Какую богиню изображали в виде кошки
У этого термина существуют и другие значения, см. Баст (значения).
Баст | |||
---|---|---|---|
| |||
богиня кошек, Нижнего Египта, солнца и луны, радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, рождаемости и домашнего очага, защиты от заразных болезней, злых духов и войны | |||
Мифология | Древнеегипетская | ||
Латинское написание | Bastet, Bast | ||
Пол | женский | ||
Отец | Ра | ||
Мать | Хатхор | ||
Брат | Хонсу | ||
Сестра | Нут | ||
Дети | Махес | ||
Культовый центр | Бубастис | ||
Атрибуты | систр | ||
Животное | кошка, львица | ||
Отождествления | Сехмет | ||
В эллинизме | Артемида, Афродита | ||
Медиафайлы на Викискладе |
Баст, или Бастет (егип. bȝstt) — древнеегипетская богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага и кошек, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы. Баст — ба богини Изиды.
Имя[править | править код]
Баст — вариант произношения имени, принимаемый большинством современных египтологов. Древнеегипетское слово «bȝstt» (‘ȝ’ — алеф) состоит из «bȝst-» и женского окончания «-t». Древние египтяне не записывали гласные звуки, поэтому слово могло звучать «Баст» или «Бастет»[1]. Возможно, имя произведено от имени «Бес» — аналогичного божества мужского пола.
Мифология[править | править код]
Отец её — Солнце; мать — Хатхор-Луна. Богиня небес Нут — её сестра, а Хонсу — брат.
Атрибут Баст — музыкальный инструмент систр. Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр, а у её ног располагались четыре котёнка. Так олицетворялась египтянами богиня плодородия. Сын Баст — Махес.
Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная).
К концу Древнего царства в некоторых случаях Баст отождествлялась с Сехмет и Тефнут, в Новом царстве — с Мут и Хатхор. Бастет (греч. Бубастис) отождествлялась греками с Артемидой[2][3] (реже — с Афродитой)[4].
Культ[править | править код]
Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества. Хозяева даже сбривали брови в память об умершей кошке, а случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями. И даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Бастет[5].
Расцвет её почитания начинается со времени XXII династии (с X века до н. э.), хотя известны и более древние упоминания храма богини (начиная как минимум с Аменемхета I в XX века до н. э.), также исследователи не исключают, что поклонение самой Бастет зародилось в городе ранее II тысячелетия до н. э.
Центр культа Баст, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X—VIII веках до н. э. — город Бубастис. Верховный жрец богини Бастет носил титул Ур-суну — «Великий врачеванием»[6]:112.
Геродот описал святилище Баст следующими словами[7]:
Оно целиком, за исключением входа, лежит на острове. Ведь из Нила ведут два канала, до входа в святилище идущие отдельно. Они обтекают храм с обеих сторон. Каждый канал шириной в 100 футов и осенён деревьями. Преддверие же высотой в 10 оргий и украшено замечательными статуями в 6 локтей вышины. А святилище расположено посреди города, и вид на него открывается из всех частей города. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своём прежнем месте, то поэтому оно и доступно обозрению [из города] со всех сторон. Оно ограждено стеной, украшенной рельефами, а внутри его — роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. Длиной и шириной священный участок с каждой стороны в одну стадию. От входа ведёт дорога, мощённая камнем, около 3 стадий длиной, через городскую рыночную площадь на восток. Ширина её 4 плефра. По обеим сторонам дороги стоят высокие до небес деревья.
В Бубастисе существовал также некрополь мумифицированных кошек, посвящённых Баст (найден в 1887—1889 годах египтологом Э. Навиллем)[8]. Также немецкие археологи подтвердили наличие здесь кремационных печей для кошек[9].
- Бастет в разных ипостасях
Бронзовая статуэтка кошки (ок. 664 – 610 годы до н.э.), Лувр
Уаджит-Баст с львиной головой, солнечным диском и уреем Уаджит, ок. 664 – 332 до н. э.
Фестиваль Баст[править | править код]
Геродот рассказывает о популярном среди прочих фестивале в честь богини-кошки Баст, когда люди плывут по реке, играют на систрах и флейтах, хлопают в ладоши и поют[7]:
Когда они подъезжают к какому‑нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвёртые стоят и задирают [подолы] своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700000 людей обоего пола, кроме детей.
Хотя приведённая Геродотом цифра в 700 тысяч празднующих явно преувеличена, вероятно, празднество было значительным не только для жителей города, но и для посещающих его паломников со всего Древнего Египта[10].
См. также[править | править код]
- Кошки в Древнем Египте
- Сехмет
Примечания[править | править код]
- ↑ Raymond Faulkner, Concise Dictionary of Middle Egyptian, David Brown Book Co.
- ↑ Бубастида, богиня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ «У египтян Аполлон называется Ором, Деметра — Исидой, а Артемида — Бубастис.» Геродот, 2. 137.
- ↑ Рак И. В. «Египетская мифология» // Именной и предметный справочник-указатель. — Издание 2-ое, переработанное и дополненное. — СПб.: «Журнал „Нева“», Летний сад, 2000. — 3000 экз. Архивная копия от 10 октября 2010 на Wayback Machine
- ↑ «Хотя и другие египетские города расположены высоко, однако, по-моему, самые значительные насыпи находятся у города Бубастиса. В этом городе стоит знаменитый храм [богини] Бубастис. Есть, правда, и другие ещё более обширные и великолепные святилища, но ни одно из них так не радует взор, как этот храм.» Геродот, 2. 156
- ↑ Древний Египет. Энциклопедия. — «Арт-Родник», 2008.
- ↑ 1 2 Геродот. 137, 59, 60 // Книга 2: Евтерпа / Перевод и примечания Г. А. Стратановского. — История.
- ↑ Naville E. Bubastis (1887—1889).
- ↑ «MDAIK II» (Ежегодник Германского археологического института в Каире № II).
- ↑ Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. — М.: Наука, 1976.
Источник
Культ богини Бастет имел большое значение для мифологии древнего Египта. Бастет – богиня Луны, домашнего очага, брака, деторождения, плодородия, сексуальных утех, защиты от болезни, врачевания и, конечно, всех кошек.
Кошка – издавна ночное и таинственное животное, ее загадочные глаза, грациозность и мягкая поступь вызывали у людей чувство восхищения, смешанное со страхом. О культе кошек упоминает еще Геродот, эти независимые и свободолюбивые животные тем не менее всегда были около человека.
Египтяне обожествляли кошек, они были главными в доме. Даже верховный египетский бог Амон-Ра изображался с сопровождении кошки или даже сам бог представал в виде огненно-рыжего кота. За убийство кошки человек карался смертной казнью.
Изображения черных кошек красовались на домах как средство защиты от болезней, врачи же изображения кошек помещали на двери своих домов как символ профессии.
Этимология имени
Имя «Баст» состоит из древнеегипетского “bas-” и окончания “-t”, которое обозначало принадлежность к женскому роду. Возможно также, что это имя произошло от “Бес” (другого древнеегипетского божества, который тоже связан с кошками).
Этимологическое значение точно не определено, существует версия в книге Стивена Кирка из источника «Древнеегипетская религия». Согласно ей «баст» трактуется как «та, что из банки с притираниями». Это может быть верным отчасти, так как богиня была связана с защитными мазями.
Изображение
Бастет изображалась в виде женщины с головой кошки, у ее ног сидели четыре маленьких кошки. В правой руке она держит систрум (это древний музыкальный инструмент-трещотка, который имел рукоятку в виде изображения кошки с человеческим лицом), а в другой – зеркало. Бастет одета в одежду зеленого цвета.
Отождествления
Первоначально Бастет – дочь верховного бога Ра и Исиды, его Око и помощница.
Впоследствии Бастет отождествлялась с Сехмет – богиней-львицей. Это темная сторона богини. Еще позднее Баст принимала облик Мут и Хаткор (богини любви). В самый поздний период Баст – добрая богиня, олицетворяющая любовь, музыку, плодородные силы, отождествлялась с Исидой.
Сын Бастет Махес – бог непогоды и бурь, изображался в виде камышового кота. Муж – Бес. Сестра – Нут – богиня Луны. Также и Бастет связана с лунной сферой и обладала способностью к реинкарнации (отсюда и связь с другой лунной богиней Пашт).
Отождествлялась с греческой богиней Артемидой (также и с Афродитой).
Легенда
Согласно легенде Бастет была обманута богом Ра, удалилась из Египта и приняла облик воинственной Сехмет – львиноголовой богини чумы и войн. Затем на территории Египта начался мор и различные бедствия, неурожай. Тогда Ра послал к Сехмет двух павианов, которые стали рассказывать ей о родной земле. Наслушавшись этих рассказов, богиня отправилась на родину и кака только ступила в воды озера приняла облик Бастет, а затем богини любви Хаткор.
Царство Бастет
Центр культа Бастет – священный город Бубастис (время расцвета относится к X-VII вв. Фараон Шешонк I расположил в этом городе свою столицу, оттуда культ богини Бастет распространился по всей стране.
Греческий историк Геродот, который побывал в этом городе, рассказывает о построенном там великолепном храме, посвященном Бастет. Здесь жили тысячи кошек, за которыми смотрел специальный, уважаемый всеми жрец. В красиво украшенном зале, окруженном рвом с водой, возвышалась метровая статуя богини.
Культ кошек
Бастет и ее многочисленные помощники –кошки – считались защитниками и от темных сил. Изображения кошек украшали двери домов египтян – так они
отводили смерть от своих хозяев. Эти изображения были как могущественные амулеты как для защиты от потусторонних сил, так и средство для активизации сексуальной активности, любовных чар.
Изначально культ связывался с их способностью истреблять грызунов и змей.
Особо ценились кошки с черным окрасом и трехцветные. Кошки как символ Вечности, ее тело лежит, свернувшись клубком, и голова и хвост соприкасаются.
Кошки были в каждом доме, их ценили, они были настоящими хозяевами, их впускали первыми в дом и, наоборот, первыми выносили из дома во время пожаров. Даже дети были менее ценны, чем кошки в жизни египтян.
За убийство кошки человека забрасывали камнями на улице. Когда кошка умирала, то ее бальзамировали, отпевали, а потом долгое время носили траур по ней: ходили в черных одеждах и выщипывали себе брови. Мумию кошки в погребальном платье погружали в специальный гроб из дерева, затем хоронили на «кошачьем» кладбище в Бубастисе. Чтобы кошка «не скучала», к ней в могилу подкладывали игрушки и мумии мышек. По поверью египтян, сделав все это, они могли ожидать, что кошка явится вновь в свое тело.
В битве с Персами египтяне проиграли благодаря тому, что хитрые персы повесили кошек на щиты, соответственно египтяне не стали сражаться и отступили.
В наши дни кошек хоть и не так почитают, как в Древнем Египте, но все же любят по всему миру. Они – полноправные хозяева дома, ласковые и нежные зверьки, которые все чувствуют и понимают, если «говорить» с ними на одном языке. И также, несмотря на независимый характер, эти животные остаются верны людям. Таким образом, культ их и сейчас существует…
Примечательно, что на арабском языке кошка имеет 19 наименований, из которых только три заимствованы из других языков. Больше наименований имеет только лев – 21.
Источник
«О чудесная кошка, дарованная навеки»
Надпись на обелиске в Небре, Древний Египет.
Нигде и никогда, ни в одной стране мира кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Воистину, это был золотой век в истории этого животного, время почитания и обожествления. Культ поклонения кошке появился в один из самый ранних периодов древнеегипетской истории. Упоминания об их божественности встречаются ещё во времена второй династии древних царств. Кошек продолжали почитать ещё очень и очень долго.
Немногим позднее, после объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью одного царя, сформировался весьма значительный и влиятельный культ богини-кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Ее изображали как женщину с головой кошки, и она входила в «священную девятку» (девять верховных богов Египта).
Баст, или Бастет, — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага
Уподобляемая солнечному и лунному свету, царственная Баст была наделена властью открывать зарю нового дня. На обелисках и основаниях статуй богини высекались священные тексты-молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца».
Была у египтян ещё одна богиня, имеющая непосредственное отношение к кошкам. Это львица Сохмет (или Муут), могучая, великая владычица пустыни. Грозная и беспощадная богиня войны и палящего солнца. В состоянии ярости она превосходила все рати врагов. Её оружием были знойные ветры самума и стрелы, которыми она поражала сердца врагов.
Сехмет, Сахмет, Сохмет («могучая») . Обладала характером, не поддающимся контролю.
В одном из древних мифов о наказании непокорных людей богом Ра Сохмет превзошла все дозволенные границы и устроила беспощадную резню людей. Испугавшись, как бы Сохмет вовсе не истребила всех людей, боги пролили на землю красное вино. Приняв его за кровь, Сохмет набросилась на него, опьянела и уснула, прекратив бойню.
Несмотря на гневливый характер, она была хранительницей мира и защитницей людей. К Сохмет возносили молитвы в минуты опасности и просили зашиты от врагов.
Религиозным центром поклонения богине-кошке был город Бубастис недалеко от дельты Нила. По описаниям древнегреческого историка Геродота, там находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Баст. А в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в ее честь был воздвигнуто главное святилище храма Баст. Там возвышалась огромная статуя богини, высеченная из дорогого ассуанского мрамора. Во время ежегодных религиозных празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила.
В подобном обожествлении проявилось восхищение египтян чистоплотностью кошки, её заботой о котятах. Кроме того, загадочный ночной образ жизни, светящиеся во мраке глаза и невероятная способность мгновенно и бесшумно исчезать и появляться, неслышно ступая мягкими лапками. Всё это вызывало удивление, смешанное со страхом. Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым характером и независимостью. Ведь она хоть и живёт рядом с человеком, но в то же время гуляет сама по себе и вхожа в иной, потусторонний мир.
Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели.
Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, чтобы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.
Почти в каждой семье простых египтян была дома кошка. За ней ухаживали, как за самым дорогим существом. Если, не допусти Боги, в доме начинался пожар, кошек выносили из огня в первую очередь, раньше, чем детей. Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями. Члены семьи, скорбя о ее утрате, надевали траурные одежды, пели погребальные песни и брили головы и брови в знак траура. Умерших кошек оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и мумифицировали, используя бальзам. Только тогда, согласно верованиям и представлениям о загробной жизни, душа их любимицы могла возродиться в новом теле после смерти. Чтобы кошка хорошо себя чувствовала в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки, любимые ею при жизни, и даже мумии мышек.
Кошки богачей заворачивались в тканое льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках.
В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенных саркофагах. Всего археологами было обнаружено около 300 тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй – четвёртой династии (III тысячелетие до н. э).
фото древней мумии кошки, найденной в Египте
Закон был так же на стороне этого священного животного. За убийство кошки, даже непредумышленное, грозило суровое наказание вплоть до смертной казни.
Поклонение кошке однажды подвело египтян. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако персидский царь Камбиз прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Им был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы каждая хорошо была видна. (По другой версии, кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах.)
Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с привязанными кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить священных животных. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего высокого положения вплоть до завоевания страны греками.
Кошка породы Египетская мау
Что интересно. Распространению кошек за пределы страны препятствовали сами египтяне. Вывозить кошку из Древнего Египта строжайше запрещалось. Это означало похитить собственность фараона и было тягчайшим преступлением. Чем оно каралось, думаю, говорить не стоит. Когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в других землях находили домашних кошек, они покупали или крали их, чтобы вернуть тех обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.
Египетские художники постарались изобразить священное животное в любых формах на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались «утчат» и являлись символом плодородия. Молодые девушки страстно молили богиню Баст об исполнении их желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.
Не забывайте лайкать и подписываться на наш канал, удачи вам и вашим котам!
Оригинал статьи: https://kotobormot.ru/bozhestvennye-koshki-v-drevnem-egipte/
Смотрите также
Источник