Какие были кошки в древности

Какие были кошки в древности thumbnail

Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия и солнца.

Сервал[править | править код]

Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошёрстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Намного крупнее, чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval) — кошка родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.

Кошки в повседневной жизни[править | править код]

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

Длительное время именно Египет считался местом одомашнивания дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек Геродот (ок. 484 — ок. 425 до н. э.). «Отец истории» писал в своей «Евтерпе»:

Хотя у египтян много домашних животных, но их было бы ещё гораздо больше, если бы с кошками не происходило вот какого странного явления. Всякий раз, как у кошек появляются на свет котята, они уже больше не идут к котам, а те, желая с ними спариться, не находят их. Поэтому коты прибегают к такой хитрости: они силой похищают котят у кошек, умерщвляют их, но не пожирают. А кошки, лишившись своих котят и желая снова иметь других, приходят тогда к котам. Ведь это животное любит детёнышей. Во время пожара с кошками творится что‑то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людей и, перескочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах.[2]

— Геродот, «Евтерпа», 66–67.

По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным»[2]. Умышленное убийство какого‑нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой виры, установленной жрецами.

Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., Диодор Сицилийский стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»[3]).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам мумификации как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Культ[править | править код]

Ра в образе кота убивает змея Апопа

С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мёртвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст — богиня с головой кошки — изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.

Со времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби[4].

Бубастис[править | править код]

Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие, после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис, главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.

Упадок культа кошек[править | править код]

Культ Баст был официально запрещён, попав под действие ряда эдиктов Римского императора Феодосия I Великого 381-394 годов[5], направленных на борьбу с язычеством. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами поклонения.

В культуре[править | править код]

В дошедших до наших дней ряде папирусов и остраконов кошки представлены в сатирических образах. Например в Сатирическом папирусе эпохи Рамессидов (ок. 1150 год до н. э.) представлен кот, пасущий гусей, мыши, штурмующие крепость кошки. Они могут обозначать пословицы или рассказы, утраченные сегодня, но понятные древнему египтянину, либо содержат политическую или религиозную сатиру[6]. Подобные сцены повторяются на некоторых обнаруженных остраконах, сосудах, косметических принадлежностях и фигурках Нового царства.

Во II веке до н. э. Полиэн рассказал о хитрости, якобы применённой персидским царём Камбисом II во время битвы при Пелузии (525 год до н. э.): Камбис II приказал поместить кошек и других животных, почитаемых египтянами, перед персидской линией фронта. Египтяне якобы прекратили свои оборонительные операции, и тогда персы завоевали Пелузий[7].

См. также[править | править код]

  • Кошка Гайер-Андерсона
  • Кошки (род)
    • Дикая кошка (Felis silvestris)
    • Домашняя кошка (Felis silvestris catus)
  • Египетский мау
  • Зоолатрия

Примечания[править | править код]

  1. Wörterbuch der Ägytischen Sprache — Tome 2, 42.1-3.
  2. 1 2 Геродот. История. Книга вторая. Евтерпа
  3. ↑ Диодор. Историческая библиотека, книга I, 83
  4. ↑ Геродот, История, книга II, LXVI
  5. ↑ Cod. Theod., XVI. 10. 11 (от 16 июня 391 г.)
  6. M. I. Hussein, A. A. Shokeir. Sexual life in Pharaonic Egypt: towards a urological view (англ.) // International Journal of Impotence Research. — 2004-10. — Vol. 16, iss. 5. — P. 385–388. — ISSN 1476-5489. — doi:10.1038/sj.ijir.3901195.
  7. Shepherd, R. Polyænus’s Stratagems of War. — London: George Nicol, 1793. — С. 268−269. — 414 с.

Ссылки[править | править код]

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Кошки в Древнем Египте

Источник

Большинство животных, одомашненных человеком, были ему нужды как источник пищи, в качестве защиты, как помощники на охоте. В этом смысле кошка оказалась в парадоксальной ситуации: похоже, человек оказался полезен кошке, поэтому она связала с ним свою судьбу. В каждой стране своя история кошки…

У ученых нет единого мнения о том, когда была одомашнена кошка, можно только сказать, что, скорее всего, это произошло не менее 5000 лет назад. В разных уголках земли это происходило по-своему, но результат этого процесса везде одинаковый: кошка, пожив рядом с человеком тысячелетия, сохранила очаровательную дикость, независимость и обаяние маленькой пантеры.

Древний Египет

Домашняя кошка скорее всего появилась в Древнем Египте, о чем свидетельствуют археологические раскопки в Нубии, на западном берегу Нила. В Египте около 2000 г. до н.э. существовал религиозный культ кошки: египтяне не считали божеством любую кошку, но верили, что некоторые боги могут воплощаться в образе кошки.

Именно в таком образе верховное божество Древнего Египта — бог солнца Ра — победил змея тьмы. Богиня радости и веселья Баст изображалась либо в виде кошки, либо в виде женщины с кошачьей головой.

Убить кошку считалось преступлением: преднамеренное убийство кошки каралось смертью. Все члены семьи, в которой умирала кошка, в знак траура выбривали себе брови.

Египтяне уже в то время занимались селекцией кошек, подбирая подходящие по характеру пары. Кошек дрессировали для сбора убитой птицы во время охоты на болотах в дельте Нила.

Жители Египта пытались препятствовать вывозу кошек за пределы страны, однако, вместе с заимствованием некоторых верований и традиций воины Римской Империей начали вывозить из Египта и кошек в качестве культовых животных. В Риме вскоре была признана несомненная польза кошек, которые ловили мышей, а также змей.

Коротко о кошках, исторические факты, кошки в России, кошки в истории, кошки в Египте, кошки в Европе

Европа

История кошки в Европе была не так безоблачна, как в Древнем Египте. После падения Римской империи и с укреплением христианства в Европе судьба кошек резко изменилась. Из культовых животных они превратились в исчадие ада и воплощение Сатаны. Папа Римский Иннокентий VII повелел инквизиции преследовать почитателей кошек, еретиков обвиняли в отправлении религиозных обрядов с участием кошек.

Женщины, у которых жили кошки, особенно, черного цвета, признавались ведьмами и колдуньями, за что часто отправлялись на костер. Мания преследования кошек и их владельцев перекинулась и в пуританскую Америку, где в 17 веке проходили громкие судебные процессы над ведьмами.

Одновременно с манией преследования в католической Европе существовала вера в волшебных котов — матаготов, приносящих счастье и процветание дому. Вспомните кота в сапогах — это типичный матагот, пришедший в сказку Шарля Перро из фольклора. Кошки — излюбленный литературный персонаж и в англоязычной литературе, о них писали Р.Киплинг, Марк Твен, Эдгар По.

Тайланд

Как гласит история, кошки пользуются в Тайланде необычайной свободой и почестями. И здесь можно увидеть кошку буквально везде: на витринах магазинов, на обеденном столе, в храмах и домах.

К самым популярным породам в мире относится возникшая в Тайланде — сиамская, ведь именно здесь находилось королевство Сиам.

Предположительно, сиамезы появились здесь около 600 лет назад, были очень редкими и почитаемыми. Считалось, что изящные, длинномордые кошки сиамского окраса являются проводниками душ умерших в загробный мир, именно поэтому большинство такик кошек жило в храмах.

Согласно легенде, сиамские кошки получили голубые глаза от самого Будды в знак верности за охрану монастырей.

Сиамские кошки присутствовали при религиозных и государственных церемониях, в частности, коронации монархов. Для них строили отдельные жилища и готовили специальную еду.

До сих пор в стране жива традиция кормить уличных кошек, которым выносят еду на улицу владельцы магазинов, ресторанов, кафе. Привыкшие к такому обращению, кошки в Тайланде не боятся людей.

Сейчас сиамезами называют кошек не только традиционного окраса колор-пойнт, но также и других окрасов: однотонных, табби, черепаховых. Этих кошек отличает изящное тело на высоких ногах, вытянутая морда, крупные уши, все они объединены под общим названием «ориентальные». Глаза у ориенталов не обязательно голубого цвета. Это самые «разговорчивые» кошки, обладающие громким требовательным голосом, а поведение их чем-то напоминает собак: известно, что они могут, как собаки, приносить хозяину тапочки или игрушки.

Помимо сиамской кошки в Тайланде есть еще одна аборигенная порода — корат. Это короткошерстная кошка серо-голубого окраса с головой сердцевидной формы, названа в честь города, где была впервые обнаружена.

кошки в тайланде, тайланд, история кошек

Россия

На Руси кошка испокон веков жила рядом с человеком и была частью его привычного мира. Первые кошки были завезены в Россию в 11 веке, а на территории современной Украины найдены останки кошек, датированные 5-7 веками. Кошки в древней Руси считались предметом роскоши, стоили немало и высоко ценились.

«В противоположность Европе, где кошки были объявлены вне законы, в России кошкам даже дозволялось заходить в храмы, поскольку они считались «чистыми» животными. Традиционно собаке на Руси отведено место на дворе, а кошке — в доме. Купцы даже соревновались, чей кот более упитанный. «

А на картинах Кустоидева рядом с дамами пышных форм можно увидеть и котов им под стать.

Помимо завезенных кошек в России имелась и исконная порода. Это, конечно же, сибирская кошка: единственная порода, над селекцией которой работала только природа. Именно поэтому сибиряки крайне выносливые, здоровые кошки, к тому же это одна из самых крупных пород кошек. Природа создала многообразие окрасов сибирской кошки, наградила их роскошными гривами и шикарной шерстью, за которой почти не требуется ухода. Живущая в доме, эта кошка большую часть дня будет сладко спать, раскинув свои мощные лапы с пучками шерсти между пальцев. А сибиряк, ведущий более вольный образ жизни, живущий в деревне, будет активно охотиться, причем не только на мышей и крыс, но и на более крупную дичь, вплоть до хорьков.

Сибирские кошки не так давно признаны как самостоятельная порода, но уже успели заслужить интерес заводчиков и любителей этих великолепных кошек с характером во всем мире.

Кошки, котята, кошки в истории, кошки в России

Загрузка…

Источник

Согласно последним научным данным, кошек одомашнили около десяти тысяч лет назад на Ближнем Востоке. Их предками были дикие ливийские кошки (Felis silvestris lybica), а первыми хозяевами — фермеры Египта и Леванта. Ученые предполагают, что среди первых прирученных хищников не было животных со светлыми пятнами на морде и лапах: генетические варианты такой расцветки появились только в Средние века. Породы кошек, внешне не менявшиеся тысячелетиями, подтверждают эту гипотезу.

Водоплавающие кошки

Турецкие ваны — белые длинношерстные животные с пятнами за ушами — считаются одной из древнейших кошачьих пород в мире. Изучение их ДНК показало, что вокруг озера Ван на Армянском нагорье эти пушистые зверьки селились уже несколько тысяч лет назад.

В их геноме есть несколько мутаций, которые помогли им адаптироваться к жизни на берегах водоема. Представители этой породы любят воду, отлично плавают и умеют ловить рыбу на мелководье. У них отсутствует подшерсток, а шерсть обладает водоотталкивающей способностью, поэтому очень быстро сохнет.

Для ванов характерно низкое генетическое разнообразие, так как долгое время они жили изолированно и почти не контактировали с другими породами. При этом у них не бывает специфических наследственных заболеваний, но попытки вывести абсолютно белую ванскую кошку с разноцветными глазами (так называемую ван кедиси) периодически приводят к появлению глухого потомства.

Согласно работе финских ученых, турецкие ваны более агрессивны по отношению к людям и животным, чем представители других пород. Они считаются кошками одного хозяина и по поведению больше похожи на собак.

Кошки-охотники

Самые древние образцы ДНК возрастом почти три тысячи лет удалось извлечь из останков мумифицированной кошки в Египте. Судя по всему, от этой разновидности домашних питомцев происходит большинство современных пород.При этом сегодня существуют животные, чей внешний облик практически не отличается от изображений времен фараонов: короткая пятнистая шерсть, небольшое вытянутое тело и миндалевидные глаза. Речь о египетских мау — породе, которую удалось восстановить в середине ХХ века.

Мау считаются едва ли не лучшими охотниками среди себе подобных. Как правило, у уличных кошек лишь две попытки из двадцати заканчиваются поимкой крысы. Представители египетской породы редко остаются без добычи. В этом им помогают феноменальные спринтерские способности: мау способны развивать скорость до 58 километров в час. Складки перед задними ногами, свисающие под животом, предназначены для большего размаха задних лап при высоких прыжках и беге.

Любимцы викингов

В мире существует только одна порода кошек, представители которой умеют спускаться с деревьев вниз головой. Это норвежские лесные коты, упоминания о которых встречаются еще в скандинавской мифологии. Изображения животных, впряженных в колесницу богини любви и войны Фрейи, очень похожи на современных представителей вида. Их останки находят в захоронениях викингов VIII-XI веков на севере Германии, а в датском Музее естественной истории представлена одежда воинов, сделанная из кошачьих шкур.По мненимю ученых, норвежские лесные коты совершали длительные морские путешествия бок о бок с викингами. На кораблях — драккарах — водились крысы, и кошки никогда не оставались без работы. Этим объясняется то, что уже в раннем Средневековье эти животные добрались до Гренландии.

Как и большинство древних пород, норвежские лесные коты не боятся воды. У них теплая длинная шерсть с густым подшерстком и развитые цепкие когти, необходимые для лазанья по деревьям и ловли рыбы. Эти животные любят сопровождать хозяев во время долгих пеших прогулок. При этом, как правило, одинаково хорошо относятся ко всем членам семьи, а вот с посторонними людьми на контакт практически не идут.

Приносящие удачу

В тайском литературном памятнике XIV-XV веков “Книга стихов о кошках” упоминаются голубые коты си-ват — “приносящие удачу”. Сегодня эта порода известна под названием корат — в честь одноименного высокогорного плато на северо-востоке Таиланда, где эти звери живут уже несколько сотен лет.Внешне кораты напоминают русскую голубую кошку, хотя они совсем не близкие родственники. У них нет подшерстка, голова имеет форму сердечка, глаза довольно большие, чаще всего зелено-оливкового цвета.

Эта порода вместе с турецким ваном официально считается аборигенной, то есть она не была выведена человеком искусственным путем. Но в отличие от ванов кораты более ласковые, общительные и легко уживаются с другими животными, в том числе собаками. Несмотря на то что это достаточно активные и подвижные кошки, они не любят прыгать, лазить по деревьям и предпочитают держаться на полу.

Мэнский енот

Одна из самых ярких внешних особенностей данной породы — крупные размеры и «дикий» вид. Наличие кисточек на ушах и длинного, очень пушистого хвоста, придаёт мейн -кунам сходство с рысью и енотом.

Также, этим кошкам присущ серьёзный взгляд и характерная форма головы и морды, несвойственные другим породам. Крепкое телосложение и мускулистость, а также достаточно крупные и массивные лапы, тоже делают их по — своему уникальными. У некоторые мейн — кунов бывает полидактилия, то есть у них больше пальцев на лапах, чем у обычных кошек.

Мейн — кунам свойственны доброжелательность и привязчивость к людям. Это подвижные, энергичные и игривые животные, дольше других пород сохраняющие характер котёнка. Они совершенно не конфликтные, не агрессивные и не мстительные. Несмотря на активность и игривый темперамент, мейн — куны полны собственного достоинства и благородны. Они никогда не опустятся до каверзы ради мести или желания сделать назло владельцу.

Картезианская кошка

Считается, что порода произошла от кошек, которые обитали на Ближнем Востоке: в Сирии, Месопотамии, Палестине. В средние века крестоносцы завезли животных в Европу, во Францию. Волею судеб они оказались в монастыре Гранд-Шартрез. Католические монахи, живущие в монастыре, изначально придерживались устава ордена картезианцев. Обет молчания — особенность этого устава. Эту норму усвоили кошки. Издают мало звуков, мяукают шепотом. В XVII веке за кошками окончательно закрепилось имя “шартрез”.

Картезианская кошка предана хозяину. Не навязчива. Умеет деликатно продемонстрировать любовь, хорошее отношение к человеку. Одним своим присутствием взбадривает, улучшает настроение и самочувствие. Подходит для пожилых пар, одиноких людей. Тем более что леность, любовь поспать совершенно не чужды шартрезам.

Фото и информация взяты из открытых источников.

Источник