Из какой басни крылова сильнее кошки зверя нет
Мышь и крыса
«Соседка, слышала ль ты добрую молву? —
Вбежавши, Крысе Мышь сказала, —
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!» —
«Не радуйся, мой свет, —
Ей Крыса говорит в ответ, —
И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдёт,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»
Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.
Орёл и куры
Желая светлым днём вполне налюбоваться,
Орёл подне́бесью летал
И там гулял,
Где молнии родятся.
Спустившись, наконец, из облачных вышин,
Царь-птица отдыхать садится на овин[4].
Хоть это для Орла насесток незавидный,
Но у Царей свои причуды есть:
Быть может, он хотел овину сделать честь,
Иль не было вблизи, ему по чину сесть,
Ни дуба, ни скалы гранитной;
Не знаю, что за мысль, но только что Орёл
Не много посидел
И тут же на другой овин перелетел.
Увидя то, хохлатая наседка
Толкует так с своей кумой:
«За что́ Орлы в чести́ такой?
Неужли за полёт, голубушка соседка?
Ну, право, если захочу,
С овина на овин и я перелечу.
Не будем же вперёд такие дуры,
Чтоб почитать Орлов знатнее нас.
Не больше нашего у них ни ног, ни глаз;
Да ты же видела сейчас,
Что пó низу они летают так, как куры».
Орёл ответствует, наскуча вздором тем:
«Ты права, только не совсем.
Орлам случается и ниже кур спускаться;
Но курам никогда до облак не подняться!»
Когда таланты судишь ты, —
Считать их слабости трудов не трать
напрасно;
Но, чувствуя, что́ в них и сильно, и прекрасно,
Умей различны их постигнуть высоты.
Стрекоза и муравей
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима кати́т в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты…» – «Я без души
Лето целое всё пела». —
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Крестьянин и работник
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его ценят,
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!
Старик-Крестьянин с Батраком
Шёл под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.
Подмял Крестьянина, ворочает, ломает,
И где б его почать, лишь место выбирает:
Конец приходит старику.
«Степанушка, родной, не выдай, милой!» —
Из-под медведя он взмолился Батраку.
Вот новый Геркулес со всей собравшись
силой,
Что только было в нём,
Отнёс полчерепа медведю топором
И брюхо проколол ему железной вилой.
Медведь взревел и замертво упал:
Медведь мой издыхает.
Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй, – говорит, – за что?» —
«За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру!»
вернуться
4
Овин – хозяйственная постройка, в которой сушились снопы перед молотьбой.
Источник
«Соседка, слышала ль ты добрую молву? —
Вбежавши, Крысе Мышь сказала, —
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!»
«Не радуйся, мой свет, —
Ей Крыса говорит в ответ, —
И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»
Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.
Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, – говорит, – средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок. [93]
Какой-то древний царь впал в страшное сомненье:
Не более ль вреда, чем пользы, от наук?
Не расслабляет ли сердец и рук
Ученье?
И не разумнее ль поступит он,
Когда учёных всех из царства вышлет вон?
Но так как этот царь, свой украшая трон,
Душою всей радел своих народов счастью
И для того
Не делал ничего
По прихоти иль по пристрастью, —
То приказал собрать совет,
В котором всякий бы, хоть слогом не кудрявым,
Но с толком лишь согласно здравым
Своё представил: да иль нет,
То есть учёным вон из царства убираться
Или по-прежнему в том царстве оставаться?
Однако ж как совет ни толковал:
Кто сам свой голос подавал,
Кто голос подавал работы секретарской,
Всяк только дело затемнял
И в нерешимости запутывал ум царской.
Кто говорил, что неученье тьма, —
Что не дал бы нам бог ума,
Ни дара постигать вещей небесных,
Когда бы он хотел,
Чтоб человек не боле разумел
Животных бессловесных,
И что, согласно с целью сей,
Ученье к счастию ведёт людей.
Другие утверждали,
Что люди от наук лишь только хуже стали: —
Что всё ученье бред,
Что от него лишь нравам вред
И что, за просвещеньем вслед,
Сильнейшие на свете царства пали.
Короче: с обеих сторон,
И дело выводя и вздоры,
Бумаги исписали горы,
А о науках спор остался не решён;
Царь сделал более. Созвав отвсюду он
Разумников, из них установил собранье
И о науках спор им предложил на суд.
Но способ был и этот худ,
Затем что царь им дал большое содержанье:
Так в голосах между собой разлад
Для них был настоящий клад;
И если бы им волю дали,
Они б доныне толковали
Да жалованье брали.
Но так как царь казною не шутил,
То он, приметя то, их скоро распустил.
Меж тем час от часу впадал в сомненье боле.
Вот как-то вышел он, сей мыслью занят, в поле
И видит пред собой
Пустынника, с седою бородой
И с книгою в руках большой.
Пустынник важный взор имел, но не угрюмый;
Приветливость и доброта
Улыбкою его украсили уста,
А на челе следы глубокой видны думы.
Монарх с пустынником вступает в разговор
И, видя в нём познания несчетны,
Он просит мудреца решить тот важный спор:
Науки более ль полезны или вредны?
«Царь! – старец отвечал, – позволь, чтоб пред тобой
Открыл я притчею простой,
Чтo? размышленья мне внушили многодетны».
И с мыслями собравшись, начал так:
«На берегу, близ моря,
Жил в Индии рыбак;
Проведши долгий век и бедности и горя,
Он умер и троих оставил сыновей.
Но дети, видя,
Что с нуждою они кормились от сетей,
И ремесло отцовско ненавидя
Брать дань богатее задумали с морей,
Не рыбой, – жемчугами;
И, зная плавать и нырять,
Ту подать доправлять
Пустились сами.
Однако ж был успех различен всех троих:
Один, ленивее других,
Всегда по берегу скитался;
Он даже не хотел ни ног мочить своих
И жемчугу того лишь дожидался,
Что выбросит к нему волной,
А с леностью такой
Едва-едва питался.
Другой,
Трудов нимало не жалея
И выбирать умея
Себе по силе глубину,
Богатых жемчугов нырял искать по дну
И жил, всечасно богатея.
Но третий, алчностью к сокровищам томим,
Так рассуждал с собой самим:
„Хоть жемчуг находить близ берега и можно,
Но, кажется, каких сокровищ ждать не должно,
Когда бы удалося мне
Достать морское дно на самой глубине?
Там горы, может быть богатств несчетных:
Кораллов, жемчугу и камней самоцветных,
Которы стоит лишь достать
И взять“.
Сей мыслию пленясь безумец вскоре
В открытое пустился море
И, выбрав, где была чернее глубина,
В пучину кинулся; но поглощённый ею,
За дерзость, не доставши дна,
Он жизнью заплатил своею».
«О, царь! – примолвил тут мудрец. —
Хотя в ученье зрим мы многих благ причину,
Но дерзкий ум находит в нём пучину
И свой погибельный конец,
Лишь с разницею тою,
Что часто в гибель он других влечёт с собою». [94]
Источник
Как появилось это выражение? Аналостанка 6 лет назад Выражение взято из басни Крылова “Мышь и Крыса”. Для них ведь и в самом деле хороший кот – самая большая угроза. Вот крыса и думала, что на свете кошка – самая сильная и страшная и всех победит. Ну просто потому, что других особых опасностей серьезнее кошки не знала. Вот крыса в разговоре и сказала мыши, что страшнее кошки зверя нет, даже лев не может ее победить и кошка порвет льва в клочья. А что касается реальности, то в драке кошка действительно сильный и сложный противник. У нее сильное и верткое тело,быстрые лапы, вооруженные 16-ю (!) острейшими кинжалами, острые зубы, мгновенная реакция и скорость. Даже бойцовые собаки побаиваются кошку, если та решит драться, защищая себя или котят, а уж псы послабее и подавно. Известны случаи, когда кошка спасала свою хозяйку, напав на грабителей-душителей, напавших на эту самую хозяйку. Она их просто в клочья порвала, и однажды даже сама пострадавшая хозяйка вызывала скорую своему обидчику. Или они просто сбегали. Я об этом в газетах читала. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим это они врут! страшнее человека зверя нет.))) Lita Dixi 6 лет назад Это выражение появилось, видимо, потому, что глядя на кошу ни за что не скажешь, что этот мягкий пушистый комочек может быть хищником. Кошка не вызывает ассоциации с чудовищем, способным есть других зверей. storus 2 года назад Выражение “сильнее кошки зверя нет” взято из басни Крылова “Мышь и крыса”. На самом деле лев намного сильнее других зверей, но крыса очень боится кошки и, чтобы оправдать собственную трусость, наделила своего противника ужасающей силой. Крыса внушила себе, что кошка самый страшный зверь на свете. Все люди склонны очень часто преувеличивать собственные страхи. А на самом деле кошка – это не такой уж и сильный зверь, как это видится крысе. murzilka806 6 лет назад это потому что кошки злопамятны. и не дай бог вам обидеть кошку по-настоящему, она обязательно отомстит. может и горло ночью перегрызть. Знаете ответ? |
Источник
Энциклопедический словарь крылатых слов и выраженийСеров Вадим Васильевич
Сильнее кошки зверя нет
Из басни «Мышь и Крыса» (1816) И. А. Крылова (1769—1844). Мышь сообщает Крысе, что Кошка наконец-то «попалась в когти льву».
«Не радуйся, мой свет, —
Ей Крыса говорит в ответ, —
И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Сильнее чем «Виагра»?
Насколько эффективны упражнения Кегеля? Недавно было проведено исследование, в котором участвовало 55 мужчин-импотентов, которые тренировали мышцы таза, занимаясь упражнениями Кегеля.До начала тренировок ни у одного из мужчин эрекция не длилась
Газеты сильнее пушек
Среди самокритичных австро-венгерских вояк ходила такая шутка: “Когда Бог создавал армии, то расставил их по степени их мощи. Последней, на самом левом фланге, оказалась австро-венгерская армия. И тогда ее начальники взмолились: “Господи, ведь мы
Газеты сильнее пушек
Среди самокритичных австро-венгерских офицеров ходила такая шутка: «Когда Бог создавал армии, то расставил их по степени их мощи. Последней, на самом левом фланге, оказалась австро-венгерская армия. Тогда ее начальники взмолились: „Господи, ведь мы
Кто сильнее – лев или тигр?
Ответить на этот вопрос не так просто, как кажется на первый взгляд. Очевидно, что по величине и силе у льва есть определенные преимущества, но тигр нападает на свою жертву более яростно.Конечно, в фольклоре и литературе разных народов известно
День Зверя
Роман (1980, опубл. 1994)«Яуреи уехали в Израиль. / Олени убежали в Финляндию. / Рыба ушла в Японию. / В Столице осталисьинстанты и диссиденты. Они — боролись».Так рассказывает о своем времени поэт, живущий в Ленинграде, который он называет Столицей. Впрочем, он все
«Число зверя»
Все народы мира придавали большое значение числам. Их считали воплощением космического порядка, отражением Божественной мудрости. Некоторые из чисел — тройка, семерка, девятка — считались священными и, соответственно, счастливыми; другие (например,
Когда железо сильнее злата.
Ученые варвары
Варвары, разрушившие устои Древнеримской империи, вызвали великое переселение народов. Были разрушены многолетние традиции и законы. Если к первому тысячелетию н. э. Средиземноморье и большая часть Среднего Востока
Кто сильнее, кит или медведь?
АНТОН ЕВСЕЕВЗоологСначала стоит определиться, о каких медведях и китах идет речь. Если мы будем сравнить самых мелких, то ответ будет однозначный – кит. Сравнить можно по максимальной массе и максимальной скорости.Так вот, самые мелкие
Быстрее, выше, сильнее!
Перевод с латинского: Citius, altius, fortius [цитиус, альтиус, фортиус].Девиз современного олимпийского движения и Олимпийских игр (с 1913). С 1920 г. — составная часть олимпийской эмблемы. Его автор — монах-доминиканец Лнри Мартен Дидон (1849—1900), занимавшийся
Не буди во мне зверя!
Из романа «Золотой теленок» (1931) советских писателей Ильи Ильфа (1897-1937) и Евгения Петрова (1903-1942).В оригинале: Не пробуждай во мне зверя!Первоисточник — слова немецкого экономиста, политика, сторонника «кооперативного социализма» Германа Шульце-Делича
Пусть сильнее грянет буря!
Из стихотворения в прозе «Песня о Буревестнике» (1901) Максима Горького (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, 1868—1936), в котором на языке символов выражен призыв к революционной борьбе: «— Буря! Скоро грянет буря!— Это смелый Буревестник гордо
Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гете
Отзыв главы Компартии и Правительства СССР И. В. Сталина (1878— 1953) о сказке А. М. Горького «Девушка и смерть» (1892).В 1931 г., во время очередной встречи Сталина с Горьким в доме у последнего, в бывшем особняке Рябушинского, генеральный
ОХОТА НА ЗВЕРЯ
• Охотиться лучше рано утром и поздно вечером, когда звери отправляются на поиски корма и воды.• Зайцы часто бегают по кругу и возвращаются к тому же месту, откуда убежали. Если зверь бежит, свистните – это может его остановить.• Ворон и сов можно
Источник
А
А Васька слушает да ест
Употребляется в значении: один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания.
Цитата из басни “Кот и повар” (1813).
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
Так говорится иронически в ситуации, когда за дело берутся не специалисты, ведь талант необходим во всех делах, как и призванье.
Цитата из басни “Квартет” (1811).
А ларчик просто открывался
Применяется, когда говорят о каком-нибудь деле, вопросе, при разрешении которого не стоило мудрить.
Цитата из басни “Ларчик” (1808.)
Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на слона!
Это выражение используется в ситуации, когда человек пытается с кем-то ссориться, будучи заметно слабее своего противника.
Цитата из басни “Слон и Моська” (1808).
Б
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник.
Говорится о непрофессионализме – каждый должен делать только то, что он действительно умеет делать.
Цитата из басни “Щука и Кот” (1813), в которой говорится о Щуке, которая вдруг захотела, подобно Коту, ловить мышей. Охота кончилась тем, что сама осталась еле жива и «и крысы хвост у ней отъели».
Без драки попасть в большие забияки
Употребляется в значении: получить репутацию смельчака и силача без всякого доказательства своих способностей, просто в силу стечения обстоятельств либо вводя в заблуждение окружающих.
Выражение из басни “Слон и Моська” (1808): Моське, лаявшей на Слона, готовой вступить с ним в драку, Шавка говорит:
“… тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт
Вперёд
И лаю твоего совсем не примечает”. –
“Эх, эх! – ей Моська отвечает:
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки
Могу попасть в большие забияки”.
В
Великий зверь на малые дела
Так говорится о людях, которые прилагают много старания и изобретательности для выполнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий.
Цитата из басни “Воспитание Льва” (1811).
Лев решает отдать сына на воспитание Кроту, так как
о нём молва была
Что он во всём большой порядок любит:
Без ощупи шага не ступит,
И всякое зерно для своего стола
Он сам и чистит, сам и лупит;
И словом, слава шла,
Что крот великий зверь на малые дела…
Видит око, да зуб неймет
Так говорится о том, что находится совсем рядом, кажется достижимым, но в действительности совершенно недоступно.
Цитата из басни «Лисица и виноград» (1808).
Вскоре после публикации басни эта строка стала считаться народной пословицей: в качестве таковой упоминается в сборнике И. Снегирева «Русские народные пословицы» (М., 1848).
Ворона в павлиньих перьях
Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно старается играть высокую, не свойственную ему роль и поэтому попадает в комическое положение.
Выражение это возникло из басни «Ворона» (1825).
Ворона, утыкавши себе хвост павлиньими перьями, спесиво пошла гулять, уверенная, что она сестра Павам и что на неё все будут заглядываться. Но Павы ощипали Ворону так, что на ней не осталось даже и своих перьев. Ворона кинулась к своим, но и те не узнали её.
Д
Да только воз и ныне там
Так говорится иронически о неэффективной работе, о задаче, которая не решается.
Цитата из басни “Лебедь, Щука и Рак” (1814), в которой говорится о том, что «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись», но из этого ничего у них не получилось.
Демьянова уха
Чрезмерное угощение вопреки желанию гостя.
Возникло из басни “Демьянова уха” (1813). Сосед Демьян так потчевал ухой соседа Фоку, что тот
… с той поры к Демьяну ни ногой.
Е
Если голова пуста, /
То голове ума не придадут места
Употребляется в качестве комментария к стремительному карьерному росту посредственного человека (презрит., ирон.).
Цитата из басни «Парнас» (1808).
Крылов повествует о событиях, которые случились на горе Парнас (в представлении древних греков это обиталище девяти муз, покровительниц искусств и наук). Когда, по сюжету басни, «из Греции вон выгнали Богов», Ослы, которые паслись на Парнасе, решили, что пришло их время и теперь они будут замещать и богов, и муз. Они занялись искусствами, музыкой и пением – «и новый хор певцов такую дичь занес, как будто двинулся обоз». Хозяин Ослов рассердился на них за несносный шум и загнал в хлев.
З
Зелен виноград
Употребляется как комментарий к словам человека, который, потерпев неудачу в чем-либо, оправдывает ее тем, что он, собственно, не очень-то и хотел этого успеха (ирон.).
Цитата из басни «Лисица и виноград» (1808). Лисица, не дотянувшись до винограда, «говорит с досадою»:
Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь.
И
И моего хоть капля меду есть
Используется как выражение удовлетворения, гордости тем, что и говорящий смог внести пусть небольшой, но свой, личный вклад в какое-то доброе дело (шутл.-ирон.).
Цитата из басни «Орел и Пчела» (1813). Слова Пчелы в диалоге с Орлом:
Не отличать ищу свои работы,
Но утешаюсь тем, смотря на наши соты,
Что в них и моего хоть капля меду есть.
И я его лягнул
Цитируется как иронический комментарий к поведению того, кто смело хулит и поносит человека, который лишился высокого поста и перед которым этот «смелый» критик еще недавно заискивал, пресмыкался.
Цитата из басни “Лисица и Осёл” (1825). Осёл, лягнувший одряхлевшего Льва, перед которым прежде трепетал, говорит:
А мне чего робеть? и я его лягнул:
Пускай ослиные копыта знает.
Из дальних странствий возвратясь
В значении: вернувшись из путешествия. Говорится всегда шутливо, хотя фраза относится к высокому, книжному стилю.
Цитируется без намёка на содержание басни.
Цитата из басни «Лжец» (1812).
Избави Бог и нас от этаких судей
Говорится иронически о недоброжелательной, непрофессиональной, необъективной критике; о ложном авторитете.
Цитата из басни «Осел и Соловей» (1811). Осел, послушав пение Соловья, высказал ему свое сожаление: «А жаль, что незнаком ты с нашим петухом». У него, по мнению Осла, Соловью следовало бы поучиться искусству пения:
«Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и – полетел за тридевять полей.
Избави Бог и нас от этаких судей.
И под каждым ей кустом / Был готов и стол и дом
Шутливо-иронически: общительный человек легко решает свои житейские проблемы за счет многочисленных друзей.
Цитата из басни «Стрекоза и Муравей» (1808).
К
Как белка в колесе
Выражение это употребляется в значении: беспрерывно суетиться, хлопотать без видимых результатов; быть очень занятым.
Цитата из басни «Белка» (1833). В ней рассказывается о белке, бегающей целый день в колесе на окне барского дома: «Так бегала она, что лапки лишь мелькали и раздувался пышный хвост».
Какие перышки, какой носок!
Употребляется как иронический комплимент ухоженному, разодетому человеку, весьма озабоченному впечатлением, которое он производит на окружающих.
Цитата из басни «Ворона и Лисица» (1808). Лисица льстит Вороне, сидящей на суку с сыром в клюве:
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки, какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Клеветники в аду почетней змей
Смысл: клевета приносит больше вреда, чем открытая злоба.
Цитата из басни «Клеветник и Змея» (1815). «По случаю какому-то, в аду» Змея с Клеветником заспорили, кому из них принадлежит более почетное место, то есть «кто ближнему наделал больше бед».
Крестьянин ахнуть не успел, / Как на него медведь насел
Употребляется как комментарий к неожиданно случившейся с кем-либо неудаче, неприятности и пр.
Цитата из басни «Крестьянин и Работник» (1815).
Коль выгонят в окно, так я влечу в другое
Говорится о назойливом, нахальном посетителе (репортере, просителе и т. д.), которого трудно выпроводить (шутл.-ирон.)
Цитата из басни «Муха и Пчела» (1825).
Кто в лес, кто по дрова
Говорится иронически о несогласованности действий участников общего дела.
Цитата из басни «Музыканты» (1808).
Кукушка хвалит петуха / За то, что хвалит он кукушку
Говорится о лицемерах, восхваляющих друг друга из корыстных побуждений.
Цитата из басни «Кукушка и Петух» (1834). В ней изображены два современных Крылову литератора – соиздатели «Северной пчелы» и «Сына Отечества» Фаддей Булгарин и Николай Греч. Их взаимное славословие служило предметом насмешек многих писателей того времени, в том числе и А. С. Пушкина (памфлет «Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов», 1831).
Современник баснописца Н. М. Калмыков писал в своих воспоминаниях (Русский архив. 1865): «Лица сии в журналах тридцатых годов восхваляли друг друга до забвения или, как говорят, до бесчувствия. Объяснение это я слышал от самого И. А. Крылова».
Л
Лебедь, Рак и Щука
Используется как ироническая характеристика несогласованности действий участников какого-либо общего дела.
Выражение сложилось на основе названия басни «Лебедь, Щука и Рак» (1816).
М
Медвежья услуга
Говорится иронически об услуге, которая приносит больше вреда, чем пользы.
Цитата из басни «Пустынник и медведь» (1818). В басне говорится о том, как Медведь, желая услужить своему другу Пустыннику (отшельнику) и прихлопнуть муху, севшую тому на лоб, убил вместе с ней и самого Пустынника
О
Орлам случается и ниже кур спускаться; / Но курам никогда до облак не подняться
Употребляется по отношению к талантливым великим людям.
Цитата из басни «Орел и Куры» (1808). Ответ Орла «хохлатой наседке», которая решила больше не держать его «в чести», коль скоро Орлу однажды вздумалось сесть на овин, где сидели куры.
От радости в зобу дыханье сперло
В значении: потерять дар речи от неожиданного подарка, сюрприза.
Цитата из басни «Ворона и Лисица» (1807).
П
По мне уж лучше пей, / Да дело разумей
Иносказательно: высокий профессионализм, талант пьющего человека предпочтительное трезвости бездаря, дилетанта, неумехи (шутл.).
Цитата из басни «Музыканты» (1808).
Пой лучше хорошо щегленком, / Чем дурно соловьем
В значении: лучше хорошо справляться со своим, хорошо известным тебе делом, нежели претендовать на чужую, пусть и значительную, роль и плохо с ней справляться.
Цитата из басни «Скворец» (1816).
Про взятки Климычу читают, / А он украдкою кивает на Петра
Говорится иронически о попытке переложить ответственность за какое-либо неблаговидное дело с себя на своего ближнего.
Цитата из басни «Зеркало и Обезьяна» (1815).
«Читают» здесь – зачитывают обвинение.
Р
Рыльце в пуху
Выражение это употребляется в значении: быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному.
Выражение из басни И.А. Крылова “Лисица и Сурок” (1813). Лисица жалуется Сурку, что она терпит напраслину и, оклеветанная, выслана за взятки. А он ей отвечает:
– Нет, Кумушка; я видывал частенько, Что рыльце у тебя в пуху.
С
Сильнее кошки зверя нет
Говорится иронически о человеке, которого считают главным, сильным, хотя он таковым не является.
Цитата из басни «Мышь и Крыса» (1816). Мышь сообщает Крысе, что Кошка наконец-то «попалась в когти льву». А Крыса отвечает:
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!
Слона-то я и не приметил
Иронически: не заметить самого главного, важного.
Цитата из басни «Любопытный» (1814). Ее сюжет: посетитель Кунсткамеры увлекся там разглядыванием мелких насекомых, но, как оказывается, не заметил того, чего не заметить было нельзя.
Т
Тришкин кафтан
Говорится иронически о ситуации, когда по ограниченности средств пытаются решить некую проблему, пренебрегая решением другой или создавая новую проблему.
Название басни (1815). «У Тришки на локтях кафтан продрался», и для починки локтей кафтана он обрезал рукава и сделал заплаты. Когда же над его короткими рукавами стали смеяться, то он нашел способ исправить и эту беду:
Обрезал фалды он и полы,
Наставил рукава, и весел Тришка мой,
Хоть носит он кафтан такой,
Которого длиннее и камзолы.
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
Употребляется иронически, как комментарий к стремлению осудить, наказать кого-либо, вместо того чтобы выяснить истинное положение дел, восстановить справедливость и т. д.
Цитата из басни «Волк и Ягненок» (1808).
Ты все пела? это дело: / Так поди же, попляши!
Используется как комментарий к закономерным следствиям чьего-либо неразумного, неправильного поведения.
Цитата из басни «Стрекоза и Муравей» (1808).
«Стрекоза» в данном случае – кузнечик. Во времена Крылова его называли именно так, и он изображен на иллюстрациях тех лет к этой басне.
У
Услужливый дурак опаснее врага
Значение: неумелая, непродуманная помощь, даже если она оказывается с благими намерениями, может принести больше вреда, чем пользы.
Цитата из басни «Пустынник и Медведь» (1807).
Эта мораль предваряет саму басню, где рассказывается об услуге, которую оказал Медведь своему другу Пустыннику (отшельнику): камнем («что силы есть») он убил муху, севшую на лоб спящему товарищу, и вместе с ней и самого Пустынника.
Ч
Чем кумушек считать трудиться, / Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Говорится иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому человеку на недостатки, которые есть и у него самого. Употребляются отдельно и первая, и вторая строчки.
Цитата из басни «Зеркало и Обезьяна» (1815).
Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют
Употребляется в ироническом смысле: совершать безнаказанно плохие поступки могут только те, кто сильнее.
Цитата из басни «Вороненок» (1811).
Щ
Щуку бросили в реку
Иносказательно:
1. О наказании, которое является наделе поощрением наказуемого, полным удовлетворением его интересов.
2. О ситуации, когда человеку доверили то, что нужно защищать именно от него (ирон.).
Аналог известного фольклорного выражения «пустить козла в огород».
Цитата из басни «Щука» (1830).
Щуку решили судить за то, что «от нее житья в пруду не стало». Ее в большой лохани принесли на суд, который составили «два Осла, две Клячи да два иль три Козла».
Суд постановил: повесить Щуку на суку. Но прокурор Лиса потребовала более «жестокого» наказания:
«Повесить мало: я б ей казнь определила,
Какой не видано у нас здесь на веку:
Чтоб было впредь плутам и страшно и опасно —
Так утопить ее в реке».
– «Прекрасно!» –
Кричат судьи. На том решили все согласно
И Щуку бросили – в реку!
Источник