Каким музыкальным инструментом представлена кошка в сказке

Каким музыкальным инструментом представлена кошка в сказке thumbnail

Татьяна Мартынова
Знакомство с персонажами сказки и изображающими их музыкальными инструментами C. Прокофьева «Петя и волк»

(1 слайд) Вашему вниманию предоставляется интерактивное пособие по слушанию симфонической сказки для детей «Петя и волк».

Замечательный русский композитор С. С. Прокофьев сочинил музыкальную сказку, в которой он знакомит детей с инструментами симфонического оркестра. Каждый музыкальный инструмент в сказке характеризует определенное действующее лицо, так легче почувствовать выразительные возможности каждого инструмента. Хочется отметить, что композитор нашел тембры музыкальных инструментов, которые похожи на голоса его героев. В сказке музыка передает не только тембр голоса, но и изображает движение, манеру походки. Передавая манеру двигаться, композитор использует в сказке марш, но характеры этих маршей разные.

Показывать это интерактивное пособие рекомендуется после знакомства с сюжетом и музыкой симфонической сказки, для закрепления полученной информации.

(2 слайд) Вы видите мальчика-это пионер Петя. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, веселая. С этой мелодии начинается сказка. Характер у него смелый, находчивый и добрый. Петю изображают струнные инструменты.

Тема Пети веселая, его походка подпрыгивающая, легкая, быстрая.

(3 слайд) Птичка – хлопотливая, юркая, верткая. Мелодия птички быстрая, проворная, то легкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, легкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи. Мелодия флейты-птички звучит всегда, когда речь идет о птичке. Птичка порхает быстро, беззаботно и весело.

(4 слайд) Утка – ее мелодия медленная, неторопливая. Утка ходит вперевалочку, неуклюже. Музыка изображает эту походку неторопливо, важно, мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусоватый голос и изображает кряканье утки очень похоже. Мелодия утки звучит всегда, когда о ней упоминается в сказке. Утка двигается медленно, неуклюже, переваливаясь с боку на бок. Трехдольный размер подчеркивает неуклюжесть, изображает припадание в походке утки то на одну, то на другую ногу.

(5 слайд) Кошка, мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он очень подвижный, с разными тембровыми красками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными, отрывистыми звуками с внезапными акцентами. Кошка незаметно крадется на своих бархатных лапках и всегда на – чеку. Остановки в мелодии (шагнет-осмотрится) подчеркивает ее осторожный характер. Кошка двигается крадучись, осторожно, ловко.

(6 слайд) Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия, ходит дедушка с трудом. И музыка медленная, передает его тяжелую поступь, голос у дедушки низкий.Мелодию его играет фагот: самый низкий деревянный духовой инструмент. Тема дедушки – это тоже марш, но тяжелый, сердитый, суровый, медленный.

(7 слайд) Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная, но волк дал поймать себя, да как – за хвост, и кому – безоружному мальчику и смелой птичке. Это делает его в сказке не таким уж страшным, а скорее неудачливым и смешным. Тема волкатоже немного похожа на марш: она передает его грозные шаги.

(8 слайд) У каждого героя сказки есть своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется, такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Сейчас звучит лейтмотивы Кошки, Утки и Волка.

(9 слайд) А теперь прозвучат лейтмотивы Пети, Волка и птички, характер мелодии меняется в связи с сюжетом сказки, но он всегда узнаваем.

(10 слайд) Охотники изображаются в сказке глуповатыми (они шли по следам волка и палили почем зря из ружей, их изображают ударные инструменты – литавры, барабаны. Охотники тоже появляются в сказке под марш, но марш этот шутливый, пружинящий, с неожиданными акцентами, острый, подпрыгивающий. Охотники идут молодцеватой походкой, то осторожно, то выставляя напоказ свою храбрость, которую они так и не успели продемонстрировать. В мелодии слышатся игривые украшения, а в аккомпанементе – прыгающие, разбросанные аккорды. В конце марша охотников раздается их угрожающая и никчемная пальба.

(11 слайд) Заканчивается сказка торжественным шествием всех героев.

(12 слайд) Волк в зоопарке не такой страшный, а скорее неудачливый и смешной.

(13 слайд) Таким образом, в игровой форме с помощью музыкальной сказки можно познакомить детей с инструментами симфонического оркестра.

Источник

Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Во всё мире и взрослые и дети знают и любят симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». Впервые сказка была исполнена в 1936 году в концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществлённая Детским музыкальным театром имени Наталии Сац. Тогда текст читала сама Наталия Сац.

В своей автобиографии Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному  и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку – фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов – в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Исполняется эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра.

Петя

Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов – скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

Темы Птички, Утки, Кошки и Дедушки представлены в исполнении деревянных духовых инструментов – флейта, гобоя, кларнета, фагота.

Птичка

Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.

Утка

В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.

Кошка

Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево.

Дедушка

Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.

Волк

Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.

Охотники

Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман. Музыка будто добродушно подсмеивается над незадачливыми стрелками. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы.

Сказка заканчивается торжественным шествием всех её участников. В последний раз звучат их темы. Ведущей становится тема Пети, превращённая в победный марш.

Прослушав сказку, мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. «Петя и волк» – одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.

Вопросы и задания:

  1. С какой целью Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк»?
  2. Какие инструменты исполняют тему Пети? Каков характер этой темы, её музыкальный язык?
  3. Объясните, почему Прокофьев избрал именно такую последовательность появления персонажей: Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, охотники.
  4. Какие медные духовые инструменты исполняют тему Волка? Чем тема Волка отличается от тем других персонажей?
  5. В какие моменты сказки и как появляются темы Утки, Кошки, Пети?
  6. Как звучит музыка Птички вначале сказки? Что появилось нового в музыке Птички в споре с Уткой; при появлении Кошки; в самом конце сказки?
  7. Сравни звучание музыки кошки при погоне за Птичкой и при появлении Волка?
  8. Чем отличается марш охотников от заключительного марша всей сказки?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация – 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Фрагменты из симфонической сказки «Петя и Волк»:
        Тема Пети, mp3;
        Тема Птички, mp3;
        Тема Утки, mp3;
        Тема Кошки, mp3;
        Тема Дедушки, mp3;
        Тема Волка, mp3;
        Тема охотников, mp3;
    Прокофьев. «Петя и Волк» (полная версия, читает Николай Литвинов), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Источник

Вы уже знакомы с замечательным композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым. 

Специально для детей, на собственный текст, Прокофьев

в 1936 году  сочинил симфоническую сказку “Петя и Волк”. 

В остроумной, живой форме композитор знакомит ребят 

с тембрами различных инструментов симфонического оркестра. 

ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА.

Внимательно прочитайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых в нём говорится.

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под елью,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Гобой, и кларнет, и фагот. 

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако, к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери – страницы,

В нее поскорей отвори.

Сказка называется «симфонической», потому что написана для симфонического оркестра. 

В симфоническом оркестре 3 группы инструментов:

– струнно-смычковая;

– духовая;

– ударная.

В струнно-смычковую группу инструментов входят скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Духовая группа инструментов подразделяется на деревянно-духовые и медно-духовые инструменты. 

В деревянно-духовую группу инструментов входят флейта, гобой, кларнет и фагот.

В медно-духовую группу инструментов входят труба, валторна, тромбон и туба.

В группу ударных инструментов входят литавры, колокола, ксилофон (они имеют определённую высоту звука), 

а также треугольник, барабаны, там-там, кастаньеты, тарелки и другие инструменты.

Посмотрите на таблицу “Музыкальные инструменты симфонического оркестра” и найдите все группы инструментов.

Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, то есть каждый герой имеет свою музыкальную тему, 

которую исполняет определенный инструмент оркестра или группа инструментов.

Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.

Подруга Пети –  птичка, её л

ейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе.

Следующий персонаж сказки – утка, её тему исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент. Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря».

Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один инструмент из семейства деревянно-духовых инструментов.

Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, – ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?». Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато.

Еще один персонаж сказки – волк! Его лейтмотив исполняют валторны – инструменты медно-духовой группы.

И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка и стреляют. Выстрелы охотников исполняет группа ударных инструментов. 

А именно литавры и барабаны.

Послушайте, как звучат лейтмотивы (темы) героев сказки.

Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк». 

Проверим, как запомнили? 

Нам поможет ТАБЛИЦА “Симфонический оркестр”.

Покажите все инструменты, которые изображают героев сказки 

(Петю, птичку, утку, кошку, дедушку, волка, выстрелы охотников)

Надеюсь, вы смогли показать всё без ошибок!

Домашнее задание: 

1. Уметь различать на слух темы героев сказки, знать инструменты симфонического оркестра, которые их изображают.

2. Закрепить свои знания по теме поможет тест-тренажёр

3. Повторить песню “Неразлучные друзья”

4. Приготовиться решить тест по теме “Симфоническая сказка С.Прокофьева “Петя и волк” на сайте academtest.ru

5. Перенести к себе в тетрадь таблицу СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР 

А сейчас посмотрите мультипликационный фильм – 

экранизацию одноименной симфонической сказки Сергея Прокофьева. 

Постарайтесь услышать все тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки. 

Источник

барабан

гусли

трамбон

гитара

балалайка

дудочка

Kasss­andra
[89.9K]

2 года назад

Дед Кокованя был очень мудрым и ласковым человеком.

Он решился взять сиротку на воспитание и разрешил девочке взять с собой кошку.

Его речь была наполнена красивыми сравнениями и волшебными теплыми словами.

Так произошло и в случае с кошкой. Еще до появления кошки в его доме, он сравнил ее мурлыканье с балалайкой.

Каким музыкальным инструментом представлена кошка в сказке

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Frida-Iks
[51.2K]

2 года назад

В сказке П.Бажова “Серебряное копытце” дед Кокованя взял к себе жить сиротку Дарёнку, которой было плохо у чужих людей. Её там не любили и попрекали куском хлеба. Дедушка был добрым и веселым, любил рассказывать сказки и истории, а особенно про козлика с серебряным копытцем. Даренка согласилась переехать жить к дедушке, но упросила взять его с собой кошку, которую приютила. Дед Кокованя согласился и сказал, что кошка так громко мурлычет, что будет у них в избе вместо балалайки.

Ninaa­rc
[329K]

более года назад

Когда старик Кокованя в сказе “Серебряное копытце” пришел знакомиться с будущей воспитанницей, у девочки на руках сидела ободранная кошка. Это несчастное создание настолько громко мурлыкало, что было слышно во всей избе.

Оказалось, что кошку нашла Даренка, пожалела её и взяла в дом, хотя хозяева были не очень-то счастливы от такого приобретения. Дед Кокованя обратил внимание на громкое мурлыканье Муренки, и сразу согласился взять к себе жить не только Даренку, но и кошку.

Старик сравнил Муренку с балалайкой, а ниже можно посмотреть его слова:

Каким музыкальным инструментом представлена кошка в сказке

Вот так Даренка и Муренка попали в дом Коковани и стали они втроем жить дружно, в полном согласии.

Тагет­ес
[131K]

более года назад

Хотя эта подробность – сравнение кошки с музыкальным инструментом и расположена в первой части сказа про “Серебряное копытце”, но пришлось внимательно перечитывать произведение, дабы ее отыскать. Однако, проведем сравнение всех вариантов со своими ассоциациями:

  • барабан – звучит громко в виде стука, совсем не похож на кошачье мурлыканье, скорее уж на капли дождя по крыше;
  • гусли – мелодичные звуки, напоминающее плеск воды, недаром при этом слове сразу Садко вспоминается;
  • трамбон – что-то громкое, звучное, трубное, разве так кошка мяукает;
  • гитара – этот инструмент мы вряд ли на Урале во времена описываемых событий могли в зимнем лесу или на заводе увидать, где Кокованя мог слышать гитару? Думаю, что старику неведом сей был музыкальный инструмент;
  • балалайка – а вот это хороший вариант, тренькает, звучит душевно, деревенскому человеку самый приятный звук на ухо;
  • дудочка – ее звук напоминает звук птички, а кошка это совсем другое животное.

Вывод: по ассоциациям старик сравнивает кошку с балалайкой, по первоисточнику (по книге) – тоже самое – балалайка.

Знаете ответ?

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Презентация по слушанию музыки. Инструменты симфонического оркестра в сказке С. Проковьева “Петя и волк”

Инструменты симфонического оркестра в сказке С. Прокофьева «ПЕТЯ И ВОЛК» Слуш...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Инструменты симфонического оркестра в сказке С. Прокофьева «ПЕТЯ И ВОЛК» Слуш

Описание слайда:

Инструменты симфонического оркестра в сказке С. Прокофьева «ПЕТЯ И ВОЛК» Слушание музыки 1 класс Ситникова У.С.

2 слайд

Главные персонажи Петя – струнно-смычковые инструменты (скрипка, альт, виолон

Описание слайда:

Главные персонажи Петя – струнно-смычковые инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас) Дедушка – фагот (деревянно-духовой инструмент) Волк – валторна (медно-духовой инструмент) Птичка – флейта (деревянно-духовой инструмент) Кошка – кларнет (деревянно-духовой инструмент) Утка – гобой (деревянно-духовой инструмент) Охотники – ударные инструменты (литавры и барабан)

3 слайд

Петя

4 слайд

Дедушка Фагот – деревянно-духовой инструмент. В разобранном виде фагот напоми

Описание слайда:

Дедушка Фагот – деревянно-духовой инструмент. В разобранном виде фагот напоминает вязанку дров (отсюда и получил своё название, т.к. в переводе с итальянского fagotto — «вязанка дров»). Фагот имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной тростью.

5 слайд

Волк Валторна – медный духовой инструмент. Произошла от охотничьего сигнально

Описание слайда:

Волк Валторна – медный духовой инструмент. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом.

6 слайд

Птичка Флейта – деревянный духовой инструмент. В отличие от других духовых ин

Описание слайда:

Птичка Флейта – деревянный духовой инструмент. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха об грань, вместо использования язычка.

7 слайд

Кошка Кларнет — деревянный духовой инструмент с одинарной тростью. Был изобре

Описание слайда:

Кошка Кларнет — деревянный духовой инструмент с одинарной тростью. Был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века.

8 слайд

Утка Гобой – деревянный духовой инструмент, представляющий собой трубку конич

Описание слайда:

Утка Гобой – деревянный духовой инструмент, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре — резким тембром.

9 слайд

Охотники Литавры - ударный инструмент с определенной высотой звучания. Предст

Описание слайда:

Охотники Литавры – ударный инструмент с определенной высотой звучания. Представляют собой систему двух и более (до пяти) металлических котлов, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком. В днище каждого котла находится резонаторное отверстие.

10 слайд

Охотники Большой барабан – ударный инструмент с неопределенной высотой звука

Описание слайда:

Охотники Большой барабан – ударный инструмент с неопределенной высотой звука низкого регистра. Представляет собой барабан — широкий металлический или деревянный цилиндр, затянутый с обеих сторон кожами (иногда только с одной стороны). Звук извлекается ударом колотушки с массивной головкой, обёрнутой плотным материалом.

Выберите книгу со скидкой:

Каким музыкальным инструментом представлена кошка в сказке

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-013292

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник