Каким музыкальным инструментом представлена кошка в симфонической сказке

Каким музыкальным инструментом представлена кошка в симфонической сказке thumbnail

Татьяна Мартынова
Знакомство с персонажами сказки и изображающими их музыкальными инструментами C. Прокофьева «Петя и волк»

(1 слайд) Вашему вниманию предоставляется интерактивное пособие по слушанию симфонической сказки для детей «Петя и волк».

Замечательный русский композитор С. С. Прокофьев сочинил музыкальную сказку, в которой он знакомит детей с инструментами симфонического оркестра. Каждый музыкальный инструмент в сказке характеризует определенное действующее лицо, так легче почувствовать выразительные возможности каждого инструмента. Хочется отметить, что композитор нашел тембры музыкальных инструментов, которые похожи на голоса его героев. В сказке музыка передает не только тембр голоса, но и изображает движение, манеру походки. Передавая манеру двигаться, композитор использует в сказке марш, но характеры этих маршей разные.

Показывать это интерактивное пособие рекомендуется после знакомства с сюжетом и музыкой симфонической сказки, для закрепления полученной информации.

(2 слайд) Вы видите мальчика-это пионер Петя. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, веселая. С этой мелодии начинается сказка. Характер у него смелый, находчивый и добрый. Петю изображают струнные инструменты.

Тема Пети веселая, его походка подпрыгивающая, легкая, быстрая.

(3 слайд) Птичка – хлопотливая, юркая, верткая. Мелодия птички быстрая, проворная, то легкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, легкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи. Мелодия флейты-птички звучит всегда, когда речь идет о птичке. Птичка порхает быстро, беззаботно и весело.

(4 слайд) Утка – ее мелодия медленная, неторопливая. Утка ходит вперевалочку, неуклюже. Музыка изображает эту походку неторопливо, важно, мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусоватый голос и изображает кряканье утки очень похоже. Мелодия утки звучит всегда, когда о ней упоминается в сказке. Утка двигается медленно, неуклюже, переваливаясь с боку на бок. Трехдольный размер подчеркивает неуклюжесть, изображает припадание в походке утки то на одну, то на другую ногу.

(5 слайд) Кошка, мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он очень подвижный, с разными тембровыми красками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными, отрывистыми звуками с внезапными акцентами. Кошка незаметно крадется на своих бархатных лапках и всегда на – чеку. Остановки в мелодии (шагнет-осмотрится) подчеркивает ее осторожный характер. Кошка двигается крадучись, осторожно, ловко.

(6 слайд) Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия, ходит дедушка с трудом. И музыка медленная, передает его тяжелую поступь, голос у дедушки низкий.Мелодию его играет фагот: самый низкий деревянный духовой инструмент. Тема дедушки – это тоже марш, но тяжелый, сердитый, суровый, медленный.

(7 слайд) Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная, но волк дал поймать себя, да как – за хвост, и кому – безоружному мальчику и смелой птичке. Это делает его в сказке не таким уж страшным, а скорее неудачливым и смешным. Тема волкатоже немного похожа на марш: она передает его грозные шаги.

(8 слайд) У каждого героя сказки есть своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется, такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Сейчас звучит лейтмотивы Кошки, Утки и Волка.

(9 слайд) А теперь прозвучат лейтмотивы Пети, Волка и птички, характер мелодии меняется в связи с сюжетом сказки, но он всегда узнаваем.

(10 слайд) Охотники изображаются в сказке глуповатыми (они шли по следам волка и палили почем зря из ружей, их изображают ударные инструменты – литавры, барабаны. Охотники тоже появляются в сказке под марш, но марш этот шутливый, пружинящий, с неожиданными акцентами, острый, подпрыгивающий. Охотники идут молодцеватой походкой, то осторожно, то выставляя напоказ свою храбрость, которую они так и не успели продемонстрировать. В мелодии слышатся игривые украшения, а в аккомпанементе – прыгающие, разбросанные аккорды. В конце марша охотников раздается их угрожающая и никчемная пальба.

(11 слайд) Заканчивается сказка торжественным шествием всех героев.

(12 слайд) Волк в зоопарке не такой страшный, а скорее неудачливый и смешной.

(13 слайд) Таким образом, в игровой форме с помощью музыкальной сказки можно познакомить детей с инструментами симфонического оркестра.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 марта 2019;
проверки требуют 15 правок.

«Петя и волк» — симфоническая сказка для детей, написанная Сергеем Сергеевичем Прокофьевым на собственный текст весной 1936 года, вскоре после его возвращения в СССР, по инициативе Наталии Ильиничны Сац для постановки в её Центральном детском театре. Премьера состоялась 2 мая 1936 года. Произведение исполняется чтецом, текст для которого написан самим композитором, и оркестром.

Сюжет[править | править код]

Ранним утром пионер Петя выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем.

Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.

Музыка[править | править код]

Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:

  • Петя ― смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки), до мажор, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
  • Птичка ― флейта в высоком регистре, соль мажор, виртуозные пассажи;
  • Утка ― гобой, ми-бемоль мажор/ля-бемоль мажор, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
  • Кошка ― кларнет, соль мажор, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;
  • Дедушка ― фагот, тема в си миноре, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
  • Волк ― три валторны, тема в соль миноре;
  • Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)

Записи[править | править код]

  • Наталия Сац — чтец, Государственный академический симфонический оркестр СССР дирижёр — Евгений Светланов
  • Николай Литвинов — чтец, Государственный академический симфонический оркестр СССР дирижёр — Геннадий Рождественский
  • Жерар Филип — чтец, Государственный академический симфонический оркестр СССР дирижёр — Геннадий Рождественский
  • Леонард Бернстайн — чтец, Нью-Йоркский филармонический оркестр дирижёр — Леонард Бернстайн (Sony Classical)
  • Карлхайнц Бём — чтец, Венский филармонический оркестр дирижёр — Карл Бём (Deutshe Grammophon)
  • Элеонора Рузвельт читает сказку «Петя и волк» на YouTube с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сергея Кусевицкого (RCA Victor DM-1437, 1950)
  • Роми Шнайдер (чтец) и Лондонский филармонический оркестр под управлением Герберта фон Караяна (Columbia C 70 081, 1957)
  • Беатрис Лилли — чтец, Лондонский симфонический оркестр дирижёр — Скитч Хендерсон (англ.)русск. (Decca Records, 1960)

Адаптации[править | править код]

Мультипликация[править | править код]

  • «Петя и волк» (Peter and the Wolf, 1946) — первая анимационная версия произведения, цветной рисованный мультфильм Уолта Диснея.
  • «Петя и волк» (1958) — советский кукольный мультфильм по произведению.
  • «Петя и волк» (1976) — советский кукольный мультфильм по произведению.
  • «Петя и волк» (Peter and the Wolf, 2006) — короткометражный анимационный фильм, удостоенный премии «Оскар».

Чтение[править | править код]

  • Аудиоверсии сказки записывали Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Питер Устинов, Бен Кингсли, Патрик Стюарт и другие выдающиеся актёры, а также Шэрон Стоун.
  • В 2004 году премия «Грэмми» в разделе «детский альбом в разговорном жанре» была вручена М. С. Горбачёву, Биллу Клинтону и Софи Лорен, которые выступили рассказчиками диска «Петя и волк», музыку к которому записал Российский национальный оркестр[1][2].
  • Также в 2004 году на гастролях в США духового квинтета Российского национального оркестра в качестве рассказчицы в сочинении Бейнтуса выступила американская супермодель российского происхождения Татьяна Сорокко. На специальном закрытом концерте в вашингтонском музее «Коллекция Филлипса», среди многих столичных знаменитостей, присутствовал принц Майкл Кентский, который в тот день стал Королевским покровителем РНО[3].

Чтение и музыка произведения «Петя и волк» являются темой 3 сезона сериала «Фарго» 2017 года, номинированного на Золотой глобус-2018, с Юэном МакГрегором в главной роли. С чтения и поочередного звучания музыкальных инструментов начинается 4 серия сезона.

Музыкальные версии[править | править код]

  • Peter and the Wolf (1966) — альбом американского джазового органиста Джимми Смита
  • The Rock Peter and the Wolf (1975) — рок-аранжировка произведения, записанная британскими музыкантами (Брайан Ино, Фил Коллинз, Гари Мур, Манфред Мэнн и др.)
  • David Bowie Narrates Prokofiev’s Peter and the Wolf (1978) — запись произведения, в котором роль чтеца исполнил Дэвид Боуи
  • Peter and the Wolf (1988) — пародийный альбом, сыгранный на синтезаторах и аккордеоне (Wendy Carlos & «Weirid Al» Yankovic)
  • Peter and the Wolf (1990) — альбом американского фолк-певца Дэйва Ван Ронка
  • Wolf Tracks and Peter and the Wolf (2005) — запись, включающая оригинальное произведение и его продолжение «По следам волка», автор — французский композитор Жан-Паскаль Бентюс (англ.)русск.
  • Petr & The Wulf (2010) — альбом американского кантри-исполнителя Джея Манли, вдохновлённый сказкой.
  • Pierre et le loup …et le jazz (2014) — альбом канадского певца и композитора Даниэля Лавуа с биг-бендом The Amazing Keystone Big Band, джазовая интерпретация сказки.
  • Peter and the wolf and jazz! (2015) — запись в исполнении французского джазового оркестра The Amazing Keystone Band. Текст читает Дэвид Теннант.

Иллюстрации[править | править код]

  • В 2003 году рисунки по мотивам сказки, созданные Боно и его дочерьми Ив и Джордан, собрали 368 000 долларов на аукционе Кристис в Нью-Йорке[4]. Также ими была разрисована гитара Fender Stratocaster[5].

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • «Петя и Волк», записи в музыкальной библиотеке International Music Score (англ.)
  • «Петя и Волк» — действующие лица и сюжет (англ.)
  • «Петя и Волк» в Бруклине (декабрь 2008 года) (англ.)
  • «Петя и Волк» (мультфильм 2006 года) (англ.)
  • «Петя и Волк» — список записей (англ.)
  • «Петя и волк» — в книге «Сказки для взрослых детей»

Источник

Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Во всё мире и взрослые и дети знают и любят симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». Впервые сказка была исполнена в 1936 году в концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществлённая Детским музыкальным театром имени Наталии Сац. Тогда текст читала сама Наталия Сац.

В своей автобиографии Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному  и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку – фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов – в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Исполняется эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра.

Петя

Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов – скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

Темы Птички, Утки, Кошки и Дедушки представлены в исполнении деревянных духовых инструментов – флейта, гобоя, кларнета, фагота.

Птичка

Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.

Утка

В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.

Кошка

Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево.

Дедушка

Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.

Волк

Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.

Охотники

Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман. Музыка будто добродушно подсмеивается над незадачливыми стрелками. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы.

Сказка заканчивается торжественным шествием всех её участников. В последний раз звучат их темы. Ведущей становится тема Пети, превращённая в победный марш.

Прослушав сказку, мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. «Петя и волк» – одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.

Вопросы и задания:

  1. С какой целью Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк»?
  2. Какие инструменты исполняют тему Пети? Каков характер этой темы, её музыкальный язык?
  3. Объясните, почему Прокофьев избрал именно такую последовательность появления персонажей: Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, охотники.
  4. Какие медные духовые инструменты исполняют тему Волка? Чем тема Волка отличается от тем других персонажей?
  5. В какие моменты сказки и как появляются темы Утки, Кошки, Пети?
  6. Как звучит музыка Птички вначале сказки? Что появилось нового в музыке Птички в споре с Уткой; при появлении Кошки; в самом конце сказки?
  7. Сравни звучание музыки кошки при погоне за Птичкой и при появлении Волка?
  8. Чем отличается марш охотников от заключительного марша всей сказки?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация – 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Фрагменты из симфонической сказки «Петя и Волк»:
        Тема Пети, mp3;
        Тема Птички, mp3;
        Тема Утки, mp3;
        Тема Кошки, mp3;
        Тема Дедушки, mp3;
        Тема Волка, mp3;
        Тема охотников, mp3;
    Прокофьев. «Петя и Волк» (полная версия, читает Николай Литвинов), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Источник

Вы уже знакомы с замечательным композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым. 

Специально для детей, на собственный текст, Прокофьев

в 1936 году  сочинил симфоническую сказку “Петя и Волк”. 

В остроумной, живой форме композитор знакомит ребят 

с тембрами различных инструментов симфонического оркестра. 

ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА.

Внимательно прочитайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых в нём говорится.

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под елью,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Гобой, и кларнет, и фагот. 

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако, к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери – страницы,

В нее поскорей отвори.

Сказка называется «симфонической», потому что написана для симфонического оркестра. 

В симфоническом оркестре 3 группы инструментов:

– струнно-смычковая;

– духовая;

– ударная.

В струнно-смычковую группу инструментов входят скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Духовая группа инструментов подразделяется на деревянно-духовые и медно-духовые инструменты. 

В деревянно-духовую группу инструментов входят флейта, гобой, кларнет и фагот.

В медно-духовую группу инструментов входят труба, валторна, тромбон и туба.

В группу ударных инструментов входят литавры, колокола, ксилофон (они имеют определённую высоту звука), 

а также треугольник, барабаны, там-там, кастаньеты, тарелки и другие инструменты.

Посмотрите на таблицу “Музыкальные инструменты симфонического оркестра” и найдите все группы инструментов.

Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, то есть каждый герой имеет свою музыкальную тему, 

которую исполняет определенный инструмент оркестра или группа инструментов.

Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.

Подруга Пети –  птичка, её л

ейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе.

Следующий персонаж сказки – утка, её тему исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент. Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря».

Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один инструмент из семейства деревянно-духовых инструментов.

Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, – ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?». Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато.

Еще один персонаж сказки – волк! Его лейтмотив исполняют валторны – инструменты медно-духовой группы.

И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка и стреляют. Выстрелы охотников исполняет группа ударных инструментов. 

А именно литавры и барабаны.

Послушайте, как звучат лейтмотивы (темы) героев сказки.

Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк». 

Проверим, как запомнили? 

Нам поможет ТАБЛИЦА “Симфонический оркестр”.

Покажите все инструменты, которые изображают героев сказки 

(Петю, птичку, утку, кошку, дедушку, волка, выстрелы охотников)

Надеюсь, вы смогли показать всё без ошибок!

Домашнее задание: 

1. Уметь различать на слух темы героев сказки, знать инструменты симфонического оркестра, которые их изображают.

2. Закрепить свои знания по теме поможет тест-тренажёр

3. Повторить песню “Неразлучные друзья”

4. Приготовиться решить тест по теме “Симфоническая сказка С.Прокофьева “Петя и волк” на сайте academtest.ru

5. Перенести к себе в тетрадь таблицу СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР 

А сейчас посмотрите мультипликационный фильм – 

экранизацию одноименной симфонической сказки Сергея Прокофьева. 

Постарайтесь услышать все тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки. 

Источник