäåñòâî èãðóøå÷íóþ ïèøóùóþ ìàøèíêó. Ïÿòü ëåò ñïóñòÿ îí çà 10 äîëëàðîâ êóïèë ñâîþ ïåðâóþ íàñòîÿùóþ ïèøóùóþ ìàøèíêó. Íåñìîòðÿ íà ìåòêèå ïðîãíîçû ïî ïîâîäó íåêîòîðûõ âåëèêèõ òåõíîëîãè÷åñêèõ äîñòèæåíèé XX è XXI âåêîâ, ïèøóùàÿ ìàøèíêà îñòàâàëàñü îäíîé èç íåìíîãèõ èííîâàöèé, êîòîðûìè Áðýäáåðè áûë ïî-íàñòîÿùåìó äîâîëåí.  «451 ãðàäóñå ïî Ôàðåíãåéòó» è íåñêîëüêèõ ðàññêàçàõ îí ïðåäñêàçàë ðàäèîòåëåôîííûå «óøíûå íàïåðñòêè» òî, ÷òî ìû ñåãîäíÿ íàçûâàåì Bluetooth-ãàðíèòóðàìè è íàóøíèêàìè, êîòîðûå îí îõàðàêòåðèçîâàë êàê êàêîôîíèþ, èçîëÿöèþ è ñîöèàëüíóþ êàòàñòðîôó. Îí íèêîãäà íå ïîëüçîâàëñÿ êîìïüþòåðîì, à â 2009 ãîäó îïèñàë èíòåðíåò êàê «â îñíîâíîì ïóñòóþ òðàòó âðåìåíè».
9. Êîëëåêöèîíåð èãðóøåê
Áðýäáåðè íèêîãäà íå òåðÿë äåòñêîãî ÷óâñòâà èãðû, âåñåëüÿ è ýêñïðåññèâíîñòè. Åãî âíóêè ïîìíÿò, ÷òî ó íåãî áûëî áîëüøå èãðóøåê, ÷åì ó íèõ: èãðóøå÷íûå ëó÷åâûå ïóøêè, ðîáîòû, ÷ó÷åëà äèíîçàâðîâ, îãðîìíûå ÷ó÷åëà Ðîêêè è Áóëëâèíêëÿ, ðàçâàëèâøèåñÿ â ìÿãêèõ êðåñëàõ, è äàæå ãîëîâà, ïëàâàþùàÿ â ñòåêëÿííîé áàíêå äàíü óâàæåíèÿ Àëüôðåäó Õè÷êîêó.  ïîñëåäíåì äîìå ïèñàòåëÿ áûëè ïîëêè îò ñòåíû äî ñòåíû, çàïîëíåííûå êíèãàìè, à òàêæå êàðòèíàìè, ôèëüìàìè, òåëåïîáðÿêóøêàìè è áåçäåëóøêàìè èç ïóòåøåñòâèé ïî Ìåêñèêå. Êàæäîå Ðîæäåñòâî Áðýäáåðè ïðîñèë æåíó äàðèòü åìó èãðóøêè âìåñòî ëþáûõ äðóãèõ ïîäàðêîâ. Îäíà èç åãî âíó÷åê îïèñàëà åãî äîì è îôèñ êàê «ïîëå äåÿòåëüíîñòè» ñ «áàðàõëîì ïîâñþäó», â òî âðåìÿ êàê äàâíèé äðóã è êîëëåãà ñêàçàë: «Êîãäà ÿ äóìàþ î Ðýå, ìíå êàæåòñÿ, ÷òî åãî äîì, ïåðåïîëíåííûé êíèãàìè, äîêóìåíòàìè, èãðóøêàìè è êîøêàìè êàêîå-òî ôèçè÷åñêîå âîïëîùåíèå ìîçãà àìåðèêàíöà â ïîïåðå÷íîì ðàçðåçå».
10. Âîëøåáíèê
Áóäó÷è ìàëü÷èêîì, Áðýäáåðè ïîñåòèë íåñêîëüêî ïðåäñòàâëåíèé ôîêóñíèêà Áëýêñòîóíà, à â 1931 ãîäó íà ñâîé îäèííàäöàòûé äåíü ðîæäåíèÿ ïîëó÷èë êíèãó î ìàãèè. Âñêîðå îí óæå ñàì èñïîëíÿë ìàãè÷åñêèå íîìåðà â ðàçëè÷íûõ êëóáàõ, à â êàíóí Ðîæäåñòâà áûë ïðèãëàøåí â Çàë âåòåðàíîâ èíîñòðàííûõ âîéí.  äàëüíåéøåì Áðýäáåðè ëþáèë ïîêàçûâàòü ôîêóñû ñ êàðòàìè è ìîíåòàìè ñâîèì âíóêàì.
11. Íà êîëåñàõ
Íåñìîòðÿ íà óäèâèòåëüíûå ñïîñîáíîñòè âûäóìùèêà, Áðýäáåðè òàê è íå íàó÷èëñÿ âîäèòü ìàøèíó. Äåëî áûëî â òîì, ÷òî ó íåãî áûëî î÷åíü ïëîõîå çðåíèå, à îäíàæäû îí ñòàë ñâèäåòåëåì ñåðüåçíîé äîðîæíîé àâàðèè, êîòîðàÿ ñèëüíî íà íåãî ïîâëèÿëà. Îí âûäåëÿëñÿ â Ëîñ-Àíäæåëåñå, êîãäà åçäèë íà âåëîñèïåäå èëè îñòàíàâëèâàë òàêñè. Îäíàæäû Êýòðèí Õåïáåðí îòâåçëà åãî â Áåâåðëè-Õèëëç è âûñàäèëà ó îôèñà. À Äîðèñ Äýé âåñåëî ïîìàõàëà åìó ðóêîé, ïðîåçæàÿ ìèìî íà âåëîñèïåäå.
12. ×èòàòåëü
Ëþáîâü ê ÷òåíèþ ïîÿâèëàñü ó Áðýäáåðè â ðàííåì âîçðàñòå, áëàãîäàðÿ åãî ñåìüå. Êîãäà åìó áûëî ÷åòûðå ãîäà, ðîäèòåëè íàó÷èëè åãî ÷èòàòü êîìèêñû â ãàçåòàõ. Ãîä ñïóñòÿ, íà Ðîæäåñòâî, åãî òåòÿ Íåâà (ñîêðàùåííî îò Íåâàäà) ïîäàðèëà Ðýþ åãî ïåðâóþ êíèãó ñêàçîê «Äàâíûì-äàâíî…», à âñêîðå ïîñëå ýòîãî îíà íà÷àëà ÷èòàòü åìó êíèãè î Ñòðàíå Îç Ôðýíêà Áàóìà. Çàòåì, â âîçðàñòå âîñüìè ëåò, â åãî æèçíè ïîÿâèëñÿ êîìèêñ «Áàê Ðîäæåðñ». Áðýäáåðè áûë íàñòîëüêî ÿðûì ôàíàòîì, ÷òî «êàæäûé âå÷åð íàõîäèëñÿ â ñîñòîÿíèè, áëèçêîì ê èñòåðèè, îæèäàÿ, êîãäà êîìèêñ øëåïíåòñÿ íà êðûëüöî âìåñòå ñ âå÷åðíåé ãàçåòîé». Âìåñòå ñ «Áàêîì Ðîäæåðñîì» ïîÿâèëèñü «Òàðçàí» è «Äæîí Êàðòåð: Âëàäûêà Ìàðñà» Ýäãàðà Ðàéñà Áåððîóçà. Ïîçæå îí ïîçàèìñòâîâàë êíèãè Áåððîóçà ó ñâîåãî äÿäè Áèîíà, êîòîðûé æèë íåïîäàëåêó. Áðýäáåðè ïåðå÷èòàë èõ ìíîæåñòâî ðàç è ïî÷òè ïîëíîñòüþ âûó÷èë âñå òåêñòû íàèçóñòü. Âîò ÷òî îí âñïîìèíàë: «Çàäîëãî äî òîãî, êàê ÿ ïîøåë â îáû÷íóþ áèáëèîòåêó, ÿ óçíàë î òåõ ýëåìåíòàõ ôàíòàñòèêè, êîòîðûå, êàê ìíå êàæåòñÿ, ïîâëèÿëè íà ìåíÿ è èçìåíèëè ìîþ æèçíü».
13. Íàðîäíûé ãåðîé
Áðýäáåðè ÷àñòî ñ ýíòóçèàçìîì ãîâîðèë îá îáðàçîâàíèè, áèáëèîòåêàõ, ãîðîäñêîé æèçíè è âàæíîñòè ñâîáîäû. Îí óâëåêñÿ ãîðîäñêèì ïëàíèðîâàíèåì è ó÷àñòâîâàë â ñîçäàíèè â Îðëàíäî, øòàò Ôëîðèäà, Ýêñïåðèìåíòàëüíîãî ñîîáùåñòâà ïðîòîòèïîâ çàâòðàøíåãî äíÿ (EPCOT), ïðèäóìàííîãî Óîëòîì Äèñíååì, à òàêæå òîðãîâîãî öåíòðà Horton Plaza â Ñàí-Äèåãî, øòàò Êàëèôîðíèÿ. Îí õîòåë, ÷òîáû ãîðîäà ñîçäàâàëèñü çàíîâî, ÷òîáû îíè ñòàíîâèëèñü ëó÷øå äëÿ êàæäîãî, à íå òîëüêî äëÿ ýëèòû. Áðýäáåðè âñåãäà õîòåë çàíèìàòüñÿ ðåøåíèÿìè, à íå ïðîáëåìàìè. Îí òàêæå âûñêàçûâàëñÿ ïî îáùåñòâåííûì âîïðîñàì, òàêèì êàê ïîñòàíîâëåíèå Ëîñ-Àíäæåëåñà î ïðèîðèòåòå àâòîñòðàä íàä îáùåñòâåííûì òðàíñïîðòîì. Îí âñåãäà ñòðåìèëñÿ óâëå÷ü è âäîõíîâèòü.
Источник