Какая кошка была у сальвадора дали

Какая кошка была у сальвадора дали thumbnail

Сальвадор Дали известен не только своими гениальными произведениями, но и эксцентричными выходками. Он всегда делал то, что хотел, не считал деньги, любил розыгрыши и шутки, боялся серьезных отношений и ответственности. Предпочитал леопардовые принты в одежде, питал слабость к красивым женщинам и леопардовым кошкам.

Мэтр был творческим человеком, не вникал в бытовые вопросы, очень плохо разбирался в бизнесе, людях и деловых контрактах. Заботу об этом взяли на себя его жена Гала и близкий друг, и по совместительству менеджер, Джон Питер Мур, которому Дали дал прозвище Капитан.

Сальвадор Дали с женой и музой Галой

Оцелот Бабу появился в жизни художника случайно. В 1960-м году Дали и Гала работали в Нью-Йорке. Решив с утра прогуляться и сходить в кино, они наткнулись на бездомного, который держал в руках котенка оцелота. Гала пришла в восторг от котенка! Естественно, Дали тут же решил его купить и предложил нищему 100 долларов, огромную по тем временам сумму, которой, кстати, с собой у них не было, о чем ему попыталась напомнить Гала.

Компромисс был найден. После кино бездомный и счастливчик-оцелот встретили чету и провели в отель, где Дали занял нужную сумму и забрал кота.

Дали и Бабу в Италии

Домашние животные – это большая ответственность, на такое великие художники не подписывались. Поэтому, в этот же вечер кот был подброшен в номер Питера Мура. Капитан Мур, вернувшийся отдыхать в номер, был разбужен укладывавшимся рядом с ним пятнистым котенком. Опыт общения с Дали сделал Капитана невосприимчивым к любым сюрпризам, поэтому он ограничился заказом ужина в номер и предложил новому другу лосося, говядину и сыр на выбор.

Питер Мур и Бабу

Утром Питер чуть не вывел мэтра из себя, делая вид, что ночью не заметил ничего необычного и туманно отвечая на вопросы. Мир был восстановлен, котенка назвали Бабу, что на хинди означает “джентльмен”, и с тех пор он стал неизменным спутником Дали во всех его путешествиях. И не всегда это заканчивалось хорошо.

Бабу стал одним из самых избалованных котов того времени. Каждое утро перед завтраком ему приносили бутон свежей розы. Если он был чуть завявший, оцелот отказывался от цветка. Ел он вместе с Дали и его командой в дорогих ресторанах, где перед Бабу ставили отдельный прибор и готовили специальные диетические блюда.

Бабу не был воспитанным животным, он ел, спал и гулял где хотел. Понравившиеся предметы, в том числе картины самого Дали, оцелот метил без угрызения совести, отмечая как свою собственность.

Однажды эта привычка принесла Дали хороший контракт.

Гуляя по Манхэттену, Дали, Капитан и Бабу, заглянули в типографию “Центр старинных эстампов”. Дали посадил оцелота на этажерку и увлекся выбором гравюр.

На следующий день хозяин типографии господин Лукас явился в отель к Дали, полный праведного негодования. В руках у него был огромный сверток гравюр, источавший запах кошачьей мочи. Он потребовал возмещения ущерба в размере 4000 долларов.

“Смотрите, что сделал ВАШ кот” – сказал Дали Капитану. – “Конечно, Вам придется возместить убытки”. У Мура не было другого выхода.

Но в этот же день к Дали пришла жена господина Лукаса и предложила вернуть чек обратно в обмен на разрешение напечатать одну из его гравюр. Так “Центр старинных эстампов” растиражировал “Взрывную весну”, а Дали еще долгие годы сотрудничал с семьей Лукасов, что принесло ему не меньше миллиона долларов.

Взрывная весна. Акварель. Дали.

Конечно, не всегда питомец Дали “выстреливал” с выгодным результатом. Во время путешествия на лайнере ему полюбилось спать на рояле во время исполнения. То ли вибрация инструмента его успокаивала, то ли нравилось быть в центре внимания. В любом случае, после жалоб пианиста, инструмент пришлось заменить на новый, потому что к концу круиза рояль источал настолько сильный запах, что находится рядом с ним мог разве что невозмутимый Бабу.

Как коту великого гения, ему всегда прощались такие выходки и все коллеги и знакомые Дали были в восторге от его пятнистого друга.

Все самое интересное о диких и домашних животных на канале“Животновед” Подписывайтесь и ставьте лайк, чтобы не пропустить новые публикации в вашей ленте Дзен.

Источник

Увы, котики в процессе страдали. Но поначалу фантазия Дали была ещё более кошмарной

Фото Dali Atomicus из коллекции МоМА.

Сюрреалистическая фотография Dali Atomicus впервые была опубликована в 1948 году в журнале Life, штатным фотографом которого работал сюрреалист от фотографии Филипп Халсман, переехавший в США из Риги.

Халсман много снимал Дали: знаменитый портрет с усами и Дали на фоне черепа, сложенного из обнажённых женщин, – дело рук Халсмана.

Вторая вещь, которую нужно знать о Халсмане: он любил фотографировать знаменитостей в прыжке, в полёте – и сделал более 200 таких портретов. Перед его объективом прыгали звёзды первой величины: Мэрилин Монро, Одри Хепберн, Софи Лорен, Брижит Бардо.

И даже очень, очень серьёзный люди. Вот, например, Ричард Никсон (в момент съёмок ещё не президент, но уже вице-президент США) и герцог и герцогиня Виндзорские (Симпсон Уоллис и бывший британский король Эдуард VIII, который ради брака с ней, разведённой американкой, отрёкся от престола):

Когда человек прыгает, его внимание в основном направленно на сам акт прыганья, маска спадает и появится его истинное лицо. ФИЛИПП ХАЛСМАН

В 1940-х Дали заинтересовался квантовой физикой и атомами, его мысли занимала информация о том, что атомы непрерывно движутся, хоть сложенные из них предметы кажутся нам статичными.

И идею фотографии Dali Atomicus художник предложил Халсману сам. Как вспоминала дочь Халсмана Ирэн, первоначальная идея Сальвадора Дали была шокирующей:

– Дали сказал: а давай возьмем утку, подведем к ней динамит и взорвем! Мой отец ответил: эй, ты в Америке, ты не можешь делать здесь подобные вещи, за это можно попасть в тюрьму!» В конце концов сошлись на трех кошках и, к счастью, решили обойтись без динамита.

Съёмки длились около шести часов. Мольберт и картину Дали «Атомная Леда» подвесили с помощью тонкой лески.

Сальвадор Дали. Атомная Леда. Фото сделали в 1948-м, а закончит эту картину Дали только в 1949-м: на фото она недописанная. Эта картина не просто один из объектов знаменитого фото, но и источник вдохнвоения.

Понадобились ассистенты и чёткий план действий.

Жена фотографа Ивонна держала стул. Другие помощники выплёскивали воду из ведра и вбрасывали в кадр трёх кошек. Дали подпрыгивал сам.

Здесь видны леска и руки, удерживающие стул, а рама на мольберте пуста – именно этот кадр без ретуши опубликовали в 1948-м в журнале “Лайф”.

Вместо воды хотели проливать молоко, но потребовалось бы ради одного кадра повторить этот процесс множество раз – а для послевоенных лет это было непростительным расточительством, которого зритель мог и не простить.

Изображение в раме Дали дорисует уже на готовом снимке.

Но вернёмся к процессу. Пока Ирэн ловила кошек и сушила их с помощью полотенца, Халсман проявлял плёнку и смотрел, получилось ли что-нибудь стоящее.

Ради знаменитого снимка малоприятную процедуру пришлось повторить 28 раз!

Варианты.

Халсман утвержал после, что к концу съёмок люди были измождены, а вот кошки были как новенькие. Хм.

Снимал ли Халсман других летающих котиков?

Да. Вот актриса Джин Сиберг с кошкой – Халсман сфотографировал её в 1959-м:

Продолжал ли Дали думать о неугомонных атомах?

Да! Вот его картина “Живой натюрморт”, написанная в 1956-м:

Когда […] я покажу вазочку кружащейся в пространстве вместе с веером и фруктами, цветной капустой, птицей, бокалом, бутылкой, из которой изливается содержимое, и ножом напротив окна, а за окном будет простираться бескрайняя морская гладь, покрытая зыбью, когда я выставлю руку, сжимающую в пальцах рог носорога, — всё это будет означать, что я решился и начал постигать пространство-время путём созерцания левитации, которая разрушает энтропию. САЛЬВАДОР ДАЛИ

Источник

Многим хорошо известно, что Сальвадор Дали любил появляться на публике в шубе с леопардовым рисунком и в сопровождении оцелота. Уверенность в том, что Дали у широкой аудитории обязательно ассоциируется с представителями крупных кошачьих, даже привела к появлению у парфюмерной марки Salvador Dali духов Dali Wild. На упаковке — леопардовый принт. Так насколько же великого мастера в действительности занимали кошки и что за загадочный зверь присутствует на фотографиях с бессмертным каталонцем?

Оцелота, которого мы видим на фотографиях с Дали, звали Бабу, и настоящим его хозяином являлся Джон Питер Мур по прозвищу Капитан — доверенное лицо, или, в современной терминологии, менеджер Дали. Появился Бабу у Питера достаточно оригинальным образом.

Какая кошка была у сальвадора дали

В 1960 году в Нью-Йорке Дали вместе с Галой отправились в кино и наткнулись на бездомного попрошайку с котёнком оцелота. Гала им заинтересовалась, Дали тут же решил его купить, предложив в присущей ему манере человека, никогда не умевшего считать деньги, 100 долларов. Гала возмутилась: такой суммы при себе не было, зато были планы на вечер, в которые оцелот совсем не входил. Попрошайка, присутствовавший при разговоре, любезно согласился подождать, пока супруги сходят в кино.

Спустя два часа чета Дали в сопровождении нищего вернулась в отель, где заняла у дежурного администратора нужную сумму и совершила сделку. После недолгого размышления Дали решил подбросить котёнка в номер Питера. Без какой-либо записки. Капитан Мур действительно был очень удивлён, когда, после того как он лёг спать, к нему в постель запрыгнул маленький пятнистый котик. Они мгновенно подружились, и Питер для скрепления союза решил подкормить нового приятеля. Но, не зная точно, что ему придётся по вкусу, он заказал в номер лосось, говядину, сыр и молоко. Котик с удовольствием попробовал всего понемножку и исчез под кроватью.

На следующее утро уже Питер разыгрывал Дали: притворялся совершенно невозмутимым, уклончиво отвечал на наводящие вопросы, делая вид, что ничего необычного с ним ночью не произошло.

Впоследствии Питер и его жена Кэтрин завели второго оцелота по кличке Буба, а третьего, с именем бога ацтеков Уицилопочтли, им каким-то невероятным образом кто-то прислал по почте.

Питер много лет работал на Дали, сопровождал патрона в его многочисленных поездках: так в окружении Дали и появились оцелоты. Но любимым его котом был, конечно, Бабу, которого он брал на прогулки и с которым появлялся в обществе.

Какая кошка была у сальвадора дали

История приобретения Бабу и разные другие, связанные с оцелотами, рассказываются в книге «Живой Дали», написанной Питером Муром. Во вступлении к книге Кэтрин Мур пишет:

«Бабу на хинди означает «джентльмен». И, оправдывая своё имя, Бабу вёл жизнь настоящего джентльмена. Он питался в лучших ресторанах, всегда путешествовал первым классом и останавливался в пятизвёздочных гостиницах. Его тискали симпатичные девушки, серьёзные деловые люди, аристократы и даже особы королевских кровей. (Чтобы избежать неприятных инцидентов, оцелоту подстригали когти.) Весил он добрых двадцать килограммов. После поездки в Нью-Иорк, где Бабу отлично кормили, а возможности много двигаться не было, он прибавил ещё немного. Дали это очень веселило, и он как-то сказал Питеру: «Ваш оцелот похож на раздувшийся пылесборник от пылесоса».

Здесь же стоит рассказать о некоторых  аристократических, поистине великолепных привычках Бабу: он любил съедать каждое утро по свежей розе и отказывался от цветка, если находил, что тот несколько увял. А в путешествии на лайнере в Нью-Йорк Бабу полюбил лежать на рояле во время исполнения музыки: ему нравилось ощущать вибрацию, идущую от иструмента.

Пианисту, разрешившему Бабу забираться на рояль, впрочем, пришлось о своей доброте пожалеть, ибо Бабу в итоге сделал с роялем то, что сделал бы любой порядочный кот с понравившейся вещью… По прибытии в Нью-Йорк на лайнере пришлось установить другой инструмент.

Какая кошка была у сальвадора дали

Бабу, однако, не только вёл сибаритский образ жизни, совершая морские путешествия и питаясь деликатесами. Однажды Дали благодаря оцелоту получил выгодный контракт. Втроём — Дали, Мур и Бабу — они прогуливались в одном из престижных районов восточного Манхэттена. Набрели на небольшую типографию под названием «Центр старинных эстампов».

Дали захотел зайти: он рассчитывал найти там нужные ему гравюры Пиранези. Немолодой обаятельный владелец типографии по имени Лукас с удовольствием принял посетителей, но крайне разволновался из-за оцелота: у него была собака. В избежание конфликта Бабу водрузили на этажерку, и Дали занялся осмотром гравюр. Выбрав несколько подходящих, Дали расплатился; совместными с Питером усилиями отловил Бабу, который с удовольствием перепрыгивал с одной этажерки на другую, и попрощались с Лукасом.

На следующий день хозяин типографии, «явно потерявший контроль над собой», пришёл в гостиницу, где остановились Дали и Мур. В руках у него был большой свёрток с гравюрами, источающий запах мочи, которые Бабу, по всей видимости, минувшим днём оценил как высокохудожественные. Ущерб оценивался в 4000 долларов. «Я сообщил об этом Дали, который, как и ожидалось, ответил: «Это ваш оцелот, Капитан, вы и должны возместить убыток», — пишет Питер.

Какая кошка была у сальвадора дали

Чек был незамедлительно выписан. А через несколько часов в отеле появилась жена господина Лукаса с тем же чеком и спросила, не согласится ли господин Дали принять чек обратно, но разрешить напечатать одну из его литографий в их типографии. Дали не заставил себя уговаривать, и «Центр старинных эстампов» растиражировал «Взрывчатую весну». «Результатом нашего визита — а точнее, «визита» Бабу на этажерки «Центра старинных эстампов» — стала выгодная сделка на миллион долларов и многолетнее сотрудничество с супругами Лукасами», — подводит итог происшествия Питер.

Личность Сальвадора Дали остаётся ускользающей, непостижимой. Он говорил, что осознал себя гением в 1929 году и с тех пор ни разу в этом не усомнился. И при этом утверждал, что сам не купил бы ни одну из своих картин. Жизненное кредо художника лучше всего отражают такие слова: «Каждое утро, просыпаясь, я чувствую высшее наслаждение: быть Сальвадором Дали».

В теме участия кошек в бизнесе и художественном творчестве Сальвадора Дали достоин упоминания и эпизод с загаженным триптихом, который был подарен иранскому шаху а впоследствии удачно продан за миллион долларов на благотворительном аукционе. Также следует сказать о гуашевых иллюстрациях к «Алисе в Стране чудес», которые сушились на ковре в номере Капитана, когда оцелот пробежался по ним и вдобавок слегка обгрыз один из рисунков. Дали отреагировал в своём стиле: «Оцелот отлично поработал! Так намного лучше, оцелот добавил последний штрих!»

Какая кошка была у сальвадора дали

Гуляет по миру и занятный анекдот про Дали и оцелота. Как-то раз в Нью-Йорке художник зашёл в ресторан выпить кофейку и взял с собой, как полагается, друга Бабу, которого из предосторожности привязал к ножке стола. Мимо проходила полная дама средних лет. Увидев небольшого леопарда, мирно сидящего с хозяином, она несколько побледнела и спросила у Дали сдавленным голосом, что это за чудовищный зверь рядом с ним.

Дали невозмутимо ответил: «Не беспокойтесь, мадам, это обычный кот, которого я немного «дорисовал». Дама оглядела животное ещё раз и вздохнула с облегчением: «О да, теперь я вижу, что это всего лишь обыкновенный домашний кот. В самом деле, кому взбредёт в голову прийти в ресторан с диким хищником?»

Самым известным произведением искусства, где кошки в некоей пространственной сюрреалистической амальгаме соединяются с образом великого мастера, является, что интересно, не картина Дали, а фотография Dali Atomicus («Атомный Дали», лат.), в которой Дали наравне с кошками представляет собой часть композиции.

Легендарный, экспрессивно-динамичный снимок был сделан в 1948 году известным фотографом, родоначальником сюрреализма в фотографии Филиппом Халсманом и демонстрирует, конечно, не самое гуманное отношение к животным.

Какая кошка была у сальвадора дали

Непростая съёмка длилась около 6 часов. Кошек подбрасывали 28 раз, Дали напрыгался, надо полагать, на несколько лет вперёд, а картину «Атомная Леда» на заднем плане чудом не залили водой. Ни одна кошка, однако, не пострадала, а вот ассистентам, которые кошек подбрасывали, надо думать, досталось изрядно.

В творчестве самого Дали представители семейства кошачьих хоть и небольшое место, но занимают. Можно сказать, отметились. Основная работа по теме — картина с многоплановой смысловой, образной структурой и сложным названием «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».

Какая кошка была у сальвадора дали

 В центре картины — последовательность ярких, агрессивных образов, подчинённых параноидальной эволюции: огромный гранат порождает красную рыбу с чудовищными зубами, которая, в свою очередь, изрыгает двух рычащих свирепых тигров. Одним из первоисточников картины, считают специалисты, послужила цирковая афиша.

Также внимания заслуживает работа Cinquenta, Tiger Real («Пятьдесят, Тигриная реальность», исп., англ.). Необычная абстрактная картина состоит  из 50 треугольных и четырёхугольных элементов.

Какая кошка была у сальвадора дали

Композиция основана на оптической игре: если смотреть с близкого расстояния, будут видны только геометрические фигуры. Если сделать один-два шага назад, можно заметить трёх китайцев, написанных внутри треугольников. И, лишь когда наблюдатель отходит на достаточное расстояние, из чёрно-оранжевого геометрического хаоса возникает голова разъярённого королевского тигра.

Но все заботы и хлопоты, связанные с кошками, лежали на плечах супругов Мур. А ведь любовь к животным — или любовь вообще? — как правило, и проявляется именно в готовности взять на себя ответственность за судьбу другого. Вряд ли в жизни Дали, наполненной творчеством и любовью к Гале, хватало места для нежных чувств к четвероногим пушистым. Свою кошку он так и не завёл.

Игорь Каверин
Журнал “Мой друг кошка” июнь 2014

Если вы хотите выложить эту статью на ваш сайт или блог, то это разрешается лишь при наличии активной и индексируемой обратной ссылки на источник.

Источник

Сальвадор Дали — талантливый художник и эксцентричный человек. Его поступки и образ жизни вызывали недоумение у современников. Неудивительно, что и в качестве домашних питомцев Дали выбирал необычных животных.

Дали и муравьед

В 60-е годы ХХ столетия Сальвадор Дали шокировал публику своим появлением на улице в компании гигантского муравьеда. Он стал первым, кто решился завести в качестве домашнего питомца это животное. До знакомства со знаменитостью муравьед проживал в зоопарке Парижа, откуда его и взял под опеку художник. Дали часто прогуливался со своим питомцем, водя его по улочкам города на золотом поводке.

Дали и муравьед

Вместе с муравьедом Дали мог появиться на светском мероприятии или посетить парижский ресторан

По некоторым данным, помимо гигантского муравьеда, у художника имелся ещё один — поменьше. Скорее всего, именно он и проживал в доме Дали, а крупное животное содержалось в специальных условиях.

О любви Дали к муравьедам известно многим. А история её возникновения имеет несколько версий. Согласно первой, Дали воспылал любовью к этим животным ещё в детском возрасте. Будучи маленьким, художник имел в качестве домашнего животного летучую мышь, к которой был сильно привязан. Однажды он обнаружил, что зверёк погиб, а по его тельцу ползают муравьи. С того времени Дали невзлюбил этих насекомых и проникся любовью к тем, кто их поедает — муравьедам. Вторая версия гласит, что тёплые чувства к муравьедам у художника возникли после знакомства с произведением Андре Бретона After the Giant Anteater.

Видео: Сальвадор Дали и муравьед (англ. яз.)

Другие питомцы художника

Был у Дали ещё один необыкновенный питомец — оцелот Бабу. На самом деле, проживала крупная дикая кошка не у художника, а в доме его менеджера Питера Мура.

С языка хинди Бабу переводится как «джентльмен». И по словам Мура, оцелот полностью оправдывал своё имя: «питался в лучших ресторанах, всегда путешествовал первым классом и останавливался в пятизвёздочных гостиницах».

Дали и оцелот

Иногда при посещении того или иного респектабельного заведения вместе с оцелотом Дали приходилось говорить хозяину помещения, что перед ним — не дикий зверь, а всего лишь крупная домашняя кошка, которую он специально покрасил необычным образом

Дали купил котёнка оцелота у бездомного, когда находился вместе с менеджером в Америке. Ночью он подбросил зверька в номер Мура в качестве розыгрыша. Однако тот не растерялся и быстро нашёл общий язык с животным. Позднее Питер завёл ещё парочку оцелотов, а Дали любил проводить время в их компании. Но его любимцем оставался Бабу: художник часто брал его на светские мероприятия, посещал вместе с ним рестораны, устраивал фотосессии с необыкновенной «домашней» кошкой.

Сальвадор Дали любил подчёркивать свою индивидуальность. Он был не только гениальным художником, но и удивительной личностью, отличавшейся даже в выборе домашних питомцев.

Источник