Как называется порода кошек из египта
Еги́петский ма́у[1] — короткошёрстная, среднего размера порода кошек с пятнистым окрасом. Их пятна находятся не только на шёрстке, но и на коже.
Слово «миу» (егип. Mjw) в переводе с египетского означает «кот»[2].
История породы[править | править код]
Прототип египетских мау — древняя порода, прошедшая естественный отбор; внешность которых не претерпела значительных изменений более чем за 3000 лет — именно таков возраст художественных работ, на которых она изображена.
В Древнем Египте кошка — священное животное, олицетворение богини луны, плодородия, любви и домашнего очага Бастет (или Баст). Богине, а значит, и кошке, посвящались храмы по всему Египту; кошку первой выносили из горящего дома; в знак траура по умершей кошке скорбящий хозяин сбривал брови; кошку, как воплощение божества, мумифицировали; причинившего кошке вред закидывали камнями насмерть.
В городе Бени-Хасане археологи нашли кошачье кладбище со 180 тысячами мумий кошек. Мумии были в золотых и серебряных саркофагах, инкрустированных драгоценными камнями. Именно этих и других кошек почитали в Древнем Египте.
Современная история египетских мау началась 100 лет назад, когда заводчики из Италии, Швейцарии и Франции занялись поисками и воссозданием этой породы. Однако Вторая мировая война нанесла страшный удар по породе, уничтожив почти всё поголовье. К середине 1940-х годов порода практически прекратила своё существование. Возрождением «из пепла» она обязана стараниям русской княгини Наталии Трубецкой, проживавшей в те годы в Италии. Княгиня Трубецкая записала их и их потомство в итальянской ассоциации, филиале FIFe и показала кошек на выставке в 1953 году. Когда она иммигрировала в США в 1956 году, то взяла с собой несколько мау, рождённых в её питомнике. Лиза, Баба — серебристые кошки и Jojo — бронзовый кот — стали основой её питомника «Фатима».
В 1958 году Трубецкая официально зарегистрировала питомник и 10 кошек египетских мау. Три окраса — серебро, бронза и дым были признаны для участия в выставках. Чёрные мау рождались в её питомнике, но в выставках они не участвовали, а использовались в питомнике для племенной работы. Затем, уже в 1960-е, выведением породы занялись испанские, чешские и венгерские специалисты.
Надо признать, что основная заслуга по выведению породы египетского мау принадлежит американским фелинологам. Они разработали программу выведения этой породы на основе аутбридных подборов в сочетании с интенсивным отбором.
Ядро племенной популяции составили несколько кошек желательного типа и окраса, вывезенных из Северной Африки. Происхождение этих кошек неизвестно. К их потомкам были подобраны несколько особей нужного типа, восточного или американского, но никак не африканского происхождения.
Был подмес американской короткошёрстной породы. Впоследствии для расширения племенной популяции из Северной Африки была вывезена ещё одна группа кошек независимого происхождения.
В каждом поколении последовательно отбирали тех особей, чей тип и окрас соответствовали реставрированному облику кошек Древнего Египта. Эта работа увенчалась успехом прежде всего за счёт интенсивного отбора, а также потому, что в качестве желательного был выбран именно предковый, «дикий» тип животных, в результате чего аутбридинг работал на заводчиков. Всех потомков питомника Фатима называют «Традиционной оригинальной линией».
В 1980 году Джин Милл импортировала кота Тори (из города Дели) и нескольких кошек аборигенного происхождения из Индии. Они имели бронзовый окрас тёплого тона с очень хорошим контрастом. Кот Дели имел уникальную блестящую шерстку, отличный контраст и форму пятен, хорошее здоровье, что и передал своим потомкам. Кроме того, он внёс неоценимый вклад в формировании бенгальской породы. TICA признала эту линию в начале 80-х, вскоре после CFA. Потомки этой линии известны под названием «Индийская линия».
Через несколько лет Кэти Роуэн (питомник «Rocat») привезла ещё 13 котов из Египта. В начале 90-х Ж. Лен Дэвидсон (питомник «Grandtrill») привезла из Египта ещё четырёх кошек: Giza, Wafaya, Hosny, Alexandria бронзового окраса. Эти кошки и коты были признаны фелинологическими организациями, и их потомки известны как «Египетская линия». Эта линия египетских мау самая многочисленная.
Последний кот Fondcombe’s Sahourê был привезён во Францию из Каира в 1999 году Marie-Christine Hallepee.
Все привезённые кошки были взяты прямо с улиц Каира и Дели. Их происхождение неизвестно, но они внесли неоценимый вклад в развитие породы, расширив её генофонд. Сейчас египетские мау являются закрытой породой.
В Европу египетских мау привезли в 1988 году в три питомника, которые находились в Швейцарии, Италии и Нидерландах. Сегодня в Европе мало питомников египетских мау. Практически все они имеют родственное происхождение. Причина кроется в высокой цене производителей и трудности покупки из США. Американские заводчики очень неохотно делятся своими племенными животными.
Египетский мау был признан CFA в 1977 году, вскоре прошёл в Чемпионат TICA, а в 1992 году — FIFe. Каждая кошка этой породы должна иметь подтверждение своего происхождения в племенной книге.
В настоящее время питомник «Фатима» не существует. Но потомки этого питомника живут во многих питомниках Америки и Европы.
Стандарт породы[править | править код]
Настоящий египетский мау обязательно должен иметь узор в виде буквы «М» над глазами и «W» на уровне ушей по направлению к затылку — так называемый «скарабей». Также обязательно должен присутствовать «макияж» — две линии, подчеркивающие глаза и проходящие под глазами и по скулам. Окрас — дымчатый с тёмным рисунком, бронзовый с рисунком цвета каштана, серебро с рисунком пепельного цвета, светло бронзовый с рисунком медного цвета. Самый распространённый серебристого цвета с рисунком пепельного цвета. Глаза миндалевидные, большие подвижные, цвета незрелого крыжовника (зелёные).
Кошка плотного сложения, мускулистая, с хорошо развитым костяком, вместе с тем, элегантная, с крупными глазами цвета молодого крыжовника, но до 18 месяцев допустим жёлтый цвет. С 7 месяцев глаза должны начать перецветать, появляется зелёный ободок. Отсутствие зелёного ободка после 7 месяцев или жёлтый цвет глаз после 18 месяцев является для этой породы дисквалифицирующим признаком на выставке. Глаза миндалевидной формы, посажены несколько косо, всегда живые (Глаза Мау должны двигаться) способны поворачивать глаза в стороны не поворачивая голову, эта генетическая способность передалась от Мау другим видам путём скрещивания за несколько тысяч лет, сейчас пример у 40 % кошек подвижные глаза. С искрами любопытства. Уши довольно крупные, широкие у основания, закруглённые на концах, расположены на достаточно большом расстоянии друг от друга и как бы насторожены. Иногда на ушах есть кисточки. Главная отличительная черта египетских мау — их окрас. Главное достоинство мау — шерсть. Волосок должен иметь 2-3 тикинговых кольца. Под подбородком на грудке находятся одно-два не смыкающихся кольца-ожерелья. На передних лапах от плеча и задних от бедра расположены не смыкающиеся поперечные полосы, на обе передних и задних лапах кольца так называемые «браслеты» должны быть идентичны пятна белые или тёмные на лапах или на пальцах и разные расположения браслетов на двух передних или на двух задний лапах недопустимы у чистой породы. Длина шерсти короткая-средняя, длинная шерсть (признак перерождения в Сибурскую мау или Сибирскую кошку это происходит из-за холодного климата, чтобы приспособиться шерсть с каждым поколением становится длиннее у 80 % Сибирских кошек «М»-образный узор над глазами) не допустима для Египетской Мау. Шерсть блестящая, густая и шелковистая на ощупь. У окраса дым шерсть более шелковистая, чем у серебра.
Что касается окраса, то стандарт CFA предъявляет следующие требования к рисунку и окрасу шерсти породы египетского мау. На лбу обязателен рисунок, напоминающий жука-скарабея с отметинами, уходящими назад и разделёнными на отдельные пятна вдоль спины. На хвосте — темные кольца, конец хвоста темный.
Для участия в выставках допускаются мау трёх окрасов: бронзовый, переходящий в кремовый с коричневыми пятнами; серебристый со схожим распределением цвета, но с черными пятнами на светло серебристом фоне; дымчатый — цвета древесного угля с черными пятнами.
Допускаются три вариации окрасов (первые три предпочтительнее):
Серебристая. Египетский мау этого окраса — основной тон от светло-серого до серого, рисунок от темно-серого до чёрного с хорошим контрастом. Уши розовато-серые с темными кончиками. Горло, подбородок, около ноздрей, вокруг глаз — белое. окантовка глаз, мочки носа, рта — чёрная.
Бронзовая. Кошки бронзового цвета — основной тон темно-коричневый на спине, переходящий в более светлый до цвета слоновой кости к животу. Рисунок темно-коричневого цвета. Уши — розовато-коричневые, на концах темно-коричневые. Спинка носа — охристая. Горло, подбородок, около ноздрей, вокруг глаз — кремового цвета.
Дымчатая. Кошки такого окраса — основной тон от темно-серого до почти чёрного с серебристым подшерстком, без тикинга. Все отметины черные, с контрастом к основному фону, обязательно видимые.
Иногда рождаются чёрные мау. Также редко, но рождаются мраморные египетские мау. Такой окрас называют «диким». Эти котята — черные и мраморные — не допускаются на выставку и не используются в разведении.
Также необычной особенностью данных кошек являются небольшие, свисающие под животом, складки-мешочки перед задними ногами. Считается, что они предназначены для большего размаха задних лап при высоких прыжках и беге.
Характер и темперамент[править | править код]
Эта порода очень активная и общительная, которая не терпит одиночества. На грани навязчивости, требующие постоянного внимания, очень разговорчивые, обладающие мелодичным голосом. Постоянно играющие и интересующиеся всем, чем занимается хозяин. Она очень ласкова и общительна, эта кошка требует к себе внимания и заботы. Когда она радуется[источник не указан 150 дней], то прыгает на задних лапках, а хвост её при этом подрагивает и часто-часто виляет.
Мау полна энергии, она любит движение, игры, прогулки, что благотворно сказывается на её фигуре — изящной, гибкой и мускулистой.
Мау являются чемпионами среди кошек по скорости бега (до 58 км/час). Они обладают прекрасным зрением, слухом и обонянием, что делает этих кошек отличными охотниками. Египетские мау обожают играть со всевозможными игрушками и махалками, ведь во время этих игр они могут полностью раскрыть свои природные охотничьи качества.
Египетские мау охотно идут на контакт и даже могут быть слегка навязчивыми. Но если человек любит общаться с кошкой, то он легко найдёт общий язык с мау. Невозможно описать всю гамму звуков и песен, с помощью которых они общаются между собой и с людьми. Некоторые кошки даже обладают музыкальным талантом и охотно «подпевают» своим хозяевам. Мау всегда хочет быть в центре внимания и наблюдать за всем, что происходит в доме. Поэтому они очень любят сидеть на плече или на коленях. Также, в зависимости от настроения, у кошек-мау может меняться выражение морды и цвет глаз от зелёного до бирюзового.[3]
Эти кошки очень любят воду. Они играют с ней, пытаясь поймать лапами, любят сидеть и наблюдать, как хозяин принимает ванну. От диких предков у них осталась привычка трогать лапой воду в миске, прежде чем попить. Мау более чувствительны к перепадам температур из-за отстутствия подшёрстка.[4]
Эта порода более чувствительная к лекарствам и наркозу, чем другие домашние кошки.[5]
Египетские мау — очень чистоплотные кошки. Они легко приучаются к туалету и не доставляют никаких хлопот своим хозяевам.
Кошки-мау — идеальные матери. Довольно часто и коты берут на себя материнские обязанности и помогают ухаживать за котятами. Описаны случаи, когда коты помогают кошке во время родов. Потом родители вместе заботятся о своем потомстве, обучают котят и приучают их к порядку. У Мау необычно длинный период беременности, около 73 дней. Обычно, у кошек этот период составляет 65 — 67 дней.[6]
Редкость[править | править код]
Египетские мау — относительно редкая порода кошек. Каждый год менее 200 котят регистрируется в Совете управляющих Cat Fancy. Не все котята регистрируются.
Галерея[править | править код]
Египетский мау серебристого окраса
Египетский мау бронзового окраса
Египетский мау бронзового окраса c М-образным узором на лбу
Египетский мау дымчатого окраса
Египетский мау в культуре[править | править код]
- В древние времена они символизировали богов Ра и Баст.
- В фильме «Женщина-кошка» (2004) фигурирует египетская мау по кличке Полночь.
- В сериале «Гримм» (2011) у Адалинды была египетская мау
См. также[править | править код]
- Кошка
- Породы кошек
- Кошки в Древнем Египте
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Источник
Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия и солнца.
Сервал[править | править код]
Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.
Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошёрстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.
Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Намного крупнее, чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.
Сервал (felis serval) — кошка родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.
Кошки в повседневной жизни[править | править код]
В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).
Длительное время именно Египет считался местом одомашнивания дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.
На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек Геродот (ок. 484 — ок. 425 до н. э.). «Отец истории» писал в своей «Евтерпе»:
Хотя у египтян много домашних животных, но их было бы ещё гораздо больше, если бы с кошками не происходило вот какого странного явления. Всякий раз, как у кошек появляются на свет котята, они уже больше не идут к котам, а те, желая с ними спариться, не находят их. Поэтому коты прибегают к такой хитрости: они силой похищают котят у кошек, умерщвляют их, но не пожирают. А кошки, лишившись своих котят и желая снова иметь других, приходят тогда к котам. Ведь это животное любит детёнышей. Во время пожара с кошками творится что‑то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людей и, перескочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах.[2]
— Геродот, «Евтерпа», 66–67.
По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным»[2]. Умышленное убийство какого‑нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой виры, установленной жрецами.
Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., Диодор Сицилийский стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»[3]).
Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам мумификации как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).
В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.
Культ[править | править код]
Ра в образе кота убивает змея Апопа
С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мёртвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст — богиня с головой кошки — изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.
Со времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби[4].
Бубастис[править | править код]
Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие, после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис, главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.
Упадок культа кошек[править | править код]
Культ Баст был официально запрещён, попав под действие ряда эдиктов Римского императора Феодосия I Великого 381-394 годов[5], направленных на борьбу с язычеством. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами поклонения.
В культуре[править | править код]
В дошедших до наших дней ряде папирусов и остраконов кошки представлены в сатирических образах. Например в Сатирическом папирусе эпохи Рамессидов (ок. 1150 год до н. э.) представлен кот, пасущий гусей, мыши, штурмующие крепость кошки. Они могут обозначать пословицы или рассказы, утраченные сегодня, но понятные древнему египтянину, либо содержат политическую или религиозную сатиру[6]. Подобные сцены повторяются на некоторых обнаруженных остраконах, сосудах, косметических принадлежностях и фигурках Нового царства.
Во II веке до н. э. Полиэн рассказал о хитрости, якобы применённой персидским царём Камбисом II во время битвы при Пелузии (525 год до н. э.): Камбис II приказал поместить кошек и других животных, почитаемых египтянами, перед персидской линией фронта. Египтяне якобы прекратили свои оборонительные операции, и тогда персы завоевали Пелузий[7].
См. также[править | править код]
- Кошка Гайер-Андерсона
- Кошки (род)
- Дикая кошка (Felis silvestris)
- Домашняя кошка (Felis silvestris catus)
- Египетский мау
- Зоолатрия
Примечания[править | править код]
- ↑ Wörterbuch der Ägytischen Sprache — Tome 2, 42.1-3.
- ↑ 1 2 Геродот. История. Книга вторая. Евтерпа
- ↑ Диодор. Историческая библиотека, книга I, 83
- ↑ Геродот, История, книга II, LXVI
- ↑ Cod. Theod., XVI. 10. 11 (от 16 июня 391 г.)
- ↑ M. I. Hussein, A. A. Shokeir. Sexual life in Pharaonic Egypt: towards a urological view (англ.) // International Journal of Impotence Research. — 2004-10. — Vol. 16, iss. 5. — P. 385–388. — ISSN 1476-5489. — doi:10.1038/sj.ijir.3901195.
- ↑ Shepherd, R. Polyænus’s Stratagems of War. — London: George Nicol, 1793. — С. 268−269. — 414 с.
Ссылки[править | править код]
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Кошки в Древнем Египте
Источник