Какие были кошки в живописи
На дворе самый раскошачий месяц, а потому АdMe.ru собрал большой и пушистый мартовский пост.
По всей нашей необъятной Земле, в каждой, даже самой маленькой, стране, очень многие художники жуть как любят кошек. Умиляются повадкам, выражениям мордашек и глаз. Теряют бдительность. А котики, играя на чувствах, незаметно и безжалостно похищают сердца. Навсегда.
Зато можно наслаждаться прекрасными произведениями искусства, пропитанными любовью к этим хитрющим мордахам.
АdMe.ru собрал наипушистейшую теплую коллекцию картин от художников с разных уголков мира, чьи сердца похищены котиками.
Англичанка Ким Хаскинс
Художница Ким Хаскинс (Kim Haskins) родилась в Англии. Ким в основном работает акриловыми красками на картоне или холсте. Ее лохматые разноцветные котики с круглыми глазами неизменно вызывают широкие улыбки. Забыть эти умильные полосатые кучки невозможно. Коты Ким легко, даже слишком легко, похищают многие сердца на них смотрящих.
Американская художница Джой Кэмпбелл
Американская художница-иллюстратор Джой Кэмпбелл (Joy Campbell) живет в местечке Уинлок, штат Вашингтон. Пишет картины уже более 30 лет. Сейчас работает в масле, и, конечно, любимой темой полотен являются котики. Ее котики довольны жизнью, самодостаточны. Они развалились по диванам и столам, игриво заглядывают в глаза и полностью контролируют сердца людей.
Рихард Донскис, художник из Латвии
Рихард Донскис – художник из Латвии, работающий под ником Apofiss. Рихард творит атмосферные, немного мистические иллюстрации, где царствуют милейшие котики. Нежные глазастики с пронзительным выражением мордочек завоевывают любовь зрителя с первого взгляда.
Литовская художница Норвиль
Литовская художница Норвиль (Norvile Dovidonyte, Nora) – хозяйка рыжего вдохновителя Элвиса. Она обожает рисовать котиков, создавать неиссякаемый источник хорошего настроения и доброй улыбки. Нора творит уютную, простую жизнь, передает забавные повадки милых зверей. Она давно и нежно влюблена в кошек.
Владимир Румянцев, художник из Санкт-Петербурга
Владимир Румянцев – член Санкт-Петербургского союза художников и Санкт-Петербургского общества акварелистов. Является членом Российского союза художников. Его работы есть в музейных коллекциях России, а также в частных коллекциях Германии, США, Великобритании, Финляндии и Швеции. Его коты романтичны. Они видят ангелов, любят цветы и лиричный город на Неве.
Японский художник Макото Мурамацу
Японский художник Макото Мурамацу (Makoto Muramatsu) творит умиление невероятное. Няшные, бархатные котики давно похитили его сердце. И теперь похищают сердца и души каждого, кто остановится полюбоваться запредельной милотой котиков Макото. Мурамацу с нежностью прописывает каждую милую мордочку, любуется своими мягкими любимчиками. Романтик из Страны восходящего солнца.
Москвич Степан Каширин
Каширин Степан Владимирович родился в Москве. Является членом Федерации художников ЮНЕСКО. На его полотнах кошки живут как пушистые теплые люди. Водят автомобили, устраивают посиделки, играют свадьбы. Степан создает жизненные ситуации, наполненные понятным и добрым юмором. На мордахах его котиков написаны забавные эмоции.
Россиянин Валерий Хлебников
Хлебников Валерий Иванович родился в городе Вышний Волочек Тверской области. Сейчас живет в Московской области. Уже в трехлетнем возрасте маленький Валера нарисовал первую картинку. И это был, конечно, кот. Его коты похожи на тяжелых, добрых великанов. С таким котом здорово обниматься и ни о чем не беспокоиться. Работы Валерия полны юмора, доброты и тепла.
Владимир Стахеев, рожденный в Ленинграде
Живописец Стахеев Владимир Юрьевич родился в Ленинграде. Много лет занимался иллюстрацией. Коты из его графической серии очень изящны, эмоциональны и красивы. Их мордочки передают чувства настолько ярко, что мысли котиков можно прочитать. Котики злятся, любопытствуют, удивляются, чего-то хотят, чего-то боятся. Они наделены ярким характером.
Вася Ложкин из Солнечногорска
Вася Ложкин родился в России, в городе Солнечногорске. Рисует с неподражаемым юмором, передавая эмоции своих рыжих котяр. Хотя, как сам шутливо признается, рисовать не умеет. Также Вася признается в том, что его картины – на самом деле сказки с хорошим концом. Так что есть надежда на то, что колбасы все-таки хватит на всех.
Источник
Все хотя бы раз слышали, что коты управляют интернетом, но немногие знают, что эти животные причастны также к некоторым самым известным в мире произведениям искусства. Ряд величайших художников всех времён стали доказательством того, что нет лучшей музы, чем кошка. Многие живописцы держали их дома, а кое-кто даже использовал в качестве моделей. Вот 10 знаменитых мастеров, чьи произведения покорили ценителей искусства, а сами они были покорены очаровательными мурками.
Легендарный сооснователь венского Сецессиона обожал своего кота Катце с которым запечатлён на фотографии 1912 года. Когда сотрудники «Новой галереи» в Нью-Йорке готовили выставку «Густав Климт и Эгон Шиле. 1918 год, столетие», то обнаружили какое-то пятно на обратной стороне оттиска Климта, предоставленного частным коллекционером. По словам куратора экспозиции Яниса Стаггса, кошки постоянно бегали по мастерской художника, иногда прямо по рисункам. И отпечаток кошачьей лапы, который увидели музейщики на экспонате, подтвердил эту историю.
Слева: Густав Климт и Катце (1912). Источник: artwave. it
2. Анри Матисс
Любовь французского модерниста Анри Матисса к котам подтверждена многочисленными фотографиями. Для картины «Девушка с чёрной кошкой» (1910) ему позировала дочь Маргарита с одним из многочисленных домашних любимцев на коленях. Художник наслаждался компанией своих мурчащих компаньонов — Минуш, Кусси и Блоха часто находились рядом, пока он работал.
3. Сальвадор Дали
Сюрреалист Сальвадор Дали был великим эксцентриком — и лишний раз это подтверждает его выбор домашнего любимца. Бабу был не менее экзотичен, чем его владелец: это был оцелот — карликовый леопард из тех, что водятся в Центральной и Южной Америке. Многочисленные снимки рассказывают, как Бабу и Дали проводят вместе время в одной из причудливых резиденций художника. Оцелот был дружелюбным, и мастер время от времени даже брал его на многолюдные вечеринки.
Сальвадор Дали и Бабу. Фото: BBC
Джорджия О’Киф известна своими цветочными картинами и любовью к кошкам. Есть несколько её фотографий с сиамским котом, который, как полагают, был её домашним питомцем в поздние годы. Он, несомненно, поддерживал её при создании некоторых шедевров во время пребывания в Нью-Мексико.
О’Киф была разноплановым художником, она не только писала и рисовала, но и фотографировала.
Слева: Джорджия О’Киф и её сиамский кот. Источник: Picture Lights
5. Пьер Боннар
Пьер Боннар не только держал кошек, но и писал их. На одной из его самых узнаваемых картин «Белый кот» изображено толстое животное с длинными искривлёнными ногами. Есть фотография художника с полосатым котом на коленях, возможно, он служил моделью для многих картин.
6. Луис Уэйн
Из всех художников в этом списке Луис Уэйн был самым большим ценителем кошек. На его рисунках, иллюстрациях и поздравительных открытках антропоморфные коты и котята играют в мяч, слушают оперу, рыбачат, учатся в школах и занимаются другими «человеческими» делами. Начало популярности Уэйна положил домашний кот Питер, в котором находила утешение больная раком жена художника. Для её развлечения иллюстратор научил четвероногого друга носить очки и неподвижно сидеть у книги, словно за чтением. Параллельно Уэйн делал зарисовки, которые затем легли в основу его знаменитых кошачьих персонажей. Последние годы жизни художник провёл в психиатрических лечебницах, но даже там не оставил любимую тему, хотя его коты становились всё более психоделическими.
7. Энди Уорхол
Лучшим другом иконы поп-арта был Сэм — красивый сиамский кот, который украшает многие рисунки и картины Уорхола. Среди них — «Сэм. жёлтого кота с розовыми глазами» и «Сэм. оранжевого кота с розовыми глазами», демонстрирующие животное в разных позах и цветах. Чтобы воздействовать на такого художника, как Энди Уорхол, нужен кот с яркой индивидуальностью, и Сэм определенно приложил лапу к творчеству своего хозяина.
Знаменитый художник-кубист держал кота по имени Мину, который, вероятно, составлял ему компанию во время работы. Пабло Пикассо не изображал симпатичных котят, в его исполнении коты — злобные и кровожадные хищники. Картина «Кошка, поймавшая птицу» традиционно трактуется как символ гражданской войны в Испании и предчувствие Второй мировой.
Слева: Пабло Пикассо с котом. Источник: MumsPatik. lv
Русско-немецкий художник Василий Кандинский знаменит первыми абстрактными картинами, например, серией «Композиций», которые ещё называют «симфониями цвета». А помогал гению кот по кличке Васька. По крайней мере один раз художник и его рыже-белый любимец сфотографировались в саду, и на снимке видно, что между ними была особая связь.
Слева: Василий Кандинский и кот Васька. Источник: Picbear
10. Уильям Тёрнер
В своей книге «Тёрнер» писатель Питер Акройд рассказывает, как британский живописец начала XIX века пригласил коллегу Уильяма Лейтча посетить домашнюю галерею в свое отсутствие. И когда тот уселся, чтобы получше рассмотреть одну из картин, но почувствовал, как что-то коснулось его шеи. Оказалось, это был кот, вскочивший на спинку стула! «От неожиданности Лейтч резко вскочил, чем вспугнул еще четырёх или пять кошек, которые уже вились у его ног. „В ужасе я бежал, — позже вспоминал Лейтч, — а обернувшись, увидел наверху котов, сверкавших на меня глазами, причем каждый из них, заметил я, был без хвоста“», — пишет Акройд. По его словам, это были коты породы мэнкс, бесхвостые от природы. В Англии бытовало поверье, что они приносят в дом деньги: им требуется меньше времени, чтобы пройти в дверь, значит, экономится тепло.
Есть ещё один факт, связанный с Уильямом Тёрнером и котами. В одном из писем художник указывает, что в конце 1810 года предлагал картину «Лов на Блайт-Сэндс при начавшемся приливе» своему покровителю сэру Джону Лестеру, а затем отказался продать её сэру Джорджу Бомонту, который не любил творчество живописца. Сейчас полотно хранится в галерее Тейт и, как сказано в его описании, оно, по-видимому, прикрывало кошачий лаз в доме Тёрнера. Поскольку его картины сейчас стоят миллионы, можно сказать, что пейзаж — самая дорогая в мире кошачья дверца.
Источник
Кто же ее не знает? Она и лучший антидепрессант — грациозна, нежна, воплощение уюта, — и вместилище пороков: похотлива, ленива, нагла… Но, тем не менее, уже давно заняла определенное место в человеческой культуре, пройдя долгий путь от божества до заурядного представителя городской фауны. И, хотя отношение к ней изменилось от поклонения до простой человеческой привязанности, главное — кошка всегда возвращается к очагу. За это ее любят уже многие тысячелетия.
Богини и охотницы
Предшественники милых барсиков и мурок не были столь милы и приветливы. Один из храмов Гелиополиса украшала скульптура кошки — бог Ра в обличии хищного зверя. В зависимости от времени суток глаза статуи сужались или расширялись (жрецы умело пользовались достижениями новейших технологий того времени), а изо рта священного животного каждый час струилась вода. Их каменные изваяния неотступно следовали за фараонами в загробный мир и там охраняли… правда, главная их охранная миссия заключалась в истреблении грызунов, мастерски уничтожавших зерновые припасы. Благодаря природной ловкости умелые охотницы были возвышены до ранга богов, следовательно, изображения их имели магическую силу.
В Древнем Египте кошки были всюду: их ваяли из камня, рисовали на посуде и на стенах погребальных камер, лепили из глины… На берегах Нила они были священны, а за убийство зверька даже полагалась смертная кара. Усатых помощниц верховного божества мумифицировали и хоронили на специальных кладбищах.
Чуть позже, кошка попала в пантеон германцев и служила богине Фрее: в повозку богини были запряжены две кошки. Пожалуй, на этом ее возвышение завершилось.
В Европу кошка попала через Древнюю Грецию благодаря египтянам и долго считалась животным экзотическим, «роскошным», поэтому для ловли мышей держали ласку. И только в эпоху римских императоров маленького хищника начали использовать с практическими целями
В римской и греческой живописи изображение кошки встречается на монетах, амфорах, красивых мозаиках и т. д. Но это далеко не «цари зверей», а лишь союзники в борьбе с грызунами.
С небес – в преисподнюю
В эпоху средневековья, когда инквизиция объявила войну надвигающемуся на мир хаосу безверия, кошка оказалась в немилости. Низвергнутая с престола, она на несколько веков была изгнана на задворки человеческого мировоззрения, и, следовательно — искусства. На то была еще одна причина: религиозный характер средневековой живописи предписывал каждому объекту в картине символическую и идейную нагрузку, каждая деталь имела каноническое значение. И на протяжении веков художники строго соблюдали установленные церковью правила.
В иконографии христианского искусства наш герой символизировал как лень, так и похоть, а также обман и измену. На некоторых средневековых изображениях кошки присутствуют даже в сцене соблазнения Евы в райском саду. Но это редкие случаи, поскольку на картинах художников того времени животные практически не появлялись, за исключением упоминания в бестиариях (богато украшенных сборниках сведений, касающихся тех или иных животных, в том числе и мифических).
Кстати, предметом суеверного страха (из-за ярко выраженной склонности к ночной жизни), своеобразным символом нечистой силы кошка стала относительно поздно. Существовало поверье, что дьявол часто принимает обличье черного кота, и его изображали, как правило, сидящим на плече своей хозяйки-ведьмы.
Подозрительное отношение к котам характерно и для эпохи Раннего Возрождения. Например, в своей «Тайной вечере» Доменико Гирландайо (1449—1494) «связал» кошку с фигурой Иуды Искариота, предавшего Христа, тем самым продолжив средневековую традицию неприязненного отношения к животному, символизировавшему в этом сюжете измену.
Изображение кошки означало также вожделение и в некоторых случаях намекало на древнейшую профессию. Например, в работе Израэля фон Мекенема «Визит к прядильщице» (1495−1503) можно увидеть Мурку, лежащую на полу комнаты в которой молодая женщина прядет в обществе мужчины. Полагается, что на этой картине изображена продажная любовь, а присутствие кошки указывает на цель визита гостя.
На картине Яна Ван Эйка «Рождение Иоанна Крестителя», изображение котов на переднем плане вполне вероятно пророчество будущих событий: Иоанна Крестителя обезглавят на банкете царя Ирода, на котором будут присутствовать эти звери.
Художники Возрождения долго не отступали от канонических символов и это можно увидеть в картинах нидерландского живописца Иеронима Босха (1450−1516) «Сад земных наслаждений». На переднем плане, около Древа познания, Бог представляет Еву удивлённому Адаму. Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла, и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах, в данном контексте символизирующего дьявола, жестокость.
А Франциско Гойя, рисуя кошку, желал показать хищные инстинкты («Дон Мануэль Озорио де Зуньига. Ребёнок», ок. 1787 г).
Шедевр природы
Однако постепенно ситуация менялась: оковы религиозных предубеждений слабели, жизнь становилась комфортней, а уютно греющиеся на печке мышеловы не представляли угрозы, и даже наоборот — нередко составляли приятную компанию, к тому же в свободную минуту за ними было так приятно наблюдать!
Для великого ренессансного мастера Леонардо да Винчи кошки стали объектом научного исследования. «Любая домашняя кошка — это шедевр, созданный природой», — писал Леонардо, заполняя страницы своего альбома набросками умывающихся, играющих или охотящихся на мышей и птиц зверьков.
Постепенно кошка отвоевывала свое место не только в доме, но и в живописи, став чуть ли не записной героиней «домашних» сцен у таких художников как Ганс фон Кульнбах (1476−1522), Жан Корнелис Вермейен (1500−1559), Отто Ван Вен (Отто Вениус) (1556−1629), Жан Батист Перроно (1715−1783), Жан-Батист Симеон Шарден (1699−1779), на полотнах ученицы Франса Хальса голландской художницы Юдифь Лейстер (1609—1660).
Кошка, как правило, соседствует с детьми, к тому же появляется в качестве аксессуара на портретах и натюрмортах. Нет, она еще не в центре композиции, но уже важная смысловая деталь произведения. На портретах юных барышень с помощью кошки подчеркивалась женственность и нежность хозяек, а в статичные натюрморты игривое существо вносило интригу и действие.
Частенько ловкая Мурка изображалась ворующей еду. Впрочем, воровство это изображалось с юмором и некоторым восхищением ее ловкостью и сообразительностью. Как, например, на полотне фламандской художницы Клары Петерс (1594−1657), создавшей несколько «жанровых» натюрмортов с очаровательными плутовками в главной роли.
Кот в доме
К XVII—XVIII
вв. коты незаметно проникли и прочно обосновались в жизни человека.
К середине XVII века вне сомнений кошка уже признается частью семьи (Луи Ленен «Счастливая семья», 1642 г.), а ее изображение подчас служит метафорой материнства, уютного дома и вольностей.
Кардинал Ришелье держал десятки любимиц и завещал о них заботиться после его смерти. В XVIII веке, кошка победоносно шествовала по салонам знатных дам, которые заказывали портреты своих питомцев медальерам, а прах хранили в изысканных урнах. Антуан Ватто (1684−1721) и Жан Оноре Фрагонар (1732−1806) изображали их и в пасторальных сценах и в будуарах дам.
В Англии коты уже вовсю хозяйничали на страницах романов, стихов, картинках как непременный атрибут счастливой семейной жизни.
В середине XVIII века анимализм как самостоятельный жанр начал покорение Европы. Известный английский портретист скакунов Джордж Стаббс (1724−1806), на портрете рысака Годолфина отразил дружбу животных: коня и кота.
Один из самых известных японских кошачьих поклонников — Утагава Куниёси (1798−1861) и его гравюра «Коты 53 станций Токайдо» служит тому красноречивым подтверждением. Это пародия на известную серию гравюр «Виды 53 станций Токайдо». Только на этой густо заполненной гравюре, каждому названию станции соответствует симпатичный усатик.
Женщины-кошки, день и ночь
В XIX веке живописцы уже не придерживались традиционной символики и решали скорее художественные задачи, а животные для них служили дополнительным средством для выражения эмоций, подчеркивая настроение или черты характера изображаемых персонажей.
Однако темное прошлое не забыто и на порочную природу животного ссылается Эдуард Мане (1832 — 1883) в картине «Олимпия» (1863 г.). Изображая черного котенка в ногах обнаженной женщины, художник передал метафору «женщина-кошка», навеянную творчеством его друга Шарля Бодлера, в то время переживавшего непростой роман с дамой полусвета. Прогнувшийся котёнок является классическим атрибутом в изображении ведьм, знаком дурных предчувствий и изменчивой женской натуры.
Но, как правило, в очаровательных мурлыках художники усматривали нежность, покой и семейный уют.
У Поля Гогена на картине «Таитяне» спящая средь бела дня кошка — сама нега. Четкий «кошачий след» мы видим и на полотнах Ренуара: «Женщина с кошкой» словно олицетворяет все нежное и пушистое в кошачьей (и не только!) натуре.
Еще одна известная работа уже стала истинным символом Парижа — ее можно видеть на майках, сумках, календарях… Кошка на афише для кабаре Теофила Стейнлена (1896 г.) работы французского , автора альбома рисунков под названием «Кот» — символ ночной жизни.
Занятная фелинология
В ХХ веке коты уже не только участники жанровых сцен — отныне их изображение это беспроигрышный маркетинговый ход, а творческое воображение художника наделяет их чертами человека и наоборот. Например, на фантастическом полотне Марка Шагала (1887−1985) «Париж из окна» (1913) на подоконнике сидит рыжий кот с человеческим профилем. Пабло Пикассо в картине «Кошка с птицей» (1939) передал хищную натуру зверя: выпущенные когти, оскаленные клыки, в которых он держит птичку. Это уже олицетворение фашистской угрозы, набиравшей силу в то время.
Среди художников-котолюбов хотелось бы отметить Маурица Корнелиса Эшера (1898−1972) известного своими гравюрами на дереве и металле. Создавая из птиц, ящериц, змей и других животных свои метаморфозы, он не забыл и про котов. «Коммерчески успешную» тему не обошел вниманием и Энди Уорхолл, впрочем, очень любивший котов.
В наши дни царство котов и кошек на полотнах живописцев можно смело назвать «Котоманией»: сколько бы ни было искусных фото, рисованные кошки остаются популярным и символичным арт-объектом.
Источник