Какую богиню египтяне изображали в образе кошки
У этого термина существуют и другие значения, см. Баст (значения).
Баст | |||
---|---|---|---|
| |||
богиня кошек, Нижнего Египта, солнца и луны, радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, рождаемости и домашнего очага, защиты от заразных болезней, злых духов и войны | |||
Мифология | Древнеегипетская | ||
Латинское написание | Bastet, Bast | ||
Пол | женский | ||
Отец | Ра | ||
Мать | Хатхор | ||
Брат | Хонсу | ||
Сестра | Нут | ||
Дети | Махес | ||
Культовый центр | Бубастис | ||
Атрибуты | систр | ||
Животное | кошка, львица | ||
Отождествления | Сехмет | ||
В эллинизме | Артемида, Афродита | ||
Медиафайлы на Викискладе |
Баст, или Бастет (егип. bȝstt) — древнеегипетская богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага и кошек, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы. Баст — ба богини Изиды.
Имя[править | править код]
Баст — вариант произношения имени, принимаемый большинством современных египтологов. Древнеегипетское слово «bȝstt» (‘ȝ’ — алеф) состоит из «bȝst-» и женского окончания «-t». Древние египтяне не записывали гласные звуки, поэтому слово могло звучать «Баст» или «Бастет»[1]. Возможно, имя произведено от имени «Бес» — аналогичного божества мужского пола.
Мифология[править | править код]
Отец её — Солнце; мать — Хатхор-Луна. Богиня небес Нут — её сестра, а Хонсу — брат.
Атрибут Баст — музыкальный инструмент систр. Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр, а у её ног располагались четыре котёнка. Так олицетворялась египтянами богиня плодородия. Сын Баст — Махес.
Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная).
К концу Древнего царства в некоторых случаях Баст отождествлялась с Сехмет и Тефнут, в Новом царстве — с Мут и Хатхор. Бастет (греч. Бубастис) отождествлялась греками с Артемидой[2][3] (реже — с Афродитой)[4].
Культ[править | править код]
Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества. Хозяева даже сбривали брови в память об умершей кошке, а случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями. И даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Бастет[5].
Расцвет её почитания начинается со времени XXII династии (с X века до н. э.), хотя известны и более древние упоминания храма богини (начиная как минимум с Аменемхета I в XX века до н. э.), также исследователи не исключают, что поклонение самой Бастет зародилось в городе ранее II тысячелетия до н. э.
Центр культа Баст, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X—VIII веках до н. э. — город Бубастис. Верховный жрец богини Бастет носил титул Ур-суну — «Великий врачеванием»[6]:112.
Геродот описал святилище Баст следующими словами[7]:
Оно целиком, за исключением входа, лежит на острове. Ведь из Нила ведут два канала, до входа в святилище идущие отдельно. Они обтекают храм с обеих сторон. Каждый канал шириной в 100 футов и осенён деревьями. Преддверие же высотой в 10 оргий и украшено замечательными статуями в 6 локтей вышины. А святилище расположено посреди города, и вид на него открывается из всех частей города. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своём прежнем месте, то поэтому оно и доступно обозрению [из города] со всех сторон. Оно ограждено стеной, украшенной рельефами, а внутри его — роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. Длиной и шириной священный участок с каждой стороны в одну стадию. От входа ведёт дорога, мощённая камнем, около 3 стадий длиной, через городскую рыночную площадь на восток. Ширина её 4 плефра. По обеим сторонам дороги стоят высокие до небес деревья.
В Бубастисе существовал также некрополь мумифицированных кошек, посвящённых Баст (найден в 1887—1889 годах египтологом Э. Навиллем)[8]. Также немецкие археологи подтвердили наличие здесь кремационных печей для кошек[9].
- Бастет в разных ипостасях
Бронзовая статуэтка кошки (ок. 664 – 610 годы до н.э.), Лувр
Уаджит-Баст со львиной головой, солнечным диском и уреем Уаджит, ок. 664 – 332 до н. э.
Фестиваль Баст[править | править код]
Геродот рассказывает о популярном среди прочих фестивале в честь богини-кошки Баст, когда люди плывут по реке, играют на систрах и флейтах, хлопают в ладоши и поют[7]:
Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвёртые стоят и задирают [подолы] своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700000 людей обоего пола, кроме детей.
Хотя приведённая Геродотом цифра в 700 тысяч празднующих явно преувеличена, вероятно, празднество было значительным не только для жителей города, но и для посещающих его паломников со всего Древнего Египта[10].
См. также[править | править код]
- Кошки в Древнем Египте
- Сехмет
Примечания[править | править код]
- ↑ Raymond Faulkner, Concise Dictionary of Middle Egyptian, David Brown Book Co.
- ↑ Бубастида, богиня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ «У египтян Аполлон называется Ором, Деметра — Исидой, а Артемида — Бубастис.» Геродот, 2. 137.
- ↑ Рак И. В. «Египетская мифология» // Именной и предметный справочник-указатель. — Издание 2-ое, переработанное и дополненное. — СПб.: «Журнал „Нева“», Летний сад, 2000. — 3000 экз. Архивная копия от 10 октября 2010 на Wayback Machine
- ↑ «Хотя и другие египетские города расположены высоко, однако, по-моему, самые значительные насыпи находятся у города Бубастиса. В этом городе стоит знаменитый храм [богини] Бубастис. Есть, правда, и другие ещё более обширные и великолепные святилища, но ни одно из них так не радует взор, как этот храм.» Геродот, 2. 156
- ↑ Древний Египет. Энциклопедия. — «Арт-Родник», 2008.
- ↑ 1 2 Геродот. 137, 59, 60 // Книга 2: Евтерпа / Перевод и примечания Г. А. Стратановского. — История.
- ↑ Naville E. Bubastis (1887—1889).
- ↑ «MDAIK II» (Ежегодник Германского археологического института в Каире № II).
- ↑ Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. — М.: Наука, 1976.
Источник
«О чудесная кошка, дарованная навеки»
Надпись на обелиске в Небре, Древний Египет.
Нигде и никогда, ни в одной стране мира кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Воистину, это был золотой век в истории этого животного, время почитания и обожествления. Культ поклонения кошке появился в один из самый ранних периодов древнеегипетской истории. Упоминания об их божественности встречаются ещё во времена второй династии древних царств. Кошек продолжали почитать ещё очень и очень долго.
Немногим позднее, после объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью одного царя, сформировался весьма значительный и влиятельный культ богини-кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Ее изображали как женщину с головой кошки, и она входила в «священную девятку» (девять верховных богов Египта).
Баст, или Бастет, — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага
Уподобляемая солнечному и лунному свету, царственная Баст была наделена властью открывать зарю нового дня. На обелисках и основаниях статуй богини высекались священные тексты-молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца».
Была у египтян ещё одна богиня, имеющая непосредственное отношение к кошкам. Это львица Сохмет (или Муут), могучая, великая владычица пустыни. Грозная и беспощадная богиня войны и палящего солнца. В состоянии ярости она превосходила все рати врагов. Её оружием были знойные ветры самума и стрелы, которыми она поражала сердца врагов.
Сехмет, Сахмет, Сохмет («могучая») . Обладала характером, не поддающимся контролю.
В одном из древних мифов о наказании непокорных людей богом Ра Сохмет превзошла все дозволенные границы и устроила беспощадную резню людей. Испугавшись, как бы Сохмет вовсе не истребила всех людей, боги пролили на землю красное вино. Приняв его за кровь, Сохмет набросилась на него, опьянела и уснула, прекратив бойню.
Несмотря на гневливый характер, она была хранительницей мира и защитницей людей. К Сохмет возносили молитвы в минуты опасности и просили зашиты от врагов.
Религиозным центром поклонения богине-кошке был город Бубастис недалеко от дельты Нила. По описаниям древнегреческого историка Геродота, там находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Баст. А в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в ее честь был воздвигнуто главное святилище храма Баст. Там возвышалась огромная статуя богини, высеченная из дорогого ассуанского мрамора. Во время ежегодных религиозных празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила.
В подобном обожествлении проявилось восхищение египтян чистоплотностью кошки, её заботой о котятах. Кроме того, загадочный ночной образ жизни, светящиеся во мраке глаза и невероятная способность мгновенно и бесшумно исчезать и появляться, неслышно ступая мягкими лапками. Всё это вызывало удивление, смешанное со страхом. Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым характером и независимостью. Ведь она хоть и живёт рядом с человеком, но в то же время гуляет сама по себе и вхожа в иной, потусторонний мир.
Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели.
Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, чтобы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.
Почти в каждой семье простых египтян была дома кошка. За ней ухаживали, как за самым дорогим существом. Если, не допусти Боги, в доме начинался пожар, кошек выносили из огня в первую очередь, раньше, чем детей. Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями. Члены семьи, скорбя о ее утрате, надевали траурные одежды, пели погребальные песни и брили головы и брови в знак траура. Умерших кошек оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и мумифицировали, используя бальзам. Только тогда, согласно верованиям и представлениям о загробной жизни, душа их любимицы могла возродиться в новом теле после смерти. Чтобы кошка хорошо себя чувствовала в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки, любимые ею при жизни, и даже мумии мышек.
Кошки богачей заворачивались в тканое льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках.
В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенных саркофагах. Всего археологами было обнаружено около 300 тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй – четвёртой династии (III тысячелетие до н. э).
фото древней мумии кошки, найденной в Египте
Закон был так же на стороне этого священного животного. За убийство кошки, даже непредумышленное, грозило суровое наказание вплоть до смертной казни.
Поклонение кошке однажды подвело египтян. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако персидский царь Камбиз прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Им был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы каждая хорошо была видна. (По другой версии, кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах.)
Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с привязанными кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить священных животных. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего высокого положения вплоть до завоевания страны греками.
Кошка породы Египетская мау
Что интересно. Распространению кошек за пределы страны препятствовали сами египтяне. Вывозить кошку из Древнего Египта строжайше запрещалось. Это означало похитить собственность фараона и было тягчайшим преступлением. Чем оно каралось, думаю, говорить не стоит. Когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в других землях находили домашних кошек, они покупали или крали их, чтобы вернуть тех обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.
Египетские художники постарались изобразить священное животное в любых формах на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались «утчат» и являлись символом плодородия. Молодые девушки страстно молили богиню Баст об исполнении их желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.
Не забывайте лайкать и подписываться на наш канал, удачи вам и вашим котам!
Оригинал статьи: https://kotobormot.ru/bozhestvennye-koshki-v-drevnem-egipte/
Смотрите также
Источник
Как я уже писала ранее (“Древний Египет. Пантеон богов и культ смерти”), у древних египтян сложился весьма своеобразный комплекс верований, культов и ритуалов, связанных с ним. О том, что эти верования имеют очень древние корни, уходящие в глубь веков, говорят изображения египетских богов, которые сохранили черты животных.
Пантеон древнеегипетских богов
То есть, в этих представлениях о богах оказались живы отголоски тотемизма – веры в связь человека с животным-предком. Впоследствии это особое отношение к некоторым представителям фауны вылилось в их почитание, как воплощение божеств. В результате это привело к сложению культа особо почитаемых животных.
Священные животные. Настенная роспись в Древнем Египте.
Нужно отметить, что в разных областях Египта почитались разные животные. Иногда то, что было священным в одном номе (ном, номос – греческое и римское название административной единицы в Древнем Египте), считалось вредоносным в другом. Бывало, что один и тот же бог в разных районах страны, связывался с различными животными. Таким образом, когда Египет стал централизованным государством, у некоторых богов оказалось несколько животных-ипостасей, доставшихся им в наследство от бывших локальных мест обитания.
Например, всем известный бог солнца, под разными именами, и в разных ипостасях, мог ассоциироваться с соколом, коршуном, жуком скарабеем, быком-Аписом, бараном, котом и т.д.
Поклонение богу Солнца в виде быка и коршуна. Древнеегипетская стела.
К числу почитаемых животных относились гиппопотамы и крокодилы, олицетворявшие воды Нила.
Рельеф с изображением схватки гиппопотама и крокодила.
Быки и бараны, символизировали плодородие и связывались с солнечной животворящей энергией.
Аллея сфинксов с бараньими головами. Древний Египет.
Лягушки и скарабеи, считались самовоспроизводящимися, и ассоциировались с солнцем, чудесным образом возрождающимся к жизни каждое утро.
Скарабей – символ утреннего солнца Хепри.
Корова почиталась как богиня Неба (Нут), рождающее Золотого Теленка-Солнце, и была связанная с культом материнства. Обратите внимание, что с коровьими рогами, изображаются, например богини Хатор (Хатхор) и Исида.
Богина Хатор. Настенная роспись. Древний Египет
Пустыня, запад и смерть – были для египтян явлениями одного порядка – связывались с образом шакала или дикой собаки, и в этом образе представал бог Анубис.
Изображение Анубиса в виде собаки.
Не трудно догадаться, что птицы, чей полёт был особенно высок, ассоциировались с солнечным божеством.
Изображение бога солнца в виде сокола. Пектораль. Древний Египет.
Ибис и павиан – считались животными степенными, а значит мудрыми, потому они стали воплощением бога знаний Тота.
Бог Тот в виде Ибиса. Настенная роспись из гробницы.
Это, разумеется, не полный и не исчерпывающий список священных животных Древнего Египта..
Однако, пожалуй, самыми не просто почитаемыми, а любимыми в Древнем Египте были кошки. Вот о них то я и расскажу чуть подробнее.
Статуэтка Кошки – воплощение богини Бастет.
Долгое время считалось, что впервые одомашнили кошек именно жители Древнего Египта. Прекрасные охотники за грызунами – они помогали сберегать запасы зерна от вредителей. Кроме того, кошачьи были известны и как змееборцы. Это делало их присутствие рядом с человеческим жильем и хозяйством весьма выгодным.
Изображение кота в гробнице Небамона.
Начав приручение кошек, египтяне быстро заметили их природный ум, независимость, ловкость. Кроме того, оказалось, что они испытывают привязанность к жилищу, и способны на проявление нежности и ласки к своим хозяевам. В результате этих зверьков стали держать не только как охрану от мышей, крыс и змей, но и как домашних мягких любимцев, и даже, ходили с ними на охоту!
Интересно, что египтяне, звали своих питомцев словом-звукоподражанием, которое звучит, как «миу», о чём говорят иероглифы. Собственных имён кошкам не давали, но есть свидетельство, относящееся ко времени правления фараона Тутмоса III (1479-1425 гг. до н. э.), о кошечке по имени Nedjem, что можно перевести, как «милая», «приятная». Она считается первой кошкой, с личной кличкой, зафиксированной в письменных источниках.
Саркофаг кошки принца Тутмоса Та-миу
Эти ловкие, грациозные и красивые животные, так полюбились египтянам, что заняли почётное место среди священных животных, связанных с культом богов.
Богиня-львица Сехмет (Сохмет)
Нужно отметить, что многие божества Египта древности ассоциировались с кошачьими, в частности, с львами – Сехмет, Тефнут, Мафдет. С телом льва изображались мифические сфинксы.
Древнеегипетский сфинкс
И даже бог солнца Ра, иногда изображался в виде обаятельного рыжего кота, побеждающего в царстве тьмы своего противника, змея Апопа.
Ра, в виде Кота, сражается со змеем Апопом.
Со временем, кошка нашла своё собственное божество и стала прочно соотносится с богиней Баст (Бастет). И, как положено, богиня эта наделялась теми же чертами, что и животное, посвященное ей, то есть это была богиня любви, красоты, радости, чувственных наслаждений, деторождения.
Статуэтка с изображение богини-кошки Баст (Бастет).
Особенно она почиталась в древнем городе Бубаст (Бубастис), где находился большой храм, посвящённой этой богине. Сюда ежегодно стекались тысячи паломников, чтобы провести церемонии, выразить почтение Баст, и захоронить своих умерших питомцев.
Дж. Р. Вегелин. Погребальный обряд кошки
Об особом отношение Египтян к кошкам писал древнегреческий историк Геродот. По его словам, кошек содержали в домах, во дворцах и в храмах, окружая их всевозможным почтением и роскошью. Богатые семьи нанимали специальных служителей, для ухода за своими домашними кошками. Такая должность считалась почётной и передавалась по наследству.
Если вдруг случался пожар, то прежде всего спасали этих животных. Убийство кошки каралось смертью, даже если оно было неумышленным. Когда домашний любимец умирал, то члены семьи, в знак траура, который длился 70 дней, сбривали брови. Тельце же умершего зверька мумифицировали (что было весьма затратно для семьи) и хоронили в специальных склепах. Огромное количество находимых в Египте таких мумий, говорят о том, что культ кошек был всеобщим, и едва ли не самым популярным.
Мумии египетских кошек
Интересный факт – в 1888 году простой житель Египта случайно обнаружил гробницу, в которой хранилось около 80 000! мумий кошек!
Мумия египетской кошки
Тот же Геродот сообщал, что в Древнем Египте существовал запрет на вывоз кошек за границу. Однако иностранцы иногда прибегали к воровству этих зверьков, и существовала их контрабанда. Египтяне же, всегда старались разыскать воров и вернуть кошек на родину!
Существует забавный исторический анекдот, о том, что однажды особым отношением к кошкам египтян, воспользовались персы, которые вторглись в египетские земли в 525 г. до н. э. Предание гласит, что хитрые захватчики привязали к своим щитам этих зверушек, и египетские воины, под предводительством фараона Псамметиха III, не смогли продолжать военные действия, чтобы не причинить священным кошкам вред.
Поль Мари Ленуар “Царь Камбис II во время осады Пелуссии”
Любовь к кошкам, и почитание их в качестве воплощения божества, привело к тому, что они стали весьма популярным объектом изображений в искусстве. Множество статуэток кошек, рисунков с этими животными встречаются среди древнеегипетских артефактов, находимых в гробницах. Таким образом, кошка-Баст, сопровождала хозяина (а чаще всего хозяйку) захоронения в загробный мир, выполняя охранную функцию.
Кошка, сопровождает хозяйку в загробный мир. Роспись из гробницы.
Культ священных животных в Древнем Египте просуществовал несколько тысячелетий, пока это государство не стало частью могущественной Римской империи, в которой была собственная религиозная система. Тогда местные верования стали постепенно вытеснятся и совсем сошли на нет в первые века нашей эры.
Но не кажется ли вам иногда, что ваш домашний кот любимец, ведет себя с вами так, как-будто он точно знает, кто здесь божество, а кто жрец, который обязан прислуживать ему со всевозможным почтением? :))))
Об особенностях древнеегипетской культуры и искусства читайте в следующих моих статьях, посвящённых этой теме:
Как заговорили древнеегипетские иероглифы.
Древний Египет. Пантеон богов и культ смерти.
Тайны пирамид.
Великие храмы.
Искусство на службе у мёртвых. Скульптура.
Искусство на службе у мёртвых. Живопись.
Амарнский период.
Священные животные. Культ кошек.
Источник