Какие гомологи легких кошки
Создайте Ваш сайт учителя
Курсы ПК и ППК
Видеоуроки
Олимпиады
Вебинары для учителей
- Главная
- Биология
- Тесты
- Макроэволюция
1 вариант
1 задание-тест
- Наука изучающая ископаемые останки ………
- Приобретение сходных признаков у различных неродственных групп ………
- Ученый занимающийся исследованием непарнокопытных животных ………
- Биологический закон установили ……………..
- Аналогичные органы это ……………………
- Дегенерация – это ……………………..
- Ароморфоз – это……………….
- Конвергенция – это…………………..
2 задание – укажи направление эволюции над каждой цифрой.
- Возникновение хлорофилла
- Разделение растения на стебель, лист и корень.
- Возникновение полового процесса.
- Появление лазающего стебля у винограда.
- Появление зацепок на плодах лопуха.
- Появление плода у покрытосеменных.
- Утрата корней, хлорофилла, листьев у повилики.
- Появление крылышек на плодах клена.
3 задание – соотнеси буква+цифра.
- Рука шимпонзе. 10. Передние конечности кошки
- Хобот слона 11. Крыло птицы
- Крыло летучей мыши 12. Пятак свиньи
- Клешня рака 13. Легкие лягушки
- Трахея плавунца 14. Жабры беззубки
- Чешуйки на коже ящерицы 15. перья на теле птицы
- Иголки ехидны 16. щупальца гидры
- Волоски на теле тарантула 17. ласты кита
- Чешуйки на ногах курицы 18 панцирь черепахи
А. Какие органы являются гомологами руки человека
Б. Какие органы гомологи легких кошки.
В. Какие из органов аналоги волос кошки
Г. Какие из органов гомологи панциря речного рака.
Макроэволюция 11 класс
2 вариант
1 задание-тест
- Одна функция но разное строение это органы ………..
- Дивергенция – это …
- Параллелизм – это ……………..
- Идиоадаптация – это …………………
- Установил закон зародошевого сходства………………
- Макроэволюция – это
- Ковалевский изучал …………..
- Филогенез – это …………………..
2 задание – укажи направление эволюции над каждой цифрой.
- Возникновение фотосинтеза.
- Возникновение ползучего стебля у земляники.
- Появление проводящей ткани.
- Появление полового процесса.
- Утрата листьев и превращение их в колючки.
- Появление семян у голосеменных.
- Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины.
- Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.
3 задание – соотнеси буква+цифра.
- Рука шимпонзе. 10. Передние конечности кошки
- Хобот слона 11. Крыло птицы
- Крыло летучей мыши 12. Пятак свиньи
- Клешня рака 13. Легкие лягушки
- Трахея плавунца 14. Жабры беззубки
- Чешуйки на коже ящерицы 15. перья на теле птицы
- Иголки ехидны 16. щупальца гидры
- Волоски на теле тарантула 17. ласты кита
- Чешуйки на ногах курицы 18 панцирь черепахи
А. Какие из органов являются аналогами руки человека.
Б. Какие из органов являются аналогами легких кошки.
В. Какие из органов гомологи волос кошки
Г. Какие из органов являются гомолагами губы и носа кошки.
Лист ответа
1 вариант
- Палеонтология
- Паралеллизм
- Ковалевский
- Геккель и Мюллер
- Одна ф-я, разное строение
- Упрощение
- Усложнение
- Сходные признаки у неродственных групп
2 задание
1.а 6.а
2а 7д
3.а 8.и
3 дание
А. – 1, 3, 10, 11,
Б. – 13
В. – 8, 10
Г- 6, 7, 9, 18
Лист ответа
2 вариант
- Аналоги
- Расхождение приз внутри вида
- Одновременно одни органы
- Приспособление
- Бер
- Надвидовые таксоны
- Филогенез лошади
- Историческое развитие организма
2 задание 3 задание
- А А-4, 16
- И Б –5, 14,
- А В. – нет
- А Г – 2, 12
- И
- А
- А
- Д
Просмотр содержимого документа
«Макроэволюция »
Автор: Хабарова Татьяна Валерьевна
Дата: 21.01.2015
Номер свидетельства: 159067
Источник
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: старшеклассникам и репетиторам
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: старшеклассникам и репетиторам
Posted on by Борис Садыков
Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
В этой небольшой заметке, характеризующей появление у живых организмов в процессе эволюции так называемых гомологичных и аналогичных органов, хотелось бы напомнить вам о двух основных типах эволюционных изменений, которые были подробно описаны еще Ч.Дарвиным.
Как репетитору ЕГЭ по биологии, мне кажется важным помнить о каких именно типах эволюционных преобразований идет речь?
Это дивергентный и конвергентный типы преобразований организмов, приводящие к формированию надвидовых (макроэволюция) систематических единиц.
Дивергенция — это тип эволюционных изменений, основанный на постепенном расхождении тех или иных признаков организмов. Дивергенцией объясняется появление гомологичных органов, имеющих общее происхождение, но выполняющих, как правило, различные функции (пишу «как правило», потому что функции у гомологов могут быть как различные, так и сходные).
Конвергенция — приобретение сходных признаков у не родственных организмов. Конвергенцией объясняется появление аналогичных органов, имеющих различное происхождение, но выполняющих сходные функции.
Почему приходится заострять на этом ваше внимание
Да все просто. Поскольку базовых понятий два (дивергенция и конвергенция), объясняющих появление в эволюции двух типов органов (гомологичных и аналогичных), то с вероятностью 50% они запоминаются неправильно.
Возможно, табличка из пособия Т.Л.Богдановой поможет кому-то не путать функции и пути образования гомологичных и аналогичных органов в процессе макроэволюции. Но привожу эту табличку без изменений: именно в таком виде она объясняет почему у учащихся возникает так много путаницы при ответах на многочисленные тестовые задания по выявлению гомологичных и аналогичных органов.
Что неверного в этой таьблице? Первый и третий отличительные признаки «Происхождение» и «Путь образования» действительно подходят для сравнительной характеристики гомологичных и аналогичных органов.
А признак «Функция» является действительным всегда лишь для характеристики аналогичных органов, потому что гомологичными могут быть не только органы, выполняющие различные функции (как написано в таблице), но и сходные.
Например, ноги лошади и ноги человека — явно гомологичные органы, так как имеют общее происхождение, но и функция то у них тоже сходная.
Какой вывод следует сделать
Как репетитор ЕГЭ по биологии, могу посоветовать всегда стараться выделять что-то главное, а что-то второстепенное.
Ничего не запоминайте чисто механически, а выстраивайте в своей голове четкую логическую цепочку из приведенных фактов и следствий. Только тогда можно судить о том, что новый материал не просто запомнился, а именно усвоился.
Ниже приводятся 52 примера заданий из тестовых вариантов ЕГЭ на определение гомологичных и аналогичных органов, присланные мне преподавателем Владимиром Анатольевичем. Решил разместить их в этой статье. Все приводимые здесь примеры гомологичных органов — результат дивергентной эволюции, а примеры аналогичных органов — результат конвергенции.
Примеры заданий на гомологичные органы
- Крылья совы и крылья летучей мыши
- Ласты дельфина и ласты-крылья пингвина
- Конечности крота и конечности лошади
- Ласты китообразных и ластоногих
- Когти барсука и ногти обезьяны
- Киль летучей мыши и киль птицы
- Задние конечности кенгуру и задние конечности тушканчика
- Окраска крыльев бабочки павлиний глаз и бабочки крапивницы
- Ласты ихтиозавра и рука человека
- Плакоидная чешуя акулы и зубы ящерицы
- Лепестки розы и листья капусты
- Листья паслена и усы гороха
- Видоизмененные листья: лепестки розы, усы гороха, иголки кактуса.
- Шишки ели и стробила хвоща
- Перистосложный лист гороха и прилистники-кувшинчики непентес
- Стеблевые чешуи хвоща и колючки барбариса
- Тычинки цветка мака и почечные чешуи
- Бутон цветка и почка
- Конечности позвоночных
- Гомологи передней конечности шимпанзе: 1) рука человека 2) крыло птицы 3) ласт кита
- Колючки кактуса и усики гороха
- Ловчие листья росянки и сочные чешуи репчатого лука
- Корневище ландыша клубни картофеля
- Китовый ус и усы сома
- Чешуя змеи и перо птицы
- Ноги бабочки и ноги жука
- Когти кошки и ногти обезьяны
- Нос обезьяны и хобот слона
- Предплечье лягушки и курицы
- Волосы человека и шерсть собаки
- Зубы кошки и зубы акулы
Примеры заданий на аналогичные органы
- Конечности позвоночных животных и насекомых
- Крылья птиц и насекомых
- Глаза головоногих моллюсков и глаза позвоночных животных
- Роговые чешуи ящерицы и панцирь черепахи – аналоги
- Форма тела акулы и дельфина
- Передние конечности насекомого медведки и крота
- Шипы розы и иголки кактуса
- Листья и шипы
- Семена растений и споры мхов
- Усики клубники и воздушные корни
- Жабры рака и рыбы
- Роющие конечности крота и медведки
- Аналогами передней конечности шимпанзе являются: 1) хобот слона, 2) клешня рака, 3) щупальца осьминога, 4) ногощупальца скорпиона
- Колючки барбариса и колючки боярышника
- Хорда ланцетника и позвоночник человека
- Панцирь черепахи и раковина улитки
- Легкие амфибии и легкие пауков
- Усы рака и усы сома
- Глаза осьминога и собаки
- Крылья летучей мыши и стрекозы
- Плавник кита и хвостовой плавник рака
Считаю совершенно неправильным, когда в тесты КИМов ЕГЭ помещают задания на определение гомологов или аналогов, по которым в разных учебниках даются противоположные ответы.
***************************************
К данной статье было довольно много полезных комментариев, касающихся не четкости в критериях дивергентного и конвергентного путей образования гомологичных и аналогичных органов, которые я поместил в отдельную статью.
Для подготовки к сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).
Г. Теория эволюции
|
аналогичные органывидыГомологичные органыдивергенцияживоеживые организмыконвергенцияобразование видоврасхождение признаковрепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиисхождение признаковэволюция
|
- Комментарии
**********************************************- Популярные записи
- Задачи на сцепленное наследование
- Задачи на определение групп крови и резус-фактора
- Задачи по экологии
- Эволюция живой природы 1-15
- Решение усложненных задач по генетике
- Задачи по экологии – правило Линдемана
- Клетка как биологическая система
Источник
На первом занятии Интенсива было две подборки!
Выкладываю для тех, кто не успел записать
– – – – ГОМОЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ
* Крылья совы и крылья летучей мыши
* Ласты дельфина и ласты-крылья пингвина
* Конечности крота и конечности лошади
* Ласты китообразных и ластоногих
* Когти барсука и ногти обезьяны
* Киль летучей мыши и киль птицы
* Задние конечности кенгуру и задние конечности тушканчика
* Лепестки розы и листья капусты
* Листья паслена и усы гороха
* Тычинки цветка мака и почечные чешуи
* Бутон цветка и почка
* Колючки кактуса и усики гороха
* Ловчие листья росянки и сочные чешуи репчатого лука
* Корневище ландыша и клубни картофеля
* Китовый ус и усы сома
* Чешуя змеи и перо птицы
* Ноги бабочки и ноги жука
* Когти кошки и ногти обезьяны
* Нос обезьяны и хобот слона
* Предплечье лягушки и курицы
* Волосы человека и шерсть собаки
– – – – АНАЛОГИЧНЫЕ
* Крылья птиц и насекомых
* Глаза головоногих моллюсков и глаза позвоночных животных
* Роговые чешуи ящерицы и панцирь черепахи
* Форма тела акулы и дельфина
* Передние конечности насекомого медведки и крота
* Шипы розы и иголки кактуса
* Зубы кошки и зубы акулы
* Семена растений и споры мхов
* Усики клубники и воздушные корни
* Жабры рака и рыбы
* Роющие конечности крота и медведки
* Колючки барбариса и колючки боярышника
* Панцирь черепахи и раковина улитки
* Легкие амфибии и легкие пауков
* Усы рака и усы сома
* Глаза осьминога и собаки
501
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
16K
Наткнулась на решу егэ, что зубы кошки и акулы – это гомологи, а не аналоги. Но , по моему мнению, это аналоги. Как быть?
Софья, Дарвин говорит, что решу егэ слушать не надо
напиши ему в лс
Софья, это аналогичные органы, у них разное происхождение 🙂 у акул зубы из других зачатков формируются
Даниил, Источник РешуЕгэ:
Клеточные ткани будущих зубов берут начало из эмбрионального слоя, эктодермы; зубы не являются костным образованием, однако представляют собой соединение тканей различной плотности и твердости: эмали, дентина и цемента. В процессе эволюции, впервые, зубы появились у акул. Гены, регулирующие развитие зубов у млекопитающих, гомологичны тем, которые задействованы в развитии рыбьей чешуи. Изучение зубной пластины древней вымершей рыбы вида Romundina stellina показало, что зубы и чешуя состояли из той же ткани, которая была обнаружена в строении зубов млекопитающих. Это открытие стало опорой теории о том, что в ходе эволюции зубы получили свое развитие из чешуи.
Мария, не могу оправдываться за Решу ЕГЭ и Наталью Баштанник
Софья, потому что разные происхождения (акула-хрящевая рыба, а кошка-млекопитающее). К плюсу у животных дифференцированы зубы
Даниил, Так, вроде, считается, что и зубы млекопитающих,и зубы хрящевых рыб являются производными плакоидной чешуи(в ее анатомическом строении и дентин выделяется…)
Софья, так оба же к хордовым относятся- гомологи
Юлия, уже выяснилось, что аналоги. Во-первых, разное происхождение, но одна функция, во – вторых, рыбы и млекопитающие большая эволюционная пропасть.
Софья, одна функция ничего не объясняет, гомологи могут выполнять как разные, так и одинаковые функции. А вот про происхождение так и не выяснили!
Мария, ну уже ответили выше, что аналоги)
Мария, ну тут кто как трактует по поводу происхождения. Остается только запомнить, что это аналоги и все
Софья, я понимаю, что многое из этого стоит запомнить, но мне так никто и не ответил почему… Свои доводы противоположные данным я привела выше…
Софья, привожу вам доказательства своей теории, стр.806 из Билича, Крыжановского) весьма авторитетный учебник!)
Мария, Так я ничего против не имею) Сама в учебниках искала, кто как пишет) Пока буду придерживаться мнения, что они аналоги)
Миша, спасибо, я уже увидел и решил
Миша, а в какой? Можете подсказать? Я что-то не нахожу
Дааа, спасибо я уже увидела
Можно ещё вопросик?
Есть телеграмм канал для 150 шагов
@darvin_steps_2019 – Даниил Дарвин.
@oge_steps_bio – Миша Гис.
@chemsteps – Лия Менделеева.
Лера, скинешь,если найдешь запись?
Оказывается, если перейти по ссылке на прямой эфир, то там и будет запись
У меня вылетал интернет, пропустила д/з. Скажите, где посмотреть?
Почему зубы кошки и зубы акулы — Аналоги, а уже усы сома и усы кита — гомологи?
если верить домашке, редукция глаз у крота- это идиоадаптация, но я частенько встречала ответы, мол это общая дегенерация. как быть-то?
Anya, фипи признало, что это идиоадаптация, и Дарвин уже несколько раз говорил
Аня, общая дегенерация возникает при паралитическом или малоподвижном образе жизни. С кротом – ни то , ни другое 🙂
А почему семена растений и споры мхов аналогичные? Потому что семена развиваются из зародыша, а спора из спорогенной ткани?
Наталья, мхи- это тупиковая ветвь в эволюции растений, от них более сложные группы растений не образовались. Семенные растения образовались из семенных папоротников, у которых семена лежали на листьях, как сейчас у голосеменных лежат открыто на чешуях листьев (видоизменения листа)
Ну,в Решу Егэ все задания из Фипи
Daniel, нет, это не так. Там есть как задания из экзаменов прошлых лет, так и совершенно “левые” задания 🙂
Почему второе домашнее задание не открывается?
Источник