Ах как много на свете кошек в каком году

Ах как много на свете кошек в каком году thumbnail

Сергей Александрович Есенин

Сестре Шуре

Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня —
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.

В 1925 году в письме матери Софья Андреевна Толстая, третья и последняя супруга Есенина, отмечала, что у ее мужа есть «две прекрасные черты – любовь к детям и животным». 

Сергей Есенин и Софья Толстая

Если дети – не слишком частые персонажи его творчества, то животные нередко упоминаются в стихотворениях. Одно из произведений, в котором фигурируют братья наши меньшие, — «Ах, как много на свете кошек…». Оно датировано 13 сентябрем 1925 года. Широко известна история его создания. Ее рассказала в воспоминаниях Александра Александровна Есенина – младшая сестра поэта, которую Сергей Александрович перевез к себе в Москву в конце 1924 года. 

Александра (Шура) Есенина, младшая из сестер поэта

Стихотворение навеяно ситуацией, реально произошедшей. В теплый осенний день Есенин предложил сестре и Софье Андреевне прокатиться на извозчике. Во время этой поездки внимание Александры Александровны привлекло большое количество кошек, встречавшихся на улице. Поэта наблюдение младшей сестры не сразу заинтересовало. Зато потом он предложил игру – считать всех кошек, попадавшихся на пути. Эта нехитрая забава сильно увлекла его и развеселила. На следующий день Есенин написал стихотворение «Ах, как много на свете кошек…», сопроводив его посвящением сестре Шуре.

Большая часть анализируемого текста – просто описание событий, происходивших в жизни лирического героя. Он вспоминает давно оставшиеся в прошлом детские годы. Когда-то у него в доме жил котенок – мурлыка, игравший с бабушкиным клубком, словно юный тигренок. Во второй и третьей строфах Есенин очень точно и ярко изображает незамысловатый деревенский быт. Причем делает это поэт при помощи буквально нескольких деталей, упоминая мурчащего на лежанке котенка, бабушкину песню и ее рукоделие. Четвертая строфа – грустный, но вполне закономерный финал. Основной его посыл – ничто не вечно под луной. Герой рассказывает, что бабушка умерла. Такая же участь ждала и кота. Из животного впоследствии сделали шапку. Впрочем, и ее сейчас уже нет – головной убор «износил дед». В конце стихотворения явственно присутствует мотив смерти. Он вообще часто встречается в последних произведениях Есенина, написанных в 1925 году. Даже поверхностное знакомство с его поздним творчеством позволяет понять, что совершенный поэтом суицид был итогом вполне предсказуемым, что люди, придерживающиеся версии об убийстве Сергея Александровича по заказу властей, скорей всего, не правы.

Текст: pishi-stihi.ru       

Источник

article397682.jpg

Ах как много на свете кошек в каком году 

Сергей Есенин – Сестре Шуре 

Ах, как много на свете кошек,

Нам с тобой их не счесть никогда.

Сердцу снится душистый горошек,

И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,

Только помню с далекого дня —

На лежанке мурлыкал котенок,

Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,

Но под бабкину песню вскок

Он бросался, как юный тигренок,

На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку,

А еще через несколько лет

Из кота того сделали шапку,

А ее износил наш дед.

13 Сентября 1925

 Анализ стихотворения Есенина «Ах, как много на свете кошек…»


В 1925 году в письме матери Софья Андреевна Толстая, третья и последняя супруга Есенина, отмечала, что у ее мужа есть «две прекрасные черты – любовь к детям и животным». Если дети – не слишком частые персонажи его творчества, то животные нередко упоминаются в стихотворениях. Одно из произведений, в котором фигурируют братья наши меньшие, — «Ах, как много на свете кошек…». Оно датировано 13 сентябрем 1925 года. Широко известна история его создания. Ее рассказала в воспоминаниях Александра Александровна Есенина – младшая сестра поэта, которую Сергей Александрович перевез к себе в Москву в конце 1924 года. Стихотворение навеяно ситуацией, реально произошедшей. В теплый осенний день Есенин предложил сестре и Софье Андреевне прокатиться на извозчике. Во время этой поездки внимание Александры Александровны привлекло большое количество кошек, встречавшихся на улице. Поэта наблюдение младшей сестры не сразу заинтересовало. Зато потом он предложил игру – считать всех кошек, попадавшихся на пути. Эта нехитрая забава сильно увлекла его и развеселила. На следующий день Есенин написал стихотворение «Ах, как много на свете кошек…», сопроводив его посвящением сестре Шуре.

Большая часть анализируемого текста – просто описание событий, происходивших в жизни лирического героя. Он вспоминает давно оставшиеся в прошлом детские годы. Когда-то у него в доме жил котенок – мурлыка, игравший с бабушкиным клубком, словно юный тигренок. Во второй и третьей строфах Есенин очень точно и ярко изображает незамысловатый деревенский быт. Причем делает это поэт при помощи буквально нескольких деталей, упоминая мурчащего на лежанке котенка, бабушкину песню и ее рукоделие. Четвертая строфа – грустный, но вполне закономерный финал. Основной его посыл – ничто не вечно под луной. Герой рассказывает, что бабушка умерла. Такая же участь ждала и кота. Из животного впоследствии сделали шапку. Впрочем, и ее сейчас уже нет – головной убор «износил дед». В конце стихотворения явственно присутствует мотив смерти. Он вообще часто встречается в последних произведениях Есенина, написанных в 1925 году. Даже поверхностное знакомство с его поздним творчеством позволяет понять, что совершенный поэтом суицид был итогом вполне предсказуемым, что люди, придерживающиеся версии об убийстве Сергея Александровича по заказу властей, скорей всего, не правы.

Ах как много на свете кошек в каком году

Рейтинг: +3
Голосов: 3
1312 просмотров

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 12 декабря 2016 в 20:25

класс

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 19 февраля 2017 в 16:26

Хорошее стихотворение у самой есть кот правда конец грусный

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 14 апреля 2017 в 08:12

Хороший стих!

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 1 июня 2017 в 13:58

стих хороший но… котика жалко

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 3 июня 2017 в 20:11

Глубокий смысл!

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 1 августа 2017 в 12:08

Жаль котика

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 2 августа 2017 в 11:45

Хороший стих, а котика жалко. Но мне всё таки кажется, что это не так уж, и плохо. И стем котом всё на самом деле, было хорошо. А конец – просто так таким написан.

Читайте также:  Какую стерилизацию кошки выбрать

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Тогда время было другое. Потом были шапки из норки. Теперь вот все искусственое… человек становится все более жалостливым – это хорошо, это значит и время лучше. В тяжелое время о котиках никто не думает, как в стихе… Оттого этот стих о времени. Какое время, такие и люди

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 18 августа 2017 в 10:54

конечно жалко котика но всё же он рядом

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 31 августа 2017 в 13:32

Стих не очень !!!
Как

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 31 августа 2017 в 13:34

Действительно котёнка жалко

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 8 сентября 2017 в 01:21

Не в котиках тут дело….

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 17 ноября 2017 в 23:31

Всем жалко кота а мне дедушку и бабушку… Жалко бабку только из-за, того что она “Потерялась” а, деда из-за того что он лешился любимого человека…

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 25 ноября 2017 в 09:20

Котёнка жалко.. Но бабушку не жалко? она какбы человек!!

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 25 ноября 2017 в 19:53

Очень весёлое стихотворение, но конечно в конце было грустненькс

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 24 декабря 2017 в 11:08

Не в котах тут смысл, ой не в котах…

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 29 декабря 2017 в 18:26

жаль кота

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 14 января 2018 в 12:13

В этом стихотворение Есенин пишет о том на мой взгляд что время не неумолимо оно бежит все проходит

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 16 января 2018 в 15:13

Жаль конечно но что поделать все когда то умирают

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 1 февраля 2018 в 19:36

Очень хорошее стихотворение, печальная концовка

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 5 февраля 2018 в 18:48

Бедный кот, но стихотворение прекрасно, выучила его. Спасибо!

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 14 февраля 2018 в 19:36

Жалко ката;!!!!!!! 🙁 🙁 ;(

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 15 февраля 2018 в 17:17

конец ну очень грустный!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 19 февраля 2018 в 19:09

Ну вот котик умер, бабка потерялась…

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 20 февраля 2018 в 17:46

классно! Весёлые строки во всех четырёх частях. Конец не плохой и даже слегка радость есть. Для меня все 5 звёзд! ^.^

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 24 февраля 2018 в 12:06

Мне не очень понравилось,так как в стихотворении оцитворяется живодерство.А так для школьной программы вполне сойдёт. :з 😀

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Субару Сакамаки, 24 февраля 2018 в 12:12

Гениально!

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 25 февраля 2018 в 12:51

Это идеально! ;D

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 20 марта 2018 в 16:22

По ледние предложение не очень хорошое

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 5 апреля 2018 в 18:29

А куда бабка потерялась,в запое?, её хоть искали?, некогда было, из-за того что шапку делали?, а может она сама свалила, когда увидела, что из котика шапку делают?

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 19 мая 2018 в 00:31

Всем жалко, а мне смешно

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 5 сентября 2018 в 16:17

Наша жизнь невозможна без потерь. Стихотворение именно об этом…

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 13 января 2019 в 12:22

прекрасное стихотворение всё как в жизни все мы что-то или кого-то теряем. Потом приходит осознание этих потерь. Поэт хранит в памяти светлые впечатления детства: жива ещё бабка, играет котёнок потери ещё впереди.

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Анжела Кузнецова, 26 января 2019 в 11:50

Я думаю сестру он не очень любил.

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 16 февраля 2019 в 08:19

котика жалко и бабушку тоже

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 19 февраля 2019 в 19:29

котика жалко:(

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 19 февраля 2019 в 19:34

у Есенина черный юмор

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 3 марта 2019 в 10:07

котика жалко но раньше было такое время когда бедных много очень много было

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 14 марта 2019 в 10:20

Ничто не вечно…в том истина таиться
Людей так много,но ими проще притвориться.

X

Ах как много на свете кошек в каком году

Аноним, 3 октября 2019 в 11:25

#ЖАЛКОКОТА. Стих хороший но котика жалко. А ещё бабушку и дедушку тоже.

Источник

Михаил Ларионов. Кот. Нач. XX в.

Начало ХХ века внесло в трактовку кошек в литературе особенную ноту.
Начнем с того, что именно тогда уменьшительное «котик» полноправно
прописалось на бумаге.

ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН

Игорь Северянин так адресуется в 1911 году к одной красавице:

Мисс Лиль

Котик милый, деточка! встань скорей на цыпочки,
Алогубы-цветики жарко протяни…
В грязной репутации хорошенько выпачкай
Имя светозарное гения в тени…

Ласковая девонька! крошечная грешница!
Ты еще пикантнее от людских помой!
Верю: ты измучилась… Надо онездешниться,
Надо быть улыбчатой, тихой и немой.

Все мои товарищи (как зовешь нечаянно
Ты моих поклонников и моих врагов…)
Как-то усмехаются и глядят отчаянно
На ночную бабочку выше облаков.

Разве верят скептики, что ночную бабочку
Любит сострадательно молодой орел?
Честная бесчестница! белая арабочка!
Брызгай грязью чистою в славный ореол!..

Андрей Белый Карандашный абросок Леона Бакста

Андрей Белый называет «Котик Летаев» целый роман
(предположительно, главного героя зовут Константин).

Владимир Дмитриев. Эскиз костюма к балету Игоря Стравинского «Байки про лису». 1927

Сказки, в которых фигурируют коты, мутируют в жанр, который позже назовут
магическим реализмом, а то и в вообще нечто неопределимое
(как «Мастер и Маргарита»).

Вера Павлова. Иллюстрации к «Полосонь» Алексея Ремизова

Алексей Ремизов пишет на основе славянского фольклора «Полосонь», где есть сказка
«Котофей Котофеич». Проза у него такая узорочная, что первый издатель, в журнале
которого выходили параллельно французский и русский варианты текстов, отклонил ее
рукопись как непереводимую. Появляются коты и в других текстах Ремизова.

Зинаида Серебрякова. Портрет Наташи Лансере с кошкой. 1924

Иногда поэты сочиняют безделки в духе детских стихов.

Анна Ахматова

Мурка, не ходи, там сыч
На подушке вышит,
Мурка серый, не мурлычь,
Дедушка услышит.
Няня, не горит свеча,
И скребутся мыши.
Я боюсь того сыча,
Для чего он вышит?

Иннокентий Анненский

«Без конца и без начала (колыбельная)»

Баю-баюшки-баю,
Баю деточку мою!
Полюбился нам буркот,
Что буркотик, серый кот…
Как вечор на речку шла,
Ночевать его звала.
«Ходи, Васька, ночевать,
Колыбель со мной качать!»
Выйду, стану в ворота,
Встрену серого кота…
Ба-ай, ба-ай, бай-баю,
Баю милую мою…
Я для того для дружка
Нацедила молока…

Кот латушку облизал,
Облизавши, отказал.
Отказался напрямик:
(Будешь спать ты, баловник?)…..

Надежда Лохвицкая (Тэффи)

Тэффи развлекалась стихами про любовь Белолапки и Тигрокота.

Белолапка — серокошка
Раз уселась на окошко,
А по улице идет
Очень важный тигрокот.
Скок!
И сразу хвать в охапку,
Серокошку — белолапку,
Под себя ее подмял,
Тигрокот, ну и нахал!

А еще у нее есть очень трогательный рассказ «Кошка господина Фуртенау»
про питомицу старика, которая меняла другим людям жизнь.

Читайте также:  Какой туалет для кошек не пахнет

Леон Бакст. Кот в сапогах. Эскиз костюма к балету «Спящая красавица». 1921

Николай Тархов. Кошки у окна. 1909

Кошки становятся темами серьезных стихотворений. В чем-то, наверное, тут поэты
берут пример с Шарля Бодлера, активно переводимого в ту эпоху, который посвятил
этим зверям не одно произведение.

Шарль Бодлер, фрагмент фотографии Этьена Каржа

Коты – друзья наук и сладостных забав,
Для них ни тишина, ни мрак ночной не тяжки,
Эреб избрал бы их для траурной упряжки,
Когда бы им смирить их непокорный нрав.
Покоятся они в задумчивой гордыне,
Как сфинксы древние среди немой пустыни,
Застывшие в мечтах, которым нет конца;
Крестец их в похоти магический искрится,
И звездной россыпью, тончайшей, как пыльца,
Таинственно блестят их мудрые зеницы.

Сергей Есенин рвет на груди рубаху, стеная

Сестре Шуре

Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня –
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.

про свою любимицу, из которой его деду сшили шапку.

Марина Цветаева восклицает
«В кошачьем сердце нет стыда!»

Кошки Максу Волошину

Они приходят к нам, когда
У нас в глазах не видно боли.
Но боль пришла — их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!

Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.
Они бегут от рабской доли:
В кошачьем сердце рабства нет!

Как ни мани, как ни зови,
Как ни балуй в уютной холе,
Единый миг — они на воле:
В кошачьем сердце нет любви!

Владислав Ходасевич

Ходасевич пишет своему любимцу некролог торжественным слогом-

«Памяти кота Мурра»

В забавах был так мудр и в мудрости забавен –
Друг утешительный и вдохновитель мой!
Теперь он в тех садах, за огненной рекой,
Где с воробьем Катулл и с ласточкой Державин.
О, хороши сады за огненной рекой,
Где черни подлой нет, где в благодатной лени
Вкушают вечности заслуженный покой
Поэтов и зверей возлюбленные тени!
Когда ж и я туда? Ускорить не хочу
Мой срок, положенный земному лихолетью,
Но к тем, кто выловлен таинственною сетью,
Всё чаще я мечтой приверженной лечу.

Источник – culture.ru

Источник

Цитата сообщения Marina_Margo

“Ах, как много на свете кошек, нам с тобой их не счесть никогда…” (Сергей Есенин)

Согласно широко распространенной версии, европейское слово «кошка» произошло от африканского — «кадис». Считается, что первые домашние кошки родом из Египта, откуда их привезли в Древний Рим. Тут-то и начинается загадочная история кошачьего имени.

Во-первых, во многих индоевропейских языках слово «кошка» звучит очень похоже: кот, кошка — у славян, кэт — у англичан (cat), катер — у германцев (kater), ша — у французов, но пишется — chat, катто — у прусов (catto), кате — у литовцев (kate), каке — у латышей (kake), котка — у болгар. По латыни дикую кошку называют катус (cattus).

Основа слова «кот» у европейцев древняя, поэтому столь одинаково она звучит на многих языках. Слово «кот» теснейшим образом связано с очень важным глаголом, обозначающим рождение, — котиться, оно также является составной частью слова, обозначающего звериного детеныша — catulus (по латыни).

Действительно, это мы сейчас говорим, что «звери рожают». Для наших предков такое выражение было неприемлемо. Рожать могла лишь женщина. Дело в том, что слово «родить» — священное и магическое. У славян оно связано с великим Богом умножения рода нашего — Родом (или Рудрой у древних индо-ариев). Кошка, как и всякий скот, в том числе мелкий, может только котиться. Котятся, кроме кошки, козы, овцы, зайчихи, крольчихи, коровы и другие животные.

Беременная кошка называлась по древнерусски «сукотная». Между словами кот, скот, окот (размножение домашних животных) есть некая связь, может быть, восходящая к началу распространения скотоводства в Европе, примерно, к 6-4 тысячелетию до нашей эры. В это же время, кстати, складывались и древние индоевропейские языки. Слова «кошка» или «кот» в переводе с древнеевропейских языков должны были подразумевать «рожающий или рожающая». Оно указывало на прямую связь древних «мурок и васек» с культом плодородия.

Доказательством подобной версии служат народные поверия о кошке у древних германцев. В образе кошки у них выступала богиня любви, материнства и плодородия Фрея, супруга солнечного бога Фрейра. Ничего удивительного здесь нет. Высокая воспроизводимость потомства у кошки хорошо известна.

На Руси самыми распространенными именами наших любимцев были Мурка и Васька. Почему Мурка — понятно, мурлычит много. Но отчего же тогда кота не называют Муром (ведь он урчит не хуже), Иваном или Петром, а именно Василием? Вот здесь заключено второе таинство кошачьего имени. Но оно связано уже чисто с народными ведами (знаниями).

До введения христианства на Руси наши предки почитали всемогущего Бога Навьевого царства, скота, богатства и всех лесных животных — Велеса. Велес мог принимать образы разных зверей, главное, чтобы тот зверь был мохнат. Кот является спутником Бога Велеса, священным животным, и с ним связано немало обычаев и обрядов.

Велес — один из центральных Богов в славянском пантеоне. Верным спутником Велеса, его священным животным считается мохнатый кот. Считается, что кошка — Зверь Велесов.

После введения христианства на Руси язычество сохранялось долго, пока не пришлось ИсПоВедующим скрыться. Но имя Велеса было запрещено, и древний бог стал принимать в сознании русичей образ Святого Власия (как и у Велеса имя от слова «волос») или Святого Николы. Святой Власий был покровителем скота, как и Велес. Вот в честь святого Власия в деревнях и стали называть котов Васьками — в память о Велесе. Потом первопричина, конечно, забылась. Поэтому при обращении к Их Мяукающим Высочествам будем помнить, что в каждом из них есть дух великого Велеса.

В старину на Руси кошка выступала и в роли созидателя, и в роли разрушителя. Одно из главных направлений ее деятельности — сохранение домашнего очага. Но и это не все — кошка у русских является еще и проводником в потусторонний мир.

Читайте также:  Какая порода в рекламе вискас порода кошки

В русских сказах, во многом вышедших из старославянских, кошка — один из основных персонажей, причем едва ли не самый умный зверь.

Всем известный Кот Баюн сам слагал сказы, обладал уникальным голосом (слышным за семь верст), мог своими песнями как зачаровывать до смерти, так и излечивать от болезней. Хотя у Пушкина Кот Ученый ходит вправо-влево, в русской мифологии он ходит вверх-вниз. И не по дереву, а по железному столбу.

Кот Баюн заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить», то есть — Баян. В сказах говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одном из сказов о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Йоги.

На Руси образ мохнатого кота — спутника Велеса — ассоциировался с домовым. Домовые, по вере наших предков, имеют разные звания, и каждый отвечает за свой участок: кто за дом или баню, кто за конюшню, за хлев. Ко всей этой домовой братии пращуры относились с трепетным уважением. Главного домового называли порой хранильником. Домовой следит за порядком и доброжелателен, но может и смертный конец ускорить.

Особая мистика всегда окружает строительство нового жилья. Здесь непременно был нужен подарок духу новостройки. Без обрядового подношения новоселов и их родственников ожидала смерть. Кто первый порог — магическую черту — пересечет, рискует с таинством судьбы столкнуться. Поэтому родился обычай впускать в дом первым кота, как зверя, связанного с могучим Велесом, повелителем душ людей и животных. Впускали кота, приговаривали: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор». И идет кот Васька через порог, защищая людей от всех превратностей судьбы, на себя все беды брал.

С чародейством и магией связана и окраска кошки.

Белая масть означает связь с зарею, черная — с ночью. Вообще черной кошке крепко не повезло. Это масть дыма, нечистой силы. Однако такая напасть на кошку обрушилась, видимо, после распространения христианства, для которого все, что мохнатое, языческое, — ассоциируется с чертом. У славян-язычников такого рокового отношения к черной кошке нет.

Если ночью на грудь навалилась серая кошка — это домовой давит. Надо его сразу спросить: «К добру или к худу?» — и выслушать ответ.
(Народная примета)

До сих пор сохранилась на Руси вера, что в несчастном доме коты не ведутся, а кто убьет кота, тому семь лет ни в чем удачи не видать. Кто любит и бережет кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой «напрасной беды».

Много других истин связано с этим зверем, множество примет и пословиц.

Без кошки не изба.
На мышку и кошка зверь!
Кошки дерутся — мышкам приволье!
Кто кошек любит — будет жену любить!
Напала на кошку спесь, не хочет и с печки слезть!
Любит кошка молоко, да рыльце коротко!

Есть много поговорок, связанных с нравом, повадками кошек, примененных к всевозможным явлениям человеческой жизни:
У них лады — что у кошки с собакой! — говорят о сварливой супружеской чете.
Захотел от кошки лепешки! — намекают на чью-либо сомнительную щедрость.
Поклонишься и кошке в ножки! — предупреждают гордеца, которому на роду написано переломить свою спесь-гордыню.

По народной примете: кошка свертывается клубком — к морозу, крепко спит брюхом кверху — к теплу, скребет лапами стену — к ветру непогожему, пол — к вьюге, умывается — к ведру, лижет хвост — к дождю, на человека тянется — обновку (корысть) сулит.

Как с огнем очага, так и с кошкою соединяются приметы о приезде гостей: если умывается кошка или загребает лапами, то ожидай гостей; если при этом лапы у нее холодные — то гости будут чужие и нежеланные, а если лапы теплые — то приедут друзья и родичи.

Существует сакральное поверье, что кошка так живуча, что только девятая смерть и может ее уморить до смерти.

Много загадок загадывается про этого тотемного зверька: Четыре четырки, две растопырки, один вертун, да два яхонта.

* * *

Однажды, теплым весенним утром, Господь проснулся излишне рано.
Он встал, встряхнулся, повел боками, нектара выпил Он из-под крана,
Потом умылся (да-да, нектаром) и в форточку посмотрел немножко.
Затем вздохнул и пошел работать: сегодня нужно придумать кошку.

Вчера был заяц. Отличный заяц! Вот этим зайцем Он был доволен:
Такие уши, такая попа, и нос – улыбчивый поневоле.
А в прошлый раз был, конечно, ежик. Куда ж без ежиков в мире этом.
Но кошка – это в разы сложнее. Не просто зверь, а мечта поэта.

Она должна быть пушистой, мягкой, с когтями – когти ей пригодятся,
Она должна работать урчалкой и на полу вверх собой валяться.
Куда там свиньям и дикобразам, куда лисицам и капибарам!
У кошки должен быть дух победы и девять жизней – почти задаром.

Бог долго клеил хвосты и лапы, ругался, дергал, свистел и правил,
Приклеил гребень, потом отклеил, приклеил уши и так оставил,
Усы повтыкивал, селезенку, ну там сердечко, конечно, печень,
Полоску в шкурку, потом урчальник – чтоб кот хозяина обеспечил
Отличным муром.

Потом глазищи, язык шершавый, и нос получше,
И уж последней, безумно нежно и аккуратно он вклеил душу.
Она была бесконечной. Да ведь все души, в общем-то, бесконечны.
Местами – твердой, местами – мягкой, и самую чуточку – человечной,

Чтоб у человека, когда он смотрит в глаза кошачьи – паденье, тайна! –
Осталось чувство: он с кошкой вместе, и вместе, в общем-то, неслучайно.
Спустился вечер. Луна смотрела в окно тигриным искристым взглядом.
В зеленой чашке чаинки спали, остывший чайник приткнулся рядом.

Бог спал, укрывшись цветастым пледом. В окне дрых аист, под стулом – заяц.
Под боком Бога лежала кошка на мир мурлыкала, не моргая…

Источник