Какие аналоги волос кошки
Практическая работа № 6 Вариант 1
«Выявление ароморфозов у животных»
1. Выпишите в таблицу название таксонов (типов, классов). Раскройте значение ароморфозов.
2. Сделайте вывод о значении ароморфозов животных.
3. Задания:
1. Установите последовательность ароморфозов в эволюции растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) дифференциация клеток и появление тканей
2) появление семени
3) образование цветка и плода
4) появление хлоропластов
5) формирование корневой системы и листьев
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации.
(1)Покрытосеменные наиболее распространённая группа растений. (2)У них появились генеративные органы – цветки и плоды. (3)Цветки и плоды обеспечили опыление и распространение этих растений. (4)Цветки могут иметь яркую окраску, содержать нектар, что обеспечивает привлечение насекомых-опылителей. (5)Ветроопыляемые растения имеют невзрачный редуцированный околоцветник. (6)Их тычинки на длинных тычиночных нитях выставлены из околоцветника, что обеспечивает перенос пыльцы ветром.
3. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНЫ ЖИВОТНЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
А) конечности крота и зайца 1) конвергенция
Б) крылья бабочки и птицы 2) дивергенция
В) крылья орла и пингвина
Г) ногти человека и когти тигра
Д) жабры краба и рыбы
4. Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите
в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Практическая работа № 6 Вариант 2
«Выявление ароморфозов у животных»
1. Выпишите в таблицу название таксонов (типов, классов). Раскройте значение ароморфозов.
2. Сделайте вывод о значении ароморфозов животных.
3. Задания:
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы ароморфозы.
(1)Появление новых признаков у организмов в процессе эволюции привело
к освоению новой среды обитания, например обеспечило выход организмов на сушу. (2)Другие эволюционные изменения привели к повышению приспособленности организмов к конкретным условиям среды. (3)Появление лёгких и рычажных конечностей позволило земноводным освоить наземные биоценозы. (4)У земноводных сформировались приспособления к жизни в различных условиях: в прудах, реках, лиственных лесах. (5)Внутреннее оплодотворение, формирование яйца с запасом питательных веществ и зародышевыми оболочками позволили пресмыкающимся размножаться на суше. (6)У черепах сформировался костный панцирь, покрытый роговыми пластинами, который служит средством защиты.
2. Установите соответствие между характеристиками и путями достижения биологического прогресса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
А) частные приспособления к условиям жизни 1) ароморфоз
Б) возникновение отделов растений 2) идиоадаптация
В) повышение уровня организации организмов
Г) образование родов внутри семейств
Д) возникновение классов животных
3. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНЫ ЖИВОТНЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
А) конечности зайца и кошки 1) дивергенция
Б) конечности пчелы и кузнечика 2) конвергенция
В) глаза кальмара и собаки
Г) крылья птицы и бабочки
Д) передние конечности крота и насекомого медведки
Е) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина
4. Установите последовательность эволюционных процессов образования основных групп растений в хронологическом порядке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Псилофиты
2) Многоклеточные водоросли
3) Покрытосеменные
4) Голосеменные
5) Папоротникообразные
Практическая работа № 6 Вариант 3
«Выявление ароморфозов у животных»
1. Выпишите в таблицу название таксонов (типов, классов). Раскройте значение ароморфозов.
2. Сделайте вывод о значении ароморфозов животных.
3. Задания:
1. Почему высокая плодовитость может привести к биологическому прогрессу? Укажите не менее трёх причин.
2. Установите правильную последовательность возникновения адаптаций к условиям окружающей среды в случае появления в популяции рецессивных мутаций.
1) возникновение адаптации у вида
2) передача признака и его длительное распространение в поколениях
3) фенотипическое проявление признака
4) естественный отбор признака
5) скрещивание особей, обладающих данной мутацией
6) возникновение у нескольких особей мутации
Практическая работа № 6 Вариант 4
«Выявление ароморфозов у животных»
1. Выпишите в таблицу название таксонов (типов, классов). Раскройте значение ароморфозов.
2. Сделайте вывод о значении ароморфозов животных.
3. Задания:
1 Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) образование корнеплодов у моркови
2) наличие зацепок у плодов репейника
3) образование клубней у картофеля
4) развитие проводящей ткани у растений
5) образование плодов у покрытосеменных растений
6) возникновение фотосинтеза
2. Перечисляем ряд органов животных:
1 –
рука шимпанзе
15-
хобот слона
2-
передние лапы кошки
16-
чешуйки на коже ящерицы
3-
жабры рыбы
17-
Ласт пингвина
4-
крыло птицы
18-
перья на теле птицы
5-
крыло летучей мыши
19-
Клешня скорпиона
6-
«пятак» свиньи
20-
иголки на теле ежа
7-
панцирь черепахи
21-
волоски на теле бабочки
8-
клешня рака
22-
щупальца осьминога
9-
чешуйки на ногах курицы
23-
волоски на теле тарантула
10-
легкие лягушки
24-
легкие голубя
11
Иголки ехидны
25-
верхняя губа и нос лошади
12-
трахеи плавунца
26-
ласты кита
13-
щупальца гидры
27-
передние ноги лошади
14-
жабры беззубки
28-
Жабры рака
а)Какие из этих органов являются гомологами руки человека?
б)Какие гомологи легких кошки?
в)Какие гомологи губы и носа кошки?
г) Какие гомологи панциря речного рака?
д)Какие аналоги легких кошки?
е)Какие гомологи волос кошки?
ж)Какие аналоги волос кошки?
з) Какие из них являются аналогами руки шимпанзе?
Источник
Эстетичность и практичность – вот главные критерии оценки кошачьей шерсти. Чаще всего именно визуальные характеристики кошачьей шубки: длина, густота, и конечно, окрас являются решающими при выборе усатого питомца. Что же касается практичности…
Линька, то есть периодическое обильное выпадение шерсти – одна из издержек присутствия кошки в доме. И это одна из очень немногочисленных издержек, которую хозяева нехотя, но терпят.
Волосяной покров выполняет несколько важных функций:
- обеспечение терморегуляции,
- защита от ран,
- осязание и ориентация в пространстве.
Без шерсти нормальная жизнь кошки НЕВОЗМОЖНА. А уж в естественных условиях без неё кошка вообще не выживет.
Чуть-чуть анатомии
Волос кошки принципиально ничем не отличается от волоса любого другого млекопитающего, представляет собой несколько слоёв омертвевших клеток, содержащих много кератина – белка с водоотталкивающими свойствами.
Блеск волосу придаёт верхний прозрачный слой (кутикула). Срок жизни волоса (включая фазу роста) обусловлен генетически.
Волосы растут из волосяных фолликулов, к которым подведена развитая «инфраструктура»: кровеносные сосуды, протоки сальных желёз, нервы, мышцы.
Типы волос
Остевой – упругий прочный волос. Шерсть кошки сгруппирована в пучки: из одного волосяного фолликула растут несколько десятков волос разных типов, в том числе несколько остевых. Пигментация остевых волос вносит основной «вклад» в окрас кошки.
Покровный (направляющий) – разновидность предыдущего, только покровный более ровный, длинный и прочный. Обычно он один в пучке, и располагается в центре. Из-за того, что все волосы растут наклонно, покровные и остевые волосы всегда прикрывают подшёрсток (отсюда и название).
Пуховый (вторичный) – вьющийся тонкий мягкий волос, всегда более короткий по сравнению с остевым. Несколько пуховых волос окружают каждый остевой.
Пуховые волосы и дают те богатые «урожаи» шерсти, которые так затрудняют уборку дома. И именно пуховые волосы массово выпадают весной и усиленно нарастают осенью, так как играют важную роль в терморегуляции.
Вибрисса и трилотих. По предназначению это органы осязания и ориентации в пространстве, а по своей природе – волосы, толстые и жёсткие. Вибриссы – так называемые усы, расположенные на подусниках (самые длинные), над бровями, на подбородке и около лапок.
Трилотихи или сенсорные волосы – более короткие и более тонкие аналоги вибрисс, растущие по всему телу кошки.
Благодаря густой сети нервных окончаний и развитой мышце вибрисса улавливает малейшие движения воздуха. Без вибрисс кошка испытывает сильный стресс и не в состоянии свободно передвигаться. Вибриссы настолько чувствительны, что благодаря им кошка может поймать добычу в полной темноте.
Мутации, изменяющие внешний вид шерсти
Длинная шерсть
Пожалуй, это единственная полезная мутация, появившаяся в незапамятные времена и закрепившаяся естественным образом во многих популяциях кошек.
Кудрявая шерсть
Рождение кудрявой кошки – отнюдь не редкость. Зарегистрировано множество мутаций (их называют рексоидными), делающих шерсть кошки кудрявой, на основе некоторых выведены породы.
Каждый из мутантных генов по-своему видоизменяет форму волоса. Остевые и покровные волосы таких кошек могут быть сильно истончёнными, укороченными, и конечно, извитыми, а то и вовсе отсутствовать.
Проволочная шерсть
На сегодняшний день известна только одна такая мутация, на основе которой выведена порода «американская жесткошёрстная».
Шерсть этой кошки волнистая на вид, но жёсткая и упругая на ощупь: остевые и покровные волосы истончены, изогнуты или изломаны, а пуховые, наоборот, утолщены.
Бесшёрстность
Мутации бесшёрстности препятствуют росту всех типов волос. Они могут блокировать образование волос практически полностью (донской сфинкс), или частично (канадский сфинкс). Впрочем, «уровень волосатости» представителей обеих пород зависит от многих факторов.
Поэтому существует официальная классификация волосяного покрова сфинксов, которая включает все допустимые варианты густоты и длины волосков. Вибриссы у таких кошек извиты, обломаны или вовсе отсутствуют.
Рекомендую Вашему вниманию статью о кошачьих КОГТЯХ: https://zen.yandex.ru/media/my_sweety_cat/eto-vajno-znat-kogti-koshki-ot-a-do-ia-5d4688caf73d9d00ada03808
Источник
Создайте Ваш сайт учителя
Курсы ПК и ППК
Видеоуроки
Олимпиады
Вебинары для учителей
- Главная
- Биология
- Тесты
- Макроэволюция
1 вариант
1 задание-тест
- Наука изучающая ископаемые останки ………
- Приобретение сходных признаков у различных неродственных групп ………
- Ученый занимающийся исследованием непарнокопытных животных ………
- Биологический закон установили ……………..
- Аналогичные органы это ……………………
- Дегенерация – это ……………………..
- Ароморфоз – это……………….
- Конвергенция – это…………………..
2 задание – укажи направление эволюции над каждой цифрой.
- Возникновение хлорофилла
- Разделение растения на стебель, лист и корень.
- Возникновение полового процесса.
- Появление лазающего стебля у винограда.
- Появление зацепок на плодах лопуха.
- Появление плода у покрытосеменных.
- Утрата корней, хлорофилла, листьев у повилики.
- Появление крылышек на плодах клена.
3 задание – соотнеси буква+цифра.
- Рука шимпонзе. 10. Передние конечности кошки
- Хобот слона 11. Крыло птицы
- Крыло летучей мыши 12. Пятак свиньи
- Клешня рака 13. Легкие лягушки
- Трахея плавунца 14. Жабры беззубки
- Чешуйки на коже ящерицы 15. перья на теле птицы
- Иголки ехидны 16. щупальца гидры
- Волоски на теле тарантула 17. ласты кита
- Чешуйки на ногах курицы 18 панцирь черепахи
А. Какие органы являются гомологами руки человека
Б. Какие органы гомологи легких кошки.
В. Какие из органов аналоги волос кошки
Г. Какие из органов гомологи панциря речного рака.
Макроэволюция 11 класс
2 вариант
1 задание-тест
- Одна функция но разное строение это органы ………..
- Дивергенция – это …
- Параллелизм – это ……………..
- Идиоадаптация – это …………………
- Установил закон зародошевого сходства………………
- Макроэволюция – это
- Ковалевский изучал …………..
- Филогенез – это …………………..
2 задание – укажи направление эволюции над каждой цифрой.
- Возникновение фотосинтеза.
- Возникновение ползучего стебля у земляники.
- Появление проводящей ткани.
- Появление полового процесса.
- Утрата листьев и превращение их в колючки.
- Появление семян у голосеменных.
- Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины.
- Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.
3 задание – соотнеси буква+цифра.
- Рука шимпонзе. 10. Передние конечности кошки
- Хобот слона 11. Крыло птицы
- Крыло летучей мыши 12. Пятак свиньи
- Клешня рака 13. Легкие лягушки
- Трахея плавунца 14. Жабры беззубки
- Чешуйки на коже ящерицы 15. перья на теле птицы
- Иголки ехидны 16. щупальца гидры
- Волоски на теле тарантула 17. ласты кита
- Чешуйки на ногах курицы 18 панцирь черепахи
А. Какие из органов являются аналогами руки человека.
Б. Какие из органов являются аналогами легких кошки.
В. Какие из органов гомологи волос кошки
Г. Какие из органов являются гомолагами губы и носа кошки.
Лист ответа
1 вариант
- Палеонтология
- Паралеллизм
- Ковалевский
- Геккель и Мюллер
- Одна ф-я, разное строение
- Упрощение
- Усложнение
- Сходные признаки у неродственных групп
2 задание
1.а 6.а
2а 7д
3.а 8.и
3 дание
А. – 1, 3, 10, 11,
Б. – 13
В. – 8, 10
Г- 6, 7, 9, 18
Лист ответа
2 вариант
- Аналоги
- Расхождение приз внутри вида
- Одновременно одни органы
- Приспособление
- Бер
- Надвидовые таксоны
- Филогенез лошади
- Историческое развитие организма
2 задание 3 задание
- А А-4, 16
- И Б –5, 14,
- А В. – нет
- А Г – 2, 12
- И
- А
- А
- Д
Просмотр содержимого документа
«Макроэволюция »
Автор: Хабарова Татьяна Валерьевна
Дата: 21.01.2015
Номер свидетельства: 159067
Источник
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: старшеклассникам и репетиторам
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: старшеклассникам и репетиторам
Posted on by Борис Садыков
Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
В этой небольшой заметке, характеризующей появление у живых организмов в процессе эволюции так называемых гомологичных и аналогичных органов, хотелось бы напомнить вам о двух основных типах эволюционных изменений, которые были подробно описаны еще Ч.Дарвиным.
Как репетитору ЕГЭ по биологии, мне кажется важным помнить о каких именно типах эволюционных преобразований идет речь?
Это дивергентный и конвергентный типы преобразований организмов, приводящие к формированию надвидовых (макроэволюция) систематических единиц.
Дивергенция — это тип эволюционных изменений, основанный на постепенном расхождении тех или иных признаков организмов. Дивергенцией объясняется появление гомологичных органов, имеющих общее происхождение, но выполняющих, как правило, различные функции (пишу «как правило», потому что функции у гомологов могут быть как различные, так и сходные).
Конвергенция — приобретение сходных признаков у не родственных организмов. Конвергенцией объясняется появление аналогичных органов, имеющих различное происхождение, но выполняющих сходные функции.
Почему приходится заострять на этом ваше внимание
Да все просто. Поскольку базовых понятий два (дивергенция и конвергенция), объясняющих появление в эволюции двух типов органов (гомологичных и аналогичных), то с вероятностью 50% они запоминаются неправильно.
Возможно, табличка из пособия Т.Л.Богдановой поможет кому-то не путать функции и пути образования гомологичных и аналогичных органов в процессе макроэволюции. Но привожу эту табличку без изменений: именно в таком виде она объясняет почему у учащихся возникает так много путаницы при ответах на многочисленные тестовые задания по выявлению гомологичных и аналогичных органов.
Что неверного в этой таьблице? Первый и третий отличительные признаки «Происхождение» и «Путь образования» действительно подходят для сравнительной характеристики гомологичных и аналогичных органов.
А признак «Функция» является действительным всегда лишь для характеристики аналогичных органов, потому что гомологичными могут быть не только органы, выполняющие различные функции (как написано в таблице), но и сходные.
Например, ноги лошади и ноги человека — явно гомологичные органы, так как имеют общее происхождение, но и функция то у них тоже сходная.
Какой вывод следует сделать
Как репетитор ЕГЭ по биологии, могу посоветовать всегда стараться выделять что-то главное, а что-то второстепенное.
Ничего не запоминайте чисто механически, а выстраивайте в своей голове четкую логическую цепочку из приведенных фактов и следствий. Только тогда можно судить о том, что новый материал не просто запомнился, а именно усвоился.
Ниже приводятся 52 примера заданий из тестовых вариантов ЕГЭ на определение гомологичных и аналогичных органов, присланные мне преподавателем Владимиром Анатольевичем. Решил разместить их в этой статье. Все приводимые здесь примеры гомологичных органов — результат дивергентной эволюции, а примеры аналогичных органов — результат конвергенции.
Примеры заданий на гомологичные органы
- Крылья совы и крылья летучей мыши
- Ласты дельфина и ласты-крылья пингвина
- Конечности крота и конечности лошади
- Ласты китообразных и ластоногих
- Когти барсука и ногти обезьяны
- Киль летучей мыши и киль птицы
- Задние конечности кенгуру и задние конечности тушканчика
- Окраска крыльев бабочки павлиний глаз и бабочки крапивницы
- Ласты ихтиозавра и рука человека
- Плакоидная чешуя акулы и зубы ящерицы
- Лепестки розы и листья капусты
- Листья паслена и усы гороха
- Видоизмененные листья: лепестки розы, усы гороха, иголки кактуса.
- Шишки ели и стробила хвоща
- Перистосложный лист гороха и прилистники-кувшинчики непентес
- Стеблевые чешуи хвоща и колючки барбариса
- Тычинки цветка мака и почечные чешуи
- Бутон цветка и почка
- Конечности позвоночных
- Гомологи передней конечности шимпанзе: 1) рука человека 2) крыло птицы 3) ласт кита
- Колючки кактуса и усики гороха
- Ловчие листья росянки и сочные чешуи репчатого лука
- Корневище ландыша клубни картофеля
- Китовый ус и усы сома
- Чешуя змеи и перо птицы
- Ноги бабочки и ноги жука
- Когти кошки и ногти обезьяны
- Нос обезьяны и хобот слона
- Предплечье лягушки и курицы
- Волосы человека и шерсть собаки
- Зубы кошки и зубы акулы
Примеры заданий на аналогичные органы
- Конечности позвоночных животных и насекомых
- Крылья птиц и насекомых
- Глаза головоногих моллюсков и глаза позвоночных животных
- Роговые чешуи ящерицы и панцирь черепахи – аналоги
- Форма тела акулы и дельфина
- Передние конечности насекомого медведки и крота
- Шипы розы и иголки кактуса
- Листья и шипы
- Семена растений и споры мхов
- Усики клубники и воздушные корни
- Жабры рака и рыбы
- Роющие конечности крота и медведки
- Аналогами передней конечности шимпанзе являются: 1) хобот слона, 2) клешня рака, 3) щупальца осьминога, 4) ногощупальца скорпиона
- Колючки барбариса и колючки боярышника
- Хорда ланцетника и позвоночник человека
- Панцирь черепахи и раковина улитки
- Легкие амфибии и легкие пауков
- Усы рака и усы сома
- Глаза осьминога и собаки
- Крылья летучей мыши и стрекозы
- Плавник кита и хвостовой плавник рака
Считаю совершенно неправильным, когда в тесты КИМов ЕГЭ помещают задания на определение гомологов или аналогов, по которым в разных учебниках даются противоположные ответы.
***************************************
К данной статье было довольно много полезных комментариев, касающихся не четкости в критериях дивергентного и конвергентного путей образования гомологичных и аналогичных органов, которые я поместил в отдельную статью.
Для подготовки к сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).
Г. Теория эволюции
|
аналогичные органывидыГомологичные органыдивергенцияживоеживые организмыконвергенцияобразование видоврасхождение признаковрепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиисхождение признаковэволюция
|
- Комментарии
**********************************************- Популярные записи
- Задачи на сцепленное наследование
- Задачи на определение групп крови и резус-фактора
- Задачи по экологии
- Эволюция живой природы 1-15
- Решение усложненных задач по генетике
- Задачи по экологии – правило Линдемана
- Клетка как биологическая система
Источник