Какие рефлексы у кошек
Создано: 01.01.2019 10:44
Автор: Админ
Просмотров: 1353
Думают ли животные? – традиционный вопрос, который задает себе человек. Ученые отвечают на этот вопрос по-разному. Пока поведение животных изучалось лишь в лабораториях физиологическими методами, ответ гласил: нет, не думают, у них одни инстинкты и рефлексы.
Но когда исследования переместились в естественную среду – лес, поле – и поведение животных стало рассматриваться во взаимодействии с ней, ответ изменился; да, думают, но их мышление особенное, не такое, как у людей.
Все многообразие поведения животных базируется на трех “китах”:
- безусловных рефлексах, или инстинктах,
- условных рефлексах, или обучении,
- элементарной рассудочной деятельности.
Потребность организма в чем либо называется мотивацией. Это может быть голод, страх или желание размножаться. Потребностей много, но преобладает больше какая-нибудь одна. Более сильная мотивация включает механизм, который соединяет воспоминания об объектах внешней среды и приводит к действиям. Голодная кошка отправляется на охоту за мышкой или начинает выпрашивать у хозяев корм, т.е. проявляет целенаправленное действие.
Любой инстинкт можно разбить на унитарные реакции:
1) поиск цели,
2) взаимодействие с уже обнаруженной целью,
3) покой после произведенного действия.
У человека все мотивации связаны с сильнейшими субъективными переживаниями – эмоциями. Косвенные физиологические данные и биохимические показатели крови говорят о том, что животные тоже испытывают эмоции: они умеют и радоваться, и огорчаться. Впрочем, в этом ни один владелец кошки или собаки и так не сомневается!
Итак, инстинкт – это память вида, развившаяся в ходе эволюции. Отдернуть от огня лапу или начать хватать маленький шевелящийся предмет, похожий на мышь, является для кошки инстинктивным поведением, которому ее не надо учить. Оно дано ей от рождения и сохраняется до самой смерти.
Раньше ученые любили задаваться вопросом – мудр или слеп инстинкт? В самом деле, привязанная на веревочку бумажка мышкой не является, но кошка ее ловит! Сам по себе инстинкт не мудр и не глуп: он ориентирован на одни и те же условия среды, стереотипен в своих проявлениях и приводится в действие очень простыми стимулами. Иногда он поспевает за изменениями среды, а иногда – нет. То, что годилось в природе, не срабатывает, скажем, в доме. Однако в целом видовая память все же меняется, хотя и медленно.
Человек одомашнил собаку, которая уже являлась высоко социализированным животным: охота на крупных копытных требовала консолидированных усилий всех членов стаи. Ловля мышей и птиц – основное занятие кошек – наоборот, располагало к одиночному образу жизни. Человек одомашнил кошку, видя в ней священное животное. Лишь позднее он стал использовать ее как помощницу, оберегавшую запасы зерна от крыс и мышей. Наличие еды, сконцентрированной в одном месте, заставило кошку изменить свои привычки: произошел переход от существования семейными группами к более сложным стайным отношениям.
Существуют разные классификации инстинктов. Одна из них подразделяет все инстинкты на три группы:
- витальные – к группе относятся все инстинкты, обеспечивающие жизнедеятельность организма: пищевой, питьевой, сна и т.д.
- зоосоциальные – группа включает инстинкты, помогающие животным взаимодействовать друг с другом: половой, родительский, территориальный, иерархический, а также эмоционального резонанса.
Половой инстинкт помогает упорядочить взаимоотношения между особями разного пола;
родительский – обеспечивает заботу о потомстве;
территориальный и иерархический – обусловливают создание разных форм сообщества животных.
- саморазвития – исследовательский, игровой и имитационный инстинкты. Эти инстинкты позволяют осваивать новые территории, знакомиться с различными предметами и повторять действия других животных – как своего, так, в какой-то мере, и чужого вида
Зоосоциальные и инстинкты саморазвития наиболее интересны для понимания вопроса, думают ли животные. Все наши самые возвышенные чувства – любовь, дружба, поиск истины и стремление к прекрасному – появились именно на их основе, т.е. имели предпосылки в животном мире для своего возникновения.
Инстинкт эмоционального резонанса опровергает представление о том, что в животном царстве – сплошная борьба. Конкуренция, конечно, присутствует, но не в ущерб виду.
Явление эмоционального резонанса было открыто во время опытов на крысах: если в одной клетке сидела особь, подвергнувшаяся стрессу, то у крыс в соседних клетках биохимические показатели крови тоже менялись в сторону проявления стресса.
К эмоциональному резонансу, попросту говоря,сочувствию, способны животные разных видов. Возможно, именно этим объясняются факты лечебного воздействия кошек, когда они чувствуют, что хозяину плохо и ложатся на больные места. Человеку становится лучше от их тепла и, в свою очередь, от их сочувствия. В литературе описаны случаи, когда преданная, как и собака, кошка погибала от тоски в случае смерти хозяина.
Подавление того или иного инстинкта может привести к невротическим реакциям. Если кошку держать, скажем, в клетке, не давать знакомиться с новым, лишить общения с себе подобными или людьми, то мы получим настоящего, как и в случае с человеком, невротика!
Условный рефлекс – это индивидуальная память животного, навыки, которые вырабатываются при жизни каждой особи. Естественно, что способность обучаться помогает выживанию. Любой инстинкт требует “доводки” с помощью условного рефлекса. Например, сосание – врожденная реакция новорожденного котенка. Но как именно сосать, чтобы доставалось больше молока – этому необходимо научиться. Поэтому инстинктивное поведение всегда обрастает условными рефлексами.
Классический условный рефлекс был описан еще И. Павловым: основной стимул (еда) сочетается с добавочным стимулом (звонком), в результате чего за действием этого добавочного стимула следует слюноотделение. Он проводил свои опыты на собаках.
Метод “проб и ошибок” или инструментальное обучение было изучено американским ученым Е. Л. Торндайком как раз на кошках.
Он помещал кошку в ящик с вертикальными щелями, через которые была видна пища. Сначала голодная кошка скреблась в ящике и пыталась дотянуться до приманки лапками, потом случайно нажимала на запирающий механизм – дверца открывалась и кошка добиралась до пищи. На третий-четвертый раз кошка запоминала, как открывается ящик, и уверенно нажимала на запор. Впоследствии было доказано, что инструментальный метод является основным видом обучения. Он опирается на отрицательное или положительное подкрепление.
Существуют и другие виды обучения. Например, привыкание – снижение реакции на стимул. Скажем, если приучить кошку прибегать за едой после какого-либо сигнала, а потом перестать вознаграждать ее действия, то рано или поздно она отвыкнет реагировать на этот сигнал.
Однако у кошек есть реакции, которые не угасают: например, они способны часами караулить у мышиной норы, даже если мышь не высовывается. Если бы предки современных кошек перестали “верить”, что мыши когда-нибудь выйдут из нор, то вымерли бы с голода.
Еще один вид обучения – латентное – осуществляется в скрытой форме: кошка, впервые вывезенная на дачу, осторожно обходит участок, запоминая рельеф местности без видимого подкрепления.
Существует также инсайт-обучение, или “озарение”, когда животное для решения какой-либо задачи объединяет в одно действие две реакции на разные стимулы. Например, кошки обучаются открывать двери, засовывая под них передние лапки и потягивая дверь на себя. С помощью похожих движений они манипулируют мелкими предметами – от бумажки до дохлой мыши. А ведь дверь на них совсем не похожа! Единожды удачно открыв дверь, они пользуются этим приемом всю жизнь.
Импринтинг – “запечатление” – мгновенное запоминание в особо чувствительные, короткие периоды жизни. Например, в четырехнедельном возрасте котята “запечатлевают” свою маму, братьев и сестер как особей своего вида, а заодно и человека как члена своей семейной группы, а в семинедельном возрасте они “запечатлевают” мышку как основную добычу. Если маленькие котята не видят человека, то они вырастут дикими и их придется приручать, как диких животных.
Точно так же множество домашних кошек не знает, как ловить мышей – в подходящем возрасте их никто этому не научил.
Условные рефлексы, в отличие от инстинктов, не передаются по наследству. Однако у животных существуют физиологические предпосылки к тому или иному виду обучения. К тому же в семьях стайных животных, совсем как у людей, складываются традиции. Например, у мамы-крысолова вырастают котята, умеющие справляться с этим сильным и смелым зверьком.
Сочетание наследственной программы – инстинктов и приобретенных при жизни условных рефлексов – могут дать полную картину “ума” кошек. И все же это еще не ум.
Ближе всего к “уму” в человеческом понимании стоит элементарная рассудочная деятельность – способность животных, столкнувшихся с новой для себя ситуацией, с первой попытки строить правильную модель поведения. В ее основе лежит умение животных выявлять простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающего мира, и оперировать ими для решения своих задач.
Элементарную рассудочную деятельность изучал Л. В. Крушинский и представители его школы. В частности, они проводили опыты по экстраполяции – “опережению”, т.е. умению животных проследить за движущимся объектом, исчезнувшим из поля зрения, и построить как бы мысленную траекторию его движения. Для рыб и лягушек, например, скрывшейся из поля зрения приманки более не существует – они тут же забывают о ней. Пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие способны к экстраполяции.
Хищные звери, к которым относятся и кошки, решают подобные задачи прекрасно. Правда, Франсуа Доре из Канады получил несколько иные результаты, чем Л. В. Крушинский.
Канадские исследователи проводили с кошками тесты на постоянство объектов – видимая приманка вдруг исчезала. Ее прятали либо на глазах у кошки, либо за ширмой. Выяснилось, что кошки не понимают последствий невидимого перемещения объекта. Они искали приманку там, где видели ее в последний раз или около этого места, не пытаясь “угадать” путь ее перемещения.
Известно, что птицы и звери оперируют такими абстрактными понятиями, как объемность и размер фигур: они понимают, что приманку можно скрыть лишь в объемном, а не плоском теле, да еще и более крупного размера, нежели сама приманка.
Они легко запоминают геометрические фигуры, за которыми “прячется” приманка, и отличают круг от квадрата или ромб от треугольника.
В ряде экспериментов кошки справлялись с этими задачами. Однако работа с кошками бывает затруднена тем, что они – животные весьма эмоциональные. Возможно, что некоторые задачи они не решают не потому, что оказываются “глупее” собак, а потому, что больше “волнуются”.
Вероятно, в природе кошки имеют представление о таких абстрактных понятиях, как “больше – меньше” и “подобное – различное”.
Многие заводчики сталкивались с тем, что кошки-мамы “знают”, сколько у них котят: при исчезновении части из них или даже одного котенка они принимаются лихорадочно искать отсутствующих, а не находя – долго не могут успокоиться.
Как и другие хищники, в природных условиях они выполняют обязанности “санитаров”, вылавливая, в первую очередь, слабых и больных животных. Их привлекают те особи, которые отличаются от других по внешнему виду или поведению. Они начинают на них охотиться. И в то же время кошки относятся с осторожностью к совсем новой и незнакомой добыче, пока не убедятся,
что она не представляет для них опасности. Так что зачатками логического мышления они, без сомнения, обладают.
Мышление предполагает наличие самосознания. Его предшественником у животных является самопознание. Кошки иногда обращают внимание на собственное отражение в зеркале, но быстро теряют к нему интерес. В этом они уступают дельфинам и обезьянам, которые узнают собственное изображение на экране и фотографиях, причем узнают не только себя, но и других членов своего сообщества, включая экспериментаторов. При этом они могут сообщать в той знаковой системе, которой их обучают, кого именно они видят. Впрочем, и того ума, который отпущен на долю кошек, им вполне хватает!
Людмила Чебыкина. (Друг кошек 2001-01)
Источник
Этология кошек.
Автор: Fronda, Январь 17, 2008 – 21:03
Этоло́гия — полевая дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Другими словами, этология — это изучение жизни особи в естественной для неё среде.
Начать, пожалуй, стоит с того, что кошка это социализированное животное.Кошку нельзя рассматривать как “гуляющую саму по себе”.
Одомашнивание началось еще в период античности и связывается с божественным вознесением кошек и желанием человека приблизиться к богу. Способствовало же социализации, концентрация пищи в городах и селах. Кошки собирались стаями и поселялись в каком-то ограниченном (например порт) пространстве.
Рассмотрим унитарные реакции (или поведенческие акты) из которых состоит любой кошачий поступок:
- Мотивация – связывание памяти с поиском цели. Важнейший элемент любого поступка.
- Взаимодействие с целью – непосредственное исполнение того или иного позыва, вызванного мотивацией.
- Покой после достижения цели – животное успокаивается добившись того, чего оно хотело.
Теперь обратимся к более общему рассмотрению поведения кошки. Все поступки можно разделить на три большие группы:
1. Безусловные рефлексы (инстинкты). Этот вид реакций относят к наследственной программе (памяти вида). Эта память заложена при рождении и присутствует на протяжении всей жизни. В свою очередь инстинкты можно подразделить на: витальные (боль, голод, жажда, температурное восприятие,…), зоосоциальные (половые, родительские, эмоционального резонанса,…), саморазвития (исследовательские, игровые, манипуляционные действия, инстинкт свободы,…)
2. Условные рефлексы. Рефлексы приобретенные в процессе жизни. С помощью них, животное доводит свои инстинкты до совершенства. В результате вырабатывается индивидуальная память животного, правда реакция на те или иные действия (события) может угасать со временем. На основе условных рефлексов основаны три типа обучения кошек:
- Инструментальное обучение. Это обучение и положительным и отрицательным подкреплением. Т.е. животное необходимо поощрять за успехи и ругать за проступки. Очень важно не путать отрицательное подкрепление и наказание. Это совершенно разные понятия. К тому же, никогда нельзя наказывать кошку за проступок в прошлом, она все равно его не помнит и может неадеквадно воспринять Ваши претензии.
- Латентное обучение. Это обучение кошки без видимого подкрепления (фактически самообучение). Например: Вы привезли кошку в новый дом и дали ей возможность обследовать его. Это и будет латентным обучением.
- Инсайтное обучение. Это самообучение кошки, при котором она методом проб и ошибок находит решение на поставленую для себя задачу. Например: Кошка учится открывать дверь. Толкает лапами от себя, дверь не открывается (ОШИБКА), тогда она подцепляет ее лапами и тянет на себя (УСПЕХ). Теперь она сразу запомнила этот способ как удачный и наверняка применит его в другом случае.
3. Рассудочная деятельность. Научным путем доказано, что кошки обладают логическим мышлением, но лишены творческого. Нашими учеными доказано, что некоторые кошки могут решать отдельные не повторяющиеся задачи, специфическими способами. Это может служить доказательством рассудительного мышления. В результате опытов, было установлено, что кошки способны к экстерполяции (способность прогнозировать траекторию движения предмета после его резкого исчезновения из поля зрения) и они способны понять, что приманку нельзя спрятать в плоскости, для этого необходимо объемное тело.
Этапы развития котенка:
- Пренатальный (предродовой). Этот период наступает примерное через две недели после вязки. Кошка начинает беречь себя. С этого момента ей необходимо больше внимания, т.к. чем ласковей относиться к кошке с этого момента, тем стрессоустойчивей будут котята.
- Неонатальный (до 2-х недель жизни). В этот период происходит активный физический рост и совершенствование инстинктов.
- Переходный период (от 2-х до 3-х недель). Происходит развитие и проявление социальных признаков и поведенческих актов. С этим периодом связывают импритинг (обучение матерью).
- Социализация (от 3-х до 10 недель). Формируются лидеры в помете, происходит становление целого ряда социальных аспектов. После 45 дней игры котят становятся “предметными”.
- Ювенильный (после 10 недель). Происходит образование условных рефлексов, на основе личного опыта.
- Половое созревание.
Важные моменты при выращивании котенка:
- Хендлинг (взятие в руки) – чем чаще брать новорожденного котенка в руки, тем более оно стресоустойчив.
- Обогащенная среда – чем более разнообразна среда (интерьер, события, атмосфера) роста, тем более развитым вырастает котенок.
- Социализация
А вот некоторые моменты которые очень важно знать про беременность:
- Ложная беременность это нормальный механизм выкармливания чужих котят. Чаще всего он проявляется у высокомолочных кошек, живущих в прайде (стае).
- Суперфетация – течка кошки на 3-6 нед. беременности. В случае, если провести повторную вязку, то один из пометов может мумифицироваться, либо произойдет выкидыш.В латентной фазе эмбрион может покоиться долгое время, а потом снова начать свое развитие.
Язык кошек.
Стоит отметить, что кошки не могут общаться как люди, однако они способны передавать определенные сигналы. С помощью этих сигналов кошки идентифицируют особи или группы и предсказывают поведение окружающих.
Отличают три вида сигналов:
- Хемокоммуникационные (Запах) : Моча, железы на теле.
- Зрительные коммуникации : Взгляд, царапанье, поза,…
- Звуковая коммуникация : фоновые звуки, сигнальные звуки,…
Стоит отметить, что у кошек и собак (например) разный язык символов, однако выучить такой способ общения может и кошка и собака. Это сродни иностранному языку для человека.
Доминирование и территориальность.
На своем учатке кошка доминантна, однака доминантность уменьшается с удалением от своего участка.
Виды доминантности:
- Доминанты (легко входят и выходят из стресса).
- Субдоминанты (способны занимать место доминантов).
- Низкоранговые (самое низшее звание в прайде).
При этом способом решения конфликтов между этими видами является агрессия. Повязанная кошка теряет доминантность, а родившая приобретает. Человек – это суперкошка! Должен всегда стоять Выше всех кошек в семье и обязан следить за порядком.
Агрессия.
Различают четыре вида агрессии: территориальную, иерархическую, половую и родительскую. Необходимо очень четко различать все виды агрессии, чтобы знать против чего принимать меры.
Метки.
Территории (моча). Чаще всего меткам подвергаются “входящие” предметы или вещи суперкошки (человека). Например кровать. Причиной может послужить страх или доминантное положение кота/кошки. Выходов много, но подходить могут далеко не все:
- Кастрация
- Обустройство шумных или гремящих предметов в местах меток
- Если ходит в постель, то необходимо объяснить что это небезопасно (например мокрой тряпкой)
- Установка большего кол-ва туалетов
- Использование ароматических масел с цитрусовым ароматом.
- Установка собственных меток на вещи животного
- Социальные. Если стоит вопрос о порче мебели котенком, то можно попробовать предоставить ему когтеточку с метками другой кошки.
- Если кошка портит вещи (носки, цветы,..), то ей остро не хватает Вашего внимания.
- Вселение нового животного.
- Животное должно быть неполовозрелым
- Подселять лучше к течной кошке
- В случае агрессии, держать одного (попеременно) в клетке
- Выпускать только в своем присутствии.
- Возможно применить встречу на нейтральной территории.
- Можно попробовать перенести запах “старожила” на новичка (влажное полотенце)
Источник: Портал Звери.NET и Раздел о кошках
Источник