Какую экологическую опасность представляют кошки лишенные человеческого крова

Какую экологическую опасность представляют кошки лишенные человеческого крова thumbnail

Экологическая игра «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

Цели игры: углубить знания учащихся по биологии и эко­логии; ознакомить в игровой форме с художественными произве­дениями, затрагивающими проблемы экологии.

Правила игры:

Вопросы викторины охватывают три области знаний:

  1. Взаимосвязь природы и общества.

И. Биотические отношения.

III. Природа и ее охрана в произведениях художественной ли­тературы.

За каждый правильный ответ команда получает одно очко. Но команде может выпаСть и «счастливый случай». Это означает, что за правильный ответ на вопрос, отмеченный значком «*», команда получает три очка вместо одного. Конкурс состоит из трех геймов.

Первый гейм. Команда выбирает область знаний, из которой ей задают вопросы. Ответ следует после обсуждения (1 мин). Но­мера вопросов (от 1 до 10) называет капитан команды. Всего пред­лагается 5 вопросов.

Второй гейм. Команды по очереди выбирают обласЛ> знаний и отвечающих на вопросы команды соперников. Время обдумывания – 1 мин. Номера вопросов называют отвечающие.

Третий гейм. Ведущий задает каждой команде по одному во­просу из каждой области знаний. Время обсуждения – 1 мин.

Если команда отвечает неправильно, вопрос задается их сопер­никам. В том случае, если и они не отвечают правильно, вопрос задают зрителям.

В конце игры ведущий подводит итоги, награждает победите­лей.

Вопросы

I. Взаимосвязь природы и общества.

1. Что называют памятниками природы?

(Памятники природы – уникальные или ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты.)

2. Что представляет собой национальный парк?

(Национальный парк – территория, исключенная из промышленной и сельскохозяйственной эксплуатации с целью охраны природных комплексов, которые имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.)

3. Что представляет собой заказник?

(Заказник – участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов.)

4. Что представляет собой заповедник?

(Заповедник – участок территории суши или акватории, с находящимися в его пределах природными объектами, полностью исключенными из всех видов хозяйственного использования.)

5. Что называют черным списком?

(Черный список – международный список вымерших видов животных и растений, от которых остались лишь чучела, скелеты, тушки, рисунки, гербарии.)

6. Какие утечки нефти наносят больший вред экосистемам: небольшие по объему, но постоянно повторяющиеся, или единичные, но большие?

(Наибольший вред экосистемам наносят небольшие по объему, но постоянно повторяющиеся утечки нефти.)

7. Что такое «смог»?

(Смог – скопление вредных газообразных, аэрозольных веществ в атмосфере, а также частиц сажи и пыли.)

8. Какая известная вам овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям?

(К кислотным дождям наиболее чувствителен огурец.)

9 . Учеными установлено, что листья деревьев, которые растут в пригородах, на единицу поверхности имеют в 10 раз больше устьиц, чем листья растений из сильно загрязненных промышленных районов. Какое это имеет значение для растительного организма?

(При меньшем числе устьиц уменьшается масштаб отравления растений и увеличивается их выживаемость.)

10. Лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему?

(Лишайники своего рода индикаторы чистого воздуха, а воздух городов загрязнен.)

II. Биотические отношения.

1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?

(Хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.)

2. Какую экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова?

(Одичавшие кошки убивают птиц, которые в свою очередь уничтожают насекомых-вредителей сельского хозяйства, в результате урожайность сельскохозяйственных культур падает.)

3. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?

(Папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания.)

4. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки, но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?

(В результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском расте-нии. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшит прорастание семени, а потом вместе с пометом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида.)

5*. После заселения озера всеядными рыбами численность дафний в нем возросла. Предложите возможные гипотезы для объяснения этого факта

(После заселения озера всеядными рыбами количество молоди, питающейся дафниями, уменьшилось и, как следствие, число дафний возросло.)

6. Почему на одних и тех же отмелях можно встретить разные виды цапель?

(Разные виды цапель практически не конкурируют в борьбе за пишу, так как у каждого из них своя экологическая ниша.)

7. Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит, и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер – хищник». Убедительны ли эти доводы?

(Нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры – здоровых.)

8. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

(В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы-дуплогне-здники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые-вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.)

9. Люди часто убивают хищных птиц, считая, что делают доброе дело. Подумайте над словами из книги: «Сарыч был еще жив, только большие глаза его глядели гордо и в упор, и столько злобной ненависти к нам, убийцам и разорителям его гнезда, чудилось мне в этом взгляде, что защемило сердце и было немного стыдно». Какую роль играет сарыч в природе?

(Сарыч питается мышами, крысами, ловит гадюк, саранчу, лягушек. Иногда нападает и на полезных птиц, однако польза, которую он приносит, гораздо больше вреда.)

10. Почему березы называют пионерами леса, а березовый лес -временным?

(Береза первой осваивает открытые пространства, вырубки, гари; ее сеянцы не боятся яркого солнца и заморозков. Под ее кроной поселяются молодые елочки, всходы которых погибают на открытых местах от солнечных ожогов и заморозков. Со временем ель вытесняет березу, которой среди разросшихся елей не хватает света.)

III. Природа и ее охрана в произведениях художественной литературы.

1. «И здесь нет зверей?» – спросила Тайс. – Можно не опасаться за коня?

– Кое-где в горах попадаются львы и пантеры, но они стали редкими из-за постоянной охоты на них. Несколько веков назад на равнинах и холмах Сирии водились слоны мелкой породы. На них охотились египтяне. Финикийцы добывали слоновую кость и окончательно истребили слонов».

Из какого произведения взят этот отрывок? О какой эпохе идет речь в произведении?

(Данный отрывок взят из романа И. Ефремова «Тайс Афинская». В произведении идет речь об эпохе завоевательных походов Александра Македонского.)

  1. «Туристу, а особенно столичному, что надо? Природа ему нужна. По ней он среди асфальта да многоэтажек своих бетонных с осени тосковать начинает, потому что отрезан он от землицы камнем. А камень – он не просто душу холодит, он трясет ее без передыху, потому как не способен камень грохот уличный угасить. Это тебе не дерево – теплое, многотерпеливое. И грохот тот городской, шарахаясь от камней до бетона, мечется по улицам и переулкам, проползает в квартиры и мотает человеческое сердце».

Из какого произведения этот отрывок? Как вы понимаете слова: «… не способен камень грохот уличный угасить»?

(Это отрывок из романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Лиственные породы деревьев гораздо эффективнее, чем «бетон да камень», снижают шум благодаря различной ориентации листовых пластинок и из-за колебания листьев.)

3. «Каждое дерево, сынок, оно для пользы: бездельников природа не любит. Кто для человека растет, на его нужду, а кто для леса, для зверья всякого или для гриба, скажем. И потому, прежде чем топором махать, надо поглядеть, кого обидишь: лося или зайца, гриб или белку с ежиком. А их обидишь – себя накажешь: уйдут они из леса-то порубленного, и ничем их назад не заманишь».

Герою какого произведения принадлежат эти слова? Что он имел в виду, произнося их?

(Эти слова принадлежат Егору Полушкину из романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он подразумевал взаимосвязи организмов в природе.)

4. «Шмель? Шмели, сынок, все больше понизу стараются: тяжелы больно. В природе тоже свои этажи имеются. Скажем, трясогузка, она по земле шастает, а ястреб в поднебесье летает; каждому свой этаж отпущен, и поэтому никакой тебе суеты, никакой тебе толкотни. У каждого свое занятие и своя столовая. Природа – она никого не обижает, сынок, и все для нее равны».

Герою какого произведения принадлежат эти слова? Какое экологическое понятие они вам напоминают?

(Слова эти принадлежат Егору Полушкину из романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Они напоминают определение понятия экологической ниши.)

5*. Герою какого произведения принадлежат следующие стихи и для чего он написал их:

Граждане туристы! Вы найдите лучше,

Чтобы было чисто, Где дровишек куча,

Не палите по лесу И кострище сделано

Множество костров. Лесником.

Я – муравей. Ты мимо пройди

Я житель лесной. И не трогай его,

И дом мой стоит Нам больше не надо

Под высокой сосной От вас ничего.

(Стихи принадлежат Коле Полушкину, сыну главного героя роцана Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он написал их для размещения на щитах, установленных в лесу.)

6. « – С одной стороны, вроде учат: природа – дом родной. А с другой стороны, что имеем? А имеем покорение природы. А природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царем-то зваться. Сын он ей, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгони в гроб маменьку».

Герою какого произведения принадлежат эти слова и где они были произнесены им?

(Слова эти Егор Полушкин из романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» произнес на Всесоюзном совещании работников лесного хозяйства.)

7. « – Да, да, да. Покуда пахали на малосильном коняге, пашню бороздили только сверху, только верхний слой ее подымали. А появился трактор – начали наизнанку выворачивать. Дескать, чем глубже, тем лучше. Ан нет, не лучше. Верхний слой – живой у поля, почва родит, в ней сила, а под почвой-то песок-желтяк, глина мертвая. И вот мы почву-то зарыли на аршин в песок да сверху еще глиной, каменной плитой придавили».

Герою какого произведения принадлежат эти рассуждения? О каком сельскохозяйственном процессе думает герой?

(Мысли эти принадлежат герою романа Ф. Абрамова «Братья и сестры», который осуждает глубинную вспашку.)

8. «Каждую весну, каждое лето миллионы бревен сбрасывались в реку. Тащи, волоки, такая-разэдакая. К устью, к буксирам. А силы? Какие у реки силы? Откуда, от кого подмога? От малых речек, от ручьев? Да они сами давно пересохли – все леса на берегах вырублены. Вот и мытарят, вот и мучают все лето бедную».

Из какого произведения этот отрывок? Какую роль играют леса в сохранении рек?

(Это отрывок из романа Ф. Абрамова «Братья и сестры». Леса укрепляют берега рек, защищают от ветров и уменьшают испарение.)

9. «По новому, еще не потемневшему мосту он перешел на Сотюгу, поднялся в пригорок, – и что такое? Где красный бор? Налево вырубки, направо вырубки. Нет, нет, не может быть. Это только по закрайку погулял чей-то шальной топор, а сам-то бор не тронут. В войну, в послевоенное лихолетье устоял старик, а ныне-то какая нужда сокрушать его? Сокрушили. Лесная пустошь, бесконечные, бескрайние заросли мелкого кустарника открылись ему, когда он перебежал темный еловый ручей, в который упирались вырубки».

Из какого произведения этот отрывок? Почему на месте соснового бора вырос кустарник?

(Этот отрывок из романа Ф. Абрамова «Братья и сестры». На месте соснового бора вырос кустарник, так как произошла смена сообществ в результате вырубки.)

10. В каком литературном произведении автор так говорит о единстве человека и природы: «Зверь и человек в мор и пожары, во все времена природных бед не раз и не два оставались один на один – медведь, волк, рысь – грудь в грудь, глаз в глаз, ожидая смерти иной раз много дней и ночей. Такие страсти, ужасы об этом сказывались, но чтобы повязались одной долей человек и рыба, холодная, туполобая, в панцире плащей, с желтенькими, восково плавящимися глазками, похожими на глаза не зверя; нет – у зверя глаза умные, а не поросячьи, бессмысленносытые глаза – такое-то на свете бывало ль?»

(О единстве человека и природы говорит В. Астафьев в повести «Царь-рыба».)

Источник

( Шабаш ведьм. Рисунок 17 века )

 Сегодня Россия занимает первое место в Мире , — по количеству населяющих страну кошек, она оторвалась от ближайшего конкурента (Украины) , более чем на 10 пунктов. Кошки есть у 59% семей, причем в некоторых — по нескольку штук !

 Общее количество только домашних кошек в России превышает 30 миллионов , а количество бездомных точному учету не поддается, но, по приблизительным оценкам, приближается к 90 миллионам !

 Ежегодно россияне тратят более 60 МИЛЛИАРДОВ рублей на их содержание .
Ведь кошки, в отличие от собак , — животные не всеядные.
И не будут довольствоваться остатками с хозяйского стола. 
А потому бабушки-старушки, зачастую, тратят львиную долю своих скромных пенсий на высокобелковые деликатесы для усатых-полосатых любимцев.
При это сами заболевают из-за нехватки необходимых продуктов в своём рационе и затем осаждают медучреждения, требуя лечения…

Звучит немного кощунственно, но, уж простите, —
я абсолютно уверен, что сколько таким «котобапкам» пенсию не индексируй, они всё равно спустят её кошкам под хвост …

В ответ на такую безумную заботу , граничащую с самопожертвованием,  эти милые зверьки выдают «на-гора»  МИЛЛИОНЫ ТОНН  высокотоксичных отходов своей жизнедеятельности, которые, затем, неочищенными попадают в окружающую среду .

 Эксперты — зоогуманисты провели опросы на нескольких популярных интернет-ресурсах.

Результаты этой достаточно репрезантативной выборки дают примерно такую  картину :

~ 20 % россиян  вытряхивают содержимое кошачьих лотков в унитаз ;
~ 40 % высыпают в мешок и относят на ближайшую помойку ;
~ 35 % сортируют кошачье говно и наполнитель выносят на помойку, а какахи — в унитаз;
~ 5 %  просто выпускают своих домашних любимцев погадить во дворе .

 Ещё раз напоминаем, что содержимое кошачьего лотка это не только фекалии, но и пропитанный ими наполнитель .

 Суммарный вес продукта ( фекалий и наполнителя ), который вбрасывается в окружающую среду одной домашней кошкой составляет примерно 4 кг за неделю , т.е. около 200 кг. в год. Умножаем на 30 млн. и получаем 6 миллионов тонн !
Плюс ещё 4 миллиона тонн «чистых», беспримесных фекалий от бродячих и самовыгульных кошек.

Итого : ДЕСЯТЬ МИЛЛИОНОВ ТОНН ЗАРАЗЫ ежегодно, не обезвреженными ,вывозятся на мусорные полигоны или просто остаются лежать во дворах и на детских площадках.

(Фото из Яндекса)

(Фото из Яндекса)

 Я не случайно употребляю слово «зараза».
Ведь в кошачьих фекалиях содержатся возбудители таких опасных болезней, как эхинококкоз, токсокароз, токсоплазмоз и многие другие.

См. фото :

(Фото из Pinterest )

 Эхинококкоз делает человека инвалидом на всю жизнь, а по поводу токсоплазмоза врач Высшей категории О.А.Елисеева утверждает ,  что он является угрозой не только самому человеку, но и ставит под угрозу естественный прирост населения в России:

» При врожденном токсоплазмозе ( когда забеременела ранее инфицированная женщина ) наблюдаются гибель плода в утробе матери, смерть новорожденного в результате общей инфекции или необратимые последствия у оставшихся в живых , — поражение нервной системы, глаз и др. органов… 
Учитывая, что носительство токсоплазмоза  приближается к 50%, мы можем себе представить масштабы, грозящей нам демографической опасности.«

Носителями токсоплазмоза являются 40% кошек

 В этой связи напомним,  что численность детей-инвалидов в России приближается к МИЛЛИОНУ , и катастрофическую потерю качества «трудового ресурса», из-за которой  даже строителей и шофёров автобусов приходится выписывать из-за границы, а в двигателях космических кораблей  или животах прооперированных пациентов обнаруживаются «забытые отвертки» , — не желают замечать только клинические … оптимисты !

 Другие страны тоже столкнулись с этой проблемой и решают её , каждая по-своему.  Например в США ежегодно усыпляют 5 миллионов кошек из-за значительного перенаселения популяции, а в Австралии — 2 миллиона под предлогом защиты других животных и птиц .

 Но мы, зоогуманисты, категорически против подобной жестокости !
Гораздо более приемлемым выглядит  Новозеландский вариант , когда всех кошек поголовно стерилизуют и оставляют на дожитие в семьях владельцев, категорически запрещая заводить новых под угрозой гигантских штрафов и, даже, возбуждения уголовных дел .

 Кроме того, на фоне кошачьего засилья, весьма мудрым выглядит решение российких властей узаконить замену безвозвратного отлова бездомных собак — программой ОСВВ ( Отлов, Стерилизация, Вакцинация, Возврат на прежнее место обитания ).

 Ведь свободноживущие вакцинированные собаки являются бесплатным природным барьером на пути распространения бешенства и других смертельных болезней , поскольку служат естественным биологическим регулятором, ограничивающим численность переносчиков и распространителей этих самых заболеваний …

P.S. Данный пост является симметричным ответом на вызов «кошек Навального» .

Источник

МБОУ “НОВОЛЯДИНСКАЯ СОШ”

(Целевая аудитория 9 класс)

Автор: Володина Н.В.,

учитель географии

2018

Цель:

  • развитие интеллектуальных способностей в области экологии, биологии,; творческого потенциала и экологической культуры учащихся.

Задачи:

  • способствовать углублению знаний учащихся по предметам, показать важность экологических проблем в природе;

  • развивать умение учащихся отвечать на логические вопросы и решать логические задачи;

  • развивать сообразительность, внимание, творчество, воображение.

  • воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение работать в команде.

  • воспитывать чувство ответственности за всё живое на Земле.

Планируемый результат:

  • совершенствовать знания школьников в области экологии, роли в природе и жизни человека, о необходимости охраны и заботы окружающего мира

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • совершенствовать знания по предметам.

Коммуникативные:

  • формировать умение работать в коллективе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

  • развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные:

  • формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Вид мероприятия:  игра.

Методы: интерактивный.

Обеспечение: компьютер, проектор, презентация

Предварительная подготовка:

Формируются две команды по 5 человек, каждой из которых дается домашнее задание:

  • Придумать название команды, эмблему, девиз

  • Выбирается жюри, которое обговаривает критерии оценки и баллы каждого конкурса. По итогам каждого конкурса подводятся предварительные итоги.

Ведущий. Здравствуйте, друзья! Мы рады приветствовать Вас на интеллектуально – развлекательной игре «Цветик семицветик».

Чтец. Когда-то собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую

Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться

Змеи, слоны, черепахи и птицы

Вот вам подарок, люди владейте,

Землю вспашите, хлебом засейте.

Всем завещаю вам я отныне-

Вы берегите эту святыню!

Ведущий. Мы – хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным – лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее – наша главная цель. Давайте ее беречь!

Лес– это краса нашей Земли. Он даёт нам кислород, древесину. В нём живут птицы и различные животные. Леса охраняются законом, но некоторые люди вырубают их необдуманно. Много срубленных деревьев пропадает зря. Не всегда вместо вырубленных деревьев сажаются новые. Из-за этого лесов остаётся всё меньше и меньше.  Вряд ли найдутся люди, равнодушные к сказочной красоте леса, прекрасного в любое время года, к чистой зелени лужаек и рощ, к необозримому простору полей и степей. А кто не любит голубизну озер и рек, оправленную в изумрудную зелень берегов, кто не мечтает увидеть “остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер”!

Окружающий мир можно представить так, что он кажется живым и одушевленным. Тогда можно с ним договориться, научиться быть ему нужным, считаться с его желаниями. Но мир можно представить и как бездушную безжизненную машину. В таком случае человек его переделывает, перекраивает и понемногу разрушает.

В последние десятилетия в ходе освоения месторождений нефти и газа истреблялись леса, птицы, звери, рыба, разрушалась тундра, загрязнялись реки и озера. Мир кажется бесконечным складом продуктов. Но нефть и газ, из-за которых губится северный мир, заканчиваются… Приближается время, когда этот склад опустеет.

В языческих верованиях наказание часто бывало более тяжелым, чем само преступление. Ветхий Завет ввел в систему наказаний принцип справедливости и адекватности: “Око за око, зуб за зуб”. Печальную картину представляет собой заброшенный дом: стены в грязных подтеках, выбитые стекла, сломанные двери. Но во много раз страшнее бесхозяйственность и запустение в жилище, где нет стен и окон, а есть задымленное тысячами заводских труб небо, варварски вырубленные леса, мутные, отравленные ядовитыми стоками воды рек и озер. А жить в нем не только нам, сегодняшним, но и тем, кто будет после нас. Ученые с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека, предупреждают об опасности гибели всего живого на планете Земля и призывают к активной борьбе человека против бездумного отношения к природе…

Побывав в лесу, люди иногда оставляют костры зажжёнными. Из-за этого часто случаются пожары. Целые лесные массивы сгорают от неосторожности людей. Погибают миллионы растений. Среди них много редких, нигде больше не встречающихся. Когда сгорает лес, то животным приходится уходить. Из-за этих вечных переходов животные иногда погибают, если им, конечно, удаётся выбраться из огня. Люди вкладывают огромные деньги в фонды по защите лесов. Но многие растения и животные уже стёрты с лица Земли. Есть книга, в которой описываются исчезнувшие животные и растения (Чёрная книга). Их никто уже никогда и нигде не увидит, кроме этой книги. Есть и другая книга, в которой описываются животные и растения на грани вымирания (Красная книга). О них мы ещё можем (и должны) позаботиться! Людей, которые нарушают закон, штрафуют и даже сажают в тюрьму. Но это мало поможет, если человек не поймёт, что от него зависит судьба окружающей природы и самой Земли. 

В Тамбовской области есть своя красная книга, в которую внесены растения, насекомые, представители животного мира, обитающие на суше и в воде и в воздухе (их можно посмотреть в представленной презентации).

Земля в беде! В беде реки и озера, моря и океаны – вся земля! Но беды природы – это, прежде всего, наши беды. Мы, люди, – дети природы. Как же предотвратить беду, нависшую над нашим общим домом, имя которому – планета Земля?

Важно каждому помнить, что мы – хозяева природы, и думать о том, что же останется нашим потомкам. Чтобы беречь природу, нужно ее знать и лучше с самого раннего детства, поэтому, сегодня мы проведем экологическую игру-викторину “Цветик-семицветик”.

Ведущий.

Начинаем игру с конкурса «Первое знакомство».

Представление жюри и команд. Знакомство с игроками.

Ребята, вы получили предварительное задание – придумать название своей  команде, эмблему, связанное с темой игры и девиз. Максимальное количество за задание 3 балла.

 1. Конкурс «Первое знакомство» ( максимально – 3 балла )

Ведущий. Первое знакомство состоялось, но чтобы познакомиться с участниками поближе и узнать, как они ориентируются  в вопросах экологии мы тянем жребий и начинаем игру.

Ребята, посмотрите, какой красивый цветок расцвёл у нас. Это цветик-семицветик. Вы помните такую сказку? Вот и наш цветок не простой, а волшебный. Если сорвать один из лепестков, можно оказаться, где только пожелаем.

Условия проведения: Игра состоит из 6 туров, каждый тур имеет свой цвет.

За правильный ответ команда получает баллы по цене вопроса. Если команда затрудняется ответить на вопрос, то ведущий сообщает ей верный ответ.
3.Побеждает команда, которая наберёт больше баллов

Ведущий. А вы хотите отправиться в путешествие? С какого лепестка начнём?

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север через юг,

Оставайся, сделав круг

Лишь коснёшься ты земли

Быть по-нашему вели.

I. Красный лепесток. Тур рыцари земли

1. Почему исчезает Аральское море? (10 баллов)

В результате нарушения между поступлением воды из рек и ее испарением с поверхности водоема

2. Почему в Западном Казахстане исчезают сайгаки? (20 баллов)

В результате антропогенных воздействий.

3.Почему автомобиль называют злейшим врагом природы? (30 баллов)

Автотранспорт загрязняет воздух, губит зеленые насаждения, является причиной гибели диких животных на дорогах.

4. Что означает ставший сейчас очень модным термин «экологический мониторинг» (40 баллов)

Экологический мониторинг — информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

5. Какой заповедник первым создан на тамбовщине? (50 баллов)

Воронинский, в декабре 1994 года

II. Желтый лепесток. Охрана природы. Птицы Красной книги.

1. Какая птица из совообразных занесена в Красную книгу? (10 баллов)

Филин

2. Какую птицу охраняют в Воронинском заповеднике? (20 баллов)

Сокол Змееяд

3. О какой охраняемой птице сложено много песен и легенд? (30 баллов)

Лебедь

4. Какая птица, вероятнее всего, исчезла с территории Тамбовской области?

(40 баллов)

Степной орел

5. Какой птице посвящена одна из статей Красной книги Тамбовской области? (50 баллов)

Сизоворонка или ракша

III. Голубой лепесток. Приметы.

Нам необходимы знания примет погоды, они могут быть полезны для нас. Ваша задача, как можно больше назвать примет.
Оценка 1 балл за каждую примету.

IV. Зеленый лепесток. Эврика.

«Эврика» – это восклицание принадлежит величайшему математику древности Архимеду. Перед вами семена гороха и плод яблони. Какие открытия были сделаны благодаря этим растениям? (5 баллов)

V.Фиолетовый лепесток. Биотические отношения.

1. При массовом отстреле хищных птиц численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить? (10 баллов)

Хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы

2. Какую экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова? (20 баллов)

Одичавшие кошки убивают птиц, которые в свою очередь уничтожают насекомых – опылителей сельского хозяйства, в результате урожайность сельскохозяйственных культур падает

3. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему? (30 баллов)

Папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания.

4. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки, но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни? (40 баллов)

В результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшит прорастание семени, а потом вместе с пометом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида.

5. Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит, и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер – хищник ». Убедительны ли эти доводы? (50 баллов)

Нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры – здоровых .

VI. Сиреневый лепесток. Оратор.

Человек 21 века должен не только сам принимать участие в охране окружающей среде, но и уметь убедить в необходимости этого других людей.

Участникам предлагается выбрать одно слово из списка: «Мой город», «Автомобили», «Растения».

Дискуссия, в ходе которой один ученик отстаивает ценность предмета спора для человечества, а другой возражает ему. Работа парами.

Победителем становится тот, кто более убедительно и грамотно будет выступать, чьи аргументы будут более убедительными.

(50 баллов)

Ведущий.  Итак, наш конкурс подошел к концу. Прошу жюри подвести итоги. (Члены жюри подводят итоги). Награждение.

Заключение

Наша Земля прекрасна и удивительна, давайте еще раз взглянем на нашу голубую планету, часть огромной, бесконечной Вселенной

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

Литература

Лада Г.А., Соколов А.С. Фауна и экология животных Тамбовской области: Учебное пособие. В 2 ч. Ч. 1. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 106 с.

Соколов А.С., Лада Г.А. Фауна и экология животных Тамбовской области: Учебное пособие. В 2 ч. Ч. 2. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. 172 с.

Интернет ресурсы

https://rascras.wordpress.com/priroda/

https://fb.ru/article/171257/jivotnyie-krasnoy-knigi-tambovskoy-oblasti-foto-i-opisanie

https://www.syl.ru/article/372161/jivotnyie-krasnoy-knigi-tambovskoy-oblasti-osobennosti-spisok-i-interesnyie-faktyi

Приложение 1

Фотоотчет

Источник