Какие кошки были в древнем египте

Какие кошки были в древнем египте thumbnail

Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия и солнца.

Сервал[править | править код]

Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошёрстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Намного крупнее, чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval) — кошка родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.

Кошки в повседневной жизни[править | править код]

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

Длительное время именно Египет считался местом одомашнивания дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек Геродот (ок. 484 — ок. 425 до н. э.). «Отец истории» писал в своей «Евтерпе»:

Хотя у египтян много домашних животных, но их было бы ещё гораздо больше, если бы с кошками не происходило вот какого странного явления. Всякий раз, как у кошек появляются на свет котята, они уже больше не идут к котам, а те, желая с ними спариться, не находят их. Поэтому коты прибегают к такой хитрости: они силой похищают котят у кошек, умерщвляют их, но не пожирают. А кошки, лишившись своих котят и желая снова иметь других, приходят тогда к котам. Ведь это животное любит детёнышей. Во время пожара с кошками творится что‑то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людей и, перескочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах.[2]

— Геродот, «Евтерпа», 66–67.

По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным»[2]. Умышленное убийство какого‑нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой виры, установленной жрецами.

Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., Диодор Сицилийский стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»[3]).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам мумификации как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

Читайте также:  С какой буквы пишется порода кошек

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Культ[править | править код]

Ра в образе кота убивает змея Апопа

С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мёртвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст — богиня с головой кошки — изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.

Со времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби[4].

Бубастис[править | править код]

Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие, после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис, главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.

Упадок культа кошек[править | править код]

Культ Баст был официально запрещён, попав под действие ряда эдиктов Римского императора Феодосия I Великого 381-394 годов[5], направленных на борьбу с язычеством. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами поклонения.

В культуре[править | править код]

В дошедших до наших дней ряде папирусов и остраконов кошки представлены в сатирических образах. Например в Сатирическом папирусе эпохи Рамессидов (ок. 1150 год до н. э.) представлен кот, пасущий гусей, мыши, штурмующие крепость кошки. Они могут обозначать пословицы или рассказы, утраченные сегодня, но понятные древнему египтянину, либо содержат политическую или религиозную сатиру[6]. Подобные сцены повторяются на некоторых обнаруженных остраконах, сосудах, косметических принадлежностях и фигурках Нового царства.

Во II веке до н. э. Полиэн рассказал о хитрости, якобы применённой персидским царём Камбисом II во время битвы при Пелузии (525 год до н. э.): Камбис II приказал поместить кошек и других животных, почитаемых египтянами, перед персидской линией фронта. Египтяне якобы прекратили свои оборонительные операции, и тогда персы завоевали Пелузий[7].

См. также[править | править код]

  • Кошка Гайер-Андерсона
  • Кошки (род)
    • Дикая кошка (Felis silvestris)
    • Домашняя кошка (Felis silvestris catus)
  • Египетский мау
  • Зоолатрия

Примечания[править | править код]

  1. Wörterbuch der Ägytischen Sprache — Tome 2, 42.1-3.
  2. 1 2 Геродот. История. Книга вторая. Евтерпа
  3. ↑ Диодор. Историческая библиотека, книга I, 83
  4. ↑ Геродот, История, книга II, LXVI
  5. ↑ Cod. Theod., XVI. 10. 11 (от 16 июня 391 г.)
  6. M. I. Hussein, A. A. Shokeir. Sexual life in Pharaonic Egypt: towards a urological view (англ.) // International Journal of Impotence Research. — 2004-10. — Vol. 16, iss. 5. — P. 385–388. — ISSN 1476-5489. — doi:10.1038/sj.ijir.3901195.
  7. Shepherd, R. Polyænus’s Stratagems of War. — London: George Nicol, 1793. — С. 268−269. — 414 с.

Ссылки[править | править код]

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Кошки в Древнем Египте

Источник

«О чудесная кошка, дарованная навеки»
Надпись на обелиске в Небре, Древний Египет.

Нигде и никогда, ни в одной стране мира кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Воистину, это был золотой век в истории этого животного, время почитания и обожествления. Культ поклонения кошке появился в один из самый ранних периодов древнеегипетской истории. Упоминания об их божественности встречаются ещё во времена второй династии древних царств. Кошек продолжали почитать ещё очень и очень долго.

Немногим позднее, после объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью одного царя, сформировался весьма значительный и влиятельный культ богини-кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Ее изображали как женщину с головой кошки, и она входила в «священную девятку» (девять верховных богов Египта).

Баст, или Бастет, — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага

Читайте также:  Какие бывают корма для кошек фото

Уподобляемая солнечному и лунному свету, царственная Баст была наделена властью открывать зарю нового дня. На обелисках и основаниях статуй богини высекались священные тексты-молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца».

Была у египтян ещё одна богиня, имеющая непосредственное отношение к кошкам. Это львица Сохмет (или Муут), могучая, великая владычица пустыни. Грозная и беспощадная богиня войны и палящего солнца. В состоянии ярости она превосходила все рати врагов. Её оружием были знойные ветры самума и стрелы, которыми она поражала сердца врагов.

Сехмет, Сахмет, Сохмет («могучая») . Обладала характером, не поддающимся контролю.

В одном из древних мифов о наказании непокорных людей богом Ра Сохмет превзошла все дозволенные границы и устроила беспощадную резню людей. Испугавшись, как бы Сохмет вовсе не истребила всех людей, боги пролили на землю красное вино. Приняв его за кровь, Сохмет набросилась на него, опьянела и уснула, прекратив бойню.

Несмотря на гневливый характер, она была хранительницей мира и защитницей людей. К Сохмет возносили молитвы в минуты опасности и просили зашиты от врагов.

Религиозным центром поклонения богине-кошке был город Бубастис недалеко от дельты Нила. По описаниям древнегреческого историка Геродота, там находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Баст. А в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в ее честь был воздвигнуто главное святилище храма Баст. Там возвышалась огромная статуя богини, высеченная из дорогого ассуанского мрамора. Во время ежегодных религиозных празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила.

В подобном обожествлении проявилось восхищение египтян чистоплотностью кошки, её заботой о котятах. Кроме того, загадочный ночной образ жизни, светящиеся во мраке глаза и невероятная способность мгновенно и бесшумно исчезать и появляться, неслышно ступая мягкими лапками. Всё это вызывало удивление, смешанное со страхом. Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым характером и независимостью. Ведь она хоть и живёт рядом с человеком, но в то же время гуляет сама по себе и вхожа в иной, потусторонний мир.

Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели.

Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, чтобы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.

Почти в каждой семье простых египтян была дома кошка. За ней ухаживали, как за самым дорогим существом. Если, не допусти Боги, в доме начинался пожар, кошек выносили из огня в первую очередь, раньше, чем детей. Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями. Члены семьи, скорбя о ее утрате, надевали траурные одежды, пели погребальные песни и брили головы и брови в знак траура. Умерших кошек оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и мумифицировали, используя бальзам. Только тогда, согласно верованиям и представлениям о загробной жизни, душа их любимицы могла возродиться в новом теле после смерти. Чтобы кошка хорошо себя чувствовала в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки, любимые ею при жизни, и даже мумии мышек.

Кошки богачей заворачивались в тканое льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках.

В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенных саркофагах. Всего археологами было обнаружено около 300 тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй – четвёртой династии (III тысячелетие до н. э).

фото древней мумии кошки, найденной в Египте

Закон был так же на стороне этого священного животного. За убийство кошки, даже непредумышленное, грозило суровое наказание вплоть до смертной казни.

Поклонение кошке однажды подвело египтян. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако персидский царь Камбиз прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Им был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы каждая хорошо была видна. (По другой версии, кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах.)

Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с привязанными кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить священных животных. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего высокого положения вплоть до завоевания страны греками.

Кошка породы Египетская мау

Читайте также:  В каких случаях кошкам дают валерьянку

Что интересно. Распространению кошек за пределы страны препятствовали сами египтяне. Вывозить кошку из Древнего Египта строжайше запрещалось. Это означало похитить собственность фараона и было тягчайшим преступлением. Чем оно каралось, думаю, говорить не стоит. Когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в других землях находили домашних кошек, они покупали или крали их, чтобы вернуть тех обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.

Египетские художники постарались изобразить священное животное в любых формах на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались «утчат» и являлись символом плодородия. Молодые девушки страстно молили богиню Баст об исполнении их желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.

Не забывайте лайкать и подписываться на наш канал, удачи вам и вашим котам!

Оригинал статьи: https://kotobormot.ru/bozhestvennye-koshki-v-drevnem-egipte/

Смотрите также

Источник

Тысячи лет кошки живут рядом с человеком, из диких животных, со временем они превратились в домашних. Долгое время ученые считали, что одомашнили кошек именно в Древнем Египте, примерно 5-6 тыс. лет назад.

Сейчас уже известно, что в других уголках планеты кошки стали домашними животные еще раньше, но именно египтяне обобществляли наших пушистых любимцев, наделяя их мистической силой.

камышовый кот (слева) и африканская дикая кошка (справа)

Как кошки Древнего Египта стали домашними?

В Древнем Египте обитало 2 вида диких кошек: камышовая и африканская дикая, в последствии они и стали первыми одомашненными кошками.

Сам процесс одомашнивания происходил постепенно: Египет того времени славился своими богатыми урожаями зерна, на которые постоянно покушались мелкие грызуны, нанося урон фермерам.

Со временем люди заметили, что кошки умеют отлично охотиться на мелких вредителей, к тому же встречались случаи, когда кошки спасали человека от змей, применяя свои охотничьи навыки.

Чтобы кошки и дальше продолжали защищать запасы и самих людей от вредителей, египтяне в благодарность начали оставлять им еду, кошки постепенно привыкали и селились ближе к человеку, со временем став домашними животными, случилось это около 4-5 тыс. лет назад. Кошки Древнего Египта внешне напоминали абиссинскую породу.

Как появился культ кошки в Древнем Египте?

Примерно тогда же кошки стали неотъемлемым спутником человека: их стали изображать на различных предметах, гробницах фараонов и богатых людей.

Египтяне брали их на рыбалку и охоту за птицами. Существует ряд фресок, изображающих кошек с хозяином, как олицетворение дружбы и защиты.

Со временем кошка стала ассоциироваться с защитной силой. Так появилась богиня Бастет – дочь Осириса и Изиды, она имела особый статус в мифологии египтян.

Молодые девушки носили амулеты с кошкой и молились, чтобы Бастет послала им столько детей, сколько котят изображено на их амулетах. Дети также носили ее амулеты, для защиты от болезней.

Кстати, Бастет не единственная богиня с обликом кошки, в Книге Мертвых встречается изображение светлого кота Мату, спасающего всех людей от Апопа, змея, олицетворяющего хаос и зло.

8 любопытных фактов о культе кошки в Древнем Египте

  • Первоначально Бастет изображали с головой львицы, и уже позднее появилось изображение с головой кошки.
  • Главный храм богини Баст, находился в городе Бубастис. Именно здесь археологи обнаружили крупнейшее захоронение кошачьих мумий.
  • К священным кошкам храма был приставлен специальный человек, который на протяжении всей жизни животного ухаживал за ними, обеспечивая лучшей едой и комфортом. Профессия эта считалась почетной и передавалась по наследству.
  • Если в дома заболевала кошка, хозяин шел в храм и приносил жертву богам.
  • Если в доме умирала кошка, это было большим горем для семьи: траур по животному длился 70 дней, в знак скорби все члены семьи сбривали брови.
    Процесс похорон обязательно включал мумификацию и изготовление дорого деревянного саркофага. По этой причине бедняки не могли позволить себе содержать кошек, у них были только фигурки с изображением животных и богини Бастет.
  • Убийство кошки, даже случайное, жестоко наказывалось, вплоть до смертной казни.
  • Всех кошек считали собственностью фараона, поэтому было запрещено вывозить их из страны под страхом смерти.
  • Однажды, египтяне жестоко поплатились за свое поклонение кошкам: персидский царь Камбиз II во время осады города Пелузия в 525 году до н.э. велел солдатам использовать кошек в качестве живого щита.
    Фараон Псамметих III не смог дать приказ атаковать, ведь могли пострадать невинные кошки, город сдался без боя. А Камбиз основал 27-ю династию и завоевал Египет.

Вплоть до греческого завоевания, культ кошки в Египте не утратил своей силы.

Понравилась статья?
– Ставьте ???? и подписывайтесь на канал Про Кошек!
Впереди много историй из моей жизни с кошачьими и советов по уходу за питомцами

Читайте также:

Что приносит в дом Ваша кошка? Приметы, связанные с окрасом питомца

Источник