Какое значение имеет движение в жизни кошки

Какое значение имеет движение в жизни кошки thumbnail

Живые организмы

Чем живые организмы отличаются от неодушевленных предметов? Вопрос до сих пор обсуждается учеными. Вы наверняка скажете: движением! И будете правы. Отчасти. На самом деле на первое место ставят такие признаки, как особенности строения, обмен веществ, рост, размножение, раздражимость, саморегуляция. И седьмым из девяти критериев называют способность к движению — локомоцию (от лат. locus — «место» и motio — «движение»), целенаправленное перемещение живых существ в пространстве: плавание, полет, ходьба, бег, лазание…

Вода

Несмотря на то что вода — это колыбель всего живого, в настоящее время на 13 сухопутных животных приходится только один водный житель. Плотность воды больше воздуха в 800 раз, а вязкость — в 55 раз. А еще в воде действует так называемая архимедова сила, которая выталкивает из нее тела. Такие условия привели к развитию всевозможных адаптаций живущих в ней организмов и, конечно, к разным способам локомоции. И некоторые животные научились плавать очень быстро!

МлекопитающиеМлекопитающие

Локомоторные органы у разных групп животных разного происхождения имеют сходное строение, определяемое свойствами среды. Конечности дельфинов и китов, похожие на плавники, вовсе не свидетельствуют об их родстве с рыбами.

Самый лучший пловец

МуренаМурена

Некоторые животные, имеющие длинное червеобразное тело, перемещаются в воде ползая. Ну, например, мурены, угри, миноги, миксины. Такой способ передвижения зародился очень-очень давно, еще в водном грунте. Бывали случаи, когда угри переползали по земле из одного водоема в другой прямо по росистой траве.

Многие перемещаются за счет ундуляции (феномена распространения ударной волны через жидкость, скопившуюся в одной из крупных полостей организма, на стенку полости). Вот скат. У него необычные волнообразные движения мантии, которая образована боковыми плавниками, сросшимися с головой. Это и есть ундуляция. Причем, если скат ундулирует в горизонтальной плоскости, то рыба-нож — в вертикальной.

У рыб есть несколько способов перемещения в водной среде, и все благодаря плавникам, в том числе хвостовому. А конечностей у рыб только две — это боковые плавнички. Они могут быть маленькими, как у тех, кто перемещается за счет ундуляции, или такими огромными, что даже позволяют рыбам выскакивать из воды и совершать машущий полет (летучие рыбы).

Так, группер, которого называют «каменный окунь», живет среди камней, среди скал, ему не нужна большая скорость, ему нужен резкий рывок и резкий тормоз. Поэтому у него большие плавники, как паруса. И совершенно другие плавники у стремительного хищника карангоса, родственника самых быстрых тунцовых рыб, таких как марлин или рыба-меч, развивающих скорость почти 100 км/ч.

Самый гибкий прыгун

Кальмары, осьминоги и медузыКальмары, осьминоги и медузы

Представьте себе воздушный шарик. Вот вы надуваете его, надуваете, а потом отпускаете — и он устремляется прочь на огромной скорости. Это сработала реактивная тяга. Ее используют и некоторые животные в водной среде. Набирая воду во внутреннюю полость и с силой выбрасывая ее через раскрывающееся отверстие, движутся личинки стрекоз и жуков-плавунцов, головоногие моллюски (кальмары, осьминоги) и некоторые медузы. Люди поняли этот принцип и использовали его для создания реактивных двигателей.

А как передвигается рак? Под водой он ходит на своих конечностях, но точно так же может ходить по земле. Где ему проще двигаться быстрее? На суше — там, где нет сопротивления воды? Вроде бы да. Но на суше рак не способен на некоторые свои трюки. Стоит опустить руку в банку — и он словно взлетает, как реактивный самолет. Как он это делает? Да очень просто: его хвост — это же весло! Один гребок — и рак совершает резкий бросок в сторону и спасается от преследования.

Земля. Воздух

Одной из важнейших характеристик наземно-воздушной среды является большой удельный вес организмов, который в воде компенсируется архимедовой силой. Приспосабливались к этому животные по-разному.

Самый быстрый ползун

Змея

Когда сформировалась суша, первыми стали выбираться на нее те, кто жил в донном грунте, поскольку среды обитания с подземной очень схожи. Скорее всего, это были различные черви. Но вот что интересно: змея, имея подобное длинное тело, лишенное конечностей, использует принципиально иной способ локомоции. Кстати, у предков змей конечности были, так что это более продвинутая в эволюционном плане конструкция. Ведь змеи умеют буквально ходить на ребрах! Ребра у змей начинаются от шеи и заканчиваются в основании хвоста. А еще у них есть брюшные щитки. Если тело покрыто небольшими черепицевидными щитками-чешуйками, то на брюхе щитки поперечные. Как гусеницы у танка или у трактора. И змее для того, чтоб передвигаться, не обязательно изгибаться, она может двигаться за счет щитков и перебирания ребрами абсолютно прямо.

Гигантская африканская улиткаГигантская африканская улитка

А вот возьмем улиток. Гигантскую африканскую улитку называют улиткой Гулливером, а научное ее название — ахатина. Ползет она на своей единственной ноге, и потому такие моллюски называются брюхоногие. Ахатина передвигается по суше точно так же, как передвигаются в водной среде похожие на нее водные улитки, например всем известные рапаны или прудовики. Среда другая, но принцип тот же — за счет сокращений мышц ноги.

Самый скоростной бегун

Медведь и гепард (слева)Медведь и гепард (слева)

Как ходят люди? На ногах. Называется это стопохождение. Кроме нас стопохождение наблюдается у некоторых других млекопитающих: других приматов, медведей, ежей, землероек и большинства грызунов. Только они, конечно, ходят на четырех лапах. Стопохождение не отличается особой быстротой (хотя, медведь может развивать скорость до 50 км/ч), но гарантирует устойчивость и маневренность.

А как быть тем животным, что живут на открытых пространствах и которым нужно бегать именно быстро и долго, — лошадям, антилопам? На ногах у них копыта — бывший коготь далекого предка лошади! Такой способ локомоции называется пальцехождение, или фалангохождение. Правильно, он есть и у быстроногих хищников. Например, у гепарда каждая лапа опирается на четыре пальца, при этом когти не втягиваются, как у других кошек, а работают как шипы на спортивной обуви — шиповках.

В животном мире есть и совсем необычные бегуны: плащеносная ящерица или птица чомга могут очень быстро бегать по воде, как по земле, и не тонуть!

А теперь давайте разберемся, чем бег отличается от ходьбы.

Ходьба — когда у животного, имеющего четыре конечности, только две отрываются от земли.

Бег — в этом случае все конечности, будь их четыре или две, отрываются от почвы.

Далее идут прыжки и, наконец, лазанье.

Песчаный удавчикПесчаный удавчик

Отдельно можно выделить плавание, только не в воде, а в сыпучем грунте (например, в песке, где можно даже утонуть). Перед вами песчаный удавчик, который может нырять в песок и перемещаться в его толще, а на поверхности остаются только глаза — поэтому они и расположены у него на самом верху головы.

Самый цепкий альпинист

Вспомните картину, как испуганная кошка стрелой взлетает на вершину дерева, а потом не может спуститься. К сожалению, довольно часто случается. Если бы кошка окончательно переселилась на деревья (как белка), она наверняка тоже научилась бы бегать по стволу, как по полу, и вверх головой, и вниз — через несколько миллионов лет. У многих животных со временем появились оригинальные альпинистские приспособления: от острых коготков до присосок и сложнейших щеточек на пальцах.

Хамелеон Хамелеон

А у некоторых животных (например, у бинтуронгов или паукообразных обезьян) хвост превратился в пятую конечность. Такую же цепкую, как рука! Они могут подолгу висеть со свободными руками и ногами, обхватив ветку только одним хвостом! А как некоторым приматам, например гиббонам, удается летать с дерева на дерево, причем с такой скоростью, что человек их бегом по земле не догонит? Ведь у них нет хвостов! При помощи двух передних конечностей. Такой вид передвижения называется брахиация — способность перемещаться с одной опоры на другую, раскачиваясь на руках.

И она оказалась едва ли не самым быстрым способом перемещения по кронам деревьев. Но этот стиль освоили лишь немногие. А как же быть тем жителям лесов, которым приходится перемещаться по вертикальным поверхностям, да еще и головой вниз?

Первый способ вертикального перемещения нам показывают квакши или древолазы: у них на каждом пальчике по присоске. А липкая слизь, которую выделяет все тело, облегчает задачу: лягушка прилипает к поверхности, и нагрузка на присоски значительно уменьшается. Гекконы тоже используют принцип прилипания. А хамелеон — типичный представитель группы, в которой особи обхватывают ветки конечностями.

Самый быстрый летун

СоколСокол

Применить реактивную тягу на суше никто из животных не смог. В воздухе, при полете, им приходится использовать только мышечную тягу и подъемную силу крыла. Все начиналось с прыжка, он позволил оторваться от земли. А потом… Потом было что? Да, полет, но какой полет? Сначала только планирующий. Летать умеют змеи и ящерицы, заметно уплощая свое тело. Даже обычная белка в длинном прыжке может изменить направление своего полета движением пышного хвоста, который работает как руль.

Но настоящими покорителями воздуха стали насекомые и птицы. При этом, несмотря на то, что некоторые птицы научились даже зависать в воздухе, как мухи или стрекозы, механизмы полета у разных групп животных существенно различаются. Однако несмотря на то, что некоторые летуны могут целые сутки проводить в воздухе, нет таких животных, которые освоили бы воздушную среду полностью, жили бы в ней как «рыбы в воде», обходясь без посадок на твердую поверхность.

Одним птицам, например стрижам, нужна скорость, другим, например альбатросам, — неспешный, но очень долгий полет, третьим — маневренность. Вот трясогузка со своим длинным хвостом тем не менее довольно ловко управляется с насекомыми. Для каждого вида полета свои приспособления, напоминающие части и детали самолетов: крыло, закрылки, предкрылки и, конечно, хвост.

Есть у птиц и другие суперспособности. У тех же стрижей, например. Если на дворе бушует ураган и вы думаете, что птички где-то там спят в теплом домике, пережидая непогоду, — это не так. Стрижи очень часто забираются выше облаков в плохую погоду. Там светит солнышко. Они впадают в некое подобие коматозного состояния, а с улучшением погоды выходят из него и возвращаются на землю. При этом стрижи могут находиться в непрерывном полете более девяти суток подряд!

Кстати, эволюция локомоции в животном мире еще далеко не завершена. Ведь мир живой природы находится в непрерывном движении!

Источник: www.moya-planeta.ru

Источник

Ñòî ëåò íàçàä ðîäèëñÿ Ðýé Áðýäáåðè, êîòîðûé ïî ïðàâó ñ÷èòàåòñÿ îäíèì èç âåëè÷àéøèì ôàíòàñòîâ, äà è âîîáùå ïèñàòåëåé XX âåêà. Òàêèå åãî ïðîèçâåäåíèÿ, êàê «451 ãðàäóñ ïî Ôàðåíãåéòó», «Ìàðñèàíñêèå õðîíèêè», «Âèíî èç îäóâàí÷èêîâ» èëè «Íàäâèãàåòñÿ áåäà» åäâà ëè íóæäàþòñÿ â ïðåäñòàâëåíèè. À ìû ðåøèëè â ÷åñòü þáèëåÿ ïèñàòåëÿ íåìíîãî ïîäðîáíåå ðàññêàçàòü î íåì ñàìîì, è ïîäãîòîâèëè ïåðåâîä ñòàòüè ñ ÷åðòîâîé äþæèíîé èíòåðåñíûõ ôàêòîâ î Áðýäáåðè.

1. Ìèñòåð Ýëåêòðèêî è ýíåðãèÿ âå÷íîé æèçíè

Ïèñàòåëüñêàÿ æèçíü Áðýäáåðè íà÷àëàñü ñî çíàêîìñòâà â 1932 ãîäó ñ êàðíàâàëüíûì èëëþçèîíèñòîì — ìèñòåðîì Ýëåêòðèêî.  êîíöå âûñòóïëåíèÿ Ýëåêòðèêî ïðîòÿíóë ðóêó ê äâåíàäöàòèëåòíåìó Áðýäáåðè, êîñíóëñÿ åãî çàðÿæåííûì ýíåðãèåé ìå÷îì è ïðèêàçàë: «Æèâè âå÷íî!» Âïîñëåäñòâèè Áðýäáåðè ðàññêàçûâàë: «ß ðåøèë, ÷òî ýòî ñàìàÿ çàìå÷àòåëüíàÿ èäåÿ èç âñåõ, ÷òî ìíå äîâîäèëîñü ñëûøàòü. ß íà÷àë ïèñàòü êàæäûé äåíü. È ñ òåõ ïîð íèêîãäà íå îñòàíàâëèâàëñÿ».

2. Ñåêðåòíàÿ ïàíåëü

Áðýäáåðè íå òîëüêî ñîçäàâàë ôàíòàñòè÷åñêèå ìèðû ñ ïîìîùüþ ðó÷êè è áóìàãè, íî è æèë â ñþððåàëèñòè÷åñêîì ìèðå, âûäóìàííûì èì ñàìèì. Åãî îôèñ â Áåâåðëè-Õèëëç (êàê è äîìàøíèé ðàáî÷èé êàáèíåò â ïîäâàëå) áûë íàïîëíåí ïðåäìåòàìè, ïðîáóæäàþùèìè âîîáðàæåíèå: êîìèêñàìè, ñòàòóýòêàìè, ìÿãêèìè èãðóøêàìè, ìàñêàìè è âîëøåáñòâîì. Íà ñàìîì äåëå Áðýäáåðè òàê ÷àñòî òåðÿëñÿ â ñâîåì âîîáðàæàåìîì ìèðå, ÷òî çàáûâàë î ðåàëüíûõ ïîòðåáíîñòÿõ. Îí ðåãóëÿðíî çàáûâàë êëþ÷è îò ñâîåãî êàáèíåòà, îäíàêî ðàçðåøèë ýòî íåáîëüøîå íåóäîáñòâî ñ ïîìîùüþ ñåêðåòíîé ðàçäâèæíîé ïàíåëè.

3. Ðîìàí ñ êèíî

 ôåâðàëå 1924 ãîäà Áðýäáåðè óâèäåë ñâîé ïåðâûé ôèëüì — åìó áûëî òðè ãîäà, êîãäà ìàòü âçÿëà åãî ïîñìîòðåòü íà Ëîíà ×åéíè â «Ãîðáóíå èç Íîòð-Äàìà». Äâà ãîäà ñïóñòÿ îí ïðèøåë, ÷òîáû ïîñìîòðåòü ñëåäóþùóþ ðàáîòó àêòåðà — «Ïðèçðàê Îïåðû», ïðè÷åì äâàæäû: îäèí ðàç ñ ìàòåðüþ è åùå ðàç ñ áðàòîì Ñêèïîì. Ñ ýòèõ êàðòèí íà÷àëàñü åãî ëþáîâü ê êèíî íà âñþ æèçíü. Îí ÷àñòî ñìîòðåë îäèí è òîò æå ôèëüì ïî íåñêîëüêó ðàç.  1940 ãîäó îí ïîñìîòðåë Äèñíååâñêóþ «Ôàíòàçèþ» ñòîëüêî ðàç, ÷òî äàæå íåâîçìîæíî âñïîìíèòü. Åãî ëþáèìûå ãîëëèâóäñêèå ôèëüìû ïðèíàäëåæàëè ê ðàçíûì æàíðàì: «Êèíã Êîíã», «Ãðàæäàíèí Êåéí», «Ïîþùèå ïîä äîæäåì» è «Áëèçêèå êîíòàêòû òðåòüåé ñòåïåíè», — à àíèìàöèîííûå è íåìûå ôèëüìû, êîòîðûå îí ñìîòðåë â äåòñòâå, çàíÿëè îñîáîå ìåñòî â åãî ñåðäöå íà âñþ îñòàâøóþñÿ æèçíü.

13 ôàêòîâ, êîòîðûå âû íå çíàëè î Ðýå Áðýäáåðè Ðýé Áðýäáåðè, ×òî ïî÷èòàòü?, Ôàíòàñòèêà, Ëèòåðàòóðà, Èíòåðåñíîå, Ôàêòû, Äëèííîïîñò

4. Ðýé, Áåðíè, Ýëòîí è êîñìîíàâò

Ðàññêàç Áðýäáåðè «Êîñìîíàâò» èç ñáîðíèêà «×åëîâåê â êàðòèíêàõ» ñòàë âäîõíîâåíèåì äëÿ îäíîèìåííîãî õèòà. Ëèðèê Áåðíè Òîïèí ãîâîðèë, ÷òî îí áûë íàñòîëüêî î÷àðîâàí òåì, êàê â èñòîðèè îïèñûâàëàñü ðàáîòà àñòðîíàâòîâ áóäòî îáû÷íûé ïîâñåäíåâíûé òðóä, ÷òî îí «âçÿë èäåþ è äîðàáîòàë åå». Åãî ïàðòíåð ïî íàïèñàíèþ ïåñåí, Ýëòîí Äæîí, âèäèìî, âëþáèëñÿ â òåêñò, è ìåëîäèÿ ðîäèëàñü áûñòðî: «Ýòî áûëà äîâîëüíî ïðîñòàÿ ïåñíÿ, ÷òîáû íàïèñàòü ê íåé ìåëîäèþ, — ðàññêàçûâàë îí. — Ýòî ïåñíÿ î êîñìîñå, òàê ÷òî ýòî äîâîëüíî ïðîñòîðíàÿ ïåñíÿ».

13 ôàêòîâ, êîòîðûå âû íå çíàëè î Ðýå Áðýäáåðè Ðýé Áðýäáåðè, ×òî ïî÷èòàòü?, Ôàíòàñòèêà, Ëèòåðàòóðà, Èíòåðåñíîå, Ôàêòû, Äëèííîïîñò

5. Õóäîæíèê

Áðýäáåðè áûë íå òîëüêî ÷ðåçâû÷àéíî òâîð÷åñêèì ÷åëîâåêîì â ñôåðå ëèòåðàòóðû, íî è âûäàþùèìñÿ õóäîæíèêîì. Îí èñïîëüçîâàë îôèñ â ïîäâàëå â êà÷åñòâå ñòóäèè: ðèñîâàë äóäëû, äåëàë íàáðîñêè, çàíèìàëñÿ æèâîïèñüþ.  îñîáåííîñòè îí ëþáèë ðèñîâàòü äüÿâîëüñêèå ëèöà, òûêâû, êîøåê è ìîíñòðîâ, è äàæå íàðèñîâàë Õýëëîóèíñêîå äåðåâî. Ïîñìîòðåâ âìåñòå ñ äî÷åðüìè íà Õýëëîóèí ìóëüòôèëüì «Ýòî îãðîìíàÿ òûêâà, ×àðëè Áðàóí», îí îêàçàëñÿ ïîëíîñòüþ ðàçî÷àðîâàí òåì, êàê òåëåøîó ïîêàçûâàåò åãî ëþáèìûé ïðàçäíèê. Òàê, Áðýäáåðè âñïîìíèë î ñâîåé ðàííåé êàðòèíå «Õýëëîóèíñêîå äåðåâî» è ðåøèë íàïèñàòü ñîáñòâåííóþ èñòîðèþ î Õýëëîóèíå, èñïîëüçóÿ ýòó êîíöåïöèþ. «Êàíóí âñåõ ñâÿòûõ» ñòàëà îäíîé èç ñàìûõ èçâåñòíûõ åãî êíèã.

6. Êíèæíûé âîðèøêà

Âïåðâûå Áðýäáåðè âñòðåòèë Ìàðãàðåò «Ìýããè» Ìàêêëþð — æåíùèíó, êîòîðàÿ ñòàíåò åãî æåíîé, — â êíèæíîì ìàãàçèíå «Áðàòüÿ Ôàóëåð» â öåíòðå Ëîñ-Àíäæåëåñà, ãäå îíà ðàáîòàëà êëåðêîì. Îíà íå ìîãëà îòâåñòè îò íåãî âçãëÿä, íî íå èç-çà ìãíîâåííîãî âëå÷åíèÿ. Îíà äóìàëà, ÷òî îí ñîáèðàåòñÿ ÷òî-íèáóäü óêðàñòü, ÷òî, êîíå÷íî æå, îí è ñäåëàë — óêðàë åå ñåðäöå.

13 ôàêòîâ, êîòîðûå âû íå çíàëè î Ðýå Áðýäáåðè Ðýé Áðýäáåðè, ×òî ïî÷èòàòü?, Ôàíòàñòèêà, Ëèòåðàòóðà, Èíòåðåñíîå, Ôàêòû, Äëèííîïîñò

7. Ãàëñòóê íà Õýëëîóèí

Äàæå êîãäà äåòè ïîäðîñëè è ïåðåñòàëè äóìàòü, êàê ýòî êðóòî èãðàòü â «êîøåëåê èëè æèçíü», Áðýäáåðè ïî-ïðåæíåìó íàðÿæàëñÿ íà ïðàçäíèê è ïîëó÷àë óäîâîëüñòâèå îò õåëëîóèíñêèõ ðàçâëå÷åíèé. Ó íåãî áûëî íåñêîëüêî ãàëñòóêîâ íà Õýëëîóèí, à â ïîñëåäíèå ãîäû — ñïåöèàëüíûé ñàìîäåëüíûé îðàíæåâûé ãàëñòóê, êîòîðûé îí íîñèë êðóãëûé ãîä ñ áåëîé ðóáàøêîé ñ âîðîòíèêîì, áåëûìè êðîññîâêàìè, áåëûìè íîñêàìè, ïîäòÿíóòûìè äî ãîëåíåé, áåëûìè øîðòàìè è áåëîé âåòðîâêîé.

8. Åãî òåõíîëîãèÿ

 1932 ãîäó Áðýäáåðè ïîëó÷èë íà Ðîæäåñòâî èãðóøå÷íóþ ïèøóùóþ ìàøèíêó. Ïÿòü ëåò ñïóñòÿ îí çà 10 äîëëàðîâ êóïèë ñâîþ ïåðâóþ íàñòîÿùóþ ïèøóùóþ ìàøèíêó. Íåñìîòðÿ íà ìåòêèå ïðîãíîçû ïî ïîâîäó íåêîòîðûõ âåëèêèõ òåõíîëîãè÷åñêèõ äîñòèæåíèé XX è XXI âåêîâ, ïèøóùàÿ ìàøèíêà îñòàâàëàñü îäíîé èç íåìíîãèõ èííîâàöèé, êîòîðûìè Áðýäáåðè áûë ïî-íàñòîÿùåìó äîâîëåí.  «451 ãðàäóñå ïî Ôàðåíãåéòó» è íåñêîëüêèõ ðàññêàçàõ îí ïðåäñêàçàë ðàäèîòåëåôîííûå «óøíûå íàïåðñòêè» — òî, ÷òî ìû ñåãîäíÿ íàçûâàåì Bluetooth-ãàðíèòóðàìè è íàóøíèêàìè, — êîòîðûå îí îõàðàêòåðèçîâàë êàê êàêîôîíèþ, èçîëÿöèþ è ñîöèàëüíóþ êàòàñòðîôó. Îí íèêîãäà íå ïîëüçîâàëñÿ êîìïüþòåðîì, à â 2009 ãîäó îïèñàë èíòåðíåò êàê «â îñíîâíîì ïóñòóþ òðàòó âðåìåíè».

13 ôàêòîâ, êîòîðûå âû íå çíàëè î Ðýå Áðýäáåðè Ðýé Áðýäáåðè, ×òî ïî÷èòàòü?, Ôàíòàñòèêà, Ëèòåðàòóðà, Èíòåðåñíîå, Ôàêòû, Äëèííîïîñò

9. Êîëëåêöèîíåð èãðóøåê

Áðýäáåðè íèêîãäà íå òåðÿë äåòñêîãî ÷óâñòâà èãðû, âåñåëüÿ è ýêñïðåññèâíîñòè. Åãî âíóêè ïîìíÿò, ÷òî ó íåãî áûëî áîëüøå èãðóøåê, ÷åì ó íèõ: èãðóøå÷íûå ëó÷åâûå ïóøêè, ðîáîòû, ÷ó÷åëà äèíîçàâðîâ, îãðîìíûå ÷ó÷åëà Ðîêêè è Áóëëâèíêëÿ, ðàçâàëèâøèåñÿ â ìÿãêèõ êðåñëàõ, è äàæå ãîëîâà, ïëàâàþùàÿ â ñòåêëÿííîé áàíêå — äàíü óâàæåíèÿ Àëüôðåäó Õè÷êîêó.  ïîñëåäíåì äîìå ïèñàòåëÿ áûëè ïîëêè îò ñòåíû äî ñòåíû, çàïîëíåííûå êíèãàìè, à òàêæå êàðòèíàìè, ôèëüìàìè, òåëåïîáðÿêóøêàìè è áåçäåëóøêàìè èç ïóòåøåñòâèé ïî Ìåêñèêå. Êàæäîå Ðîæäåñòâî Áðýäáåðè ïðîñèë æåíó äàðèòü åìó èãðóøêè âìåñòî ëþáûõ äðóãèõ ïîäàðêîâ. Îäíà èç åãî âíó÷åê îïèñàëà åãî äîì è îôèñ êàê «ïîëå äåÿòåëüíîñòè» ñ «áàðàõëîì ïîâñþäó», â òî âðåìÿ êàê äàâíèé äðóã è êîëëåãà ñêàçàë: «Êîãäà ÿ äóìàþ î Ðýå, ìíå êàæåòñÿ, ÷òî åãî äîì, ïåðåïîëíåííûé êíèãàìè, äîêóìåíòàìè, èãðóøêàìè è êîøêàìè — êàêîå-òî ôèçè÷åñêîå âîïëîùåíèå ìîçãà àìåðèêàíöà â ïîïåðå÷íîì ðàçðåçå».

10. Âîëøåáíèê

Áóäó÷è ìàëü÷èêîì, Áðýäáåðè ïîñåòèë íåñêîëüêî ïðåäñòàâëåíèé ôîêóñíèêà Áëýêñòîóíà, à â 1931 ãîäó íà ñâîé îäèííàäöàòûé äåíü ðîæäåíèÿ ïîëó÷èë êíèãó î ìàãèè. Âñêîðå îí óæå ñàì èñïîëíÿë ìàãè÷åñêèå íîìåðà â ðàçëè÷íûõ êëóáàõ, à â êàíóí Ðîæäåñòâà áûë ïðèãëàøåí â Çàë âåòåðàíîâ èíîñòðàííûõ âîéí.  äàëüíåéøåì Áðýäáåðè ëþáèë ïîêàçûâàòü ôîêóñû ñ êàðòàìè è ìîíåòàìè ñâîèì âíóêàì.

11. Íà êîëåñàõ

Íåñìîòðÿ íà óäèâèòåëüíûå ñïîñîáíîñòè âûäóìùèêà, Áðýäáåðè òàê è íå íàó÷èëñÿ âîäèòü ìàøèíó. Äåëî áûëî â òîì, ÷òî ó íåãî áûëî î÷åíü ïëîõîå çðåíèå, à îäíàæäû îí ñòàë ñâèäåòåëåì ñåðüåçíîé äîðîæíîé àâàðèè, êîòîðàÿ ñèëüíî íà íåãî ïîâëèÿëà. Îí âûäåëÿëñÿ â Ëîñ-Àíäæåëåñå, êîãäà åçäèë íà âåëîñèïåäå èëè îñòàíàâëèâàë òàêñè. Îäíàæäû Êýòðèí Õåïáåðí îòâåçëà åãî â Áåâåðëè-Õèëëç è âûñàäèëà ó îôèñà. À Äîðèñ Äýé âåñåëî ïîìàõàëà åìó ðóêîé, ïðîåçæàÿ ìèìî íà âåëîñèïåäå.

13 ôàêòîâ, êîòîðûå âû íå çíàëè î Ðýå Áðýäáåðè Ðýé Áðýäáåðè, ×òî ïî÷èòàòü?, Ôàíòàñòèêà, Ëèòåðàòóðà, Èíòåðåñíîå, Ôàêòû, Äëèííîïîñò

12. ×èòàòåëü

Ëþáîâü ê ÷òåíèþ ïîÿâèëàñü ó Áðýäáåðè â ðàííåì âîçðàñòå, áëàãîäàðÿ åãî ñåìüå. Êîãäà åìó áûëî ÷åòûðå ãîäà, ðîäèòåëè íàó÷èëè åãî ÷èòàòü êîìèêñû â ãàçåòàõ. Ãîä ñïóñòÿ, íà Ðîæäåñòâî, åãî òåòÿ Íåâà (ñîêðàùåííî îò Íåâàäà) ïîäàðèëà Ðýþ åãî ïåðâóþ êíèãó ñêàçîê «Äàâíûì-äàâíî…», à âñêîðå ïîñëå ýòîãî îíà íà÷àëà ÷èòàòü åìó êíèãè î Ñòðàíå Îç Ôðýíêà Áàóìà. Çàòåì, â âîçðàñòå âîñüìè ëåò, â åãî æèçíè ïîÿâèëñÿ êîìèêñ «Áàê Ðîäæåðñ». Áðýäáåðè áûë íàñòîëüêî ÿðûì ôàíàòîì, ÷òî «êàæäûé âå÷åð íàõîäèëñÿ â ñîñòîÿíèè, áëèçêîì ê èñòåðèè, îæèäàÿ, êîãäà êîìèêñ øëåïíåòñÿ íà êðûëüöî âìåñòå ñ âå÷åðíåé ãàçåòîé». Âìåñòå ñ «Áàêîì Ðîäæåðñîì» ïîÿâèëèñü «Òàðçàí» è «Äæîí Êàðòåð: Âëàäûêà Ìàðñà» Ýäãàðà Ðàéñà Áåððîóçà. Ïîçæå îí ïîçàèìñòâîâàë êíèãè Áåððîóçà ó ñâîåãî äÿäè Áèîíà, êîòîðûé æèë íåïîäàëåêó. Áðýäáåðè ïåðå÷èòàë èõ ìíîæåñòâî ðàç è ïî÷òè ïîëíîñòüþ âûó÷èë âñå òåêñòû íàèçóñòü. Âîò ÷òî îí âñïîìèíàë: «Çàäîëãî äî òîãî, êàê ÿ ïîøåë â îáû÷íóþ áèáëèîòåêó, ÿ óçíàë î òåõ ýëåìåíòàõ ôàíòàñòèêè, êîòîðûå, êàê ìíå êàæåòñÿ, ïîâëèÿëè íà ìåíÿ è èçìåíèëè ìîþ æèçíü».

13 ôàêòîâ, êîòîðûå âû íå çíàëè î Ðýå Áðýäáåðè Ðýé Áðýäáåðè, ×òî ïî÷èòàòü?, Ôàíòàñòèêà, Ëèòåðàòóðà, Èíòåðåñíîå, Ôàêòû, Äëèííîïîñò

13. Íàðîäíûé ãåðîé

Áðýäáåðè ÷àñòî ñ ýíòóçèàçìîì ãîâîðèë îá îáðàçîâàíèè, áèáëèîòåêàõ, ãîðîäñêîé æèçíè è âàæíîñòè ñâîáîäû. Îí óâëåêñÿ ãîðîäñêèì ïëàíèðîâàíèåì è ó÷àñòâîâàë â ñîçäàíèè â Îðëàíäî, øòàò Ôëîðèäà, Ýêñïåðèìåíòàëüíîãî ñîîáùåñòâà ïðîòîòèïîâ çàâòðàøíåãî äíÿ (EPCOT), ïðèäóìàííîãî Óîëòîì Äèñíååì, à òàêæå òîðãîâîãî öåíòðà Horton Plaza â Ñàí-Äèåãî, øòàò Êàëèôîðíèÿ. Îí õîòåë, ÷òîáû ãîðîäà ñîçäàâàëèñü çàíîâî, ÷òîáû îíè ñòàíîâèëèñü ëó÷øå äëÿ êàæäîãî, à íå òîëüêî äëÿ ýëèòû. Áðýäáåðè âñåãäà õîòåë çàíèìàòüñÿ ðåøåíèÿìè, à íå ïðîáëåìàìè. Îí òàêæå âûñêàçûâàëñÿ ïî îáùåñòâåííûì âîïðîñàì, òàêèì êàê ïîñòàíîâëåíèå Ëîñ-Àíäæåëåñà î ïðèîðèòåòå àâòîñòðàä íàä îáùåñòâåííûì òðàíñïîðòîì. Îí âñåãäà ñòðåìèëñÿ óâëå÷ü è âäîõíîâèòü.

Источник